Концепция
статья по рисованию (старшая группа)

Бородина Наталья Николаевна

Методический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл концепция15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Банновский детский сад»

Концепция

По теме: «Роль нетрадиционных методов рисование в развитии творческой личности ребёнка, его  интереса и любви к изобразительной деятельность»

2021

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо в чашечке цветка!

Уильям Блейк

  Сегодня мы говорим с уверенностью, что каждый нормальный ребёнок рождается с врожденными творческими способностями. Но, я считаю, что творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя.

  Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту это увлечение проходит, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы.

  Если не руководить деятельностью детей.  То они могут так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких, усвоенных ими застывших построений, отдельных предметов.

  Они могут полностью утратить личные средства выражения. А что бы этого не случилось, чтобы любовь к изобразительной деятельности и желание ею заниматься остались на всю жизнь, я и использую нетрадиционные методы рисования в своей работе с детьми. Они способны решить эту проблему. С учётом возрастных особенностей детей даю технику:

- Младший возраст (3-4 года)  - монотопия, диатипия, способ брызгания.

- Средний возраст (4-5 лет)  -  волшебные нитки, пальцевая живопись.

- Старший возраст (5-7 лет)    -   клаксография, фотокопия, техника царапания, акватипия, водяная печать, печать растения, коллаж, витражи, припечатка.

  Детей можно и нужно учить. Но не технике взрослых, а новому видению, новому пластическому  пониманию пространства и обязательно с учётом их возрастных особенностей.

  Всю работу с детьми провожу поэтапно:

1 этап младший дошкольный возраст «Путешествие в страну фантазий»

2 этап средний дошкольный возраст  «Мир предметов и вещей»

3 этап старший  дошкольный возраст «Я художник»

  При этом пробуждаю интерес у детей к восприятию отдельных предметов, желание выразить свою творческую игру с помощью разных средств и приёмов.

1 этап младший дошкольный возраст «Путешествие в страну фантазий»

Главная цель — обучить. Дети знакомятся с приёмами работы кистью, различным изобразительным материалом, делают первые шаги в цвете.

  Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Вначале ребёнку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и и направляет пишущий предмет. Главное - желание карандашом или краской оставить следы на бумаге.

2 этап средний дошкольный возраст  «Мир предметов и вещей»

Главная цель —  развить с помощью различного изобразительного материала, знакомлю детей с основами композиции и цветовидения (оттенки, тёплые и холодные цвета, цветовая гармония), а так же с техниками нетрадиционного рисования. На пятом году жизни (по утверждению  психологов и из своего личного опыта) выявлено, что у детей имеются большие возможность в работе с цветом:

- к четырём годам у ребёнка достаточно хорошо сформирован анализатор; дети способны различать разнообразие цвета и оттенки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков;

- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

- дети в состоянии  выражать с помощью цвета своё отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально — значимых для них образов. При этом отношение детей к цвету, как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво.

  Как правило у дошкольников этого возраста наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке:

- цвет как передача окраски изображаемого;

- цвет как украшение.

3 этап старший  дошкольный возраст «Я художник»

Главная цель -  свободное творчество. Учу детей  связывать цвет с характером, образ с символом. А мак же учу самостоятельно, творчески решать тему (подбор материала, композиция, цветовой настрой, выбор техники изображения.

  К 6-7 годам происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков (по данным Г. М. Кислюка в 4, 5 раза быстрее, чем у детей 5 — го года жизни).  Но при этом у детей подготовительной к школе группы нередко появляется нерешительность, я:

- не навязываю ребёнку штампы и стереотипы (трава — зелёная, небо — синее, дерево — столб)

- не отрабатываю алгоритмы изобразительной деятельности (повторить образец — круги в изображении снеговика)

-  использую не только «чистые» цвета, но и работаем с детьми над смешиванием красок, не делаем чётких обводок, как в мультипликации.

- предоставляю в пользование детей самые разнообразные изобразительные материалы (гуашь,  акварель, мел, уголь, сок ягод и растений, свечи, сажа, нити и др.)

- использую все техники нетрадиционного рисования (знакомые детям) по их желанию и выбору.

  Чтобы дети на каждом нашем занятии ощущали радость, успех и удовлетворение от собственной деятельности, я руководствуюсь в своей работе с ними следующими принципами:

Обучаю не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребёнком в процессе работы.

Радуюсь вместе с ребёнком малейшему его успеху.

Устраиваю выставки работ с детьми (как важный момент сравнения ребёнком своих работ с чужими)

Делаю всё для того, чтобы ребёнок испытывал радость от каждого занятия (задачи доступные, усложнение постепенное).

Стараюсь чаще хвалить ребёнка за усердие, не оставляю без внимания ни одной его работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Концепция портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения      Обоснование    актуальности.    Настоящая...

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...