ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: «Развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования»
учебно-методический материал

Милентенкова Лидия Алексеевна

Цель работы: расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования, воспитать любовь к ИЗО (изобразительное искусство), прививать любовь, развивать технику рисования, фантазию, любознательность, творчество детей. Формировать умения, знания и навыки рисования. Обращать внимание на положение ребенка при рисовании,  через решение следующих задач:

–Сформировать у детей изобразительные навыки и умения

–Побудить желание рисовать

–Развить воображение, мышление

–Побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет: совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и психолого-педагогический анализ методической, эстетической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования[1].



[1]  [Электронный ресурс]: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/Развитие творческого коллектива. Дата обращения 10.11.2019.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya.docx76.42 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Балаковский институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации»

Кафедра «Социально-гуманитарных и естественно-прикладных дисциплин»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования»

Слушатель:

Милентенкова Лидия Алексеевна

Группа:  199-Д

Балаково, 2020 г.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..

1. ВООБРАЖЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ………

1.1. Характеристика детского воображения……………...

1.2. Формы связи воображения и действительности……

1.3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве…………………………………………………

1.4. Факторы развития художественно–творческих способностей…………………………………………….

2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………….

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами…………………………

2.2 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

Нетрадиционные техники выполняют важную функцию формирования самооценки дошкольника. Социально–экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно–воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом[1].

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Основными понятиями художественного эстетического развития дошкольников являются творческая деятельность дошкольников, воображение, действительность.

Целью работы: расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования, воспитать любовь к ИЗО (изобразительное искусство), прививать любовь, развивать технику рисования, фантазию, любознательность, творчество детей. Формировать умения, знания и навыки рисования. Обращать внимание на положение ребенка при рисовании,  через решение следующих задач:

–Сформировать у детей изобразительные навыки и умения

–Побудить желание рисовать

–Развить воображение, мышление

–Побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.

Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет: совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и психолого-педагогический анализ методической, эстетической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования[2].


ГЛАВА I. ВООБРАЖЕНИЕ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

1.1.Характеристика детского воображения

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую–либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступит быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности[3].

Комбинаторные способности мозга создают воображение и творчество. Творческая деятельность, основанная на комбинирующих, или комбинаторных способностях головного мозга в психологии называют воображением или фантазией. Воображение может быть рассмотрено как в житейском обиходе, так и в научной сфере. В житейском обиходе это все, что не реально, не соответствует действительности, не может иметь практического значения. Например, когда говорят «ты фантазируешь, сочиняешь, воображаешь». В науке воображение это основа творческой деятельности, даже если она практическая, а не только умственная. Основой художественной деятельности (или речевая сфера творчества), умственной деятельности, творческой является воображение, которое проявляется одинаково во всех сферах культуры жизни человека. Воображение делает возможным  научное, художественное, техническое творчество. Существует два вида воображения: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальное воображение связано с выражением «творчество» различных ученых в разных сферах человеческой деятельности, например открытие в науке, технике, литературные, музыкальные произведения. В каждодневной жизни творчество есть необходимое условие существования. Коллективное творчество объединяет часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества. Огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. Эмоциональный и интеллектуальный факторы необходимы для осуществления творчества.

1.2.Формы связи воображения и действительности

Чтобы понять психологический механизм воображения и творческую деятельность, существует связь между реальностью и фантазией в поведении человека в четырех формах[4]:

1–я форма: всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека

2–я форма: связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности

3–я форма: эмоциональная связь (двухсторонняя)

4–я форма: построение фантазии может представлять из себя нечто  существенно новое, «кристаллизованное» воображение, которое сделавшись вещью начинает реально существовать в  мире и воздействовать на другие вещи.

1.3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер[5]. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

При определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В этом вопросе нет единого мнения:

–способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);

–знания, умения и навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков[6];

–одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обогащения умений и навыков (К.К. Платонов).

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий, от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия – обучения.

По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

–значительно облегчают формирование способностей;

–ускоряют темп продвижения в развитии способностей;

–определяют высоту достижения;

–обуславливают ранние проявления способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы и к специальным способностям[7].

У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность, способность воображения, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость.

1.4. Факторы развития художественно–творческих способностей

Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

–опыт художественных впечатлений образов искусства;

–комбинаторные способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму.

–создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

–система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства

–окружающая среда–закон психологии (стремление к творчеству всегда пропорционально простоте среды)[8].

В ходе развития искусства изобразительные и неизобразительные его виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления выразительного начала. В рисунке - тенденция к характерным линиям, контрастам темного и светлого.

Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка.

Рассмотрим, какие устанавливаются взаимосвязи и как надо воздействовать, чтобы помочь детям в создании выразительного образа в рисунке, лепке.

Характерным изобразительно-выразительным средством живописи является цвет. (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому»[9]

Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве[10].


Глава II. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ.

Существует множество разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Цель нетрадиционных техник развитие:

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• изобразительных навыков и умений;

• наблюдательности, внимания и усидчивости;

•эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Метод нетрадиционных техник–поисково-конструктивный, наглядный, практический, с использованием игрового, наглядно–практического приема творческой активной деятельностью.

Средства для достижения цели зависят от выбранной формы и метода рисования[11].

В каждом возрасте предпочтительны свои определенные нетрадиционные техники рисования (таблица 1).

2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

  1. Нетрадиционная техника рисования

(набрызг)

Материалы и оборудование:

• акварельные или гуашевые краски, бумага, палитра, вода;

• зубные щетки (старые, стеки, плоские палочки, карандаши, пластиковые линейки или расчески;

• засушенные листочки, цветы и травинки, трафареты, шаблоны;

• клеенка, газета, фартук, нарукавники.

Достаточно простой в применении является техника «набрызг». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике «набрызг» требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы:

• Смочить щетку водой.

• Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

• Набрать немного краски на зубную щетку.

• Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

• Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

• Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования «набрызгом» позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования «набрызгом»:

• при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;

• при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба;

• для доработки, дополнения рисунков;

• при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок;

• в качестве фона рисунка;

• при тонировке бумаги для аппликативных работ;

• при изготовлении паспарту и др.

При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится «набрызгом» краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень.

Можно применять многослойный «набрызг» с использованием нескольких трафаретов. Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т. д. Последний слой краски должен быть самый темный. В конце убираются все трафареты.

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т. п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику «набрызга» можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени. Работы сразу преображаются[12].

  1.  Батик узелковый

Возраст: от 5 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом и замыслом ребенка.

Средства выразительности: цвет, цветовые сочетания.

Материалы: лист белой бумаги А4, ткань натуральная белого цвета, кисть, нитки для узелков. батиковые краски, поролоновые тампоны большого размера, емкости для красок.

Способ получения изображения: ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) завязывает на ткани 2-3 узелка в произвольном порядке, положив ткань на белый лист бумаги, смачивает всю ткань чистой водой с помощью большого поролонового тампона. Затем на мокрую ткань ребенок кистью наносит цвета в соответствии с замыслом, начиная с узелков и складок вокруг них (складки вокруг узелка – или лепестки цветка, или лучи звезды). После этого краска наносится между узелками (если цветочная поляна – зеленая краска; если космос - синяя и т.п.). После высыхания дети развязывают узелки и расправляют ткань. Позже воспитатель закрепляет краски, положив ткань на лист бумаги, прогладив ткань утюгом с обратной стороны (без присутствия детей).

Развивает: воображение, творчество, чувство композиции.

  1. Граттаж (черно-белый или монохромный)

Возраст: от 6 лет

Содержание: в соответствии с возрастом и замыслом ребенка

Средство выразительности: линия, штрих, цветовой контраст.

Материалы: полукартон или плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь (или любого другого одного цвета), жидкое мыло (примерно одна капля на одну столовую ложку туши), мисочка для туши, стека.

Способ получения изображения: ребенок натирает лист свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска (один раз – горизонтально, другой  раз – вертикально), затем на него он  наносит тушь с жидким мылом. После высыхания стекой процарапывается рисунок.

Развивает: воображение, творчество, чувство ритма и композиции, мелкую моторику рук.

  1. Граттаж (цветной)

Возраст: от 6 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом и замыслом ребенка.

Средства выразительности: линия, штрих, цветовой контраст, композиция.

Материалы: цветной картон или плотная колорированная или закрашенная акварелью бумага, свеча, широкая кисть, жидкое мыло (примерно одна капля на одну столовую ложку туши), мисочка для туши, стека.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска (один раз – горизонтально, другой раз – вертикально). Затем ребенок закрашивает лист тушью, смешанной с жидким мылом. После высыхания, ребенок стекой процарапывает рисунок. Далее, возможно дорисовывание недостающих деталей.

Развивает: воображение, творчество, чувство композиции и цветовосприятие.

  1. Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3–летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет[13].

Возраст: от 4 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: цветовое пятно, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, цветная тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке. пластиковая ложечка, цветные карандаши и кисти.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает ложечкой тушь или гуашь и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно дополнительно лист накрыть другим листом и прижать. Далее ребенок снимает верхний лист. рассматривает изображение, определяя, на что оно похоже. Недостающие детали ребенок дорисовывает красками или карандашами.

Развивает: воображение, творчество.

  1. Кляксография с трубочкой

Возраст: от 5 лет.

Содержание: в соответствии с получившимися «пятнами – разводами».

Средства выразительности: пятно, цвет.

Материалы: бумага, черная и/или цветная тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, коктейльная трубочка, цветные карандаши и кисти.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются кистью или карандашами (можно фломастерами или маркерами).

Развивает: воображение, творчество[14].

  1. Монотипия предметная

Возраст: от 3 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь и/или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы должны быть симметричными). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, листок складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист рисования дополнительных элементов.

Развивает: творчество, воображение.

  1. Монотипия пейзажная

Возраст: от 5 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом и

замыслом ребенка.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, композиция.

Материалы: бумага, кисти, гуашь и/или акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро. чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан отпечаток (оттиск), оживляется красками, чтобы он отличался от своего «двойника».

Развивает: цветовосприятие, чувство композиции.

  1. Ниткография

Возраст: от 4 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: линия, фантастические силуэты, цвет.

Материалы: плотные нитки длиной 40-45 см («Ирис›‚ «Снежок» и т.п.), мисочки с гуашью (краска должна быть разведена до густоты сметаны), плотная бумага любого цвета, формата, салфетки.

Способ получения изображения: взрослый заранее опускает нитки в емкости с краской, оставляя снаружи конец нити, за который ребенок будет ее держать (одна нить – одна емкость). Ребенок берет нить, поднимая ее, он вынимает из емкости и сразу ставит нижний конец нити на лист бумаги. После этого ребёнок начинает плавно опускать нить вниз. Нить – тяжелая от краски –   опускается на лист, заворачиваясь причудливыми петлями. Ребенок накрывает нить вторым листом (или второй половинкой листа, если это был сложенный пополам лист), придерживает сверху лист свободной левой рукой и быстро вытаскивает нить (все это время он держал конец нити в правой руке).

  1. Пальчиковая и ладоневая живопись.

Возраст: от 2 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: пятно, фантастические силуэты, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик или прижимает ладошку, ступню ноги и др. к штемпельной подушке, пропитанной нужного цвета краской, в емкости, или окрашивает «нужную» часть тела кисточкой и далее делает отпечаток на бумаге. Рисуют разными пальчиками, разными руками и/или ступнями, окрашенными в разные цвета. После работы гуашь вытирают салфеткой, затем смывают проточной водой. Указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Есть еще одна причина: иногда тематика просит детскую ладошку или пальчик.

Цель: научить ребенка пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми.

Развивает: цветовосприятие, чувство композиции, моторику рук и ног, воспитывает аккуратность[15].

  1. Пенная живопись

Возраст: от 3 лет.

Содержание: в соответствии с замыслом ребенка.

Средства выразительности: цветные пузырьки.

Материалы: плотная бумага, цветная вода (вода  гуашь разных цветов), жидкое мыло или шампунь, губка, оргстекло с обработанными краями или пластиковая дощечка.

Способ получения изображения: ребенок (сначала раствор готовит взрослый, с 6 лет ребенок может готовить раствор самостоятельно) добавляет в воду мыльный раствор, несколько раз отжимает в нем губку, этой же губкой собирает пену на стекло и сверху накладывает белый лист бумаги, аккуратно разглаживая ее, затем лист снимает. Фон для таких тем, как «Подводное царство», «Под голубыми небесами» «Море» готов.

Развивает: чувство цвета, творчество, воображение, фантазию.

  1. Печать листьями

Возраст: от 3 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, свежие листья разных пород деревьев.

Способ получения изображения: ребенок прижимает лист к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или другую подготовленную поверхность. Для получения другого цвета штемпельная подушка и печатка меняется.

Развивает: чувство ритма, симметрии, композиции.

  1. Пластилинография, пластилиновая живопись.

Возраст: от 4 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом и замыслом ребенка.

Средства выразительности: фактура, цвет, объем.

Материалы: картон или любая другая твердая поверхность, пластилин, стеки, губка. вода, дощечка, формочки для вырезывания из пластилина.

Способ получения изображения: ребенок подготавливает заранее эскиз будущей работы. Далее заполняет контурный рисунок пластилином соответствующих цветов. Работа может быть дополнена деталями, которые ребенок вырезал с помощью формочек: животные, цветы, птицы, трибы, овощи, фрукты, дома, деревья, транспорт.

Развивает: аккуратность, пластические умения, изобразительные навыки, воображение.

  1. По мокрому фону

Возраст: от 4 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: цветосочетание, цветосливание.

Материалы: плотная бумага, ватный или поролоновый шарик, кисть, акварель или гуашь.

Способ получения изображения: ребенок увлажняет плотный лист бумаги ватным или поролоновым шариком, затем приступает к рисованию. Такой способ можно использовать при рисовании следующих тем: «Город в тумане». «Мои сновидения», «Дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской», «Фруктовая сказка» и тд. Бумага не должна быть излишне мокрой, т.к. изображение в этом случае может не получиться. Если в рисунке «размытость»: требуется не по всей поверхности, то увлажняются только соответствующие детали изображения. Этим же способом можно тонировать бумагу для последующего рисования и других видов изобразительной деятельности.

Развивает: воображение, умение смешивать и сливать различные краски, изобразительные навыки.

  1. Пуантилизм

Возраст: от 4 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: цвет, точка.

Материалы: гуашь, ватная палочка, фломастер,

маркер, плотная бумага.

Способ получения изображения: рисование точками относится к необычным приемам. Для реализации можно взять фломастеры, маркеры, но лучше всего точечные рисунки получаются красками и ватной палочкой. Сначала карандашом прорисовывается силуэт нужного изображения. Затем ватная палочка окунается в густую краску (по ходу рисования могут использоваться различные цветовые оттенки в зависимости от возраста), затем ставится перпендикулярно к листу бумаги, и наносятся точки, заполняя в нужных местах контур.

Развивает: мелкую моторику рук, чувство ритма, глазомер, цветовосприятие.

  1. Рисование жёсткой полусухой кистью

Возраст: от 2 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть (щетина), гуашь, бумага любого цвета, формата и/или вырезанные силуэты пушистого и/или колючего животного.

Способ изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Развивает: чувство композиции, чувство ритма.

  1. Рисование картоном (архитектура)

Возраст: от 6 лет.

Содержание: архитектура.

Средства выразительности: широкая линия, цвет.

Материалы: гуашь (разведенная до густоты сметаны), картон и гофрокартон (полоски 2 и 3 см на 10 см), плотная бумага или картон любого цвета, формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок определяет, какое архитектурное сооружение будет рисовать (жилой дом, сказочный терем и т.п.). Он анализирует, на какие геометрические фигуры похожи его части и детали украшения (стены, двери, окна, балконы, крыша). Гуашь ребенок выкладывает картоном (лопаточкой, стекой) в нижней части листа. Плотно приложив картон к краске, ребенок продвигает свою полоску картона вверх, построив таким способом стены здания, затем окна и двери и другие детали архитектурного украшения.

Развивает: память, анализ и синтез, чувство композиции, воображение и творчество.

  1. Штампование (оттиск печатками)

Возраст: от 3 лет.

Содержание: в соответствии с возрастом.

Средства выразительности: форма, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка со штемпельной подушечкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, самодельные (или готовые) «печатки».

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку нужной формы (круглой, треугольной, прямоугольной) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу или другую подготовленную поверхность. Для получения другого цвета или формы штемпельная подушка и печатка меняются.

Развивает: чувство ритма, симметрии, композиции[16].

2.2 Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в творчестве исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 1 «Аленушка» пос. Ленина в подготовительной группе.

На первый взгляд все дети активны, но  проявляют интерес эпизодически и нерегулярно. У детей есть заинтересованность, но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать привычным способом–карандашом или красками.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

Наблюдение–научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или другого явления;

эксперимент–основной метод исследовательской работы, вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выполнения действий;

диагностика и тестирование - подбор задач и вопросов, которые служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;

анализ продуктов деятельности–один из методов психологи, изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие продукты деятельности ребенка;

метод исследования личности–совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека.

Целью исследовательской работы является выявление и развитие творческих способностей у детей подготовительной группы, путем проведения занимательных занятий рисованием красками.

Задачами исследовательской работы является:

–проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в технике живописи;

–разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами;

–апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны критерии оценивания уровней развития художественно-творческих способностей в области рисования красками. Основными направления изучения художественно-творческих способностей данной работы являются:

1) способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения;

2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;

3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.

Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в живописи это способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных техник живописи..

Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) итоговый.

Для проведения исследовательской работы был разработан специальный цикл занятий.

1–й этап.

Констатирующий эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.

Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей группой на тему «Пасмурный весенний день».

Программное содержание:

закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить способность создания художественного образа на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.

Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображена пасмурная погода.

Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с поставленной целью.

Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и показ, а также недостаточность развития художественно-творческих способностей детей.

Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы 2. 

2–й этап.

Формирующий эксперимент.

Проводился с детьми: Рита А., Миша П., Оля К., Мира К., которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки художественно-творческих способностей, а точнее способность передавать художественный образ с помощью цвета.

Цель формирующего эксперимента: развитие художественно-творческих способностей у детей 6-7 лет с помощью нетрадиционных техник в живописи.

При проведении формирующего эксперимента были использованы индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и упражнения.

Тема: «Весеннее дерево».

Программное содержание:

закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать способность рационально применять различные техники рисования живописными материалами.

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы: объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение, оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».

Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям, каким они видят это дерево.

Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник: аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.

Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего мира.

Тема: «Одуванчики в траве».

Программное содержание:

Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой кистью–прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить способность рационально применять технику «набрызга».

Ход занятия.

В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление с детьми о последовательности выполнения работы.

Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки), которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.

Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и добились хороших результатов.

Тема: «Летний пляж».

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.

Ход занятия.

Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру. Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных линий - некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход. Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были активны и эмоциональны, что видно из их работ.

Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года», «Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

3–й этап.

Итоговый эксперимент.

Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего эксперимента.

Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».

Программное содержание:

Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ для создания коллективной работы; закреплять навыки работы нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к нетрадиционным живописным техникам.

В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как: рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало огромный интерес к работе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия.

Нетрадиционные изобразительные техники это эффективное средство изображения, включающее новые художественно–выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечивать наибольшую выразительность образа в творческой работе, что бы у детей не создавалось шаблона.

В ходе исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в дошкольном возрасте, выявлены методы нетрадиционного рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности.

В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: узелковый батик, граттаж, монотипия, кляксография, ниткография, пенная живопись, рисование пальцами и ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать листьями, пластилинография, оттиск, рисование картоном.

В ходе изучения вопроса о значении нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте выяснилось, что оно оказывает огромное значение для развития речи ребенка, его самооценки, воображения, самостоятельности, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.

Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне, за исключением некоторых, таких как Рита А., Оля К., Миша П., Мира К., у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по–прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Вывод по исследовательской работе: Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена исследовательская работа по выявлению художественных способностей детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих способностей в области рисования живописными материалами. Апробированы инновационные техники в живописи для развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели развивались.

Самым важным является постоянная работа со способными детьми и введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию способностей детей, не перегружая их.

Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ цветоведения[17].

Таким образом, можно говорить о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т.к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.[18]


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах детского сада

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Рисование жесткой полусухой кистью

Оттиск поролоном

Монотипия пейзажная

Пальчиком

Оттиск печатками из ластика, листьев

Рисование зубной щеткой

Рисование ладошкой

Восковые мелки+акварель

Расчесывание краской

Рисование ватной палочкой

Свеча+акварель

Набрызг

Печатками из картофеля

Рисование мятой бумагой

Воздушные фломастеры

Оттиск пробкой

Монотипия предметная

Рисование нитками

Рисование солью

Фото–копия, рисование свечой

Граттаж цветной, черно–белый

Таблица  1


Имя

ребенка

Увлечен.

темой и

техникой

Способн.

созд. худ.

образ

Способн.

к цвето-

воспр.

Способн.

рацион.

Применять

техники

Владение

техникой

изображения

1.

Вика Ч.

1

1

1

2

2

2.

Вера М.

1

1

2

1

2

3.

Гена Г.

1

1

1

2

2

4.

Юра К.

1

1

2

1

2

5.

Дина В.

1

1

2

1

2

6.

Миша П.

2

2

2

2

2

7.

Лиза С.

0

1

1

0

1

8

Лена М.

1

1

1

2

2

9.

Настя М.

1

1

2

2

2

10.

Оля К.

2

2

2

2

2

11.

Лиля М.  

1

2

1

2

2

12.

Надя С.

0

1

1

0

1

13.

Рита А.

2

2

2

2

2

14.

Женя М.

1

1

1

2

2

15.

Мира К.

2

2

2

2

2

Таблица 2

Условные обозначения:

0 низкий уровень;

1 средний уровень;

2  высокий уровень.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.   Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с
  3.   Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления . —— М.: Знание, 1984. — 80 с
  4.    Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. С 37  Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002. С 18
  5.   Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962. С 24
  6.   Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987. С 31
  7.   Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962. С 44
  8. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО8 рец. Лыкова Ирина Александровна ИД Цветной мир 144с
  9.   [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/Введение–Развитие творческого воображения Дата обращения 10.11.2019.
  10.    [Электронный ресурс]: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/Развитие творческого коллектива. Дата обращения 10.11.2019.
  11.   [Электронный ресурс]: https:// www.maam.ru/  Методические рекомендации для педагогов «Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. [Электронный ресурс]:  Дата обращения 25.11.2019.
  12. [Электронный ресурс]: https:// www.maam.ru/Нетрадиционная техника набрызг. Дата обращения 26.11.2019
  13. [Электронный ресурс]: https:// infourok.ru/ План-сценарий урока "Живая клякса. Изображать можно пятном" Дата обращения 30.11.2019
  14.   [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/Картотека"Нетрадиционные техники рисования" Дата обращения 30.11.2019
  15.  [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/ Рисование с использованием печаток и оттисков.  Дата обращения 30.11.2019
  16.   [Электронный ресурс]: https: //works.doklad.ru/ Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей  Дата обращения 05.12.2019
  17.   [Электронный ресурс]: https: //nsportal.ru/статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности | социальная сеть работников образования. Дата обращения 01.12.2019


[1] [Электронный ресурс]: https://vuzlit.ru/Введение - Развитие творческого воображения Дата обращения 10.11.2019.

[2]  [Электронный ресурс]: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/Развитие творческого коллектива. Дата обращения 10.11.2019.

[3] Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

[4] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с

[5] Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления . —— М.: Знание, 1984. — 80 с

[6] Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. С 37

[7] Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002. С 18

[8] Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962. С 24

[9] Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987. С 31

[10] Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962. С 44

[11] [Электронный ресурс]: https:// www.maam.ru/  Методические рекомендации для педагогов «Содержание занятий с использованием нетрадиционных техник изображения». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. [Электронный ресурс]:  Дата обращения 25.11.2019.

[12] [Электронный ресурс]: https:// www.maam.ru/Нетрадиционная техника набрызг. Дата обращения 26.11.2019

[13] [Электронный ресурс]: https:// infourok.ru/ План-сценарий урока "Живая клякса. Изображать можно пятном" Дата обращения 30.11.2019

[14] [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/Картотека"Нетрадиционные техники рисования" Дата обращения 30.11.2019

[15] «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДО8 рец. Лыкова Ирина Александровна ИД Цветной мир 144с

[16][Электронный ресурс]: https://infourok.ru/ Рисование с использованием печаток и оттисков.  Дата обращения 30.11.2019

[17] [Электронный ресурс]: https: //works.doklad.ru/ Особенности использования интегрированных занятий в развитии изобразительного творчества детей  Дата обращения 05.12.2019

[18] [Электронный ресурс]: https: //nsportal.ru/статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности | социальная сеть работников образования. Дата обращения 01.12.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

Развитие творческого воображениядошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса нами была выбрана тема кружковой работы: «Развитие творческого в...

Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"

Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...

Мастер-класс "Развитие творческого воображения дошкольников в нетрадиционной технике рисования с применением овсянных хлопьев и засушенных трав"

Задачи:- научить создавать рисунок,используя нетрадиционные приемы рисования,- совершенствовать умение работать акварельными и гуашевыми  красками, восковыми мелками,- развиватьтворческое воображ...

Презентация на тему «Развитие творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования»

Цель работы: расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования, воспитать любовь к ИЗО (изобразительное искусство), прививать любовь, развивать технику рисования, фантазию, любозн...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...