Активизация творческой деятельности воспитанников через внедрение нетрадиционных техник рисования
учебно-методический материал по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Бердышева Екатерина Евгеньевна
Конспект НОД "Традиционные костюмы донских казаков". Экскурсия в казачью горницу, рисование костюма казака солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_risovanie_solyu_kostyum.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Активизация творческой деятельности воспитанников через внедрение нетрадиционных техник рисования».

Тема занятия : «Традиционные костюмы донских казаков»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о донских казаках, их традиционных костюмах; воспитывать уважение к традициям казачества, любовь к малой Родине; формировать умение рассказывать о быте, устоях казачества; познакомить детей с новой техникой рисования солью, закрепить умение детей оформлять работу в цвете, используя элементы традиционных нарядов.

Оборудование: мини-музей «Казачья горница»(утварь, рушники, костюмы казака и казачки, русская печь). На каждого ребёнка эскиз костюма казака или казачки для оформления в цвете; гуашь завода «Луч», кисти(белка, щитина), непроливайки, салфетки на каждого ребёнка, соль, клей ПВА.

Предварительная работа: просмотр видео «Казачий быт», «Шёлковый путь донских мастеров», разучивание казачьих игр, пословиц; рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах, альбомах с изображением народных костюмов казаков. Беседа об особенностях одежды казаков и казачек.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в музей. Скажите, пожалуйста, какие правила поведения необходимо выполнять в музее? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, и все эти правила необходимо выполнять и знать. Но нам пора в музей. (при ДС есть свой мини-музей) 

Мы с вами попали в музей казачества. Вспомните, пожалуйста, кто такие казаки? (ответы детей). Давайте рассмотрим убранство казачьей хаты.

Смотрите вот стоит хозяйка и кормилица хаты - печь. Как ее еще называют? (Дети: русская печь). Правильно, ребята, и хотя в ней каждый день готовили, и горел открытый огонь, и были угли, она всегда была белоснежная, как у этой хозяйки. Как вы думаете, что говорили о такой хозяйке (ответы детей не комментируются).

Воспитатель: Посмотрите, здесь есть еще много интересных вещей, давайте попробуем узнать и назвать их. (дети самостоятельно называют прялку, люльку, скамью, половицы, рушники, кухонную утварь). Молодцы, ребята, эти все предметы были очень важны в каждом доме. А вот это ребята пяльца, они нужны были казачке для того, чтобы вышивать красивые узоры не только на рушниках, но и на костюмах. Ведь очень ценилась одежда, шитая матерью или женой.

Посмотрите на костюмы казака и казачки. Мы с вами уже рассматривали костюм казака, поэтому давайте вспомним, из чего он состоит. (на предыдущих занятиях дети знакомились с костюмом казака (черкеска, папаха, башлык, рубаха, шаровары, а также с особенностями их ношения. Поэтому педагог показывает предмет костюма, дети стараются назвать его, если они затрудняются, педагог им помогает).

Воспитатель интересуется: А кто помнит, что такое газыри и что означало, если концы башлыка были заброшены за плечи казака? (газыри – это кармашки для патронов на черкеске казака, а заброшенные за плечи концы башлыка говорили о том, что казак гуляет, ему не надо собираться в поход).

Правильно, ребята. А теперь посмотрите на наряд казачки. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Но самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

Изготовление донского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм? (Дети: Костюм состоял из юбки и кофты).

Воспитатель: А шили одежду из ситца, шелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными. Кофты же украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Одежду хранили в сундуках.

Воспитатель: Как вы думаете, как в праздники одевались казачки? (Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата).

Воспитатель: Правильно, ребята. На голову надевали красивые платки, на ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки.

Холодной зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки.

Воспитатель: Ребята наша экскурсия в музей Казачества подошла к концу, а вам я предлагаю вернуться в группу и попробовать украсить костюмы казаков и казачек необычным способом.(рисование солью)

Рефлексия: Молодцы, ребята. Красивые костюмы у вас получились. Но в наше время такие костюмы уже не носят. Донские народные костюмы достались нам в наследство от предков. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды, мы с вами смотрели выступление Казачьего хора. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и сами стать как настоящие казаки и казачки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников через освоение нетрадиционных техник рисования (рисование песком).»

     Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...

Развитие творческого воображения дошкольников, через использование нетрадиционной техники рисования «Кляксография», в партнерской деятельности

Активизация воображения личностине происходит сама по себе, а для этогонеобходимо целенаправленноепсихолого-педагогическое воздействие».Л.С. Выготский. Детство – светлое и радостное в...

Доклад "Развитие творческого воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники рисования "Кляксография", в партнерской деятельности".

Доклад "Развитие творческого воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники рисования "Кляксография", в партнерской деятельности"...