Декоративное рисование в детском саду. Опыт работы.
материал по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Серовец Марина Анатольевна

    Декоративным рисованием на основе знакомства детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами России я занимаюсь около 20 лет. В данном материале делюсь опытом работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Декоративное рисование в детском саду.

   Опыт работы педагога дополнительного образования Серовец М.А.

    Декоративным рисованием на основе знакомства детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами России я занимаюсь около 20 лет. Началось всё с написания курсовых и диплома на факультете Культуры и дополнительного образования в НГПУ. Меня это так увлекло, что можно сказать, это стало делом моей жизни.

   Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

   Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

   Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».

   Изучив большое количество литературы, посвященной народному искусству и, в частности, декоративному рисованию, работая на тот момент воспитателем старшей группы, я разработала «Методику обучения детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России». Куратором, а в дальнейшем и рецензентом была кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДПИ НГПУ Тащёва Н.Е. На тот момент я взяла 4 основные промысла: дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, хохломская роспись. За основу взяла рабочие тетради по основам народного искусства Дорожина Ю.Г., Величкиной Т., Шпикаловой Т., Орловой Л. В которых даны некоторые приемы росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.

    В процессе работы воспитателем, старшим воспитателем «Методика…» дополнялась, корректировалась, совершенствовалась. В 2007 году я участвовала в 5 региональном конкурсе «Через прошлое в будущее», награждена дипломом в номинации образовательные технологии.

   Когда же я стала работать педагогом дополнительного образования, я получила возможность работать не с одной группой детей. Я работаю с детьми со средней группы, всего 7 групп, из них 2 старшие, 2 подготовительные. Четырёх росписей мне показалось мало, и я добавила гжель и мезенскую роспись. На данный момент программа рассчитана на два года обучения (старшая, подготовительная группы).

    Начиная со старшей группы, занятия декоративным рисованием занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Планируя эти занятия необходимо учитывать связь их с народным искусством, так как все предметы народного прикладного искусства, выполненные народными мастерами, не только благотворно влияют на развитие художественного вкуса детей, но и являются хорошим наглядным пособием во время рисования. Умелое их использование взрослыми расширяет кругозор детей, благотворно влияет на их умственное развитие.

     При знакомстве детей с промыслом мы смотрим фильм об истории промысла, на последующих занятиях, презентации о промыслах, слушаем народную музыку, песенки, прибаутки, потешки.

   В старшей и подготовительной к школе группе занятия рисованием проводятся 2 раза в неделю. У нас одно из них приходится на декоративное рисование.

   На занятиях декоративным рисованием в старшей группе в первом квартале дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся составлять узоры, закрепляют и совершенствуют знания, умения, навыки, связанные с рисованием по мотивам дымковской росписи. В конце цикла, посвященного дымковской игрушке лепим из соленого теста игрушки и расписываем их дымковской росписью.

  Во втором квартале дети знакомятся с филимоновской игрушкой, узнают элементы филимоновской росписи, ее цветовую гамму, особенности узоров. Закрепляют и совершенствуют знания, умения, полученные на занятиях. Так же в конце цикла, лепим филимоновские игрушки из соленого теста и расписываем филимоновской росписью.      

     В третьем квартале мы знакомим детей с историей городецкого промысла. Рассказываем о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Дети учатся рисовать городецкие цветы (купавки, ромашки, розан), умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Расширяем представление детей об искусстве городецких мастеров: учим рисовать птиц, коней, похожих на городецких. В конце этого цикла расписываем деревянные или картонные досточки городецким узором. Воспитываем любовь к русскому народному творчеству.

                В подготовительной к школе группе в первом квартале мы знакомим детей с хохломским промыслом, с его цветовой гаммой, основными элементами росписи. Развиваем в детях стремление к творчеству. В конце цикла, посвященного хохломской росписи, мы делаем блюдца в технике папье-маше и расписываем под хохлому.

     Во втором квартале знакомим детей с Гжелью, ее цветовой гаммой, основными элементами, способами выполнения росписи. В конце цикла, посвященного гжельской росписи, мастерим вазочку и расписываем ее под гжель.

        В третьем квартале знакомим детей с мезенской росписью, ее цветовой гаммой, основными элементами, способами выполнения росписи. Расписываем досточки мезенской росписью. Развиваем интерес к народному творчеству.

    В ходе доработки и апробации «Методики…» были разработаны проекты «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись» и т. д.

    Мне показалось, что детям будет намного интереснее после знакомства с промыслом, историей ее возникновения, ее колоритом, особенностью росписи, научившись составлять узоры, закрепив знания, умения, навыки, связанные с рисованием по мотивам какой либо росписи, самим слепить игрушку и расписать ее или изготовить блюдце и расписать его, расписать настоящую деревянную досточку и т.д.

Для родителей, чтобы им было понятно, чем мы занимаемся и зачем это нужно, я сделала папки передвижки по всем промыслам, изучаемым в детском саду.

    В 2017 г. с проектом «Дымковская игрушка» я участвовала в конкурсе «Лучший педагогический проект ДОУ» на базе нашего детского сада и победила в нём.

В социальной сети работников образования ns. portal опубликованы все мои материалы по декоративному рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»

Педагогическая гостиная для воспитателей. В ней знакомство с народным творчеством, дан практический материал....

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

Задачи обучения декоративному рисованию в детском саду.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой ко...

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду. Особенности организации занятий по декоративному рисованию в ДОУ.

В данном материале изложена роль декоративного рисования в воспитании дошкольников, а так же особенности оранизации непосредственно образовательной деятельности дошкольников по дкоративному рисованию....

Декоративное рисование в детском саду.

Декоративное рисование в детском саду. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, а также народно- прикладное искусство...