Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции на 2025-2026 г. Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».
учебно-методический материал по рисованию

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

   Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

   Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

   Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2025-2026.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития  профессиональной компетенции

на 2025-2026 г.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель

 Варенова Е.В.

Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Актуальность:

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

   Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

   Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

   Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

   Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

   Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве взрослый должен помогать ему.    Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

   Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Проблема:

Существует проблема изучения технологии развития творческого воображения посредством обучения нетрадиционной технике рисования.

Цель:

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.

Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

Рассмотреть содержание и методик работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

План самообразования 

Раздел плана 

Сроки 

Форма работы 

Практические выходы 

Изучение методической литературы 

Сентябрь

1.Г.Н.Давыдова         «Нетрадиционные         техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «ДетствоПресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг». 4. «Рисование с детьми дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-

Дидактика».

6.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г.

7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

9.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010. 11. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного         рисования.         Дошкольное образование. 2010 г №18.

12. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11 13. Т.С.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми 

Октябрь

1.Непосредственно         образовательная деятельность «Листья желтые летят». Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику;

Непосредственно образовательная деятельность «Рябинка». Цель: Продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета; 

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые мухоморы». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?». Цель: Закреплять основные цвета, развивать чувство цвета; 

 Выставка рисунков  «Золотая осень»,  рассматривание  иллюстраций из серии «Осень».

  

 

 

Ноябрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Дождик». Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги;
  2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Лесные ягоды». Цель: Закреплять технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  3. Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Дорисуй предмет».  Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику;  

 Подбор народных примет о ноябре.

Рассматривание иллюстраций из серии

«Ягоды»

Декабрь

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Снег- снежок». Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги; 
  2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Украшаем ёлку». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, развивать творческое воображение, мелкую моторику;

4.Игровая деятельность:  Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». Цель. Учить располагать шарики по всей поверхности ёлки, закреплять основные цвета; 

  

Рассматривание иллюстраций из серии «Зима»

 

Подбор стихотворений о зиме

 

 Прослушивание песен «Маленькой ёлочке», «Ёлочка- зеленая иголочка»

Январь

  1. Непосредственно образовательная

деятельность «Звездное небо». Цель: Познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета;

  1. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Руковичка Деда Мороза». Цель: Закреплять техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками, развивать творческое воображение, мелкую моторику; 

 Выставка рисунков «Зимушка-зима»

Чтение стихотворений о Деде Морозе

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Морозные узоры». Цель: Познакомить с техникой рисования манкой , развивать мелкую моторику; 
  2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета;
  3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику;  

Подбор народных примет о зиме

 

 

Подбор и заучивание стихотворений о папе

Март

1. Непосредственно образовательная деятельность «Солнышко». Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками, учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки. 2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Цветы для мамы». Цель: Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов;

3. Игровая деятельность: 

Дидактическая игра «Собери бусы». Цель. Учить располагать бусинки, чередуя цвета, закреплять цвета, развивать мелкую моторику;

Подбор народных примет о весне  Рассматривание иллюстраций из серии

«Весна»

 

Заучивание заклички «Солнышко- ведрышко», стихотворений о маме

 

 

Апрель

  1. Непосредственно образовательная деятельность «Травка». Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой, закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия, творчество;

2.Непосредственно образовательная деятельность «Божья коровка». Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой, развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук;

3.Совместная творческа деятельность педагога и детей «Красивая тарелка». Цель:Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; развивать мелкую моторику.

4. Игровая деятельность:  

Дидактическая игра «Составь

букет». Цель. Развивать творческое воображение, мелкую моторику;

 Рассматривание иллюстраций из серии

«Растения»,

«Насекомые»;

Оформление выставки

«Творим вместе»

Май

1. Развлечение «В гостях у Весны». Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

    

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Работа с родителями 

Сентябрь

1Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

2Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

   

Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Октябрь

 Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

 

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

 Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки».

2.Совместный праздник «Новый год».

Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Консультация для родителей: «Зимние художества».
  2. Оформление художественной выставки «Зимушка- зима»

 

 

Выставка совместных работ «Зимушка зима»

Февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать в

Буклет «Виды нетрадиционного

нетрадиционной технике»

рисования»

Март

Консультация для родителей «Рисовать- это важно!»

   

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

  1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»
  2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами

Презентация «Мы любим рисовать!»

Самореализация

1.Консультация для воспитателей на тему: «Использование техники нетрадиционного рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

2.Выступление на методическом объединении для воспитателей старших групп на тему « Чудо нетрадиционной техники рисования»

3.Консультация для воспитателей «Для чего нужно развивать  художественные способности детей».

4. . Мастер-класс для воспитателей  по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...

Авторская разработка на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

В своей авторской разработке, я предоставила материалы по работе с детьми, педагогами, родителями по теме "Нетрадиционные техники рисования". Здесь представлены конспекты занятий, консультац...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста-линогравюра»

Участники «Мастер -класса»- родители воспитанников старшей группы.Цель мероприятия: знакомство  родителей с нетрадиционной техникой рисования « линогравюра»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Цель: знакомство с нетрадиционной техникой рисования «пальчиками и ладошками»....

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

Презентация на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вку...