Магия Песка (программа сенсорного развития -рисование песком)
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Рабочая программа для детей возраста 3-4 лет по сенсорному развитию. Рисование песком на световых столах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета МБДОУ № 54 Протокол от | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ № 54 ____________ К.В. Косарева Приказ от |
Программа
совместной деятельности по сенсорному развитию
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №54»
"Магия песка"
для детей 3-4 лет
Разработала программу:
«Педагог-психолог Рукина Елена Сергеевна»
Воронеж, 2021 г.
“Часто руки знают,
как распутать то,
над чем тщетно бьётся разум”
К.Г. Юнг
Пояснительная записка.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Игры в песочнице развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Помогают освоить плоскостное и объемное пространство, а также решить многие особенности психического развития.
Так как тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесным образом связана с мыслительными операциями и познанием мира, то именно через игру ребенок быстрее учится самоанализу и умению понимать себя и окружающих.
Играя с песком, стабилизируется эмоциональное состояние ребенка - исчезает страх ошибки, ведь ошибку можно в любой момент исправить.
Работая над моторикой, развивая тактильно-кинестетическую чувствительность нельзя забывать и про речь – необходимо постоянно подключать озвучивание каждого действия, производимого ребенком сначала взрослым, а потом самим играющим – таким образом происходит работа по развитию артикуляционного аппарата, словаря, грамматики, связной речи.
Перенос педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект.
- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа “ручного интеллекта”.
- в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Цель программы:
Развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком на световом столе. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности. Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата.
Реализация программы:
В форме игры, исследовательской деятельности, в форме познавательной и творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Задачи:
- Развивать умения передавать форму, строение предмета, правильные пропорции его частей, использую разные оттенки света и тени;
- Учить создавать статичные песочные картины с учётом ритма, симметрии;
- Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжетов;
- Развивать художественно-эстетический вкус;
- Воспитывать навыки сотрудничества, создавать эмоциональный комфорт;
Организация работы:
- Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
- Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемых руководителем МАДОУ.
- Программа рассчитана на 1 год обучения (дети 3-4 лет).
- Подгруппа может насчитывать до 12 детей.
- Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год), во второй половине дня.
- Длительность занятий 15 мин – дети 3-4 лет
- Оборудование: световые столы, чистый белый песок, музыкальное сопровождение. Материалы для рисования: массажный мяч, ситечко, трафареты, трубочки, декоративных украшений (камни, палочки), кисти.
Ожидаемые результаты:
- Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
- Развитие творческих способностей;
- Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности;
- Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
- Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
- Повышение самооценки дошкольника;
- Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Перспективный план программы “Магия песка”
Месяц | Название | Задачи | Содержание |
Сентябрь | 1.«Здравствуй, песок!» | Знакомство с песком. Свойства песка. | Упражнение “Магия песка!” |
2.“Воздушные шары” | Умение рисовать прямые вертикальные прямые и волнистые линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Надувание шарика. Изучение его свойств. Изображение воздушного шарика на песке. | |
3.“Солнышко” | Умение рисовать круг. Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). | Ритмопластика «Ласковое солнышко». Учимся рисовать круг. Рисование в воздухе и на песке солнышка. | |
4.“Тучка и дождик” | Умение рисовать прямые и волнистые линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Ритмопластика «Тучка». Изучение особенностей изображения тучи. Обучение рисованию прямых и волнистых линий. | |
Октябрь | 5.“Лесенка” | Умение проводить прямые горизонтальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Ритмопластика «Лесенка». Изучение и обсуждение особенностей и вариантов изображения лесенки. Обучение рисованию. |
6.“Арбуз” | Умение рисовать дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Отработка рисования круга. Упражнение для развития чувства симметрии. Знакомство с дугами. | |
7.“Яблоня” | Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Беседа-знакомство с помощью наглядного пособия. Знакомство с новыми способами рисования на песке. Втирание указательным пальцем или насыпание из кулачка. | |
8.“Ёжик” | Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр музыкального мультфильма о ежике. Обсуждение особенностей его изображения. Закрепление умения рисовать дуги и прямые в различных направлениях. | |
Ноябрь | 9.“Лес. Ёлка” | Умение проводить прямые наклонные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с формой «конус». Наблюдение. Елки на картинах художников. |
10.“Клубок” | Рисование спирали, закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Сюрпризный момент. Скручивание клубка ниток. Изучение закручивающейся к центру спирали, на примере клубка. | |
11.“Овечка” | Рисование спирали, закручивающейся к центру и раскручивающейся наружу. Динамичное движение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Отработка закручивающейся к центру и раскручивающейся спирали. Рисование спирали в воздухе, изображение овечки на песке. | |
12.“Неваляшка” | Рисование кругов кулачком. Украшение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с новым способом рисования на песке. Трафареты. Отработка рисования кругов. | |
Декабрь | 13.“Снеговик” | Рисование кругов кулачком. Украшение. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр презентации – «Снеговик». Отработка рисования кругов и работы с трафаретами. |
14.“Снежинка” | Умение проводить пересекающиеся линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр презентации и знакомство со снежинкой. Обсуждение. Изображение различных снежинок на песке. Развитие фантазии. | |
15.“Новогодняя ёлочка” | Умение проводить прямые наклонные линии. Рисование указательным пальцем кругов. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Учимся создавать композицию. Елки на картинах художников. Обсуждение. Отрабатываем умение рисовать конус и круг. | |
16.“Улыбка” | Рисование дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Прослушивание музыкальной композиции. Обсуждение. Отработка изображения дуги. | |
Январь | 17. «Море» | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Прослушивание музыкальной композиции. Обсуждение морского мира. Рисование волнистых линий различными способами. |
18. «Морской лес. Водоросли. Звезды.» | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Обсуждение морского мира. Игра «Море волнуется». Рисование волнистых линий и звезд различными способами на песке. | |
19.“Осьминог” | Рисование с помощью трубочки. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с новым инструментом для рисования на песке – «трубочка». Дыхательная гимнастика с трубочкой. Рисование на песке. | |
20. “Рыбка” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Игра «Рыбка». Загадывание желаний «Золотой рыбке». Изображение рыбки в воздухе, а затеем с помощью различных техник на песке. | |
Февраль | 21. «Кораблик» | Рисование способом втирания ребром ладони, насыпания из кулачка. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Изучение деталей кораблика на наглядном пособии. Обсуждение важных деталей рисунка. Изображение на песке. |
22. “Домик” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр презентации и прослушивание стихов о домах. Изучение и обсуждение из каких фигур состоит дом. Изображение на песке различных вариантов. | |
23.“Машина” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Изучение деталей кораблика на наглядном пособии. Обсуждение важных деталей рисунка. Отработка рисования кругов. | |
24.“Вертолёт” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Изучение деталей кораблика на наглядном пособии. Обсуждение важных деталей рисунка. Изображение на песке. | |
Март | 25.“Торт со свечами” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Рисование вертикальных линий. Умение рисовать прямые вертикальные линии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Прослушивание музыкальной композиции. Обсуждение и фантазирование о различных тортах и их украшениях. Изображение на песке с использованием различных техник. |
26.“Цветы для мамы” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр презентации. Знакомство с разными видами цветов. Обсуждение. Составление композиции. Изображение на песке. | |
27.“Сердечко” | Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с новой формой. Обсуждение. Повторение понятия симметрии. Изображение на песке. | |
28.“Пирамида” | Развитие чувства симметрии. Дуги. Умение проводить прямые линии в разных направлениях. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с пирамидой с помощью наглядного пособия. Обсуждение и собирание пирамиды. Изображение на песке с помощью различных техник. | |
Апрель | 29.“Мухомор” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Беседа – знакомство с различными видами грибов. Обсуждение ядовитых грибов (мухомор) их отличительных черт. Изображение на песке с помощью различных техник. |
30. «Звездное небо» | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Прослушивание музыкальной композиции. Обсуждение и фантазирование. Изображение на песке с помощью различных техник. | |
31. «Ракета. Комета» | Рисование способом выдувание. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Просмотр презентации и знакомство с космосом и космическими телами. Обсуждение. Изображение на песке новым способом -выдувание. | |
32.“Медвежонок” | Чувство симметрии. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с медвежонком с помощью наглядного пособия. Обсуждение из каких фигур он состоит, как удобнее уго изображать. Изображение на песке с помощью различных техник. | |
Май | 33.“Матрешка” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с матрешкой с помощью наглядного пособия. Обсуждение и игра с деревянной куклой. Изображение на песке с помощью различных техник. |
34.“Пингвин” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с пингвином. Прослушивание стихотворения. Обсуждение. Изображение на песке с помощью различных техник. | |
35.“Бабочка” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с различными видами бабочек. Повторение понятия симметрии. Обсуждение. Изображение на песке с помощью различных техник. | |
36.“Божья коровка” | Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один). Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Группировать по форме, цвету, величине. | Знакомство с божьей коровкой. Обсуждение ее отличительных черт. Повторение понятия симметрии. Изображение на песке с помощью различных техник. |
Литература
- Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации – М.: Карапуз – Дидактика, 2007 – 144 с.
- Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование песком как средство развития тактильно-кинестетических чувств у дошкольников с нарушением зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориенти...

Памятка по рисованию песком для воспитателей "Мир волшебного песка"
Рисование песком имеет ряд важных аспектов, которые не дает классический рисунок. Это, прежде всего, развитие мелкой моторики, а так же эта методика работает на другие цели – улучшает память, ра...

Отчет по самообразованию: Рисование песком в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе....
Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения
О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

Модифицированная программа по обучению рисования песком "Сыпучие картинки" детей 6-7лет
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Использование песка в изобразительной деятельности им...

«ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ для сенсорного развития детей МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы с кинетическим песком для детей младшего возраста...

Программа по обучению рисованию песком на световых столах детей дошкольного возраста «Мир песочных фантазий»
Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения.Ребенок рисует &l...