Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей"
статья по рисованию (старшая группа)
Рисование для ребенка часто первое средство выражения на бумаге своих замыслов, переживаний. Воспринимая окружающую среду, ребенок хочет увиденное перенести на бумагу. И не всегда знает, как воплотить задуманное. И здесь на помощь должен прийти педагог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Хахалина Тамара Васильевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей
Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка, чтобы с самого раннего детства он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве и находил в этом источник радости. Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Грамотно рисовать - можно научиться, было бы желание. Главное, не только владеть необходимыми техническими навыками и усвоить средства рисования и живописи, но и научиться замечать интересное, обобщать увиденное.
Рисование для ребенка часто первое средство выражения на бумаге своих замыслов, переживаний. Воспринимая окружающую среду, ребенок хочет увиденное перенести на бумагу. И не всегда знает, как воплотить задуманное. И здесь на помощь должен прийти педагог. Бывает, что когда у ребенка не получается что-то с первого раза, он теряет интерес к деятельности. Довольно часто дети просят взрослого помочь нарисовать. И здесь важно, чтобы воспитатель именно помог малышу, а не сделал вместо него. Надо, чтобы с помощью взрослого ребенок достиг цели сам. А как это сделать? Ребенка надо заинтересовать: «не хочет сегодня твоя кисточка рисовать цветы? Вот капризулька! Отложи ее в сторону. А пальчики у тебя послушные? Давай-ка попробуем рисовать без кисточки. Хочешь?» - и вот у малыша заблестели глазки, и он с интересом соглашается. Руки человека - уникальный инструмент: ими мы едим, пишем, строим, готовим еду, ухаживаем за детьми. Да и никакой кисточкой не нарисуешь таких ягодок калины, как пальчиком. Конечно, не надо отказываться от кистей, красок, карандашей, фломастеров, мелков. Не надо бояться, что ребенок испачкается. Под рукой всегда должна быть тряпка, а для юного мастера художественного дела желаемый балдахин художника, для которого лучше всего подойдет папина рубашка, надетая задом наперед. Основное условие: рисуя, ни в коем случае нельзя вращать лист для удобства работы. Можно вставать, подходить к столу с другой стороны, поворачиваться, наклоняться самому. Такое условие будет побуждать ребенка к решению проблемных ситуаций с одной стороны, а с другой - будет способствовать развитию кисти руки, в частности, и физическом, умственном развитии в целом.
Что же может нарисовать ребенок пальчиками?
(Краска наносится на пальцы только кистью)
- Гусеница: краска наносится на нижнюю сторону первой фаланги указательного пальчика, и на бумаге остаются цветные следы один возле одного. Можно дорисовать глазки, лапки гусеницы.
- Рыбка: краска наносится так же, как и в предыдущем случае, ставя следы на плоскости листа, глазки и плавники дорисовываются кисточкой.
- Цветок: серединка цветка - отпечаток указательного пальчика, лепестки вокруг серединки - боковая сторона мизинца.
- Тюльпан: лепестки - изогнутая средняя фаланга указательного пальца, стебелек - кисточкой, листочки - боковая сторона мизинца.
- Бабочка: туловище - изогнутая средняя фаланга указательного пальца, голова - отпечаток указательного пальца, крылышки - нижняя сторона первой фаланги указательного пальца.
Существует много художественных и вспомогательных материалов, которые могут использоваться в изобразительной деятельности.
- Восковые карандаши оставляют на бумаге тусклый след, нет яркости, как от обычных карандашей или фломастеров. Но не спешите их выбросить. Предложите детям нарисовать праздничный салют или звездное небо, а потом затонируйте работу темной акварельной краской.
- Другая подобная техника - рисование свечой, т.н. «слепое рисование». Для такого рисования лучше брать именно разведенную водой акварель, потому что она прозрачная, в отличие от гуаши, а воск и парафин содержат жир, который отталкивает воду.
- Можно рисовать и клеем ПВА. Изображение наносится на лист прямо с тюбика, не растекается. После высыхания работа тонируется акварелью (клеевой контур остается белым).
- Рисуя с детьми пейзажи, натюрморты, можно еще посыпать мокрые работы каменной солью. После высыхания, в зависимости от освещения, рисунок будет блестеть: роса на цветах, капельки воды на овощах или фруктах, искрящийся снег.
- Очень интересно рисовать краской, смешанной с солью и крахмалом. Рисунки получаются не плоскими, а рельефными.
- Можно рисовать на яичной скорлупе. Яичную скорлупу положите, чтобы она высохла, после этого каждый кусочек намажьте клеем ПВА, с оборота, и наклейте их на картон, на небольшом расстоянии друг от друга. Можно начинать рисовать. Лучше всего взять гуашевые краски. Они должны быть густые, как сметана. Рисунки получаются оригинальные: объемные и как будто потрескавшиеся. В такой способ можно изобразить дома, мостовую, деревья, кусты и многое другое.
- Нравится детям рисовать пятнами: на одной стороне сложенного пополам листа, рисуется несколько бесформенных пятен. Накрывается второй стороной листа, прижимается рукой. Раскрыв лист, мы видим или готовое изображение чего-то, или за помощью творчества и фантазии дорисовываем работу карандашом. Это побуждает ребенка к фантазированию, творческому поиску.
Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования. Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства.
Вывод: овладение нетрадиционными способами рисования позволяет детям самостоятельно решать большинство изобразительных задач, развивает творческие способности, уверенность в собственных силах; способствует формированию положительных черт характера, таких как аккуратность, самостоятельность, активность. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.
Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.
Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.
Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...
Информация для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельност...
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей с задержкой психического развитя"
Консультация о значении нетрадиционных техник рисования на психоэмоциональную сферу ребенка....
Проект: «Рисование при помощи верёвочки: нетрадиционная техника рисования, в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Управление системой образования Волоколамского городского округаМуниципальное образовательное учреждениедля детей дошкольного и младшего школьного возраста«Нелидовская начальная школа-детский са...
"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....