Здравствуй, песочная страна!
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, песочная страна!»
Цель занятия: Познакомить детей с искусством песочного рисования и начать знакомить с базовыми техниками получения изображения на песочных световых планшетах.
Задачи занятия:
- познакомить детей с оборудованием песочного рисования, правилами поведения в процессе рисования песком;
- освоить базовые приемы создания песочного фона и получения изображения на песочных световых планшетах приемом «вырезания».
- познакомить детей с искусством Sand-art;
- познакомить со способом создания песочной анимации;
- развивать творческие способности ребенка, фантазию, способность планировать графические действия;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния ребенка.
Оборудование: световые планшеты для рисования песком, песок, влажные салфетки, проектор.
Ход занятия
1. Вводная часть – ритуал «входа» в занятие и мотивации
- Я предлагаю всем перенестись в песочный мир - удивительный и волшебный мир песка. Вы, может быть, скажете, что тут замечательного и волшебного: «Ну, песок, ну, лежит на белой поверхности планшета. И что тут волшебного?» Действительного, никакого волшебства.
И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко» для песка внутри планшета, и песок сможет нам поведать много интересного (включаются световые планшеты).
Посмотрите, перед вами необычный песочный мир в нем живет свет и тень, которую, как раз, и порождает песок. И этот песочный мир называется «Sand-art» - «Мир песочного искусства».
Для того, чтобы нам войти в этот волшебный мир, нам необходимо поздороваться с песком.
Ребята, а как можно поздороваться с песком? (Прикоснуться ладошками к поверхности планшета, слегка постучать по нему пальцами, погладить …. и пр.).
Упражнение «Здравствуй, песок!»
- А давайте придумаем различные варианты, как можно «поздороваться с песком».
Можно различными способами, например, дотронуться до песка:
- дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
- легко, с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его на планшет;
- дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
- перетереть песок между пальцами, ладонями.
Послушайте…. Песок тоже с вами здоровается. Вы все слышите? Он говорит тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко.
- А давайте его развеселим!
Игровое упражнение «Пощекоталочки».
Как можно пощекотать песок? Покажите.
Почему песок сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давайте его пощекочем между ладонями. Вы слышите, как он смеется? Вот мы и развеселили песок!
(Дети выполняют упражнение: различными способами дотрагиваться до песка и отвечают на вопросы взрослого).
Теперь мы подружились с песком и нам комфортно в песочном мире.
- Предлагаю чувствовать себя здесь как дома. Вот, нас встречает хранительница песочного мира – Черепашка. Она – добрая волшебница, охраняет песок от всяких на него посягательств и недобрых гостей. Поскольку таковых здесь, надеюсь, нет, ей очень хочется познакомиться с вами и пригласить всех к себе в гости в свой песочный мир.
- Ребята, вам нужно по очереди черепашке назвать свои имена.
Гостеприимная Черепашка иногда бывает грустной, когда подружки - песчинки выпадают из планшета и не возвращаются домой. Черепашка просит вас соблюдать следующие правила.
Правила Черепашки:
1. Береги песчинки – старайся их не выбрасывать из планшета. Старайся так сыпать песок, чтобы он не просыпался мимо планшета. Если песчинки высыпались на стол рядом, верни их на планшет.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Старайся не дотрагиваться во время работы с песком до лица. Следи, чтобы песок не попал в глаза и в рот.
3. Черепашка любит, когда у детей чистые руки. Поиграл с песком – помой руки или вытри влажной салфеткой.
Черепашка очень веселая и хранит секретные превращения песка в различные волшебные картины, но вам она их со временем все раскроет, поскольку вы будете соблюдать ее просьбы и правила рисования с песком.
Чтобы окончательно погрузиться в мир песка Черепашка предлагает произнести волшебное заклинанье:
«Черепашка, мы с тобой,
В мир песочный войдем!
Обещаем рисовать
И песок не высыпать»
(Дети произносят заклинание)
Вы заметили, что при соприкосновении с песком наши руки оставляют отпечатки. Я предлагаю попробовать сделать отпечатки и прислушаться к своим ощущения.
Игровое упражнение «Отпечатки рук»
Детям предлагается:
- соприкоснуться с поверхностью песка внутренней и внешней стороной ладони, задержать руку на песке, слегка и вдавив её, и прислушаться к своим ощущениям (чувство прохлады (или тепла) песка);
- подвигать руками, ощутив маленькие песчинки;
- перевернуть свои руки ладонями вверх и прислушаться к своим ощущениям (ощущения изменить? песок ощущается более теплым или холодным)?
2. Основная часть занятия
1. Подготовительная работа. Репродуктивные графические упражнения.
Игровое упражнение «Песочный дождик»
В песочной стране часто идет дождик, но поскольку страна необычная, дождик тоже необычный – сухой. Возьмите в кулачек немного песка, поднимите его над планшетом (на высоту локтя) и попробуйте его, делая плавные движения кистью руки, постепенно высыпать. Поэкспериментируйте, определите как может высыпаться песок? (Он может высыпаться из боковых сторон кулачка, просыпаться между пальцев при его горизонтальном положении; высыпаться тонкой струйкой снизу, при вертикальном расположении и др.).
Игровое упражнение «Прятки».
А теперь я предлагаю «спрятаться в песок (засыпать) мышку, крота, червячка, муравья и пр.
Ребенок получает изображение животного (4х4см), которого необходимо спрятать. Рабочая рука располагается не очень высоко над планшетом и при высыпании струйкой получается горка песка, которая засыпает картинку.
Если руку поднять выше, то при высыпании песка образуется светлое круглое пятно, а песок сосредотачивается вокруг и получается, своеобразный кратер. В этом случае подземный житель будет «выглядывать из норки».
Игровое арт-терапевтическое упражнение «Радостное настроение»
- Дети, я предлагаю на маленькие «квадратики- подносики» мыслено «положить» то, что в себе не нравиться, например: капризульки, злючки, кричалки, ворчалки, лентяюшки, хвастушки и пр. и засыпать песком, чтобы они никогда не возвращались и для надежности слегка прижать получившуюся горку песка ладонью. Убрать с планшета засыпанные негативные проявления можно резкими движениями со словами «Мои … уходите и не возвращайтесь».
2. Просмотр презентации «Искусство Sand-Art»
У данной техники искусства рисования песком можно встретить множество названий, среди которых: рисование песком, рисование на песке картин, картины из песка, песочная графика, пескография, шоу песчаных картин, песочная анимация. В последние годы за данной техникой закрепилось англоязычное название «Sand-Art» (дословно песочное искусство).
Известно, что песок, как материал для творчества, использовался людьми издавна. Так, искусство песчаных картин с ритуальным смыслом встречается у индейцев Навахо.
Рисование песком – искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия в Америке. Основателем данной техники по праву считается канадский режиссер, художник – мультипликатор Кэролин Лиф, автор мультфильма «Песок или Питер и волк» (1959 г.). Молодая художница рассыпала по стеклу черный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Ее технику использовали многие художники - аниматоры.
Сегодня большую роль популярность приобрели песочное шоу. Художники под музыку рисуют песком истории в песочных картинах, где одна картина переходит в другую. Данная техника рисования песочных историй стала называться песочной анимацией. Анимация – в переводе означает оживление, одушевление и представляет собой метод создания серии рисунков, во время показа которых на экране возникает впечатление движения, развития сюжета. Широкую известность в России этот способ рисования обрел после знаменитого выступления украинской художницы Ксении Симоновой в передаче «Минута Славы».
3. Творческие графические упражнения, игры
Рисование серии песочных картин:
- «Темная ночь»;
- «Море ночью»;
- «Море днём»;
- «Облака на небе»;
- «Следы на берегу моря».
4. «Песочная анимация»
Демонстрация анимационной истории «Дождь над морем» (с использованием освоенных приемов рисования). Педагог кратко информирует детей о том, что такое песочная анимация, где она встречается (мультипликация) и как она создается.
Педагог демонстрирует свою песочную анимацию, и дети ее повторяют, внося свои коррективы, уточнения и дополнения. При желании могут создавать свою песочную анимационную историю.
5. «Минутка свободного рисования»
Детям предлагается в течение 3-5 минут выполнить на планшете любой рисунок песком по собственному замыслу.
3. Заключительная часть
1. Рефлексия изобразительной деятельности (анализ песочных картин и анимационных сказок, мотивация на самостоятельную и предстоящую изобразительную деятельность).
2. Ритуал «выхода» из песочного мира.
Арт – терапевтическое упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
- Ребята, я предлагаю сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране и черепашке, «задувая» его в песок.
- В завершение нашего путешествия давайте произнесем прощальное заклинание:
Прощай, волшебный мир песка.
И не охватит нас тоска.
Ведь, скоро в мир песка вернемся
И Черепашке улыбнемся.
По окончанию занятия дети убирают песок и выключают световые планшеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, песочная страна!»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, песочная страна!»...
Образовательная деятельность Здравствуй, песочная страна!
Педагог представила материал, который показывает как использовать методы и приемы работы с песком в образовательной деятельности....