«Зимний лес»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Закутилина Валентина Дмитриевна

Цель: создание условий для  художественно-творческой активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.docx866.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Дельфин»

муниципального образования город Саяногорск

Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»

Возрастная группа: общеразвивающая старшая группа «Дюймовочка»

Тема: «Зимний лес»

Цель: создание условий для  художественно-творческой активности детей.

Задачи:  

• познакомить с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками;

• дать представление о зимнем пейзаже;

• развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

• способствовать развитию мелкой моторики рук;

• закрепить навыки рисования;

• развить творческие способности детей.

• воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;

• привить любовь к природе.

Методы и приемы: информационно-рецептивный (рассматривание; беседа; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя)

- репродуктивный (закрепление знаний и навыков детей)

- исследовательский (развитие у детей познавательной активности  и умение экспериментировать с  художественным материалом и техниками  в  изобразительном творчестве)

- эвристический (самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности)

Оборудование и ТСО:  лист А4, акварельные краски,  салфетки, кисти, емкость под воду, зубная щетка, проектор;

Технологии: здоровьесберегающие (образная релаксация (вхождение в образ),  нетрадиционные изобразительные техники,  информационно-коммуникационные  технологии  (аудиозапись), презентация «Путешествие в зимний лес»

Интеграция ОО:  «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

2021 г.

Ход организованной образовательной деятельности

Вводная часть

(организационный и мотивационный момент)

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

В группе подготовлены столы для работы.

(Звучит «Звуки зимнего леса»,  демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями

картин художников о зиме).

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?  (Зима)

Ребята если бы вас попросили рассказать о зиме дети жарких стран, как бы вы это рассказали?

А с помощью чего можно еще рассказать, что такое зима?

Писать мы с вами еще не умеем, а рисовать?

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

Художники написали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу  зиму в стихах. Сейчас мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме.

Мы любим зиму за ее красоту. Зимнее время года, прекрасная пора – одно из самых любимых в нашей стране.  Зима наступает медленно и осторожно, будто боится испачкать свою шубку. Постепенно, белое и пушистое снежное одеяльце покрывает озябшую землю, а деревья меняют унылые осенние наряды на роскошные меховые белоснежные шапки и украшения. Любоваться зимней красотой, которую часто почему-то называют злой и холодной, можно бесконечно! Зима самое тихое время года. Лес спит, укрывшись белоснежным одеялом снега. Тишина, только изредка слышен хруст веток и завывание метели.

Закрепляют знания о явлениях зимы, о снежинках.                                                    Предположения  и ответы детей.

Просмотр зимних пейзажей на экране.

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с детьми.

Поддержка индивидуальности и инициативы через  принятие детьми решений, выражения  своих чувств и мыслей.

Основная часть

На столах, простой лист А4, акварельные краски, кисти, щетки на каждого ребёнка

Вопросы детям о том, что они будут изображать в своих рисунках.

Практическая работа

Я хочу вас научить необычному способу рисования.

Для начала проверим готовность, все сидят правильно? Спина ровная, к столу низко не наклоняемся, у нас есть все для рисования.

- Кто из вас ребята любит рисовать? (дети поднимают руки)

- А чем вы рисуете? (Верно, можно рисовать карандашами, фломастерами, красками)

- А посмотрите, что у нас на столах не очень похоже на инструмент для рисования? (Конечно, очень необычно, что с кистями у нас лежат зубные щетки)

Дело в том, что сегодня мы будем рисовать именно зубной щеткой. У каждого из вас есть дома зубная щетка.

Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны?

Образная релаксация. (вхождение в образ)

Дети сидят на ковер, удобно, закрыв глаза. Фоном звучат звуки зимы (например метель или хруст снега под ногами)

Расслабились,

Глазки спокойно прикрыли,

Фантазию, воображенье включили,

Внимательно, слушая,  строчку за строчкой,

Представьте лесную и зимнюю ночку.

 С неба падают снежинки, и кружатся в танце

В паре с ветром, как пушинки,

И пугают зайцев.

Всё вокруг — как серебро -  сверкает и искрится.

Молчат леса, не вскрикнет птица.

Темнеют заячьи следы.

В берлоге, между трёх сосёнок,

Храпит доверчивый медведь.

И месяц так беспечно тонок,

Что даже боязно глядеть...

1,2, 3, 4, 5 стали детки оживать.

Глазки тихо мы открыли,

И вокруг все посмотрели.

Ребята вы уже конечно представили, что будете рисовать.

 Тогда давайте приготовимся.

Повторяйте за мной слова и движения (Растирание щеткой пальцев левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Затем растирание щеткой ладони.):

Пальчиковая гимнастика

Маленький ёжик –

Четвероножек,

Ежик по лесу идет,

Песенку поёт:

Фуф-ты-Фуф-ты-Фуф-ты-фу,

На себе листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Лишь боюсь одну лису.

Маленький ёжик –

Четвероножек,

Ежик по лесу идет,

Песенку поёт :

Фуф-ты-Фуф-ты-Фуф-ты-фу,

На себе грибок несу,

Самый сильный я в лесу,

Лишь боюсь одну лису.

Ручки свои помассировали, подготовили к работе.

Как я и обещала, мы будем рисовать зубными щетками пейзаж.

Сначала, мы нарисуем с вами фон. Это будет красивое вечернее небо.

Окуните зубные щетки в воду, промокните их салфеткой и возьмите синюю краску. Закрасьте немного небо синим цветом, затем помойте щетку, промокните салфеткой и розовой краской дорисуйте небо.

Теперь белой краской, мы добавим немного светлых тонов на небе. А теперь нарисуем с вами снег. Как вы думаете, какого цвета снег?

Белый цвет отражает окружающие цвета и если внимательно приглядеться, снег может быть светло голубым, сиреневым, розовым или желтым!

А теперь, пока наш фон немного подсохнет, мы с вами поиграем.

Физкультминутка

Ель, ель, елка

Колючая иголка

Гордая, могучая

Достает до тучи

Нестрашны морозы ей

Она буйных вьюг смелей

Дождя. Зноя не боится

Леса смелая царица.

Давайте попробуем нарисовать легкую воздушную крону дерева с помощью зубной щетки. Возьмите на щетку белую краску и прикладывайте к бумаге, стараясь нарисовать овал с пушистыми краями.

Ствол и ветки, мы пока рисовать не будем, белой краске надо подсохнуть.

Теперь полюбуемся на заснеженные ели и нарисуем на нашей картине.

Фиолетовой или зеленой краской нарисуем ветки елки движениями вниз и в сторону, прижимая щетку к бумаге.

Дорисуем тонкой кисточкой стволы и ветки деревьев коричневой краской. Наши рисунки готовы!

Выполняют движения.

Дети самостоятельно создают свой пейзаж.

Дети самостоятельно выполняют работу.

Ответы детей

Ответы детей

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх.

Грозят пальчиком

Хлопают в ладоши.

Обеспечение возможности выбора детьми материалов.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей, недирективная помощь детям

Обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку.

Поддержка индивидуальности и инициативы через  не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом.

Непосредственное общение с каждым ребенком, недирективная  помощь детям.

Заключительная часть

Дети находятся  за столами.

Ребята, у вас у всех получились замечательные рисунки!

Давайте устроим выставку из ваших рисунков и полюбуемся красивым заснеженным лесом.

Надеюсь, наше занятие было интересным и полезным. Вам понравилось рисовать таким необычным способом? Обязательно в выходные сходите в парк, и полюбуйтесь зимним пейзажем, может быть, это вдохновит вас на новые творческие работы.

А теперь давайте наведем порядок на рабочем месте.

Рассматривают рисунки.

Обсуждают работы, делятся впечатлениями.

Дети после работы убирают своё рабочее место.

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком

Рефлексивный   анализ.

Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»

Возрастная группа: общеразвивающая старшая группа «Дюймовочка»

Тема: «Зимний лес»

Цель: создание условий для  художественно-творческой активности детей.

Задачи:  

• познакомить с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками;

• дать представление о зимнем пейзаже;

• развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

• способствовать развитию мелкой моторики рук;

• закрепить навыки рисования;

• развить творческие способности детей.

• воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;

• привить любовь к природе.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей НОД. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. На НОД присутствовало 14 детей (8 девочек, 6 мальчиков). Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.

При планировании открытого занятия были учтены особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. В работе с детьми использовала беседу, вопросы – всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитии речи детей.

Дети были довольно активны, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в НОД.

На каждом этапе занятия каждый ребенок получал игровую задачу и мог решить ее самостоятельно или с помощью сверстников. Подготовленные наглядные материалы стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.  Их размещение и использование было рациональным, продуманным в процессе занятия.

На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

В своё занятие я внесла:

Проблемную ситуацию: Ребята если бы вас попросили рассказать о зиме дети жарких стран, как бы вы это рассказали?

Игровую  мотивацию (Образная релаксация. (вхождение в образ), пальчиковая гимнастика «Маленький ёжик», физкультминутка «Ель»),

 наглядную (рассматривание, показ способа выполнения,),  практическую (самостоятельное выполнение),

словесную (беседа, вопросы,  художественное слово).

Занятие состояло из 3х этапов:

1) Вступительный (чтение стиха, проблемная ситуация, рассматривание пейзажей с помощью презентации, физкультминутка);

2) Основной. Практическая часть. Рисование «Зимнего леса» используя  нетрадиционный вид рисования «зубной щеткой».

3) Заключительный. Анализ, обсуждение, итог.

Вывод: содержание НОД раскрывает цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"

Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».

Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....

Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.  Задачи...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года

Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....

Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет

Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....