Схема анализа жанровых композиций в произведениях живописи и графики для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по рисованию

Примерные вопросы для написания конспекта соответственно выбранному возрасту  ребенка - дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_raboty_po_kartine_po_vozrastam.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Схема анализа жанровых композиций

в произведениях живописи и графики

Примерные вопросы для написания конспекта соответственно выбранному возрасту

Младший дошкольный возраст

1.        Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (репродукцию)?

2.        Как вы думаете, какое настроение она передает? Почему вы так решили?

3.        Что изображено на картине? Какое событие?

4.        Что изображено на натюрморте? (для натюрморта)

5.        Какое время года изображено? (для пейзажа)

6.        Какое время суток? (для пейзажа)

7.        Какое состояние природы? (для пейзажа)

8.        Что изображено на пейзаже? (природа, город, заводы...)(для пейзажа)

9.        Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)

10.        Кто изображен на портрете? (для портрета)

11.        Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)

12.        Какая у них поза? Что они делают? (для портрета)

13.        Что в этой картине самое заметное, яркое? На что вы обращаете внимание?

14.        А что в ней самое главное? Как вы догадались? Почему вы так решили?

 15.        Каким вам кажется это произведение (теплым или холодным; светлым или темным; ярким или бледным)?

16.        Какие цвета и оттенки чаще всего использует художник в этом произведении?

17.        Какие геометрические формы спрятались на картине?

18.        Что в произведении является большим, а что маленьким?

19.        Как вы думаете, если добавить (убрать) какой-либо элемент в произведении, что это изменит?

20.        Где проходит линия горизонта в произведении?

21.        А если мы мысленно разделим произведение пополам, то будут ли одинаковыми половинки?

22.        Встречаются ли в произведении одинаковые элементы?

23.        Есть ли в этом произведении что-то движущееся?

24.        А как бы вы назвали это произведение?

25.        А знаете, кто написал его?..

26.        Понравилось ли вам произведение? Чем?

27.        А хотели бы сами нарисовать что-то похожее?


Старший дошкольный возраст

1.        Что вы чувствуете, когда видите эту картину (репродукцию)?

2.        Какое настроение она передает? Почему вы так решили?

3.        С помощью чего художник смог передать такое состояние?

4.        Какое событие изображено в произведении?

5.        Что изображено на натюрморте? Какие предметы? Как они сгруппированы? (для натюрморта)

6.        Какое время года изображено? (для пейзажа)

7.        Какое время суток? (для пейзажа)

8.        Какое состояние природы? (для пейзажа)

9.        К какому виду пейзажа можно отнести это произведение? (сельский пейзаж, городской, марина, ведута, интерьер?) (для пейзажа)

10.        Сколько человек изображено на портрете? (для портрета)

11.        Кто изображен на портрете? (для портрета)

12.        К какому виду можно отнести этот портрет? (для портрета)

13.        Что находится вокруг предметов? Где они располагаются? (для натюрморта)

14.        Можно ли в натюрморте встретить похожие элементы? (для натюрморта)

15.        Где источник света? Что самое светлое (темное) в натюрморте? Как вы думаете, для чего художник сделал это? (для натюрморта)

16.        Что в этой композиции самое заметное? На что вы прежде всего обращаете внимание, глядя на это произведение?

17.        Что в ней главное? А что второстепенное? Как вы это определили?

18.        Как изображен герой (героиня, герои) в полный рост или нет? (для портрета)

19.        Какая у них поза? (для портрета)

20.        Соподчинены ли элементы портрета друг с другом? (для портрета)

 21.        На каком фоне изображен герой (героиня, герои)? (для портрета)

22.        Откуда направлен источник света? (для натюрморта)

23.        Какие детали использованы в портрете? Для чего? Что они обозначают? (для портрета)

24.        Какая колористическая гамма использована художником?

25.        Каким вам кажется это произведение по тону (светлым или темным; ярким или бледным)? Как вы думаете для чего художник сделал его таким?

26.        Какие цвета и оттенки чаще использует художник в этом произведении?

27.        Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие? Для чего?

28.        В какую геометрическую форму можно заключить композиционный центр? Где он располагается?

29.        Какие геометрические формы присутствуют в художественных образах?

30.        Что в произведении имеет большую величину, а что маленькую?

31.        Можно ли разделить эту композицию на части?

32.        Соподчинены ли части произведения друг с другом?

33.        Уравновешена ли композиция или нет?

34.        Где проходит линия горизонта в произведении? С какой точки рисовал художник? Как вы определили?

35.        Можно ли разделить произведение пополам? Одинаковыми ли будут его части?

36.        Повторяются ли какие-либо элементы в произведении?

37.        Какой ритм использовал художник? С помощью чего он его передал? Для чего?

38.        Динамичной или статичной является композиция? С помощью чего художник добился этого?

39.        Какой формат использовал художник? Для чего?

40.        Какие материалы использованы художником?

41.        К какому виду живописи относится это произведение?

42.        Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?

43.        Какую(ие) технику(ки) использовал художник?

44.        Это произведение относится к произведению живописи или графики? Почему вы так решили?

45.        Как вы думаете, как называется это произведение?

46.        Как вы думаете, для чего это произведение создано?

47.        А знаете, кто написал его?..

48.        Понравилось ли вам произведение? Чем?

49.        Хотели бы сами создать что-нибудь подобное?


Порядок  ознакомления детей с картинами

  • Пейзаж

1. Название, автор.
2. Содержание. Композиция.
3. О чём картина.
4.  Средства выразительности и их связь с идеей произведения.
5.  Особенности передачи художественного образа в пейзаже (пейзаж всегда связан с личностью художника).

  • Натюрморт

1. Название, автор. 
2. Содержание. Композиция.
3. О чём картина.
- об эпохе;
- предметы рассказывают о человеке;
- картина создана просто для любования.
4. Выразительные средства и манера письма художника.
5. Ещё раз определяется о чем повествует картина.

  • Жанровая картина

1. Название, автор.
2. Содержание.
3. О чём картина (главный художественный образ).
4. Герои картины, их внутреннее состояние выраженное через позу, выражение лица, одежду и т.д.
5. Средства выразительности.
6. Идея, загадка картины.

  • Портрет

Портрет – это отражение того, как художник относится к тому, кого он изображает.
1. Автор и название.
2. Отношение художника к портретируемому.
3. Средства выразительности:
- поза;
- движение и положение головы;
- лицо – мимика глаз, губ;
- руки;
- одежда;
- фон.
4. Определяем связь между главной идеей (художественным образом) и выразительными средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портретной живописи в эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для...

Блок художественных произведений о домашних животных для детей дошкольного возраста.

Блок  художественных  произведений  о домашнихживотных для детей дошкольного возраста....

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей дошкольного возраста...

«Художественное произведение как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.СОДЕРЖАНИЕВВЕ...

Авторская разработка-инсценировка по произведениям К.И. Чуковского для детей дошкольного возраста.

Небольшая тетрализованная постановка, своего рода поппури по произведениямК.И.Чуковского.Роли исполняю дети старщего дошкольного возраста (Дедушка Корней,Муха-Цокотуха,Комарик,Бибигон,Айболит,Бармалей...

Картотека литературных произведений по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста

Картотека литературных произведений по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста(информационный ресурс для педагогов и родителей, содержащий нормы и ценности, принятые в обществе, связанны...