Студия "Цветные пальчики"
проект по рисованию (младшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности Студия «Цветные пальчики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
studiya_tsvetnye_palchiki.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ________________
на заседании методического Заведующий МКДОУ
(педагогического) совета «Детский сад №2 общеразвивающего вида»»
от « ___» _________ 20____г. ________________________Т.А.Дроздова
Протокол № ____ Приказ № ____ от ____________20____г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
Студия «Цветные пальчики»
Уровень освоения программы: базовый
Возраст учащихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Клопова Наталья Анатольевна,
Воспитатель высшей категории
Мишкино
2021 г.
Рецензент(ы):
ФИО __________________________
Рассмотрено на методическом совете МКДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида»
Протокол № ___ от «___» ________ 20____г.
Руководитель МС __________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ программы ……………………………………… | 4 | ||
Раздел 1. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | ||
1.1 | Пояснительная записка ………………………………………... | 5 | |
1.2 | Цель и задачи программы …………………………………….. | 7 | |
1.3 | Планируемые результаты ……………………………………... | 8 | |
1.4 | Учебно-тематический план …………………………………. | 9 | |
1.5 | Содержание программы …………………….………………… | 10 | |
Раздел 2. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | ||
2.1 | Условия реализации программы ……………………………... | 12 | |
2.2 | Формы контроля ……………………………………………….. | 13 | |
2.3 | Оценочные материалы ………………………………………… | 14 | |
2.4 | Методические материалы …………………………………….. | 15 | |
2.5 | Список литературы и источников …………………………. | 15 | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.
1.1 Пояснительная записка.
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Адресат программы Программа рассчитана на воспитанников 3-4 года.
Объём программы: 36 часов.
Формы обучения очная.
Виды занятий: групповые и индивидуальные.
Срок освоения программы: 1 год.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.
Задачи:
Художественно-эстетические:
- формировать у дошкольников художественное восприятие жизни;
- уточнять представление об окружающем мире;
- способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать у детей умение передавать форму, строение предмета и его частей;
- развивать композиционные умения при изображении сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки ребенка, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий;
- закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: пальчиковая, ладошкой;
- обучать технике рисования тычок жесткой кистью; оттиски картофелем и поролоном;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать у ребенка умение наслаждаться красотой окружающей природы, замечать красивое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- развивать художественно-эстетический вкус;
Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе; радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
1.3 Планируемые результаты
- Дети владеют определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.
- Дети интересуются различным изобразительным материалам и желают действовать с ними.
-Дети изображают доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Умеют смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Умеют красиво сочетать различные цвета.
-Излагают собственные замыслы.
1.4 Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | «Виноград» | 1 | |
2 | «Рябина» | 1 | |
3 | «Звёздочки на небе» | 1 | |
4 | «Ягодки на тарелке» | 1 | |
5 | «Божьи коровки на лужайке» | 1 | |
6 | «Осенние листочки» | 1 | |
7 | «Зёрнышки для воробышков» | 1 | |
8 | «Далматинец» | 1 | |
9 | «Два весёлых гуся» | 1 | |
10 | «Лебедь» | 1 | |
11 | «Два петушка ссорятся» | 1 | |
12 | «Рыбки» | 1 | |
13 | «Ягоды и яблочки» | 1 | |
14 | «Чашка» | 1 | |
15 | «Мои рукавички» | 1 | |
16 | «Украсим ёлку» | 1 | |
17 | «Мячики для котят» | 1 | |
18 | «В январе много снега во дворе (сугробы)» | 1 | |
19 | «Ёжик» | 1 | |
20 | «Нарисуем ёлку» | 1 | |
21 | «Белоснежная зима» | 1 | |
22 | «Заяц на снегу» | 1 | |
23 | «Весёлый снеговик» | 1 | |
24 | «Пушистый котёнок» | 1 | |
25 | «Звёздное небо» | 1 | |
26 | «Волшебный дождик» | 1 | |
27 | «Праздничный салют» | 1 | |
28 | «Рыбки в море» | 1 | |
29 | «Ёжик» | 1 | |
30 | «Тюльпаны» | 1 | |
31 | «Одуванчики» | 1 | |
32 | «Гномик (с бородой)» | 1 | |
33 | «Солнышко» | 1 | |
34 | «Цветочек» | 1 | |
35 | «Праздничный салют» | 1 | |
36 | «Паучок» | 1 |
Всего: 36
1.5 Содержание программы
Сентябрь:
1-4 занятия. Продолжить знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: пальчиковой живописью, преобразованием пятна, развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения.
Октябрь:
5-8 занятия. Продолжать учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; учить детей рассуждать.
Ноябрь:
9-12 занятия. Формировать умение детей использовать нетрадиционную технику рисования – печать ладошкой; развивать воображение, чувство цвета и формы, умение дорисовывать отпечаток ладошки.
Декабрь:
13-16 занятия. Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля, показать способ получения отпечатка. Развивать целостность восприятия. Тренировать мускулатуру пальцев.
Январь:
17-20 занятия. Познакомить учащихся с нетрадиционным способом рисования в технике «оттиск поролоном», формировать умения компоновать элементы рисунка на листе бумаги.
Февраль:
21-24 занятия. Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
Март:
25-28 сентября. Познакомить детей с нетрадиционной техники рисования «восковые мелки и акварель»; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Поощрять эмоциональное проявления и высказывания в анализе рисунков. Вызвать интерес у детей к созданию творческих образов.
Апрель:
29-32 занятия. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования - рисование вилкой; развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом; воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой
Май:
33-36 занятия: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, учить использовать её в работе; показать новые способы получения абстрактных форм изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм клякс.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1 Условия реализации программы
Занятия проводятся 1 раза в неделю в течении года. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. Группа включает в себя 10-12 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю по 15 минут с середины сентября по середину мая.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма проведения занятий:
- Игры.
- Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
- Рассматривание репродукций картин.
- Презентации.
Отличительные особенности программы – рисование нетрадиционными способами.
Возраст воспитанников 3-4 года.
Принципы работы:
- Доступно
- Выразительно
- Познавательно
- Продуктивно
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
2.2 Формы контроля
Основной метод контроля - это наблюдение педагога за детьми в ходе занятий, анализ результатов участий в конкурсах.
Отчет проходит в форме открытого занятия для родителей.
Формы демонстрации и фиксации образовательных результатов реализации дополнительной образовательной программы представлены в виде фото- и видеоматериалах о работе изостудии «Цветные пальчики»; портфолио творческих достижений (грамоты, дипломы за участие в конкурсах)
2.3. Оценочные материалы
Контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику и устные рекомендации по повышению успешности освоения программы. К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу.
Для выявления теоретического уровня проводится тестирование практические навыки видны по итоговой выставке.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. Реб. | Техни- ческие навыки | Точ-ность движе-ний | Средства выра-зительности (цвет, форма и др.) | Нали-чие замыс-ла | Проявление само-стоя-тель-ности | Отно-шение к рисованию | Речь в процессе рисования | |||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 |
Н.- начало года
К.- конец года
2.4. Методические материалы.
В работе используются наглядные пособия: работы обучающихся предыдущих лет, репродукции картин, работы художников в различных техниках исполнения. Занятия обогащаются показом репродукций, картин, предметов декоративно – прикладного творчества.
Мультимедийные презентации к занятиям по программе «Изостудия»
-Народные промыслы (хохлома, гжель , жостово ,русская матрёшка).
-Рисунок силуэт.
-Перспектива.
-Рисование техники.
-Сказочный лес.
-Герои мультфильмов.
-Нетрадиционные техники рисования.(монотипия, рисование мятой бумагой и др.).
2. 5 Список литературы и источников.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».
2. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 3-4 года» Издательство «Мозаика-синтез»
3. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг».
4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
5. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 120 с.: цв. вкл.
6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Часть 1 . - М . : .Издательство Скрипторий 2003.
Нормативно-правовая база.
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).
3. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р).
4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...