«Развивайте одаренность с раннего детства»
статья по рисованию (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развивайте одаренность с раннего детства»
Кто из нас не любил рисовать в детстве? Сколько помню, мы рисовали с друзьями всегда и везде. Нашим мольбертом могли стать и снег, и мокрый песок на берегу Волги, а уж если в руках оказывался мел или уголек, то разрисованными становились асфальт у дома, скамейки и даже заборы. Взрослые чаще всего не разделяли нашего счастья от творчества, и даже возмущались до глубины души, разглядывая наши художества на стенах в доме, расценивая это как детские шалости. Уже позже, став педагогом детского сада, я узнала, что с самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения и что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А.Сухомлинский).
Через воспитательские руки и сердце проходит много разных детей и все они талантливые. Наблюдая за малышами, мы задаемся вопросом: «Как выявить личную одаренность ребенка? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?» Наблюдая за детьми, мы видим, что дети как и мы в детстве, много рисуют. Среди них есть такие, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Такого ребенка мы, несомненно, считаем одарённым. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Наш Мариинско-Посадский район уникальный в том смысле, что он родина многих знаменитых людей: Рыбкин Анатолий Петрович — живописец, заслуженный художник России, Овчинников Николай Васильевич — живописец, график, Зайцев Юрий Антонович — живописец, список можно продолжать долго и торжественно, и тем самым понимать, что наша земля плодородна на талантливых людей, а начало всему в детстве.
Раннее рисование имеет огромное значение в развитии личности ребенка. От рисования, только еще зарождающиеся способности малыша, получают лишь пользу. Оно развивает мышление, память, внимание, мелкую моторику ребенка, учит его думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству, желание получить результат, создать определенное изображение.
Иногда может показаться, что рисовать может абсолютно каждый человек, независимо от своих способностей. А если этот процесс сделать целенаправленным? Прежде всего, необходима особая организация изобразительной деятельности. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Очень увлекает детей техника «Кляксография». Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Развивает фантазию и творчество детей создание «Поролоновых рисунков». На помощь вместо кисточки может прийти поролон. Можно сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть вкраску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между рисованием и творчеством? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми. А тему для творчества подсказывает наша жизнь и интересные события. Сегодня актуальна тема Олимпийских игр. Мы с малышами создали приветствие спортсменам-олимпийцам. Дети были рады, что они нарисовали олимпийские кольца своими ладошками.
Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог - исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д. Рисовать - это здорово!
Воспитатели МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинка» Иванова С. В., Мочалова О. Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одаренность ищем в детстве»
Доклад на педагогическом совете про одаренных детей....
Консультация для родителей "Как развивать одаренного ребенка"
В данной консультации представлены рекомендации для родителей по развитию одаренного ребенка, а именно о создании условий для творческого развития ребенка, активном участии родителей в этом процессе, ...
Консультация для родителей «Развивайте одаренность с раннего детства»
Кто из нас не любил рисовать в детстве? Сколько помню, мы рисовали с друзьями всегда и везде. Нашим мольбертом могли стать и снег, и мокрый песок на берегу Волги, а уж если в руках о...
Способности и одаренность в дошкольном детстве. Условия их развития.
laquo;В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты»....
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...
Развиваем фонематическое восприятие с раннего детства
Для чего, когда и как нужно развивать у детей фонематическое восприятие....
Развиваем моторику с раннего детства. Стоит ли начинать уже сейчас?
Ребенок которому недавно исполнился годик не просто хватает предметы, он изучает их. Кроха начинает понимать различия формы и размера, осознает, чт...