Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования»
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Разработка носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск, набрызг, кляксография, монотипия, и т.д.) дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Новизна и оригинальность заключается в комплексности содержания, в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа. Главное на занятиях по нетрадиционному рисованию – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть любой предмет из окружающих нас.

Методическая разработка составлена для детей 4-5 лет. Дополнительные занятия отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, они расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_akvarelka_1.docx53.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Помочь в этом призвана данная программа.

Реализация данной разработки направлена на развитие у детей активного интереса к изобразительному искусству, а также для развития их воображения, творческого мышления и творческой активности, самостоятельности. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Методическая разработка учитывает возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, позволяет ставить перед воспитанниками посильно сложные изобразительные и творческие задачи.

Актуальность данной работы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.  Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Разработка носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск, набрызг, кляксография, монотипия, и т.д.) дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны. Работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. Новизна и оригинальность заключается в комплексности содержания, в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа. Главное на занятиях по нетрадиционному рисованию – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть любой предмет из окружающих нас.

Методическая разработка составлена для детей 4-5 лет. Дополнительные занятия отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, они расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Достижению поставленной цели способствуют выполнение задач.

Задачи.

Обучающие:

  • Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения (рисование пальчиком, ватной палочкой, ладошкой, свечой), их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • Содействовать овладению элементарными техническими навыками и умениями использования нетрадиционных художественных техник, освоению приёмов работы с различными материалами;
  • Совершенствовать трудовые навыки, учить умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Развивающие:

  • Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами;
  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • Развивать коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитать самостоятельность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (возраст 4-5 лет) в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Дополнительное образование проводится еженедельно 1 раз в неделю: четверг: 15.40 – 16.00. Численный состав –10 – 12 детей.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (4-5лет)

Организуя дополнительную работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам. 

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Приемы и методы, используемые на занятиях.

Методическая разработка предусматривает применение как традиционных, так и нетрадиционных методов, и приемов.  При проведении занятий активно используются технологии игрового развивающего обучения. Игровые задания, а также предоставление возможности самостоятельного выбора материала повышает мотивацию детей к занятиям, развивает познавательную активность. На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.  На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста используются как традиционные методы и приемы, так   нетрадиционные.

  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, разыгрывание ситуаций, драматизация,
  • Наглядные – наблюдения, рассматривание, использование натуры, репродукций, образцов, показ приемов и способов выполнения, показ детских работ в конце занятия при их оценке и др.
  • Игровые - использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности; 
  • Практические – упражнения, задания;
  • Творческая активность детей: групповая и индивидуальная;
  • Прием сотворчества: дети выполняют рисунок на подготовленном педагогом силуэте, дорисовывают элементы; создание коллективных композиций;
  • Специальные условия обучения: методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи.
  • Словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Все методы используются в комплексе и подчинены теме занятия.

На протяжении учебного года происходит постепенное усложнение материала. В результате целенаправленной работы ребенок имеет возможность усвоить новый материал, узнать художественные приемы, самостоятельно реализовать их по своему желанию. Необходимым условием является использование здоровьесберегающих технологий (пальчиковая, дыхательная гимнастики, физкультминутки).

Большое значение имеет анализ работ.  Чаще всего для этого используется позитивный анализ результатов с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла. Общий анализ работ всех воспитанников помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Увидеть свои результаты помогает совместное обсуждение работ.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения предполагается:

  • дети познакомились с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • у детей сформированы изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;
  • у детей развито внимание, память, мышление, пространственное воображение;
  • дети проявляют творческую активность и развивают уверенность в себе;
  • у детей развита мелкая моторика рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазии.

В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться.

Оценка и контроль результативности.

Итоги реализации данной разработки подводятся в форме выставки детских работ, как на каждом занятии, так и в уголке изодеятельности помещаются лучшие работы.  Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам.  Всё это является хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.  

Итог реализации:

В результате реализации методической разработки предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты, наличия замысла в работе, творческое исполнение.  Дети будут знать специальную терминологию, получать представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.  

Содержание работы на 2019-2020 год

Месяц

Тема занятий

Задачи

Методические приемы

Материал

Источник

Сентябрь

1. «Салют»

«Тычок» жесткой кистью

Познакомить детей с новым способом рисования «тычком» жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Вводная беседа.

Отгадывание загадок.

Физкультурная минутка.

Итог.

½ часть альбомного листа с нарисованными простым карандашом кругами; гуашь четырех цветов; кисти; рисунки-образцы с салютом.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр.9)

2. «Разноцветная радуга»

По сырому листу

Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – по мокрому листу; учить передавать композицию в сюжетном рисунке, воспитывать воображение и творчество. Закреплять представление о цветовом спектре, последовательности цветов радуги.

Вводная беседа.

Рассматривание цветов радуги.

Самостоятельная
работа детей.

Итог.

Белые листы плотной бумаги, гуашь, палитра, поролоновая губка, кисти.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр.21)

3. «Хоровод

осенних листьев»

Печатание листьями

Учить   создавать рисунки путем прикладывания листьев.

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.

Вступительная беседа.

Худ.  Слово

Физкультминутка Самостоятельная работа детей.

Итог.

Рисунки - образцы, листья деревьев разных пород, гуашь, кисти, альбомные листы.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 23)

4. «Осенние деревья»

Рисунки

из ладошек

Познакомить  

с техникой печатания ладошкой.

Развивать пространственное мышление.

Учить сочетать разные материалы

в работе.

Вводная беседа.

Беседа по картине
И. Левитана «Золотая осень»

Худ.  слово. Показ приема рисования.

Самостоятельное рисование детей.

Итог

Бумага, краски, гуашь, кисти

Картина Левитана.

Н.Ф.

Штейнле «Изобразительная деятельность» (стр.21)

Октябрь

1. «Ветка рябины»

Рисование пальчиками или ватными палочками

Познакомить технике пальчикового рисования. Учить рисовать кисть рябины ватными палочками или пальчиками (по выбору). Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Рассматривание фотоиллюстрации

Худ.  слово.

Загадывание загадок

Физкультминутка

Самостоятельная деятельность детей.        

Итог.

Рисунки - образцы, гуашь, кисти, листы тонированной бумаги голубого цвета.

Г.Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр.9)

2. «Осенние мотивы»

Раздувание краски

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Вводная беседа.

Худ. слово

Физкультминутка

Чтение рассказа об осени

Самостоятельная деятельность детей.

Итог

Репродукции с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисти, трубочка для коктейля.

Г.Н. Давыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр.26)

3. «Грибы

 в корзине»

Рисунок 

из ладошки

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Расширить знания детей о грибах; закрепить названия грибов, уметь отличать их.

Развивать пространственное мышление.

Чтение стихотворения «Грибы».

Беседа.

Подвижная игра. Самостоятельная деятельность.

детей.

Итог

Альбомные листы белого цвета, иллюстрации с изображением грибов, гуашь, кисти, карандаши.

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 25)

4. «Разноцветные

зонты»

Печать

по трафарету

Познакомить с новым методом - печатанью

по трафарету.

Развивать        чувство ритма.

Вступительная беседа.

Загадывание загадок Самостоятельная работа детей.

 Игра «Дождик и солнце»

Итог.

Силуэты зонтов, краски, трафареты узоров, поролон, гуашь.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 27)

Ноябрь

1. «Ежик»

Тычок сухой кистью

Продолжать рисование способом тычка». Учить передавать особенность внешнего вида ежа.      

Развивать внимание, воображение.

Расширять знания о животных.

Загадывание загадки. Чтение рассказа «Еж»

Самостоятельная деятельность детей. Физкультминутка

Итог

Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, кисточки, гуашь.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр. 21)

2. «Осенняя пора»

Монотипия пейзажная

Познакомить с новым способом рисования пейзажа – монотипией.

Учить детей рисовать

на    одной    половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй   половине, предварительно смоченной водой. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию, умение детей создавать композиции и передавать образ природы в рисунках.

Рассматривание пейзажей.

Чтение стихотворения.

Беседа.

Подвижная игра

Самостоятельная
деятельность детей.  

Итог.

Альбомные листы с линией сгиба по вертикали, акварельные краски, кисти.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 22)

3. «Фруктовый натюрморт» Печатание разрезанными фруктами

Учить детей составлять натюрморт из фруктов. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции

Загадывание загадок о фруктах.

Рассматривание фруктов.

Самостоятельная
деятельность детей. Игра «Чудесный мешочек».

Итог.

Гуашь, разведенная в тарелочках; кисти, разрезанные фрукты (яблоки, груши, лимоны), трафарет вазы на каждого ребенка.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 22)

4. «Веселые кляксы»

Кляксография

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Вводная беседа.

Рассматривание.

Физкультминутка.

Самостоятельная
работа детей.

Итог.

Альбомный лист, гуашь, кисти, готовые образцы, цветные карандаши.

Г.Н.Ддавыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр. 23)

Декабрь

1. «Первый снег»

Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать

пальчиками.

Развивать инициативу.

Учить составлять композицию.

Вступительная беседа.

Худ.  слово

Самостоятельная
работа детей. Итог.

Тонированные синим цветом листы бумаги с изображением ствола дерева, белая гуашь,

иллюстрации с зимними пейзажами

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 39)

2. «Елочка нарядная»  

Оттиск поролоном

Воспитывать эстетическое восприятие природы. Упражнять в рисовании кусочками поролона. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать цветовосприятие.

Чтение
стихотворения.

Показ приемов
рисования.

Самостоятельная
деятельность детей.

Пальчиковая гимнастика

Итог.

Тонированные светлой краской листы бумаги, мисочки с красками, кусочки поролона.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 47)

3. «Новогодняя елочка»

Рисование пальчиками

Продолжать учить создавать рисунки путем прикладывания кончиков пальцев. Вызывать желание дополнять свой рисунок деталями. Учить создавать себе праздничное, радостное настроение. Закреплять цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

Пение песни

Рассматривание

Беседа

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельная деятельность

Итог

Рисунок елочки, гуашь разных цветов, кисти

Н.Ф.

Штейнле «Изобразительная деятельность» (стр.63)

4. «Дед Мороз»

Рисование солью

Научить новому приему оформление изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей, их расположение. Закрепить навыки рисования гуашью.

Художественное слово

Беседа

Физкультминутка

Показ приемов
рисования

Альбомный лист, гуашь, кисточка, соль в солонке, стаканчик с водой, салфетка.

Г.Н.Ддавыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр. 93)

Январь

1. «Елочка в снегу»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять детей в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, аккуратность.

Презентация.

Беседа. Рассматривание иллюстраций

Самостоятельная работа

Итог

Ноутбук, альбомный лист с нарисованным силуэтом елочки, зеленая гуашь, жесткая кисть, гуашь белого цвета.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 24)

2. «Зимний лес»

Рисование ладошками

Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Учить рисовать зимний лес, используя ладошки и метод тычка.

Рассказ воспитателя.

Показ приемов
рисования.

Самостоятельная
деятельность детей.

Подвижная игра

Итог.

Простой карандаш, гуашь, кисти, белые листы, иллюстрации с зимним лесом.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 49)

3. «Снежная баба»

Оттиск скомканной бумагой

Научить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

Художественное слово

Беседа

Самостоятельная работа

Итог

Голубой лист картона, блюдца с белой гуашью, слегка разведенной водой, комки смятой бумаги среднего размера, гуашь, кисти.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»

(стр.31)

4. «Морозный узор»

Фотокопия – рисование свечой

Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисование – фотокопия (рисование свечой). Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество.

Рассказ воспитателя, загадывание загадок, беседа.

Художественное слово

Показ, пояснение.

Практическая часть.

Итог

Альбомный лист, кусочек свечки, акварельные краски, кисть с широким ворсом.

Г.Н.Ддавыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр. 37)

Февраль

1. «Зимние напевы»

Набрызги

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка.

Чтение стихотворения.

Рассказ воспитателя.

Физкультминутка

Показ приемов рисования

Самостоятельная
деятельность   детей.

Итог.

Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист с готовым фоном, гуашь, кисть, зубная щетка, карандаш.

Г.Н.Ддавыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр. 64)

2. «Звездное небо»

Рисование свечой и акварелью (фотокопия)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Презентация

Интерактивная игра

Беседа

Самостоятельная деятельность

Выставка работ

Ноутбук, свеча белая, альбомный лист, акварель, кисти, цветные карандаши

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 25)

3. «Салют»

По сырому листу

Продолжать учить детей рисовать на сыром листе бумаги. Учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа

Разгадывание загадки

Беседа

Самостоятельная работа

Итог

Листы бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие кисти, баночки с водой, тряпочки.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»

(стр. 42)

4. «Плюшевый мишка»

Оттиск поролоном

Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистость). Развивать творческое воображение детей. Создавать условия для развития творческих способностей.

Показ картинки, рассматривание.

Описание
игрушки.

Самостоятельная
деятельность детей. Игра.

Итог.

Альбомный лист, простой карандаш, разведенная гуашь,2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, банка-непроливайка, салфетка.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 23)

Март

1. «Ранняя весна»

Монотипия пейзажная

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже. Учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер). Совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.

Разгадывание загадки

Рассматривание картин

Беседа

Самостоятельная работа

Подвижная игра «Веснянка»

Итог

Репродукция картин, детские рисунки прошлых лет, белая бумага, акварель, кисти, губка для смачивания листа.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 69)

2. «Грачи прилетели»

Тычок жесткой кистью

Закреплять умение детей рисовать способом «тычка». Расширять знания детей о перелетных птицах.

Беседа

Чтение отрывка из рассказа

Самостоятельная деятельность

Физкультурная минутка «Грачи прилетели»

Итог

Альбомный лист с карандашным контуром грача, черная и белая гуашь, две кисточки, оборудование для рисования.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр. 29)

3. «Ветка  

 с первыми листьями»

Оттиск

печатками

Углублять знания о временах года. Уточнить признаки весны. Воспитывать любовь к родному краю.

Рассматривание молодых листочков на березовой ветке

Чтение стихотворение

Самостоятельная работа

Физкультурная минутка

Итог

Веточка с первыми листочками, печатки с силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 71)

4. «Цыпленок»

Тычок жесткой кистью

Продолжать учить детей рисовать способом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисточку. Расширять знания о домашних птицах.

Художественное слово

Беседа

Чтение рассказа

Физкультурная минутка

Самостоятельная работа

Итог

Альбомный лист с нарисованным контуром цыпленка, гуашь (желтая, красная, черная), две кисточки, два образца цыпленка.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр. 12)

Апрель

1. «Пингвины»

Печать по трафарету        

Познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов с помощью трафаретов.

Художественное слово

Рассматривание картин

Самостоятельная работа

Подвижная игра

Итог

Тонированные синим цветом альбомные листы, трафареты пингвинов, гуашь, кисти.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 59)

2. «Астры в вазе»

Тычок сухой кистью

Продолжать учить рисовать методом «тычка». Закреплять умение правильно держать кисть. Углублять представления о цвете и геометрических формах (круг).

Художественное слово

Рассказ воспитателя

Рассматривание образца

Самостоятельная работа

Физкультминутка

Альбомный лист с карандашными контурами вазы трех небольших кругов, гуашь, две кисточки, картинки или открытки с изображением астр.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр. 20)

3. «Бабочка»

Монотипия предметная

Совершенствовать умения детей в технике – монотипии предметной. Развивать пространственное мышление. Знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и на рисунке.

Разгадывание загадки

Рассматривание изображения бабочки

Самостоятельная работа

Подвижная игра «Мотылек»

Итог

Вырезанные из белой бумаги силуэты различных симметричных и асимметричных предметов, белая бумага, гуашь, кисть, ножницы, простой карандаш, иллюстрации с изображением бабочек, образцы рисунков бабочек разного цвета.

А.В.

Никитина «Нетрадиционные техники рисования (стр. 85)

4. «Цветочная поляна»

Набрызги

Развивать у детей художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования – набрызга. Обучать особенностям изображения объектов с помощью данной техники. Развивать мелкую моторику, цвето- и этетическое восприятие. Воспитывать средствами искусства бережное отношение к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением весенней поляны

Игра «Кто быстрее соберет цветок»

Самостоятельная работа

Логоритмическая игра «Цветочная поляна»

Альбомный лист, акварель или гуашь, кисти, старая зубная щетка, стека, банка-непроливайка, салфетки, трафареты цветов разной величины.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 26)

Май

1. «Расцвели одуванчики»

Тычок жесткой полусухой кистью

Закреплять умение самостоятельно рисовать методом «тычка» цветы. Учить располагать цветы по всему листу бумаги. Закреплять умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.

Чтение рассказа

Самостоятельная работа

Физкультурная минутка «Поле одуванчиков»

Итог

Светло-зеленый лист бумаги, гуашь зеленого и желтого цвета, две кисточки, образец или иллюстрации одуванчиков.

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет.» (стр. 30)

2. «Праздничный салют над городом»

Рисование восковыми мелками и акварелью (проступающий рисунок)

Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки.

Беседа

Художественное слово

Физкультминутка «Салют»

Рассматривание иллюстрации с изображением салюта

Практическая работа

Итог

Чтение стихотворения К.Чуковского «Салют».

Репродукция с изображением салюта, альбомный лист, набор восковых мелков, акварельные краски, кисть, стаканчик с водой, салфетки.

Г.Н.Ддавыдова «22 занятия по рисованию для дошкольников» (стр. 41)

3. «Тюльпаны в саду»

Кляксография

Продолжать учить детей самостоятельно в определенной последовательности создавать весеннюю картину. Развивать речь, внимание, мышление, дыхательную систему, мелкую моторику рук. Способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.

Беседа с детьми

Показ приемов рисования

Самостоятельная деятельность

Итог

Альбомный лист, гуашь, коктейльные трубочки, кисти, палитра, банка-непроливайка, салфетки.

Н.М.Савельева «В мире красок» (стр. 28)

4. «Скоро лето»

Рисование ладошками

Продолжать закреплять технику печатания ладошкой и рисования пальчиками.

Художественное слово

Беседа

Самостоятельная деятельность

Итог

Листы бумаги голубого цвета, гуашь, мисочки с желтой и белой гуашью, разбавленные водой.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»

(стр. 60)

Учебно-методический комплект

1. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2018.

2. Колдина Д. Н Рисование с детьми 4-5 лет. Сценарии занятий. - М.: Мозаика- Синтез, 2016.

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб.: КАРО, 2010.

4. Савельева Н.М. В мире красок: программа дополнительного образования для детей. – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

5. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-5 лет. Демонстрационные картинки и конспекты занятий. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

6. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность.  – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...