Конспект НОД "Русская красавица"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 211.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек»
Барабинского района Новосибирской области
Конспект НОД для детей старшей группы «Русская красавица!»
Выполнила воспитатель 1квалификационной категории МКДОУ №1 «Ручеек» Еременко А.А.
Познавательное развитие:
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Художественно - эстетическое развитие:
Совершенствовать технические приёмы работы с кистью. Закрепить умения рисовать образ берёзы весной (белый ствол с чёрными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы) средствами нетрадиционных техник рисования.
Речевое развитие:
- пополнить словарный запас за счет новых слов: зеркальная гладь, отростка, грош
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.
Предварительная работа: наблюдение за берёзой на прогулке; чтение стихов, пословиц, поговорок о берёзе; разучивание хоровода «Мы вокруг берёзки»; рассматривание репродукций картин.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь детям при проведении практической части.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко.)
Воспитатель: Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям.
Звучит музыка, на экране проецируются слайды
Воспитатель:
Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке и изобразим её при помощи нетрадиционных техник рисования.
Береза – символ красоты русской природы, символ России. Берёзу очень любят и называют её «Русской красавицей», хотя берёза растёт не только в России. Она растёт в Северной Америке и в Китае, а в Японии растёт берёза с красной корой.
А какая берёза вам больше нравится?
(Самая красивая берёза – наша белая Российская красавица.)
Воспитатель: Россию издавна называли берёзовым краем. Поэтому многие поэты восхваляют русскую берёзу в своих стихах. Ею можно восхищаться в любое время года. Давайте с вами вспомним стихи о березе.
Ребёнок:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы (С. Есенин) (летом)
Воспитатель: Какая берёза летом?
Ребёнок:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)
Воспитатель: Какая берёза осенью?
Ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Воспитатель: Какая берёза зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, как красива берёзка в разное время года.
Воспитатель: Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают её в разное время года.
Перед вами репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»
В какое время года изобразил художник березки? (Ответы детей)
Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину. А как можно ещё назвать?
Дети: Березняк.
Воспитатель: А сейчас посмотрите на следующую репродукцию Н. Бакшеева «Голубая весна».
А здесь, в какое время года изображена березка?
Как легко отличить березку от других деревьев? (Ответы детей)
Воспитатель: А на этой репродукции картины И.Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое изображено время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какие деревья вы еще узнали?
Чем покрыты ветки берёзы зимой? (Ветки берёзы покрыты зимой инеем.)
Воспитатель: А вы хотели бы сейчас вместе со мной оказаться в весенней берёзовой роще?
(Звучит музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами присядем на полянку. Закройте глаза и представьте, что лёгкий весенний ветерок закружил и принёс нас в весенний лес. (Помощники вносят «берёзы») Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Посмотрите, мы с вами оказались в берёзовой роще.
Воспитатель: Для кого лес является домом?
( Лес является домом для деревьев, птиц, зверей, насекомых.)
Воспитатель: Посмотрите, кто- то идёт нам навстречу.
Березка:
Здравствуйте! Как я рада
Быть с вами в этот день!
Спасибо, что меня вы не забыли,
И в этот день весенний навестили.
Воспитатель: Народ придумывает пословицы и поговорки, загадки, потому что любят они тебя - нашу русскую красавицу.
Березка: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о нас.
Дети:
- Березкой обогреешься, а не оденешься.
- Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
- Какова березка, такова и отростка.
- Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь.
Березка: А вы знаете, что березы могут предсказывать погоду. А какие народные приметы вы знаете:
Дети: а) Если из березы течет много сока – к дождливому лету;
б) Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу – поздняя.
в) Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, а ольха перед березой – мокрое.
Воспитатель: На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березку. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На «Троицу» украшали дома и храмы березовыми ветками.
Физминутка:
Берёзка: А ну, честной народ,
Становись-ка в хоровод!
(Раздаём платочки).
Хоровод «Мы вокруг берёзки»
Посмотри берёзка,
Мы к тебе идём,
Яркие платочки
Мы тебе несём
Припев:
Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят.
Девочки к берёзке
Ближе подойдут,
Яркими платочками
Весело взмахнут
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).
Припев:
Разошлись ребятки
И пошли гулять,
Про берёзку песню
Нежно напевать
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?
Дети: 1 Из березы люди плели лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные ложки.
2 Из веток делают метлы и веники, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.
3 Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу.
4 Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
Воспитатель: Русские люди используют его в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать.
Дети:
5 В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
6 Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.
Динамическая пауза «Берёзка».
Мы берёзку посадили,
И водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла.
А потом их наклонила
И ребят благодарила.
Воспитатель: Много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку.
Объяснение и одновременный показ:
Воспитатель: Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево?
Дети: Начинаем рисовать со ствола.
Воспитатель: Как рисуем ствол дерева?
Дети: Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.
Воспитатель: Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев?
Дети: Ствол белый с чёрными пятнами.
Воспитатель: Посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна. А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые?
Дети: Ветви у берёзы изогнутые.
Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие…Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От ствола вверх, закругляем и вниз. Рисуем так же кончиком кисти.
Теперь рисуем крону. Для этого я меняю мягкую кисть на щетину, чтобы изобразить крону дерева более выразительно. На макушке дерева крона всегда чуть ярче, светлее, а внизу темнее, гуще. Для нижней части кроны я добавлю немного темной краски (рисуем методом «тычка»).
Воспитатель: - Какой кистью будете рисовать крону? (щетиной).
Воспитатель: - Возьмите в руки кисточки и покажите в воздухе, как будете рисовать ствол и ветки. (Показ детьми). Вы не забыли, что берёзку мы будем рисовать весной? А какие украшения на березке появляются весной?
Дети: Весной появляются серёжки.
Воспитатель: Сережки – это собранные вместе цветочки на мягкой свисающей ножке.
Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
Работа за столами.
(Под музыку дети выполняют задание. Во время самостоятельной работы под музыкальное сопровождение оказываю индивидуальную помощь)
Воспитатель: Вы только посмотрите, какая красота! У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прижаться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от нее сил и здоровья.
Берёзка: Спасибо. Мне понравились все ваши работы. В ответ я хочу вас угостить полезным берёзовым соком, который полезен весной для людей и зверей.
Воспитатель: Ребята, но не забывайте, что если вы набираете берёзовый сок, нужно ранки залепить землёй.
Воспитатель:
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Ребёнок:
Белая берёза -
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.
Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
Берёзка: Все, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь –
Обо всем вы сегодня сказали.
До свидания. До новых встреч!
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться домой, в детский сад. Присядьте на полянку, возьмитесь за руки, закройте глазки, и лёгкий весенний ветерок унесёт нас обратно.
Рефлексия. Понравилась вам прогулка по берёзовой роще? А кому бы вы хотели показать свои работы? (Родителям, детям из младших групп)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту НОД "Красавица-матрёшка"
Приложение к конспекту НОД "Красавица- матрёшка"...
Конспект занятия "Красавица матрешка" для группы кратковременного пребывания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детскийсад общего вида №119»«Красавица Матрешка»Тема: Знакомство с игрушкой «матрешкой»(группа кратковременного пребывания «Вместе ...
Конспект "Спасем красавицу-осень"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте на дифференциацию звуков С- Сь. Подготовительная группа детей с ОНР....
Конспект занятия "Красавица матрешка"
Конспект занятия " Красавица матрешка"...
Конспект НОД «Красавица зима» младшая группа
Конспект НОД «Красавица зима» младшая группа...
конспект новогодняя красавица
Продолжать учить детей отвечать на вопросы словом и предложением из двух-четырех слов, внимательно слушать и отгадывать несложные загадки;• Побуждать к употреблению имен существительных и п...
Конспект ООД «Красавица снежинка»
Программное содержание. Учить детей рисовать узор на бумаге, придумывать детали по своему желанию.Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.Развивать образные представления, в...