описание опыта работы
методическая разработка по рисованию
опыт работы по теме "Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 733.37 КБ |
Эссе о профессии | 938 КБ |
информационная открытка | 169.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Развитие творческого
воображения у дошкольников средствами изобразительной деятельности»
Воспитатель
МБДОУ- детский сад
комбинированного вида
№4 п.г.т.Погар
Тупица Елена Петровна
ПОГАР 2021г.
Актуальность
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей. В творчестве детей отражается их внутренний мир: настроение, переживания, фантазии и мечты. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только одарённых, но и всех детей. Для них рисунок является формой выражения мыслей, представлений об окружающей действительности, эмоциональных переживаний. Давно известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности детей, с формированием их чувств и сознания. Потребность к красоте у детей с рождения, и если в младшем дошкольном возрасте дети пытались создать в рисунке только им одним понятную красоту, то уже в старшей группе они более избирательны в выборе красивого, имеют на этот счет собственные представления и сами, исходя из своих возможностей, «творят» красивое, чтобы удивить, восхить нас, взрослых умением видеть окружающий мир.
Новизна опыта
Для развития творческого воображения необходима особая организация изобразительной деятельности. Для этого мы в своей группе используем и нетрадиционные техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
Цель опыта: Развитие творческого воображения у дошкольников через изобразительную деятельность.
Задачи:
1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей
2. Развивать способность практически применять полученные знания в жизни
3. Организовать работу по развитию творческого воображения.
Дети к нам пришли из средней группы детского сада, в возрасте 4-5 лет. Навыки рисования у них в этом возрасте еще плохо сформированы. Рисунки получались не аккуратные, абстрактные, иногда одноцветные, не всегда можно было понять, что на них изображено. Да и сами дети неохотно занимались рисованием в свободное время. А некоторые и на занятиях пытались отказаться от выполнения задания (Данила П., Василиса Ш., Антон И.), говоря, что у них не получится, они не умеют рисовать.
Начиная свою работу с детьми по обучению рисованию и развитию творчества, мы в начале сентября познакомили детей с групповым изо-уголком, с различными изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварель, гуашь) и оборудованием (трафареты, шаблоны, формы для декоративного рисования, книги-раскраски, печати, штампы и тд). На занятиях по рисованию мы учили детей правильно пользоваться кисточками различного назначения: мягкая широкая кисть – для изображения фона рисунка, рисования крупных одноцветных предметов; тонкая кисть – для прорисовки тонких линий (ветки, перышки, завитки, контурная обводка и тд); щетинная кисть – для изображения объемных, «пушистых» предметов и тд. Учили детей смешивать цвета для получения нового цвета или его оттенка (занятия: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», др). Закрепляли знания, полученные на занятии в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми, в свободном рисовании. Также обучали правильному закрашиванию изображений в книгах-раскрасках (без пробелов, не выходя за черту контура, в одном направлении или круговыми движениями), одновременно предлагая детям выбрать цветовую гамму по своему желанию («Раскрась свою картинку в цветах осени(зимы, весны, лета)» - «Девочки–времена года»). Закрепляя знания о форме, цвете предметов окружающей действительности, пропорциях, пространственном расположении, мы учили детей наблюдать, внимательно рассматривать то, что они будут изображать, по возможности при рассматривании небольших предметов, мы использовали тактильный метод, т.е. предлагали детям ощупать форму, почувствовать ее объем, фактуру, изгибы. Хорошо в этом помогали дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди наощупь», «Чего не стало», «Узнай товарища на ощупь» и др. А также занятия по рисованию с натуры: «Любимая игрушка в детском саду», «Ветки в вазе», «Комнатные растения» и др. А когда закрепляли знания о строении человека, было проведено занятие «Здравствуй, это я», т.е. дети рисовали свой автопортрет во весь рост. Они внимательно разглядывали себя перед зеркалом, запоминая форму стрижки, цвет волос и глаз, черты лица и форму одежды, чтобы потом как можно достоверней передать это в своем рисунке. И сколько гордости и удовольствия они получили вечером, когда их мамы, папы и близкие узнавали портрет своего ребенка без подписи и очень хвалили.
К середине осени мы уже начали знакомить детей с углем, сангиной, чуть позже с пастелью. Учили способам рисования этими художественными материалами, растушевки цвета, выложили эти материалы в изо-уголок для свободного рисования. И, конечно же, свободное рисование тоже находится под постоянным наблюдением воспитателей, т.к. при необходимости можно ненавязчиво о чем-либо напомнить ребенку, дать совет или даже показать на отдельном листе, как нарисовать то, что у него в рисунке никак не получается.
В течение года мы часто практикуем творческие задания по рисованию, например: «Нарисуй, за что ты любишь зиму», «Подарок другу на день рождения», «Нарисуй то, о чем бы ты хотел узнать побольше», «Счастливая семья», «Что было интересного в этом месяце». Также детям очень нравиться расписывать вылепленные ими из глины или соленого теста предметы: «Хлеб и выпечка» (для сюжетно-ролевой игры «Семья»), «Птицы наших лесов», «Медальон в подарок маме», «Радужная ваза для бабушки». Чтобы раскрасить своих птиц правильно, чтобы они были как настоящие, дети рассматривали иллюстрации в книгах, наблюдали птиц в природе, рисовали и раскрашивали сначала просто на бумаге, только после этого раскрашивали фигурки. Сколько радости и счастья было в глазах детей, когда они видели удивление и восхищение в глазах своих родных, когда дети вручали им птичку.
Рассматривая предметы народных промыслов, уже знакомые детям и новые для них, дети учились составлять декоративные узоры, оформлять ими шаблоны одежды, утвари, посуды, игрушек и тд. На занятиях и в свободное время они рисовали узоры на круге, полосе, квадрате, доске и тд., придумывая свои, непохожие на другие композиции орнаментов («Дары осени», «Цветочная поляна», «Листопад», «Нарядное платье для барышни», «Красивая посуда» и др). На этих занятиях кроме кисточек часто использовались ватные палочки, тычки, иногда печати, т.к. элементы росписи повторяются. На таких занятиях развивается глазомер, ориентировка на листе бумаги, воображение, эстетический вкус, желание создавать прекрасное, творческая активность.
Также для развития творческого воображения необходима особая организация изобразительной деятельности. Для этого мы в своей группе используем и нетрадиционные техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальную способность детей в изобразительной деятельности.
Осенью мы использовали такую технику как – печать листьями. Это: «Осенний букет», «Рыбки плавают в аквариуме», «Веселые друзья». Дети радовались, когда у них получались интересные красочные работы, показывали их друг другу. А вечером непременно показывали маме или папе и предлагали порадоваться своим достижениям.
Затем мы включили в занятия рисование щетинной кистью с прорисовкой элементов тонкой кистью и ватной палочкой. Это такие работы как: «Зайчик – побегайчик», «Наш друг Мишка – топтышка», серия работ по произведениям Чарушина, «Осенний лес». Дети увидели, что это не сложно и заинтересовались. Хорошие рисунки получались у Василисы Ш., Арины Г., Маши В., Дениса Т. Даже те дети, которые ранее боялись рисовать и использовали в своих рисунках только темные тона, глядя на рисунки своих товарищей тоже сами увлеклись и уже не чувствовали неуверенности в своих силах и скованности в движениях рук (Данила П., Вика П., Влада П., Антон И.).
Очень нравится рисовать детям в нетрадиционной технике – набрызг. Сначала у многих не получалось делать мелкие «крапинки», так как набирали много краски на щетку и получались большие капли, но постепенно дети научились и почувствовали как это нужно делать. Работы получались все красивее: «Осенние фантазии», «Звездное небо», «Идет дождик» и другие. Особенно выразительные работы получились у Арианны Д., Сони П., Дениса Т.
Во второй половине года мы предложили им порисовать в технике – монотипия. Вот здесь уже у детей разыгралась по-настоящему фантазия и воображение, когда из непонятных разноцветных разводов можно было способом дорисовки кистью сделать из непонятного рисунка – шедевры. Хорошие работы получились у Антона И. «Зайчик в осеннем лесу», «Красавица – бабочка» у Сони П., «Разноцветные змейки» у Вики П., «Божья коровка на лугу» у Маши В.
Поэтому мы рады, что творческий процесс учит наших детей экспериментировать, открывать новое и умело обращаться с предложенными им материалами.
Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
В развитии творчества детей нам очень помогают наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание и описание картин, предметов искусства, дидактические игры. А самое главное дети постоянно должны чувствовать и видеть, что взрослым интересно то, что он делают, что у них все отлично получается, и сама тема задания должна быть преподнесена так, чтобы ее очень захотелось выполнить и как можно лучше, интересней, не похоже на других.
Результативность опыта:
Сейчас, ближе к концу старшей группы, большинство детей любят в свободное время рисовать. Они уже не бросают незаконченным рисунок, как в начале года, а с удовольствием и старательно доводят свою задумку до полного завершения, чтобы порадовать своим рисунком взрослых. У детей, помимо творческой активности и эстетического вкуса, развиваются терпение, усидчивость, внимание, наблюдательность, моторика рук, что несомненно очень пригодится им в школе.
Вывод
Мы считаем, что детей надо учить видеть прекрасное. Без воспитания эстетически грамотных людей, приобщения с детских лет к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, желания самому участвовать самому в создании прекрасного невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. И эта работа должна проходить параллельно с обучением детей навыкам рисования и техникам работы с различными материалами, закреплением этих навыков с постепенным усложнением, доступным детям их возраста, от простого к сложному.
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
ТУПИЦА ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ
«Каждый ребенок неповторим, как звезда во Вселенной,
но и от меня зависит, будет ли она холодной и тусклой, как лед,
либо яркой и горячей, как Солнце»
Вот уже более 20 лет я работаю в детском саду. Нелегок и тернист был мой жизненный путь, но, преодолев все препятствия, я осуществила свою мечту – стала воспитателем детского сада. Может, читая эти строки, кто-то скажет, что это бравада, но мы тогда мечтали воспитывать детишек и их лечить. Поэтому после окончания школы мы все дружно поступили учиться на педагогов и врачей... Прошло время, из моего класса я одна стала воспитателем детского сада.
«Много на свете хороших профессий, но я знаю, моей не найти интересней, - эта мысль присутствует со мной на протяжении всей моей деятельности. Педагогика – мое призвание, любимое дело, увлечение, хобби, работа. В наше непростое время остались работать с детьми только истинные педагоги, понимающие детскую душу и которые сами остались в душе детьми. Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим воспитанникам. Профессия воспитателя – особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Ее особенность состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом труда является самый уникальный продукт природы – личность ребенка.
В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях. Воспитатель – это и педагог, и психолог, и доктор… потому, что дети, приходя в детский сад, хотят, чтобы их здесь всегда очень ждали, крепко любили, понимали, хотят чувствовать себя уверенными, защищенными. Воспитатель – это «бегатель», «прыгатель», «вечный двигатель»… потому, что дети хотят и должны быть здоровыми. Воспитатель – это певец, музыкант, актер, фокусник… потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами участвовать в них. Воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и биолог, энциклопедист… потому, что дети с удовольствием гуляют, наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов. Воспитатель – это архитектор, конструктор, художник, скульптор… потому, что дети всегда готовы созидать. И что только не приходится мне делать! Я умею шить, вязать, вышивать, танцевать, играть, мастерить все что угодно…, проводить работу с родителями,
быть заботливой мамой.
Мне всегда интересно работать, я люблю свой детский сад. Работать для «галочки» не могу, не умею, да и не хочу. «Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» - вот мой девиз.
Порой, в наше время компьютерных технологий, очень непросто вызвать интерес детей, заинтересовать, чтобы им захотелось со мной общаться. А ведь так важно, чтобы образовательная деятельность в детском саду проходила интересно, знания стали для них необходимыми. Поэтому важно было найти нечто среднее между дружескими и деловыми отношениями. Порой учишься воспитывать в себе такое чувство, чтобы в одной ситуации – пожалеть, а в другой проявить строгость и твердость.
Поэтому мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».
Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. На сегодняшний день свободный выбор образовательной программы позволяет нам проявлять творчество, смело вносить и использовать инновации. По возможности, я стараюсь обеспечивать детям комфортную среду обитания, подчас это занимает очень много времени, но в этом и заключается весь смысл образовательного процесса. Каждому ребенку я стараюсь помочь, передавая свои знания и умения. В детском саду я воспитываю и учу детей, несмотря на все трудности, я стараюсь сделать все возможное, чтобы каждый ребенок стал успешнее и счастливее.
Не последнее место занимает и работа с родителями, поэтому я уделяю этому немало внимания. Так как совместное воспитание позволят ребенку стать полноценным членом общества. Я горжусь своей профессией. Горжусь доверием детей, достижениями каждого ребенка, возможностью воспитания нового поколения.
Время летит быстро. За плечами уже более пяти выпусков детей в школу. Малыши подрастают и уходят в новую жизнь. А я вспоминаю их, снова и снова. Так дороги сердцу дни, проведенные вместе, прожитые тревоги и радости, подъемы и падения, их слезы и улыбки, встречи и расставания.Но я убеждена, что вновь увижу их счастливые, радостные улыбки, с которыми они придут в детский сад, ко мне. Расскажут о своих успехах и достижениях. Я вижу, какие они отзывчивые, добрые, научились сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь ближнему, не быть равнодушными и видеть красоту во всем.
Значит, мои старания и труд не прошли зря.
Предварительный просмотр:
Тупица Елена Петровна
воспитатель
МБДОУ- детский сад комбинированного вида № 4 п.г.т.Погар
Развитие творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности
Почетная грамота УОА Погарского района Пр. № 53 от 27.09.2006
Грамота Департамента образования и науки Брянской области Пр. № 1383 от27. 06.2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...
Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...
Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"
Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....