Конспект открытого интегрированного ООД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме "Полхов - Майданской росписи матрёшки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
- Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
- Формировать уменпие заполнять узором большую часть.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
- Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать в коллективе.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия.
- Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Знакомство с Полхов –Майданской росписью», несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.
Предшествующая работа:
- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11»
Конспект открытого интегрированного ООД
по художественно-эстетическому развитию
(рисование)
Тема: «Полхов – Майданская роспись матрешки»
Составила:
воспитатель первой
квалифицированной категории
Батманова Д.Г.
2020 – 2021 учебный год
Цель: декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полхов-Майданской росписи.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомство с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом).
- Формировать умение рисовать основные элементы Полхов-Майданской росписи, сочетать в узоре цвета, характерные для данной росписи, получать зелёный и фиолетовый цвета путём наложения красок.
- Формировать уменпие заполнять узором большую часть.
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
- Развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции при составлении узора.
Воспитательные:
- Воспитывать умения работать в коллективе.
- Воспитывать умение согласовывать свои действия.
- Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Знакомство с Полхов –Майданской росписью», несколько Полхов-Майданских матрешек, картинки с элементами Полхов-Майданских узоров, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблоны рисунки Полхов-Майданских матрешек.
Предшествующая работа:
- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Ход ООД
1. Вступительная часть.
Дети под народную мелодию (Русский хоровод композитора
В.Малышева ) входят в группу и становятся в круг.
Приветствие:
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься в детском саду?
Дети: лепить, рисовать ,играть, делать аппликации…
Воспитатель: А какие виды рисования вы знаете (пальчиками, ладошками, ватными палочками, зубной щеткой набрызг, манкой, песком, оттиск, монотипия ,по мокрой бумаге, кляксография).
2.Основная часть
Воспитатель: В нашу группу пришла посылка от мастеров-умельцев, а чтобы ее открыть нужно отгадать загадку. Справитесь?
Дети: да!
Загадка:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко, наша русская …….
Дети: матрешка.
Воспитатель: Вы большие умнички, а теперь садитесь поудобнее. Я слышу какой то странный звук (появляется кукла Фея Кисточка в русском народном сарафане)
Ребята у нас в гостях сказочная фея Кисточка.
Фея Кисточка: Здравствуйте ребята! Я узнала, что вы знаете много о народных умельцах и хочу пригласить вас в сказочное путешествие в чудесное место где живут чудо мастера.
Использование ИКТ:
Слайд №2:
В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.
Слайд№3
С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали в ручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.
Слайд№4
В старину Дымковские, Городецкие, Гжельские мастера со всей округи приезжали на ярмарку со своими изделиями и продавали их с прибаутками «Не бьется, не ломается, а кто купит удивляется!.»
Слайд№5
Королева кисточка обращает внимание на изделия народного промысла: расписные игрушки, свистульки,балалайки,грибок-капилочкупосуду,сахарницу,дощечку,самовар,).
Слайд№6
С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».
Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала,что бы краска ложилась ровно и гладко.
А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. большими розово-малиновыми цветами и бутонами шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодками черники, яблочками.
Слайд№7
Скажите ребята, какие цвета красок используют в своей работе мастера Полхов- Майдана?
Дети: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Слайд 8 - 11
Рассмотрим основные элементы росписи:
Цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан.
Ягоды: шиповник, черника.
Листочки: большие, маленькие, колючие веточки шиповника.
Слайд 12 - 14
Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера, как ярко расписана матрешка.
Слайд 15
Бочонки, копилки,
Матрешки, грибы.
Они не малы,
Да и не велики.
Свистульки, тарелочки
В ярких цветах,
И солнце, и речка,
И домик в кустах.
Свободная роспись:
Шиповник цветет,
И яблочки зреют,
И травка растет.
Рисуют черным
На стеблях цветы,
И яркие краски
Сочны и просты
Мы немножко отдохнем скоро рисовать начнем..
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз, два – спит цветок.
Три — раскрыли лепесток.
Четыре – проснулись,
Дружно к солнцу потянулись.
Воспитатель: Но у мастериц было только три краски желтая, синяя, красная как же у них получаются такие разные цвета?
Дети: художники смешивают цвета
Слайд 16
Воспитатель: Как можно получить оранжевую, зеленую и фиолетовую краски?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать умельцами рукодельцами и подарить людям радость?
Посмотрите каких матрешек подарила нам фея Кисточка
Воспитатель: Я предлагаю вам расписать матрешку, и расскажу как правильно и красиво выполнить работу.
Чем же выделяется данная роспись: в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило: роза, мак, шиповник, георгин. Они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.
Итак, приступим, расписываем матрешку.
Выполняем лицо матрешки простым карандашом.
Лицо изображается в круге. Сверху кудряшки волос, большие глаза, носик – две точки, маленький красный ротик и розовые щечки.
Вместо сарафана на матрешке овальный передник.
Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью).
Если же говорить о росписи, то, в принципе, она одинакова как для матрёшек, так и для всего остального – сказочная веточка, на которой растут сразу и яблоки, и ягодки, и разные невиданные цветы.
Главным элементом росписи является «розан». Выполняем основные закономерности выполнения розана. Круг и вокруг него лепестки.
Затем выполняем волшебную веточку, которая красиво изгибается. В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана?
Дети: желтый, красный, зеленый, синий, черный, оранжевый.
Посмотрите последовательность работы над узором в цвете.
- Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом.
- Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья
(оставляем желтые пробелы)
- Завершающий этап – обводим контур черным цветом.
Пока сам рисунок сохнет, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки.
Воспитатель: Фея Кисточка превращает вас в мастеров-художников.
Сейчас кисточкой вращаю.
В мастеров-художников вас превращаю!
Проходите в мастерскую и будем творить чудеса!
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики,
Один, два, три, четыре ,пять
Начинаем рисовать!
Выполнение работы детьми.
Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне и Фее очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои матрешки и кладем на стол в мастерскую.
Фея: Какие красивые матрешки у вас получились!
Какие элементы росписи вы использовали?
Дети: розан, ягоды, листья веточки полоски.
Вы огромные молодцы! Вам пора превращаться в обычных детей.
Кисточкой я поверчу,
В деток снова превращу!
Воспитатель: Ребята, скажите с какой росписью познакомила вас Фея Кисточка?
Дети: Полхов- Майданской.
Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами?
Дети: Да!
А в заключении мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома деревянную игрушку. И тогда в душе будет всегда хорошее настроение!.
Фея: А я, приготовила подарок для вашей группы игрушки от Полхов-Майданских мастеров и альбом с изображениями росписей.
Воспитатель: Спасибо тебе Фея, мы рады были видеть тебя в гостях, приходи к нам еще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по художественно - эстетическому воспитанию детей в старшей группе "Белая берёза"
Расширить представление детей об образе берёзы в поэзии: дать представление детей об образе берёзы в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве; воспитывать эм...
Конспект открытого интегрированного НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием ИКТ "Весенние цветы"
Цель: Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.Задачи:- Знакомить с натюрмортом, используя нетр...
конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»
формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок....
Конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»
Формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок. ...
Конспект открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в младшей группе Тема: «Угощение для куклы Маши»
Лепка из солёного теста...
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий «Палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»
Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Страну математики» с использованием авторских технологий палочки ...
Конспект открытой интегрированной ООД по художественно- эстетическому развитию в старшей группе "Путешествие в осень или Осенние зарисовки"(Техника "фроттаж")
Материал будет интересен воспитателям. занимающимся нетрадиционными техниками рисования...