Проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию (младшая группа)
Цель: познакомить детей с различными техниками рисования как средство развития творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 109.14 КБ |
Предварительный просмотр:
9Автономное образовательное учреждение Детский сад №10 «Лучик»
ПРОЕКТ
Тема:
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»
(сроки реализации 01.10.2019-28.02.2020гг)
Подготовила и провела:
Савочкина Елена Сергеевна
г. Долгопрудный
2019г.
ПРОЕКТ
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы»
Автор проекта: Савочкина Елена Сергеевна
Место реализации проекта: II-младшая группа АОУ Детский сад №10 «Лучик» г. Долгопрудный 2019 г.
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Тип проекта: обучающий, творческий
Сроки реализации:
долгосрочный (октябрь 2019г. – февраль 2020г.)
Участники проекта:
Дети II-ой младшей группы - 25 воспитанников
Педагоги – 1 воспитатель
Родители воспитанников – 13 родителей
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога или родителя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей
Цель: Знакомство детей 2-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.
Задачи
Для детей
· Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
· Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
· Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
· Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей
· Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
· Стимулировать их совместное творчество с детьми;
· Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Предполагаемый результат
Дети
∙ Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
∙ Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
∙ Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
∙ Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
∙ Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
∙ повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
∙ Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
∙ Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Социалогический опрос родителей.
5.Мониторинг.
2 этап основной
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация фото отчетов, открытое занятие.
2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)
Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки. Презентация о проделанной работе.
Мониторинг:
Для выявления уровня развития художественного творчества и самостоятельной творческой активности в создании работы по заданной теме, с детьми II-ой младшей группе была проведена диагностика по пяти заданиям. Выполнение задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Задание предлагалось в виде творческой игры «Поднос с фруктами» Обследовалось 25 детей, было выявлено, что дети имеют минимальные навыки изображения, не уверены, самостоятельно не приступают к работе. Показатели дали нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.
Деятельность по осуществлению проекта:
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник
Месяц | Тема занятия | Образовательные задачи | Оборудование материалы, инструменты. |
Октябрь 1 | Рисование ладошками. «Солнышко» | Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки. |
Октябрь 2 | Рисование пальчиками. «Дерево» | Для развития мелкой моторики и подготовки ручки ребенка к "настоящему" рисованию - с помощью карандаша или кисточки. Учить дополнять изображение деталями дерево используя технику рисования пальчиками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки. |
Ноябрь 3 | Рисование ладошками. «Угадай что это?» | Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки. |
Ноябрь 4 | Рисование гуашью. «Монотипия» | Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, рисовать в технике монотипия, правильно держать карандаш, видеть в рисунке образ явления. Развивать желание рисовать. Суть метода: рисунок наносят на гладкую поверхность, переносят его на чистый лист бумаги, надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания облаков, холмов, ветвей деревьев, водорослей. Разная густота красок создает разный эффект. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, кисточки, подставка под кисть. |
Декабрь 5 | Набрызг. «Волшебные капельки» | Совершенствовать приёмы рисования в технике «Набрызг». Формировать умение работать с трафаретом.... Познакомить детей с новым способом рисования. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой. Трубочки и кисточки на каждого ребенка. |
Декабрь 6 | Рисование мятой бумагой «Ваза с цветами» | Учить детей рисовать мятой бумагой, стараться создать визуальную композицию цветов. Учить набирать краску на бумагу. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Бумага на каждого ребенка. |
Январь 7 | Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка. | Учить изображать элементы узора, чередовать их. Самостоятельно подбирать цвет для своего объекта. Учить использовать в своей работе песок, соль, манку для придания образу выразительности и реальности. Воспитывать аккуратность в работе. | Лист А3 тонированный светлым цветом. Гуашь, ватные палочки,кисть 4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Изображение ведра, клей карандаш, песок. |
Январь 8 | Кляксография | Закрепления умений рисовать в технике кляксографии. Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); Закреплять признаки и свойства предметов: цвет, форма, размер. Воспитывать аккуратность в дорисовывание мелких деталей кистью №4. | ЛистА3тонированный.Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. Трубочки. |
Февраль 9 | Рисование свечой | Помочь детям освоить новый способ рисования свечой. Развивать творческие способности детей в дополнение своего рисунка деталями, развивать мелкую моторику рук. | ЛистА4 тонированный. Гуашь. Кисть №4, 2 банки с водой. Тряпочка. Свечи. |
Февраль 10 | Рисование мыльными пузырями» | Развивать навыки работы с мыльными пузырями. Воспитывать аккуратнось в работе. Развивать познавательный интерес, желание рисовать. | Лист А3 белый. Мыльные пузыри, 2банки с водой, кист№4. |
Родителям была предложена консультация:
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Оформление уголка для детей вместе с родителями:
- нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)
Мониторинг
При проведении мониторинга в заключении проекта с детьми II-ой младшей группе, обследовалось 25 детей, был отмечен рост творческого развития каждого ребенка, уверенные действия в изображение фруктов, самостоятельно брали материал. Уже не ждали помощи, советовались при затруднениях. Диагностика также проводилась в виде творческой игры «Поднос с фруктами». Задания проходило в дневное время, с подгруппой детей. Показатели дали нам возможность наметить работу на следующий год.
Заключение
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей.
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования « Волшебный лес » . Техника « печать листьями».
Конспект занятия по рисованию с использованием ...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...