Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"
рабочая программа по рисованию
Программа кружковой деятельности разработана для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет. Срок реализации программы 2 года. Программа направлена на развитие у детей изобразительных навыков через нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Волшебные ладошки" | 71.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Рабочая программа
кружковой деятельности
«Волшебные ладошки»
Группа «Везунчики»
Разработала: воспитатель
МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»
Бедак Екатерина Михайловна
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Особенности содержания программы | 4 |
3. | Планируемые результаты освоения программы | 6 |
4. | Календарно-тематическое планирование | 7 |
5. | Мониторинг реализации программы | 24 |
6. | Литература | 26 |
7. | Материально-техническое обеспечение | 28 |
- Пояснительная записка
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать,
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками многие заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях, дети имеют возможность самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
- развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук;
- развивать восприятие, пространственную ориентацию, умение планировать работу и доводить ее до конца;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- развивать фантазию, внимание, память, воображение.
Форма занятий: - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий 62 на 2 года. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-5 лет, время занятий 15 мин во 2 младшей группе и 20 мин в средней группе. Срок реализации программы 2016-2018 учебный год.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ.
2.Особенности содержания программы
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие: игры по художественному творчеству;
Художественно- эстетическое развитие: стихи и рассказы о природе, прослушивание музыкальных произведений;
Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
Речевое развитие: развивать умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;
Физическое развитие: физкультминутки, пальчиковые игры, воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Для заинтересованности детей на кружковых занятиях используются разнообразные методы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
Мы вместе с подружкой рисуем загадку,
Ладошку, другую прижмем по порядку.
Добавим кружков, украсим их снова –
И вот уже бабочка наша готова.
- наглядные (наблюдение, рассматривание, образец и показ педагога). Наблюдая, малыш видит удивительные превращения на листе бумаги, например, как из ладошки получается сказочная птица. Большой палец – голова на шее, ладонь – туловище, пальцы – хвост;
-практические;
-игровые.
Используемые методы:
- позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Нетрадиционные художественные техники:
- рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
-техника печатания поролоном: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- оттиск печатками пробкой: ребенок прижимает пробку 2- мя пальцами руки опускает ее в краску и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.
- оттиск яблоком: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
- скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- рисование манкой, гречкой, пшеном, рисом: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку, гречку, пшено, рис (по рисунку).
3.Планируемые результаты освоения программы
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
На уровне ребенка:
Во 2 младшей группе представленный материал способствует:
- появлению желания самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- развитию умения использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные нетрадиционные способы рисования;
В средней группе представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации;
- формированию умения сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образ, проявлению желания участвовать в выставках детских работ;
- развитию чувства прекрасного.
На уровне педагога:
Во 2 младшей группе представленный материал способствует:
- созданию системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- повышению профессионального мастерства педагогов, самообразованию, саморазвитию.
В средней группе представленный материал способствует:
- поиску, развитию педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей:
Во 2 младшей группе представленный материал способствует:
- повышению компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
В средней группе представленный материал способствует:
- развитию интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
4. Календарно-тематическое планирование
1-ый год обучения
(2 младшая группа)
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование | ||||
Сентябрь | ||||||||
1 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. | ||||
2 | «Ягоды и яблочки на тарелочке» | Оттиск печатками из картофеля, яблок | Знакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. | ||||
3 | «Вкусный компот» | Оттиск яблоком | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи. | ||||
Октябрь | ||||||||
1 | «Осеннее дерево» | Рисование ладошкой | Знакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. | ||||
2 | «Ветка рябины» | Скатывание салфеток, оттиск печатками | Знакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закреплять знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | Гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. | ||||
3 | «Украшение чайного сервиза» | Оттиск печатками | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. | ||||
4 | «Нарядные матрешки» | Оттиск печатками | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки. | ||||
Ноябрь | ||||||||
1 | «Свитер для друзей» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками. Развивать инициативу, закрепить знание цветов. Учить составлять элементарный узор. | Две куклы – мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. | ||||
2 | «В лесу родилась елочка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Тонированный лист (голубой), пальчиковая краска зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. | ||||
3 | «Мои рукавички» | Оттиск печатками | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки. | ||||
Декабрь | ||||||||
1 | «Елочка пушистая, нарядная» | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Знакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закреплять умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки. | ||||
2 | «Морозко» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. | Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. | ||||
3 | «Снежок для елочки» | Рисование пальчиками | Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса. | ||||
4 | «Зайчишка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. | ||||
Январь | ||||||||
1 | «Рыбки в аквариуме» | Рисование ладошкой, пальчиками | Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закреплять умение дополнять изображение деталями. | Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации. | ||||
2 | «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки. | ||||
3 | «Веселый снеговик» | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки. | ||||
Февраль | ||||||||
1 | «Закат» | Рисование пальчиками | Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки. | ||||
2 | «Цветочек для папы» | Оттиск печатками из картофеля (цветочек) | Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. | Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки. | ||||
3 | «Корзина для тюльпанов» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. | Ватман, клей, кисть, синие салфетки, корзина. | ||||
Март | ||||||||
1 | «Тюльпаны в подарок маме» | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. | Ватман, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. | ||||
2 | «Ветка мимозы» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания. Закреплять знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. Формировать навыки аппликационной техники. | Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы. | ||||
3 | «Веселая птичка» | Рисование пальчиками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, | ||||
4 | «Солнышко, которое мне светит» | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. | ||||
Апрель | ||||||||
1 | «Цветы для пчелки» | Рисование ладошкой и пальчиком | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закреплять знания красного и зеленого цветов. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. | Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок. | ||||
2 | «Салфетка» | Рисование пальчиками | Закреплять данный прием рисования. Развивать чувство композиции | Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации. | ||||
3 | «Божьи коровки» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точки. Вызывать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Лист с контурном божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации изображением. | ||||
Май | ||||||||
1 | «Одуванчики» | Рисование пальчиками | Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закреплять знания цвета (зеленого, желтого). Вызывать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. | ||||
2 | «Волшебный цветочек» | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закреплять знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке «Цветик-семицветик». | ||||
3 | «Сиреневый букет» | Скатывание салфеток | Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закреплять навыки наклеивания. | Лист с наклеенным изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. |
2-й год обучения
(средняя группа)
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||||
1 | «Мой любимый дождик» | Коллективная работа. Рисование пальчиками | Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать умение с помощью рук формировать образное представление. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. | Ватман с изображением тучи, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. |
2 | «Веселые мухоморы» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. | Листы бумаги А-4 с изображением гриба, гуашь, цветные карандаши, салфетки. |
3 | «Необычный компот» | Оттиск отпечатками из яблок, пробкой | Показать прием получения отпечатка яблоком, пробкой. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. | Пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. |
4 | «Рябиновая кисть» | Рисование пальчиками | Учить детей рисовать ягоды с помощью пальчиков, расширять знания детей о ягодах, о цвете. Развивать у детей интерес к рисованию. | Пальчиковая краска в мисочках красного, зелёного цветов, пример нарисованный рябиновая кисть или картина с рябиной. |
Октябрь | ||||
1 | «Ягоды на тарелочке» | Оттиск отпечатками пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа. | Пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, цветов, различные печатки, салфетки, ягоды натуральные или муляжи. |
2 | «Картошка» | Оттиск отпечатками из картофеля | Учить рисовать картошку с помощью печаток из картошки. Закреплять умение рисовать ватными палочками внутри изображения, в ограниченном пространстве - «глазки». | Пальчиковая краска в мисочках жёлтого, коричневого, цветов, различные печатки, салфетки. |
3 | «Божьи коровки на лужайке» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закреплять умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета. Вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность. | Листы бумаги А-4 с изображением божьей коровки, гуашь, цветные карандаши, салфетки. |
4 | «Осенний бал деревьев» | Оттиск листа, коллективная работа | Учить делать оттиск осеннего листа. Развивать аккуратность, умение покрывать краской весь осенний лист соответствующими цветами, составлять композицию на альбомном листе. | Листы бумаги А-4 с изображением листа, гуашь, различные печатки, салфетки. |
Ноябрь | ||||
1 | «Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?» | Оттиск поролоном с использованием трафарета, печатками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие. | Листы бумаги А-4 с изображением солнышка, гуашь, различные печатки, поролон, салфетки. |
2 | «Светофор» | Оттиск печаткой из картофеля | Продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования. | Листы бумаги А-4 с изображением светофора, гуашь, различные печатки, салфетки. |
3 | «Свитер для моих друзей» | Рисование ватной палочкой, оттиск пробкой | Развивать инициативу, закрепить знание цветов; Учить составлять элементарный узор. | Листы бумаги А-4 с изображением свитера, ватные палочки, гуашь, различные печатки, салфетки. |
4 | «Краски осени» | Оттиск смятой бумагой | Учить рисовать листву с помощью смятой бумаги, гуаши. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление, умение подбирать необходимую краску. | Листы бумаги А-4, ватные палочки, гуашь, салфетки. |
Декабрь | ||||
1 | «Снежок порхает, кружится» | Техника печатания поролоном, рисование пальчиками | Закреплять приемы печатания и рисования пальчиками, создание образного снегопада. Развивать чувства цвета и ритма. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, поролон, салфетки |
2 | «Елочка пушистая, нарядная» | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить заполнять контур елки способом тычка, держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Бумага тонированная (белая). Гуашь зеленая, жесткая кисть, салфетки |
3 | «Веселый снеговичок» | Тычок с помощью жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Бумага тонированная (синяя), гуашь зеленая, жесткая кисть, салфетки. |
4 | «Снегирь» | Использование трафарета, пальчиковая живопись | Учить изображать птицу – снегиря, используя трафарет; рябинку, используя пальчиковую живопись. Закреплять умение работать поролоновым тампоном. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, трафарет птицы, салфетки. |
Январь | ||||
1 | «Мои рукавички» | Оттиск печатками пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закреплять умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Листы бумаги А-4 с изображением рукавичек, гуашь, различные печатки, салфетки. |
2 | «Дерево в инее» | Техника рисования манкой | Учить изображать иней кончиком кисти на ветвях дерева, используя «манную крупу» | Листы бумаги А-4 с изображением дерева, гуашь, манка с клеем, салфетки. |
3 | «Морозко» | Рисование ватной палочкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования палочкой. Развивать воображение. | Листы бумаги А-4 с изображением Морозко, гуашь, ватные палочки, салфетки |
Февраль | ||||
1 | «Пушистый зайка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Бумага тонированная, гуашь, жесткая кисть, салфетки. |
2 | «Воробушек» | Рисование крупами | Продолжать знакомить детей с техникой рисования крупами. | Листы бумаги А-4, трафарет птицы. |
3 | «Цыпленок» | Рисование поролоном с использованием трафарета | Упражнять в рисовании поролоновым тампоном. Развивать умение дорисовывать детали с помощью фломастеров. | Листы бумаги А-4, трафарет цыпленка, гуашь, поролон, салфетки. |
Март | ||||
1 | «Мимоза для бабушки» | Рисование поролоном | Упражнять в рисовании поролоном. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. | Листы бумаги А-4 с изображением мимозы, гуашь, поролон, салфетки. |
2 | «Ранняя весна» | Рисование пальчиками, ватной палочкой | Закреплять умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, гуашь, ватные палочки, салфетки. |
3 | «Ромашка для мамочки» | Использование техники аппликации, рисование манкой, пшеном | Упражнять в технике аппликации. Закреплять умение рисовать крупами. | Листы бумаги А-4, манка, пшено, салфетки. |
Апрель | ||||
1 | «Одуванчики» | Рисование жесткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги А-4, гуашь, салфетки. |
2 | «Золотая рыбка». | Использование трафарета, поролона, ватной палочки | Учить изображать рыбку по трафарету, с помощью поролонового тампона, ватной палочки. Развивать умение дорисовывать детали с помощью печаток. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, поролон, ватные палочки, салфетки. |
3 | «Подсолнухи» | Рисование ватными палочками | Учить рисовать подсолнух, используя ватные палочки. | Листы бумаги А-4 пальчиковая краска в мисочках, ватные палочки, салфетки. |
4 | «Яйцо для курочки Рябы» | Рисование крупами: манкой, рисом, гречкой, пшеном | Учить украшать яйцо (изображение) с помощью круп. | Листы бумаги А-4, крупы, салфетки. |
Май | ||||
1 | «Гусеницы в траве» | Рисование пальчиками | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовать недостающие детали фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, гуашь, салфетки. |
2 | «Цветочек радуется солнышку» | Рсование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка) | Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закреплять прием примакивания. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, пробки, салфетки. |
3 | «Кот Матроскин». | Аппликация; рисование ватными палочками | Закреплять знание детей о геометрических фигурах; упражнять в составлении изображения из фигур. Продолжать учить рисовать ватными палочками. | Листы бумаги А-4, пальчиковая краска в мисочках, ватные палочки, салфетки. |
5. Мониторинг реализации программы
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. ребёнка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | Общее количество баллов | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Уровень развития |
Описание методики обследования:
Технические навыки: Аккуратно пользуется краской, правильно держит карандаш и кисть. Использует прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие пересекающиеся линии, штрихи, мазки.
Точность движений: ребенок не выходит за рамки рисунка, правильно передаёт форму предмета, пропорции и взаимное расположение частей, выполняет все по инструкции педагога.
Средства выразительности: Подбирают цвет, соответствующий предмету. Главное в рисунке выделяют пространственным изображением объектов на листе бумаги. Относительно правильно передают пропорции.
Постепенно в рисунках появляется детализация предметов.
Наличие замысла: Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования.
Проявление самостоятельности: выполняет ребенок сам работу или с помощью взрослого.
Отношение к рисованию: с удовольствием выполняет или без интереса к заданию.
Речь в процессе рисования: сопровождает речью работу во время выполнения задания.
Оценка уровня развития:
1 балл- низкий уровень
2 балла- средний уровень
3 балла - соответствует возрасту
Критерии оценки:
1-10 б – низкий уровень
11-16 б – средний уровень
17- 21 б – высокий уровень
Н.- начало года, К.- конец года
6. Список использованных источников
1. Дубровская Н.В «Яркие ладошки» - «детство-пресс», 2004 г
2. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». - «Детство-пресс», 2003г
3. Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Москва 2005 г
4. Морозова Г.В «Ознакомление с окружающим миром» Москва 2010 г
5. Фатеева А. А «Рисуем без кисточки». – «Академия развития», 2006 г
7. Материально техническое обеспечение
Листы А4 разноцветные
Салфетки
Гуашь
Непроливайки
Кисточки
Картофель
Поролон
Пробки
Яблоко
Кристаллики соли
Крупы (манка, гречка, пшено, рис)
Лист вносимых изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию во 2 младшей группе....
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"
Рабочая программа кружковой деятельности "Волшебные ладошки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Волшебные ладошки»
Программа «Волшебные ладошки» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструировани...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Рабочая программа кружковой деятельности «Ладушки-ладошки»
Рабочая программа кружковой деятельности для детей средней групы,срок реализации 1 год...
Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...