Конспект НОД для старшей группы
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: развитие творческих способностей детей.
Образовательные:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать образность речи.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на мольберте.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
- Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
- Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
- Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
-Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
- А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:
- Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
- А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
- По размеру. Воспитатель:
- Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
- Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
- Что делает гусеница? Ответы детей:
- Она питается листьями и растет. Воспитатель:
- В кого она превращается? Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
- Бабочка отложила яички на цветке.
- Потом появилась гусеница.
- Гусеница питалась листьями и росла.
- Потом гусеница превратилась в куколку.
- Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
- Какая игра вам больше всего понравилась?
- Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
-учить самостоятельно создавать образ насекомых, используя разные формы рисования;
-совершенствовать технические навыки, формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок;
-закреплять знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать диафрагмальное дыхание, развивать эстетическое восприятие окружающего мира посредством аудио и визуального ряда;
Воспитывающие:
-знакомить детей с насекомыми луга, развивать представление об их многообразии;
-вызвать эмоциональный отклик на результаты своего творчества; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа: рассматривание картинок-карточек «Насекомые», чтение стихов и отгадывание загадок о насекомых, слушание звуков природы
Использование здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психологическое вхождение, профилактика формирования правильной осанки, музыкотерапия, цветотерапия, учёт интересов детей.
Материалы: цветные карандаши, восковые мелки, картинки с изображением насекомых, салфетки, магниты, доска.
Структура НОД:
- Вводная часть – 5 минут.
а) беседа о луге, насекомых (вопрос-ответ).
б) рассматривание луга
в) слушание звуков природы.
2. Основная часть (практическая)– 17 минут.
а) дыхательная гимнастика;
б) рассматривание насекомых;
в) отгадывание загадок о насекомых,
г) пальчиковая гимнастика;
д) индивидуальная практическая работа детей.
3. Заключительная часть – 3 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) выставка готовых работ.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Я хочу вам предложить отправиться на сказочный луг. Хотите? Вот перед нами тропинка, которая приведёт нас к лугу. Пойдёмте!
Дети подходят к импровизированному лугу.
Воспитатель:
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Летают бабочки, шмели,
Ползут с травинкой муравьи.
Вот стрекоза летит вперёд
С цветка порхая на цветок.
Прыгун кузнечик целый день
Под травкой ищет свою тень.
Ползёт букашка на листок.
Какой чудесный наш лужок!
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем каждый к своему цветку и удобно расположимся возле него.
Воспитатель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Дышите ровно и спокойно. Представьте себе… Мы на лугу. Дует теплый ветерок. Светит солнышко. Мы лежим на мягкой зелёной траве. Летают стрекозы, порхают с цветка на цветок бабочки. Гудят пчёлы и шмели, стрекочет кузнечик.
Звучит тихая музыка «Звуки природы: на лугу»
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на каждом цветке сидят жители луга: бабочки, шмели, стрекозы, давайте оживим насекомых.
Воспитатель: Возьмите цветок в руку и подуйте на бабочку, шмеля или стрекозу так, чтобы они «полетели». А для этого надо правильно подуть на них. Наберите побольше воздуха в рот, не надувая щек, округлите свои губы и вытяните их вперед. Сильно подуйте на бабочку, не прерывая своего дыхания. Вот так (показ детям). А теперь попробуйте сделать это сами.
(Дети выполняют упражнение 3-4 раза.)
Рассматривание насекомых. Сообщение цели и задач.
Дети подходят к доске, на которой развешены силуэты насекомых.
Воспитатель: Назовите, кого вы видите здесь? (Бабочки, стрекозы, шмели, божьи коровки) Кто это? Как их всех можно назвать, одним словом? (Насекомые)
Во время рассматривания картинок читаю стихи и загадываю загадки:
Красная спинка,
Чёрная головка
Ползёт по травинке
Божья коровка.
***
Над цветами я кружу
И без устали жужжу.
Черно-желтый, полосатый,
Шестилапый и усатый. (Шмель)
***
Она красива и изящна,
Легка и легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит есть цветочный сок (Бабочка).
***
Вертолетик голубой,
Очень-очень мил,
Над зеленою травой
Крылья распрямил. (Стрекоза)
Воспитатель: Дети, а что это за шум? Посмотрите.
Когда дети поворачиваются назад, быстро переворачиваю доску другой стороной, на которой находятся те же силуэты насекомых, только белого цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с нашими насекомыми! Это пролетела в своих снежных санях госпожа Зима и превратила бабочек и стрекоз в белые льдинки. Никак зима не хочет уходить от нас в холодные края. Правда ли это, или просто, кажется?
Предлагаю быстро поморгать глазами, зажмурить их, открыть и ещё раз посмотреть на доску – гимнастика для глаз
Воспитатель: Что же нам теперь делать? Как мы сможем расколдовать этих насекомых? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно мы с вами их расколдуем с помощью кисточек, красок и карандашей. Мы раскрасим насекомых разными узорами, и они оживут. Какими узорами можно раскрасить крылышки? (Точками, кольцами, кругами, волнистой линией, звёздочками и др.) Далее предлагаю детям выбрать силуэт любого насекомого и присесть за столы.
- Основная (практическая) часть.
Практическая часть начинается с пальчиковой гимнастики:
Посмотрите на ладоши!
Проверьте – чистые, хорошие?
Будем пальчики считать:
1, 2, 3, 4, 5… 10!
Сколько пальчиков на одной ручке?
Пять!
Значить будем рисовать!
Во время практической части звучит тихая музыка из цикла «Звуки природы: на лугу», слежу за правильной осанкой детей.
- Обсуждение работ. Итог НОД.
Воспитатель: Вот мы и расколдовали холодные льдинки. Вы теперь не просто художники, а художники – волшебники. Какие красивые насекомые у вас получились. Вы все молодцы! А сейчас, давайте, посадим ваших насекомых на наш лужок и полюбуемся ими. Посмотрите, жители луга стали веселыми и разноцветными. А кто же у нас живёт на лугу? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот и закончилось путешествие на луг. Пора отправляться домой. Давайте предложим нашим гостям посмотреть ваши работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме: Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему: "Птица счастья".
Как сделать объемную аппликацию...
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин
Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Снег и...
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект
НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...
Конспект НОД в старшей группе детского сада. «Собака – друг человека» (старшая группа)
Конспект НОД по Окружающему миру...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...