Программа ДОП "Фантазеры"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_fantazery.docx | 40.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» села Иогач
ПРИНЯТА На заседании педагогического совета протокол № _____ от «___»_______ 201____г. | УТВЕРЖДАЮ: заведующая МДОУ д/с «Берёзка» с.Иогач _______/Н.Ю.Кащеева/ Приказ № _____ от «___» ____201___г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фантазеры»
для детей 6-7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор-составитель:
Чибиекова Наталья Викторовна
Иогач 2019г.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Рисование — один из ведущих видов деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Оно способствует познанию окружающего мира и является наиболее эффективным средством формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы рисования. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам средней группы исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования «Фантазеры» представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в условиях детского сада. В рабочей программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник изодеятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.
Направленность программы: представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Актуальность программы: нетрадиционное рисование интересно тем, что изображения у детей всегда получаются разными. Как правило, это простые и доступные техники, тем не менее, играющие очень важную роль в психическом развитии дошкольника. Их использование предполагает атмосферу непринужденности, дает возможность малышу проявить инициативу, выразить в рисунке чувства и эмоции. Главным в такой деятельности является не конечный продукт, а формирование уверенной в себе личности.
Использование нетрадиционных техник развивает исследовательские способности детей 6-7 лет. Ведь, они предоставляют возможность поэкспериментировать (например, смешать гуашь с мыльной пеной, нанести краску на природные материалы).
Нетрадиционное рисование совершенствует мелкую моторику рук дошкольников подготовительной группы, что в свою очередь, способствует становлению правильной речи.
Отличительные особенности программы: по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.
Адресат программы. Программа разработана для детей средней группы, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 6-7 лет. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 37
Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.
Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.
Групповая и подгрупповая работа. В условиях дошкольного образовательного учреждения комплектация групп зависит от многих факторов, но поскольку одной из задач данной программы является, создание благоприятной атмосферы и условий, а также максимального взаимодействия в группе, то возможны деления детей на подгруппы. Поэтому количество детей в группе может быть до 25 человек, что соответствует максимальной наполняемости в группе, а в подгруппе до 12 детей.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики
Особенности организации образовательного процесса
При организации образовательной деятельности учтены следующие принципы:
-принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности обучения;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода;
- принцип гуманизма;
- принцип комплексности;
-принцип интеграции образовательных областей.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации программы
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Средства: - совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
Состав группы – постоянный. Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года.
Периодичность – один раз в неделю в 16.30.мин.
Продолжительность занятий – 30 минут.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Задачи программы:
1. Сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.
2. Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
4. Развивать творческие способности детей.
1.2 Содержание программы
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение , физминутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова итп.
1.3. Планируемые результаты
К концу года дети могут:
- Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- Называть основные выразительные средства произведений искусства.
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
- Использовать разные материалы и способы создания изображения.
- Создавать сюжетные и декоративные композиции.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Техника исполнения | Программное содержание | Материалы и оборудование | Кол-во часов |
Октябрь | |||||
1. | «Солнышко» | Рисование ладошкой | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить краску быстро и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |
2. | «Осенний букет» | Печатание листьями | Продолжаем знакомство с нетрадиционной техникой – печать листьями; учить смешивать краски прямо на листьях; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. | Бумага формата А4, гуашь, кисть. | |
3. | «Пейзаж у озера» | Монотипия | Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать ею самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. | Бумага формата А4, листья, гуашь, кисти | |
4. | «В нашем саду листопад» | Примакивание | Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; развивать умение различать цвета. | Бумага формата А4, гуашь, кисть | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Ноябрь | |||||
5. | «Осенние мотивы» | Раздувание краски | Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски. Показать его выразительные возможности. Развивать мышцы рта. | Бумага формата А4, гуашь, коктельные трубочки | |
6. | «Котик» | Тычок жесткой кистью | Расширять знания о домашних животных, прививать любовь к ним; закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой - тычком жесткой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость); развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |
7. | «Ежик» | Смешанная техника | Расширять знания о животных; учить детей рисовать ежика в смешанной технике; колючки и ковер из листьев – в технике оттиск из бумаги; листва в технике печать листьями; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, развивать воображение и инициативу, мелкую моторику рук. | Бумага формата А4, акварель, кисть | |
8. | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Декабрь | |||||
9. | «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» | Витражи | Формировать интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить с «витражами» и техникой их выполнения | Бумага формата А4 гуашь, кисти | |
10 | «Морозный узор» | Рисование свечей | Вызвать интерес к зимним явлениям природы. Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. | Картон синего цвета, гуашь, восковые свечи | |
11 | «Елочка - красавица» | Рисование ладошками и пальчиками | Учить рисовать елку при помощи руки; учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками | Иллюстрации с изображение новогодней елки, бумага, гуашь, кисти | |
12 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Январь | |||||
13 | «Зимние напевы» | Набрызг | Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа. Познакомить с новым способом изображения снега - «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами. | Листы бумаги темно-голубого цвета, гуашь, кисти | |
14 | «Северное сияние» | Восковые мелки | Закрепить умение рисовать восковыми мелками; развивать образное мышление, фантазию, творчество; | Бумага формата А4, восковые мелки, иллюстрации с изображение северного сияния | |
15 | «Зимнее дерево» | Присыпание солью | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. | Бумага темноголубого цвета, жесткая кисть, гуашь | |
16 | По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему | Все имеющиеся в наличии | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Февраль | |||||
17 | «Морозные узоры» | Рисование свечей | Познакомить с техникой рисование свечей; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество | Бумага формата А4, кусочек свечи, акварель, кисти | |
18 | «Снегирь» | Пластилинорафия | Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. | Бумага формата А4, пластилин | |
19 | «Подарок для папы» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировани и с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; закреплять умение выбирать самостоятельно технику и цвет. | Все имеющиеся в наличии | |
20 | «Путаница - перепутанница » | Ниткография | Создать условия для знакомства детей с новой нетрадиционной техникой рисования – ниточкой; развивать мелкую моторику рук | Бумага формата А4, гуашь, ниточки | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Март | |||||
21 | «Розы в подарок» | Рисование с помощью бумажного штампа | Продолжать обучать детей изображать цветы в разных нетрадиционных техниках розы - с помощью бумажного штампа, точно передавая форму и колорит цветов; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |
22 | «Цветок для мамы» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой техникой рисование мыльными пузырями; развивать художественно-творческие способности, воспитывать аккуратность. | Бумага формата А4, стакан с водой, детский шампунь, трубочки для коктейля, гуашь, кисти. | |
23 | «Мимоза» | Рисование тычком | Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка; развивать эстетическое восприятие окружающего мира. | Бумага формата А4, ватные палочки, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением мимозы | |
24 | «Звездное небо и его чудеса» | Набрызг | Познакомить с техникой рисования набрызг; учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок и набрызг; развивать цветовосприятие | Бумага черного, темно-синего цвета, зубная щетка, стека, кисть, гуашь | |
Итоговая выставка рисунков | |||||
Апрель | |||||
25 | «Весенние дерево» | Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг | Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие. | Бумага формата А4, восковые мелки, акварель | |
26 | «Загадочный мир космоса» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением космоса | |
27 | «Черёмуха» | Рисование методом тычка | Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи, ее цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |
28 | «Мир в котором мы живем» | Различные | Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира. | Все имеющиеся в наличии |
2.2. Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Наборов разнофактурной бумаги.
- Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
- Художественно-изобразительного материала.
- Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
- Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
- Демонстрационного наглядного материала.
2.3. Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: детские выставки, участие детей в муниципальных конкурсах рисунков, показ открытых занятий для педагогов района,создание журнала образцов - нетрадиционных техник рисования «Чем мы только не рисуем ».
Результаты усвоения программы отслеживаются на каждом этапе обучения путем диагностирования. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Аттестация воспитанников проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и конце (май). Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.
2.4. Методические материалы
Руководитель кружка использует в своей работе нетрадиционные техники:
- оттиск печатками из овощей;
- рисование пластилином;
- тычок жесткой кистью;
- оттиск печатками из ластика;
- оттиск поролоном;
- восковые мелки и акварель;
- свеча и акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошек;
- кляксография;
- монотопия;
- отмывка;
- вливание цвета в цвет;
- выдувание;
- печать по трафарету;
- рисование мыльными пузырями;
- волшебные нитки;
- граттаж и т.д.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее и смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
2.5. Список литературы
1. Погодина С.Художественные техники – классические и
неклассические// Дошкольное воспитание. 2009 №10.
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная
педагогика. 2011 №7(72).
3. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как
средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009 №6 (65).
4. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной
деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005 №5 (26).
5. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008 №2
6. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник
рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. //
Дошкольная педагогика. 2011 №5 (70).
7. Киселева Н. саду.//Дошкольная педагогика. 2009 №1 (50).
8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.-
Яр., 1997
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-
Москва,2006.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду
подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду.- Москва. 2003
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка» с. Иогач
ПРИНЯТ: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании руководитель МДОУ
педагогического совета д/с «Березка» с.Иогач
протокол №_____ ________Кащеева Н.Ю.
от «____»_______2020г. Приказ №______
от «___»_________2020г
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
деятельности кружка «Познавайка»
для детей II младшей группы
на 2020 – 2021 учебный год
Составлен на основе программы развития математических представлений у дошкольников Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» (ФГОС)
Руководитель кружка: Чибиекова Наталья Викторовна
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования «Познавайка»: 1 учебный год (с октября по май текущего года).
Программа «Познавайка» рассчитана на детей 3-4 лет.
Проведение занятий планируется 1 раз в неделю с подгруппой 13 детей, продолжительностью 15 мин, во вторую половину дня.
Месяц | Количество занятий | Продолжительность 1 занятия | Объем учебной нагрузки в месяц |
Октябрь | 4 | 15 минут | 1 часа |
Ноябрь | 4 | 15 минут | 1 часа |
Декабрь | 4 | 15 минут | 1 часа |
Январь | 2 | 15 минут | 30 мин |
Февраль | 4 | 15 минут | 1 часа |
Март | 4 | 15 минут | 1 часа |
Апрель | 4 | 15 минут | 1 часа |
Май | 3 | 15 минут | 45 мин |
Всего в год: | 29 занятий | 7 ч. 15 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
- Мне нравится (1)