Рабочая программа для средней группы по рисованию песком на световых столах
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Рабочая программа составлена для проведения факультативных занятий по рисованию песком на сетовых столах с детьми средней группы детского сада с учетом требований к огранизации работы с детьми данного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_peskom_-_srednyaya_gruppa.docx | 60.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел………………………………………………………….3
1.1. Пояснительная записка......................................................................3
1.2. Принципы и интеграция....................................................................4
1.3. Цель. Задачи......................................................................................5
1.4. Целевые ориентиры...........................................................................6
II. Содержательный раздел……………………………………………...8
2.1.Структура занятий..............................................................................8
2.2.Учебно-тематический план.................................................................9
2.3. Содержание программы..................................................................10
III. Организационный раздел………………………………………….15
3.1. Методическое обеспечение программы..........................................15
3.2. Модель реализации программы......................................................15
3.3 Виды и техники рисования песком …...............................................16
3.4. Игры и упражнения с песком...........................................................18
Список литературы……………………………………………………...23
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа «Песочная фантазия» имеет художественно – эстетическую направленность, она влияет на речевое развитие детей, а также способствует всестороннему, гармоничному развитию личности ребенка, через развитие способности самовыражения и самопознания. Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения развития речи. Только участие родителей, педагогов и специалистов в познавательной и досуговой деятельности ребенка способно обеспечить гармоничное развитие, в том числе и речевое.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов, в том числе художников, педагогов, психологов, логопедов, к специально организованным игровым действиям с песком, с использованием световых столов. Еще несколько лет назад мало кто знал о песочной анимации (об искусстве рисования песком на стекле). Однако в последнее время песочное шоу стало не только популярной составляющей индустрии развлечений, но и способом развития творческих навыков у детей и взрослых.
Особенности работы в этой технике отличают её от других направлений с применением сходного материала. Светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений (световой песочный стол) способствует тому, что изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает». Сопровождается действие специально подобранной музыкой, которая соответствует сюжету работы, поэтому искусство рисования на песке называют сплавом живописи, графики, цветотерапии и музыки одновременно.
Новизна данной программы представляет собой совершенно новое направление. Целесообразность программы состоит в необычности и некой экзотичности материала для рисования и его широком воздействии на развитие детей. Руки ребёнка тянутся сами, неосознанно начиная пересыпать и просеивать песок. Песок привлекает детей своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека, являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего
мира и развитие моторики рук детей.
Также развивается и координация движения рук, развивается пластика, тактильно-кинестетическая чувствительность, развиваются творческие способности и воображение, речь, внимание и память ребёнка. Происходит развитие обеих полушарий мозга: как правого - отвечающего за творческое мышление, с помощью которого мы можем сочинять и фантазировать, так и левого - отвечающего за логическое мышление и анализ, т. е. усиливает способность к мышлению и к стремлению познания мира.
Концепция данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Условия организации занятий рисования песком с дошкольниками проводятся в соответствии с САНПиН 2.4.1.3049-13
1.2 Принципы и интеграция
Данная программа построена с учётом ФГОС ДО и базируется на принципах дошкольного образования:
1. Сохранение разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
2. Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
3. Уважение личности ребёнка.
4. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Программа ориентирована на принцип интеграции образовательных областей и предполагает:
Художественно-эстетическое развитие:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира природы, музыки, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие:
взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к творчеству.
Познавательное развитие:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира.
Речевое развитие:
владение речью как средством общения между людьми.
Физическое развитие:
развитие координации движений, мелкой моторики рук и фалангов пальцев, активизация волевой сферы, формирование правильной осанки.
1.3. Цель и задачи
Целью реализации программы является формирование позитивной коммуникации; развитие произвольности познавательной сферы; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей.
Задачи
Образовательные:
• познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
• научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок.
• развить умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени; обучить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
• научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
• развивать композиционные умения техникой рисование песком при изображении групп предметов или сюжета;
• формировать художественно-эстетический вкус.
Развивающие
• развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
• активизировать словарный запас детей;
• закреплять знания и художественные умения в соответствии с лексической темой;
• развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;
• развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
• развивать у воспитанников творческие способности;
• развивать оба полушария мозга, ассоциативное мышление, непроизвольное воображение;
• обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
Воспитательные
• способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников;
• повышать самооценку детей;
• формировать положительное отношение к себе, к окружающим, к миру в целом.
1.4 Целевые ориентиры
Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Образовательная деятельность реализуется в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм соответствующих психофизиологическим особенностям обучающихся.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой;
- наглядно – зрительный;
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов рисования, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения)
Сроки реализации программы: 1 год
Режим организации занятий: подгрупповые занятия четыре раза в месяц, продолжительность 20 минут
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дети приобретают технические навыки и умения при использовании светового стола и песка для создания изображений. В их числе:
• освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
• умение различать приёмы рисования (отсечение лишнего, вырезание, линейный, щепотка);
• умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
• освоение элементарных правил владения инструментами для рисования песком;
• соблюдение принципов композиции;
• умение дополнять композицию художественными материалами (пуговицы, камни, стеклянные шарики и т.д.).
В конце учебного года дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы при создании образца).
Формы подведения итогов:
При подведении итогов реализации программы проводятся фото и видео выставки текущих работ. В конце года - слайд – шоу фотографий с детскими работами за весь срок реализации программы «Песочная фантазия».
II. Содержательный раздел
2.1 Структура занятий
Каждое занятие с детьми состоит из 4 частей: подготовительной, вводной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога с детьми (приветствие), проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов (творческое развитие), развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. В процессе продуктивной творческой деятельности дети моделируют на песке точки, завитки, геометрические фигуры; добавляют песок для насыщенности цвета; создают рисунки на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу; "раскрашивание" рисунков. В процессе обучения дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким, а убирая лишнее - светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Обязательным является проведение физкультминутки.
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников, определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
Занятия проводятся:
-средняя группа (дети 4-5 лет) – 20 мин. 1 раз в неделю.
2.2 Учебно-тематический план
«Песочная фантазия» (количество занятий)
Дети 4-5 лет | |
Октябрь | 4 |
Ноябрь | 4 |
Декабрь | 4 |
Январь | 4 |
Февраль | 4 |
Март | 4 |
Апрель | 4 |
Май | 4 |
Всего занятий: | 32 |
Распределение времени занятий на учебный год
Группа | Количество занятий | Количество часов | ||||
В неделю | В месяц | В год | В неделю | В месяц | В год | |
Дети 4-5 лет | 1 | 4 | 32 | 20 мин | 1ч. 20 мин | 10 ч. 40 мин |
№ | Тема |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ |
2. | «Моя любимая игрушка» |
3. | «Превращение пятна» |
4. | «Превращение камешков» |
5. | «В осеннем лесу» |
6. | «Деревья в парке» (осенний сквер) |
7. | « Роза, одуванчик, полевой цветок» |
8. | «Подсолнухи» |
9. | «Домик» (заснеженный) |
10. | « Кошки на окошке» |
11. | «Ежики» |
12. | «Мои любимые рыбки» |
13. | «Я играю» |
14. | «Дом, двор, праздник» |
15. | «Птицам холодно зимой» |
16. | «Снеговик за окном» |
17. | «Маленькая елочка во дворе жила» «Снежинки» |
18. | «Цирк» |
19. | «Чайный сервис» |
20. | «Торт на праздник» |
21. | «На заставе» |
22. | «Подарок для любимой мамочки» |
23. | «Человек. Портрет мамы» |
24. | «Весна - красна» |
25. | «Цветок в горшке» |
26. | «Космос» |
27. | «Птицы» |
28. | «Мой город» |
29. | «Праздничный салют» |
30. | «Божья коровка», «Гусеница» |
31. | «Мир моей фантазии» |
32. | Коллективное творчество |
2.3 Содержание программы
№ | Тема | Содержание | Задачи | Кол-во занятий в ср. гр. |
1 | Вводное занятие | Беседа по технике безопасности. Освоение самых простых приемов рисования песком на стекле. | Вызвать интерес к рисованию песком. Познакомить детей с техникой безопасности. Познакомить детей с Нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. | 1 |
2 | Моя любимая игрушка | Знакомая форма – новый образ. Работа на световом столе с сухим песком. | Закрепить умение рисовать различные формы ребром ладони, указательным пальцем. Развивать чувство композиции. | 1 |
3 | Превращение пятна | Превращение пятна в образ, фигуру, предмет. | Ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения. | 1 |
4 | Превращение камешков | Работа на световом столе с использованием шариков и других предметов | Продолжать учить способам изменения образа путем добавления деталей | 1 |
5 | В осеннем лесу | Рисование указательным пальцем. Рисование на световом столе грибов и ягод. | Учить приёмам насыпания песка: наброс, насыпание с использованием шаблона | 1 |
6 | Деревья в парке | Рисование на световом столе таких элементов как: деревья, облака, дождик, солнце, скамейки…Создание песочной картины. | Продолжать знакомить с приёмами насыпания песка: наброс, насыпание (деревья и кустарники) | 1 |
7 | Роза, одуванчик, полевой цветок | Рисуем точки, линии, круги. | Познакомить с приёмами работы с песком как художественным материалом, с основными приёмами рисования | 1 |
8 | Подсолнухи | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы. Развивать чувство композиции. | 1 |
9 | Домик | Рисование дома на световом столе | Показать способы рисования кулачком | 1 |
10 | Кошки на окошке | Прорисовка контура кошки на световом столе | Продолжать знакомить с приёмами рисования песком, рисования указательным пальцем по песку. | 1 |
11 | Ежики | Рисование ежиков на световом столе, выстраивание сюжета. | Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить выполнять рисунок - тело ежика. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческое мышление. | 1 |
12 | Мои любимые рыбки | Рисование рыбок на световом столе с использованием бросового материала | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, ребром ладони. Закрепить умение украшать предметы бросовым материалом | 1 |
13 | Я играю | Релаксация. Игры в песочнице с использованием различных мелких игрушек | Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес к рисованию песком | 1 |
14 | Дом, двор, праздник | Рисование звёзд, ёлочек, сугробов снеговика и др., рисование несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки) | Учить приемам рисования кулачком по песку. Развивать чувство композиции. | 1 |
15 | Птицам холодно зимой | Рассматривание иллюстраций с зимующими птицами, рисование птиц песком. | Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. | 1 |
16 | Зимние забавы | Рисование снеговика, выстраивание сюжета «снеговик за окном». | Продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку показать приемы использования дополнительных инструментов для рисования на песке | 1 |
17 | Маленькая елочка | Рисование елочки и украшение цветными камушками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии | 1 |
18 | Цирк | Создание сюжета по заданной теме | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в работе с песком. Развивать положительные эмоции. Развивать творческую активность, память | 1 |
19 | Посуда | Работа всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Рисуем предметы кухонной утвари и украшаем узорами и камушками. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Воспитывать эстетическое восприятие | 1 |
20 | Торт на праздник | Создание сюжета по заданной теме. Украшение с помощью цветных камешков | Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). | 1 |
21 | На заставе | Создание сюжета по заданной теме | Продолжать знакомство детей с приемом рисования указательным пальцем по песку, выполнять объединение сюжетов | 1 |
22 | Подарок для любимой мамочки | Рисование открытки на световом столе | Продолжать осваивать способы рисования одним пальцем, приёмы рисования песком (точки, линии, круги). | 1 |
23 | Человек. Портрет мамы. | Создание условий для рисования контуров | Освоение гармоничного заполнения всей поверхности изобразительной плоскости | 1 |
24 | Весна - красна | Создание весеннего пейзажа | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в технике рисования. Развивать положительные эмоции. Развивать творческую активность, память | 1 |
25 | Цветок в горшке | Выкладывание композиции на световом столе | Закреплять умение выкладывать композицию на световом столе из цветных камешков, дополняя рисунком из песка | 1 |
26 | Космос | Рисуем фон с помощью массажного мячика, используем трафареты для создания композиции по заданной теме | Показать способ рисования - насыпание песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов | 1 |
27 | Птицы | Создание сюжета по заданной теме | Ознакомление с приёмами создания фона (наброс и насыпание). Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно | 1 |
28 | Город | Рисование городского пейзажа с использованием трафаретов | Показать способы рисования кулачком. Учить передавать в рисунке целостный образ. | 1 |
29 | Праздничный салют | Рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая- день Победы». Создание сюжета по заданной теме | Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты | 1 |
30 | Насекомые | Работа на световом столе с использованием песочных формочек, воронок, цветных камней | Продолжать развивать Пространственное мышление. Учить рисовать силуэты симметричных и несимметричных предметов двумя ладонями одновременно | 1 |
31 | Мир моей фантазии | Работа на световом столе с использованием цветных камней, ракушек, счетных палочек и других вспомогательных материалов | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление | 1 |
32 | Коллективное творчество | Совершенствовать умения и навыки в коллективном экспериментировании с песком. Развивать воображение, умение работать совместно, в коллективе. | 1 |
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
Дидактическое обеспечение программы:
• Кварцевый песок;
• Ложки пластмассовые;
• Палочки тонкие;
• Кисточки широкие;
• Цветные камешки, стеклянные шарики (марблс);
• Трафареты;
• Мелкие игрушки (из киндер - сюрпризов);
• Воронки;
• Антистатик.
Материально-техническая база:
• Цветовой песочный стеклянный стол или планшет 35Х50см на 2-3 детей;
• Шнур s-video (5 метров);
• Мини-библиотека, составленная как из литературы по изобразительному искусству, а также детской художественной литературы с богатым иллюстративным материалом;
• Подключение к электричеству — 220 Вт.;
• Мультимедийное оборудование для создания музыкального фона занятий.
3.2. Модель организации программы
1. Игры-занятия - 2 раз в неделю:
- Слушание музыкальных произведений
- Продуктивная деятельность детей (создание песочных рисунков)
2. Индивидуальная работа с детьми с целью отработки навыков песочного рисования - в течение года.
3. Фото и видеосъемки детских работ - в течение года.
4. Творческие отчеты-выставки работ (фото и видеосъемок), видео презентации - в течение года.
5. Оформление фотоальбома - в течение года.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация «Песочное искусство» - Ноябрь
3. Семинар-практикум «Учимся рисовать песком» - Декабрь
4. Консультации «Рисуем песком дома» - в течение года.
5. Участие в презентации песочного шоу совместно с детьми - Май
Методическое сопровождение
1.Организация предметно - пространственной развивающей среды для художественно-эстетического развития детей. Июнь-август
2.Подборка художественной литературы для песочного рисования (создание библиотеки) Июнь-август
3.Подборка музыкальных произведений для сопровождения песочных анимаций и создания музыкального фона на играх-занятиях кружка (создание фонотеки). Июль-сентябрь
4.Разработка перспективного плана на год по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста рисованию песком. Июль-сентябрь
5. Подборка игр-занятий на песочном столе. Июль-сентябрь
6. Оформление фотоальбома «Мы рисуем песком». В течение года
7. Подборка консультативного материал для родителей. В течение года
8. Создание видеотеки детских песочных анимаций. В течение года.
9. Выставка-презентация детских работ. Песочное шоу. В конце года.
3.3. Виды и техники рисования:
Техника закидывания используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
Техника засыпания используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения
из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания: взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания: данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания: итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка: помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Методики рисования песком:
• Рисование кулаком,
• Рисование ладонью,
• Рисование ребром большого пальца,
• Рисование щепотью,
• Рисование мизинцами,
• Одновременное использование нескольких пальцев,
• Рисование симметрично двумя руками,
• Отсечение лишнего,
• Насыпание из кулачка,
• Рисование пальцем.
3.4 Игры и упражнения с песком
Для развития изолированных движений указательного пальца.
Например: надавливание пальцем на предметы, лежащие на песке и на предметы, спрятанные в песке издающие звук;
Для развития пространственных представлений.
Например: начерти на песке план групповой комнаты, построй песчаный город, «Секреты».
Для развития зрительно - моторной координации.
Например: игры-лабиринты, в которых нужно глазами и пальцем проследить извилистый путь сказочного персонажа («Колобок»).
Для формирования кинетической основы двигательного акта.
Например: «Кошечка». Положить кисти рук на поверхность песка ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак с захватом песка, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от поверхности песка и затем кулак или ладонь кладутся на песок. «Шалтай-Болтай» Положить правую кисть на песок ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук с пересыпанием песка.
Упражнения для кончиков пальцев.
«Молоточки».
Ударять подушечками пальцев по песку последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
«Гости»
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли,
Думали, что страшный зверь.
Дети постукивают по песку подушечками всех пальцев одновременно.
«Мы играем»
Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.
Дети держат кисти рук над поверхностью песка и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о песок, как будто играют на пианино.
«Цыпленок»
Бедный маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.
По песку он клювом бьет
Будто бы пшено клюет.
Дети постукивают по песку подушечкой безымянного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
«Кран»
Вот потек на кухне кран,
Капли капают в стакан.
Подскажите, как нам быть,
Что нам в кране заменить?
Дети постукивают по поверхности песка подушечкой среднего пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
«Дятел»
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Дети постукивают по песку подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое левой рукой.
Графомоторные навыки.
Рисование. Срисовывание геометрических фигур. Задания на зарисовку деталей предметов: дорисовывание незаконченных рисунков, предметов; создание собственной картины. Рисование букв, недостающих элементов букв. Графическая символика. Рисование узоров. Дидактические игры с использованием песочного планшета направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Развитие мелкой моторики
• Действия с песком:
Сжать-разжать, захватить в щепотку;
Выложить по насыпанной дорожке камешки;
• Прикосновения к поверхности песка:
Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры;
Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет;
• Рисование на песке:
«Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы»
• Работа с контурами и шаблонами;
«Дорожки» Начинаем с простых линий - «Дорожка к домику ёжика», затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости
«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя.
«Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий
«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии
«Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблона – подготовка руки к письму.
• Развитие фонематического слуха
• Автоматизация поставленных логопедом звуков
• Дифференциация звуков
«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки
«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки
«Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук
«Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук
«Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два домика С и Ш- распределям фигурки животных, в названии которых заданные звуки.
• Расширение и активизация словарного запаса
• Развитие когнитивных процессов
«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно-ласкательное значение
«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю, глажу и т. д.)
«Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю.
«Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же самое с овощами.
«Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения значений новых слов.
• Выработка опыта показа значений приставок
• Активизация понимания и употребления предлогов
• Создание ситуаций, выраженных предложением, например: «Ёжик несёт яблоко», «Растёт ёлка».
«Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по
предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю.
«Рисунки-паутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры- «В большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т. Д
«Составь предложение» Составление предложений по собственным рисункам.
• Активизация и обогащение словаря
• Развитие диалогической речи
• Формирование высказываний
«Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказке - обыгрываем словесно.
Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает кто-то из детей.
«Превращалки» Педагог составляет диалог между персонажами, создаёт мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.
Список литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
– 50 с.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум
по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
3. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». – Спб., 2003.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _
СПб. : Речь, 2006 – 208 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому"
ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт
специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. -
СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011
7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация
педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных
учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.
8. Мариелла. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». -М:
ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова) .
9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май
2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком.
С. 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия рисование песком на световом столе
Консультация для родителей о волшебном песке...
Развитие мелкой моторики в процессе рисования песком на световом столе в рамках тематической недели «Осень"
Рисование пескомПесок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем,...
Презентация Технология «Sand-art» (пескография) или рисование песком на световом столе»
Чудеснее песка нет для детей забавы,Его всегда имеется в достатке,Течёт он нежно так сквозь руки,Что не сравнить его ни с чем&helli...
Обобщение педагогического опыта проект "«Рисование песком на световом столе»
Цель проекта:- Раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.- Формировать состоян...
Памятка для родителей Рисование песком на световом столе «Позвольте ребёнку творить!»
Памятка для родителейРисование песком на световом столе«Позвольте ребёнку творить!»...
Программа по обучению рисованию песком на световых столах детей дошкольного возраста «Мир песочных фантазий»
Одно из любимых занятий ребенка – рисование. Рисунок – это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие средства выражения мыслей, эмоций, чувств, настроения.Ребенок рисует &l...