Методическая разработка «Дидактические игры для детей дошкольного возраста по изодеятельности»
картотека по рисованию (младшая группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 922.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Дидактические игры
для детей дошкольного возраста
по изодеятельности»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»
Цель: Знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета.
Ход игры: Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету.
Материалы: Карточки разных цветов, карточки с изображением предметов.
Дидактическая игра «Ваза для цветов»
Цель: закрепление знаний холодной и теплой палитры цветов.
Ход игры: ребенку предлагаются плоскостные цветы холодной и теплой палитры. Он должен составить из цветов букеты: один из цветов теплой палитры, другой – холодной палитры. Затем подобрать для каждого из букетов вазы соответствующего колорита.
Материалы: плоскостные цветы и вазы теплых и холодных тонов.
Плоскостные картонные цветы для формирования букетов:
Дидактическая игра «Собери гусеничку»
Цель: развитие цветовидения, умение разделять цвета на холодные и тёплые цвета.
Вариант 1.
Ход игры: Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых цветов); или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
Вариант 2.
Ход игры: Среди множества цветов найти зелёные (и т.д.) и его оттенки (для маленьких детей).
Дидактическая игра «Цветные корзинки»
Вариант 1
Цель: игра направлена на изучение цветов детьми 2,5 – 3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.
Вариант 2
Цель: изучение цветов более широкого спектра.
Материал: Разноцветные корзинки, предметы разных цветов.
Дидактическая игра «Помоги Незнайке»
Цель: Назови знакомые росписи.
Ход игры: Ребенку предлагается найти предмет с конкретной росписью, тем самым он помогает выполнить задание Незнайке.
Материал: Картинка Незнайки ( первая – Незнайка просить о помощи, вторая – Незнайка довольный от того, что ему помогли), картинки предметов расписанных разной росписью (Хохлама, Дымка, Гжель, Коргопольская, Городецкая, Филимоновская, Жостовская, Полхов- майданская росписи.
Дидактическая игра «Собери конфеты в чашку»
Цель: Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память.
Ход игры: Детям предлагаются чашки расписанные гжельской, хохламской, дымковской, городецкой и Филимоновской росписью. Необходимо разложить конфеты с элементами росписи в чашки определенной росписи.
Материал: Чашки и конфеты с элементами росписи.
Дидактическая игра «Волшебный пейзаж»
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).
Материалы: Основа пейзажа, деревья разного размера, домики разного размера, другие элементы пейзажа.
Дидактическая игра «Зимние узоры»
Цель: познакомить детей с одним из видов народного искусства – гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закреплять знания о холодных красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.
Материал: Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы гжельской росписи.
Задание
- Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.
- Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.
- Расположись на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи в правильной последовательности, приклеить их.
- Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.
Правила
- Количество играющих от 4 до 6 человек.
- Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл.
Дидактическая игра «Жанры живописи»
Цель: Закрепить знания жанров живописи.
Ход игры: ребенку предлагаются изображения картин разных жанров. Он должен выбрать все картины определенного жанра.
Материал: изображения картин разных жанров.
Анималистика. К этому жанру относятся картины, центром которого являются животные.
Натюрморт. Название имеет французское происхождение, и означает что в центре изображения – неодушевленный предмет. Художники изображали в основном цветы, предметы быта, домашнюю утварь.
Моренистика (марина, морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).
Пейзаж. Жанр, в котором на полотне изображены картины природы. Это объемное направление, которое включает в себя городской пейзаж, морской пейзаж, и другую подобную тематику.
Портрет. В центре картины – изображение человека. Художник использует приемы, что передать не только внешний облик, но и внутренний мир своего героя. Портрет может быть групповым, индивидуальным, парадным. Также можно выделить автопортрет, на котором художник изображает самого себя.
Дидактическая игра «Цвета и оттенки»
Цель: закрепление знаний детей о смешивании цветов.
Задачи:
- развивать умение самостоятельно комбинировать цвета (красный, желтый, синий) и создавать новые (оранжевый, зеленый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой, серый и др.) при практическом экспериментировании с новыми деталями игры;
- упражнять детей в анализе, синтезе и сравнении карточек по цвету;
- развивать зрительное внимание и память;
- закреплять в речи детей названия цветов и оттенков.
Игровая задача:
1 этап: Научи зайца смешивать цвета.
Найди карточки по цвету и сложи их вместе.
2 этап: Самостоятельная игра
Первым выполнишь задание, получишь фишку.
Материал:
Картинка зайца с тремя красками (красный, желтый, синий). Карточки широкие разноцветные с простым креплением в виде выемок в форме фигур (оранжевого, зеленого, фиолетового, розового, голубого, серого цвета)
Карточки узкие разноцветные (основных цветов и белого цвета) тоже с креплением.
Ход игры:
Заяц хочет раскрасить свои любимые овощи (морковь, капусту и баклажан). У него всего три краски: красная, желтая, синяя.
- Как помочь зайцу?
Научи его смешивать краски.
Ведущий берет одну широкую карточку (например, зеленую) и дает игроку. Узкие разноцветные карточки лежат в центре стола картинками вверх.
- Какого цвета у тебя карточка? (зеленая) Как получить зеленый цвет? Какие цвета надо смешать?
- Найди нужные карточки и сложи их вместе.
Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках простые крепления в форме фигур, соединят их в цепочку.
Затем ведущий берет оранжевую (фиолетовую) и аналогично проводит работу.
Далее следует самостоятельная игра ребенка или нескольких детей.
Дидактическая игра «Составь дымковский узор»
Цель: закрепление знаний о дымковских узорах.
Задачи:
- формирование умения составлять узоры, используя цветные полоски, волнистые лини, крупные и мелкие кружочки-горошины, кольца, точки и др.;
- развивать эстетический вкус, проявлять творческую самостоятельность;
- развивать воображение, моторику рук.
Материал: лоскуты белой хлопчатобумажной ткани, прямая и волнистая тесьма разных цветов, используемых в дымке, а также образцы дымковских узоров. Узоры можно составлять в различных вариациях, в зависимости от желания детей.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: научить различать и классифицировать разные виды росписи.
Задачи:
- познакомить детей с разными видами народного творчества;
- развивать внимание и память.
Материал: Набор карточек из 5 видов росписей (филимоновской, городецкой, дымкой, полховско-майданской, хохломой, гжель). Карточки сделаны таким образом, что на одной карточке изображены картинки с четырьмя одинаковыми росписями, но при разрезании по намеченным линиям, одна из картинок подворачивается и пустым окошком накладывается на любую другую группу картинок. При этом каждый раз наборы картинок могут меняться.
Правила игры:
Предложить детям выбрать из четырех картинок лишнюю, то есть ту, которая не сочетается с другими по виду росписи, объяснить, почему они так думают. Если дети затрудняются, задайте им наводящие вопросы, которые помогут охарактеризовать росписи и сами игрушки. Попросите детей найти одинаковые элементы росписи и цветовое сочетание.
Дидактическая игра « Волшебные цвета»
Цель: развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: Карточки с разными цветами.
Ход игры: Раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
Дидактическая игра «Из чего состоит натюрморт»
Цель игры: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т. д.
Ход игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Дидактическая игра «Весёлый клоун»
Задачи:
Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы; развивать наблюдательность, творчество, воображение.
Материал:
Можно использовать простые карандаши, фломастеры, если у детей очень хорошо развита моторика руки, можно использовать краски.
Ход игры:
Клоуны готовятся к выступлению. Помоги им нарядиться.
В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию.
Дидактическая игра «Симметричные предметы»
Цель: находить одинаковые половинки и составлять из них кувшины, вазы, бокалы.
Материалы: силуэты разнообразных ваз и кувшинов разрезанных пополам.
Ход игры: Детям предлагаются вазы и кувшины разных форм, разрезанные на половинки, из которых нужно сложить целый предмет.
Дидактическая игра «Дорисуй половинку предмета»
Цель: продолжать знакомить детей с изображением симметричных предметов.
Задачи:
- закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.
- научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
- научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
- развивать технические навыки в рисовании водными маркерами;
- развивать усидчивость, творчество.
Материал: карточки, на которых изображены половинки симметричных картинок, обёрнутые прозрачной плёнкой, цветные маркеры на водной основе, поролоновая губка.
Ход игры: Ребёнок берёт карточку с понравившейся картинкой и дорисовывает половинку предмета водными маркерами, если у ребёнка не получилась какая-нибудь деталь, он может стереть губкой и нарисовать снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста на тему: "Радость и грусть"
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «РАДОСТЬ И ГРУСТЬ» Цель: - ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; оп...
Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом. "В славном городе Петра проживает детвора"
Методическая разработка...
Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...
Методическая разработка "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Методы и приемы обучения грамоте....
Методическая разработка "Олимпийское образование детей дошкольного возраста"
Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития средствами физической культуры интеллектуальных способностей. Прививать и...
Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"
Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...