Мастер-класс для педагогов
материал по рисованию

 
"Иллюстрируем книгу с детьми"
Особую роль в развитии художественного восприятия играет книжная иллюстрация .Очень часто именно картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребёнок .Полюбят ли дети этот вид искусства, во многом зависит от того, как педагог организует и проводит знакомство детей с книжной иллюстрацией. 
Рассматривать иллюстрации лучше тогда, когда дети ознакомлены с произведением .Вначале я стараюсь вызвать интерес к рисунку и эмоциональный отклик на него своей эмоциональной реакцией, восхищением мастерством автора. Если иллюстрация не заинтересовала детей, что бывает крайне редко, прихожу на помощь - поясняю её содержание. Рассматривая ту или иную иллюстрацию, обязательно выясняю, кто из персонажей детям более симпатичен, какое у него настроение ,какое настроение вызывает сама иллюстрация у детей. 
Нередко мы с ребятами сравниваем иллюстрации разных художников к одному произведению.Это очень занимательно для детей и способствует развитию в них творческого мышления, воображения.Так же дети учатся находить характерные для того или иного художника изобразительные приёмы.В ходе дидактической игр "Угадай, кто нарисовал" и "Подбери иллюстрации этого художника(называем)" в дошкольниках развивается умение отличать иллюстрации наиболее известных отечественных графиков(Чарушина,Васнецова,Сутеева). 
В результате этой работы, многие мои воспитанники очень увлеклись таким видом искусства как иллюстрация настолько, что постепенно,от рассматривания и обсуждения иллюстраций в книгах мы с ребятами старшего дошкольного возраста перешли к самостоятельному иллюстрированию.Надо сказать, что книжки "своими руками"("самиздат")мы изготавливали и раньше.Но,в основном, мы использовали технику"коллаж" или аппликацию."Книжки- малышки" и "мягкие книжки" дети создавали вместе с родителями.Но опыт, описанный ниже,по моему мнению, стоит внимания моих коллег. 
Я стала обращать внимание, что несколько человек в группе в свободное время увлечённо рисуют котят.Кто то сам создаёт интересные,можно сказать,стильные образы, а кто то с усердием перерисовывает,добавляя свои детали.Тогда я предложила всей моей группе создать художественную студию"Рисуем книгу" и попробовать самим проиллюстрировать так полюбившееся многим стихотворение Ирины Томаковой "Котята".Заинтересовались почти все ребята,но некоторые,что называется," отсеялись" в творческом процессе.Ведь вечернее время,выделенное мной для работы студии,можно заполнить другими,не менее интересными занятиями. 
Для начала, я познакомила ребят с замечательными , своеобразными иллюстрациями к этому произведению таких мастеров как Виталий Стацинский, С.Гвиниашвили и Ирина Литвинова.Затем я распределила на каждого члена студии по четверостишью.Здесь, в первую очередь , учитывалось предпочтение ребёнка.С каждым мы обсудили содержание его четверостишья, характер и внешний облик персонажей, средства выразительности. 
Каждый продумал и подобрал фон для своего рисунка, соответствующий,по мнению маленького художника, настроению стихотворения.Затем дети делали наброски карандашами,раскрашивали свои рисунки гуашью и ,наконец, вырисовывали детали. 
Кто то из ребят нарисовал свой рисунок в один заход - было просто не оторваться от процесса! Кому то понадобилось несколько занятий.И вот результат
 
Мне осталось только наложить текст и подписать авторов иллюстраций.Когда книга была готова,и все ребята группы смогли полистать и оценить её, очень многие, отказавшиеся в этот раз от участия в создании книги , проявили желание в следующий раз обязательно поучаствовать.Прозвучали новые предложения.Словом, всё получилось.Будем работать дальше.Я уверена, книга вцелом и книжная иллюстрация станут важнейшей частью, составляющей культурное содержание личности моих воспитанников.
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...