Конспект интегрированного занятия "Зимующие птицы. Букет в холодных тонах"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Кабанова Марина Владимировна

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. БУКЕТ В ХОЛОДНЫХ ТОНАХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная, изобразительная.

Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; закреплять знание детьми холодной гаммы цветов; учить создавать декоративную композицию, используя ограниченную гамму; развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Возможные достижения ребенка: знает названия зимующих птиц, определяет их по внешнему виду; составляет описательный рассказ по картине, употребляя в речи образные выражения, синонимы и однокоренные слова; умеет формулировать ответы на вопросы педагога и задавать вопросы к тексту; выполняет рисунок букета в стиле Петриковской росписи, используя холодные тона.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц; таблица «Украинская роспись»; бумага белая или тонированная (светло-голубого и светло-сиреневого цвета) размером в альбомный лист, акварель, кисти, палитры; картина «Птицы зимнего леса».

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

                        С. Есенин

– Ребята! Что за шум! Что за писк! Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».) Это птицы зимнего леса. Давайте познакомимся с ними.

2. Знакомство с зимующими птицами.

– Рассмотрите картину «Птицы зимнего леса». Эта бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха.) Что вы знаете об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она всё время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны – корольки. Королёк весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королёк, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие пёрышки. О каких птицах мы поговорим сегодня на уроке? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.) Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса; способствуют размножению растений.) Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко определите их по описанию.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

– Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы. Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у са-мочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. Клестов называют «северными попугайчиками» за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Чем человек может помочь зимующим птицам? (Делать кормушки и подкармливать птиц.) Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)

– Какие это птицы? (Зимующие.)

– Почему мы их так называем?

– Кто из этих птиц чирикает? (Воробей.)

– Кто из этих птиц трещит? (Сорока.)

– Как люди помогают зимующим птицам?

– Как называется «птичья столовая»?

– Из чего можно изготовить кормушки?

– Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?

– Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?

– Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

3. Декоративное рисование «Букет в холодных тонах» (по мотивам украинской росписи).

– Рассмотрите небольшие композиции в виде открыток, их называют «малёвками».

Цветовое решение петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

В петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек)  и  различных  птиц,  как  реальных,  так  и  сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.).

– Какие холодные цвета вы знаете? Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи, используя холодные тона.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПТИЦЫ – ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗИМУЮЩИЕ

Воробей (С. Ермакова).

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

(Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.)

(Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.)

(Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.)

Сел на ветку снегирек (немецкая народная песенка).

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик.

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

(«Попрыгать» ладошками по плечам.)

(Потрясти кистями рук перед собой.)

(Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.)

(Поднять руки вверх и покачать ими.)

(Помахать руками-«крылышка-
ми».)

Летит над полем птичка (осетинская народная песенка).

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

(Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками-«крыльями».)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый
слог.)

(Изобразить удивление – приподнять плечики.)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый
слог.)

(Соединить большой и указательный пальчики, как будто держим травинку.)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый
слог.)

(Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».)

(Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый
слог.)

Дятел (О. Узорова и Е. Нефедова).

(Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем то же самое проделать левой рукой.)

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Лесной лекарь (Т. Ткаченко).

Дятел на суку сидит,

(На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел».)

(Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».)

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

(Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.)

Добрый дятел дубу люб.

(Помахать кистями рук – «летящая птица».)

Журавель (русская народная песенка).

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

Козел засыпает,

А маленькие козленочки

Муку выгребают.

А барашки – крутые рожки

В дудочку играют.

А сороки-белобоки

Пошли танцевати.

А вороны-стережены

Пошли примечати.

Ножками топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп.

(Взмахнуть руками-«крыльями».)

(Правой рукой обхватить запястье левой, левую руку поворачивать влево-вправо.)

(Скользить кулачком по раскрытой ладони другой руки.)

(Имитировать действия с мукой.)

(Имитировать игру на дудочке.)

(Хлопать в ладоши.)

(Топать ножками.)

Скворечник (Е. Тараховская).

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

(Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.)

(Свести руки над головой.)

(Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

Птенчики в гнезде (В. Цвынтарный).

(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.)

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птенчики (С. Ермакова).

Птенчики скворцов зовут:

– Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды

И немножечко воды.

Червячков мы поедим,

С вами в небо полетим!

(Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».)

(Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.)

Вдоль по реченьке (русская народная песенка).

Вдоль по реченьке

Лебедушка плывет,

Выше бережка

Головушку несет,

Белым крылышком

Помахивает,

На цветы водичку

Стряхивает.

(Изобразить руками ровную поверхность.)

(Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю.)

(Помахать руками.)

(Потрясти кистями рук.)

Шла кукушка (считалочка).

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка,

А корзинка на пол – бух!

Полетело десять

(девять, восемь) мух!

(«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

(Ладони соединить «ковшом» – «корзинка»).

(Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки.)

(Развести руки в стороны, шевеля пальцами, – «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.)

Сорока (С. Ермакова).

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

(Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.)

(Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.)

(Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.)

Филин (С. Ермакова).

Звездочки яркие

С неба упали,

Филину старому

Путь освещали.

Быстро нашел он

Дорогу к избушке,

Там, где его поджидала

Кукушка.

Филину ужин накрыла она,

В миску насыпав

Овса и пшена.

Филин все зернышки

Быстро склевал,

За ужин кукушке

«Спасибо» сказал.

(Раскрыть ладони и растопырить пальцы – «лучи звездочек», покачать кистями рук вправо-влево.)

(Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать руками, как крыльями.)

(Собрать пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» ими «зерно».)

Летела сова (русская народная потешка).

Летела сова,

Веселая голова.

Летела-летела,

На головку села.

Села, посидела,

Головой повертела

И опять полетела.

(Помахать руками.)

(Положить руки на голову.)

(Снова помахать руками.)

Попугайчики (С. Ермакова).

Девочки и мальчики!

Совсем как попугайчики,

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,

Друг на друга посмотрите,

В джунгли вместе полетите,

На пальму опуститесь,

Крылышки встряхните!

(Вытянуть руки в стороны, расслабить их и помахать кистями, как крылышками.)

(Несколько раз наклонить голову вправо-влево.)

(Повернуться к соседу и посмотреть ему в глаза.)

(Снова вытянуть руки в стороны и повторить первое движение.)

Птица пеликан (Т. Ткаченко).

В речке птица пеликан,

(Одну ладонь согнуть «ковшиком», накрыть ее чуть округленной другой ладонью – «пеликан».)

Знаменитый рыболов,

(Поставить ладонь горизонтально, слегка согнуть ее, соединив большой и указательный пальцы, – «рыба».)

Каждый день кладет в карман

(«Пеликан».)

Весь богатый свой улов.

(«Рыба».)

Птицы (И. Токмакова (на запоминание названий)).

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

(Загибать пальцы по очереди.)

(Изобразить пальцами крылья.)

(Пошевелить перед собой пальцами и спрятать за спину.)

Перелетные птицы (русская народная потешка (на запоминание названий)).

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.)

(Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

(Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.)

(Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.

Птичка (русская народная потешка).

Птичка-птичка,

Вот тебе водичка,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

(Прикоснуться большим пальцем к остальным четырем по очереди.)

(Каждым пальцем постучать по раскрытой ладошке другой руки – «клюем крошки».)

Птички (С. Ермакова, по мотивам русской народной потешки (на запоминание названий)).

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалёка

Прилетела к нам сорока.

(Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.)

(Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.)

Птички-невелички (русская народная игра).

Птички-невелички

По небу летели,

Птички-невелички

На ладошку сели.

Будем птичек привечать,

Будем птичек величать.

А воробушка узнаем,

Сразу милого поймаем.

Будет петь для деточки

В золоченой клеточке.

(Скрестить запястья рук, сцепить большие пальцы и помахать ладошками, как крыльями.)

(Накрыть своей ладонью ладошку малыша.)

(Погладить его ладошку своей несколько раз.)

(Погрозить ладошке малыша указательным пальцем, сделать над ладошкой хватательное движение, сжав ладонь в кулак.)

(Соединить кончики согнутых пальцев и слегка развести ладони – «клетка».)

(Три раза произнесите название птички, например кукушечка, воронушка, ласточка, журавушка, гаичка, совушка, уточка и т. д., сопровождая тремя легкими поглаживаниями большого пальчика малыша от основания к кончику. Потом начните поглаживать указательный пальчик, называя другую птичку. Если вы называете воробушка, то малыш должен успеть отдернуть руку, а вы старайтесь ухватить пальчик за кончик.

Если «птичка» улетела, скажите:

– Ой, беда! Ой, беда!

Улетела навсегда!

(Улетел он навсегда!)

За гору высокую,

За реку широкую.

(Соединить руки ладонями над головой, развести их в разные стороны.)

Если же «птичка» попалась, скажите:

– А-а, попалась птичка,

Птичка-невеличка!

Будешь петь для деточки

В золоченой клеточке!

(Удерживая кончик пальчика, немного потеребить его.)

«Ловить» можно не только воробушка, но и любую другую птичку, для этого ее название в потешке надо заменить на подходящее по количеству слогов. Например, «а лебедушку узнаем», «а тетерочку узнаем», «а бекасика узнаем», «а воронушку узнаем», «а как совушку узнаем», «а как ласточку узнаем» и т. д.

Когда малыш освоится в игре, поменяйтесь с ним ролями.)

Десять птичек (И. Токмакова (на запоминание названий)).

(Загибать или поглаживать пальцы.)

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички по домам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по теме Декоративное рисование "Букет в холодных тонах".

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан по ФГОС ДО по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы....

Конспект НОД по рисованию "Букет в холодных тонах"

НОД по рисованию направлен на закрепление полученных знаний о жанрах живописи, цветовой гамме художественных произведений. Также в практической части реализуются навыки декоративной росписи с использо...

Конспект занятия по рисованию в смешанной дошкольной группе Букет в холодных тонах

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей....

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе на тему: «Букет в холодных тонах».

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группена тему: «Букет в холодных тонах»....

Конспект занятия по рисованию «Букет в холодных тонах»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей.Задачи:ОО «Художественно-эстетическое развитие»:-воспитать у детей способность к сопереживанию и сочувствию, интерес к...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Букет в холодных тонах»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Букет в холодных тонах»Цель: Создать условия для развития творческих способностей детей.Задачи:- закреплять знания о жанре натюрмор...