Мастер-класс для педагогов ДОУ "Искусство "Эбру" - рисование на воде
учебно-методический материал по рисованию (средняя группа)
Познакомить участников семинара с нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и с ее использованием в работе с детьми.
- показать педагогам основной способ рисования красками на воде - мрамирование,
- упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_po_ebru_na_vospitatel_goda.docx | 304.06 КБ |
dlya_sayta_master_-_klasss_ebru_-_tantsuyushchie_kraski_prezentatsiya_-_kopiya.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации
Муниципального образования «Город Саратов»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»
Кировского района, г. Саратова.
Подготовила и провела:
воспитатель
первой квалификационной категории
Архипова Т.Р.
Цель: Познакомить участников семинара с нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и с ее использованием в работе с детьми.
Задачи:
- показать педагогам основной способ рисования красками на воде -
мрамирование,
- упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру».
Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, веерные кисти, палочки, гребень, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная, баночка с водой.
Ход мастер-класса:
Художник хочет рисовать.
Пусть не дают ему тетрадь…
На то художник и художник –
Рисует он, где только может:
Он будет рисовать на камне
И на кусочке бересты.
Салютом он раскрасит воздух,
Взяв вилы, пишет на воде,
Художник потому художник,
Что может рисовать везде. (СЛАЙД 2 (фото по стиху)
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. В формировании такой личности мы как раз и принимаем активное участие. Для того, чтобы наша работа была результативной, приносящей удовлетворение надо находится в поиске, интересного для себя и для детей.
Всем известно, что занятия рисованием – важная часть образовательной деятельности в ДОУ. Чтобы интерес к творчеству не ослабевал, мы стараемся придумать нечто особенное, внести в мир изобразительного искусства капельку волшебства. Для детей волшебством является рисование по воде – эта техника называется «Эбру».
Сегодня я вам предлагаю познакомиться с одной удивительной и очень интересной техникой нетрадиционного рисования, которую я использую в работе с детьми. (СЛАЙД 3(фото готовых рисунков наших)
Эбру - это старинная изобразительная техника, берет свое начало в далеком прошлом, зародилась в Азии, получила развитие в Турции, а потом постепенно появилась в Европе. «Эбру» дословно переводится «на воде». Это рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счет чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности рисунок в виде тонкой пленки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу. В процессе работы сложно предугадать, как растечется краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой. С помощью эбру даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы.
Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, которым можно только восхищаться. Попавшие в воду краски движутся произвольно, тем самым вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Дети задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?
Рисование на воде дает детям и не только детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться. (СЛАЙД 4 (фото с директ дня + рисуют дети)
Мы недавно стали пользоваться данной техникой, подобные занятия проводим в рамках запланированной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, раз в 2 - 3 недели. Они способствуют:
• Развитию интеллекта, мыслить нестандартно. Ребенку не навязываются определенные штампы, стереотипы. Он сам является творцом, подключается воображение, воспитывается индивидуальность.
• Помогают успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников, т. к. манипуляции с водой завораживают.
• Эбру развивает мелкую мускулатуру руки, усовершенствует глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки, что важно, как фактор подготовки руки к письму.
• Данная техника полезна для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Ребята раскрепощаются начинают верить в свои силы.
В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так. Сейчас я предлагаю вам самим погрузиться в этот мир красок, образов и своих эмоций. Познакомимся со способом мрамирования на воде и нарисуем птицу – голубя, как символ мира на Земле, что в преддверии 75-летия победы в ВОВ является для нас очень актуальным. (СЛАЙД 5 (фото готового рисунка голубь)
Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды. Я для вас его уже приготовила. (СЛАЙД 6 (фото с инструментами)
Еще для работы нужна специальная краска, которая не растворяется в воде и инструменты: шпажка, гребень, салфетки сухие и влажные, баночка с водой для промывки кисти, бумага по размеру лотка. Всё это перед вами.
Итак, начнем по порядку:
(включается музыка)
Сначала создадим фон. Он удерживает краску, которую мы будем наносить шилом и не дает ей сильно растекаться. Возьмем веерообразную кисть и опустим ее в стаканчик с краской, слегка отожмем о стенку стакана. Держа кисть горизонтально к поверхности воды, постукиваем ею о левую ладонь и разбрызгиваем краску на расстоянии 5-7 см от поверхности. Для фона используем 1-3 цвета, не больше, т. к. основной рисунок может «потеряться» на слишком пестром фоне.
Отмечу, что находясь в воде, краски кажутся бледнее, чем получается в итоге после переноса на бумагу.
После создания фона мы можем сразу приступить к основному рисунку. А можем сделать фон более эффектным с помощью специальных инструментов (шило, гребень). Как это сделать?
Погружаем шило в нижний левый угол на 1 см в раствор и начинаем двигать его вверх и вниз волнообразными движениями, либо вправо-влево.
В итоге у нас получился зигзагообразный узор эбру. А может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, так сказать, внести хаос в ваше творение. А еще красивее получится, если «расчесать» краску с помощью специального гребня.
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!
Итак, фон готов. Переходим к основному рисунку. Это может быть что угодно: различные цветы, бабочки, рыбки.
Предлагаю нарисовать птицу. (СЛАЙД 7, 8, 9 (фото этапы рисования)
Окунаем шило в белую краску и ставим точку на середине нашего «холста». Капля растекается в круг. Чтобы он получился больше, надо проделать эту операцию несколько раз. Шило вытираем о салфетку. Голубой краской ставим точку внутри белого круга очень близко к верхнему краю, и вновь окунаем палочку в белую краску и ставим точку в середине белого круга. Работаем на поверхности воды, шило сильно не погружаем в раствор. Затем делим почти пополам наш круг при этом вытягиваем хвостик птичке. Движением сверху наискосок как бы делим наш круг, вытягиваем клюв птице, и получаем крыло. Не забываем вытирать шило о салфетку каждый раз, когда меняете цвет. Затем ставим синюю точку - глаз.
Оформляем крыло. Погружаем шило рядом с кругом вверху и начинаем его двигать по направлению к центру большого круга, но не до середины остановите его и поставьте «точку», опустите шило на 5 мм внутрь раствора и сразу вынимайте. Так конец линии получится более четким и завершенным. Подобную операцию проделываем по краю крыла. Получилась птица.
Самый ответственный этап – перенос рисунка на бумагу. Лист нужно взять за концы, расположенные по диагонали. Начиная с нижнего левого угла, мы кладем лист в лоток на 4-5 секунд, проводим шилом, чтобы не было пузырьков. Край бумаги поддеваем и вынимаем из воды, как бы вытирая о борт поддона, чтобы убрать лишнюю жидкость. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость. Рисунок готов, он сохнет от 30 минут до часа. (СЛАЙД 10 (фото готового рисунка голубь)
(Музыка заканчивается)
Вывод: Что дает нам в работе использование техники эбру?
• помогает развивать познавательную активность детей, желание экспериментировать,
• корректировать их психические процессы,
• является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества детей. Сама техника увлекает, завораживает, успокаивает, вызывает у ребёнка радость, изумление и восторг.
На этом наш мастер класс окончен, спасибо за внимание!
Надеюсь, он вам понравился и был интересен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Х удожник хочет рисовать. П усть не дают ему тетрадь… Н а то художник и художник – Р исует он, где только может: О н будет рисовать на камне И на кусочке бересты. С алютом он раскрасит воздух, В зяв вилы, пишет на воде, Х удожник потому художник, Ч то может рисовать везде.
НАШИ РАБОТЫ
1. Загуститель. Жидкость для рисования требуется плотная и густая, чтобы краска не опустилась на дно и не растворилась. Для этого используются специальные загустители на основе растительного компонента. 2. Краска для этой техники имеет в составе натуральный пигмент, воду и желчь. Она довольно жидкая, можно сказать, что цветная вода, а потому она отлично растекается по поверхности. 3. Посуда. Для воды можно использовать любую глубокую посуду. 4. Кисти для Эбру (простая кисточка или кисть-щетка) 5. Гребни. Гребни представляют собой специальный инструмент, который предназначен для создания узоров 6. Шило. . Оно позволяет рисовать более мелкие детали 7. Бумага. Не очень плотная, не гладкая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"
Мастер-класс для педагогов «Основы декоративного рисования»Тема мастер-класса «Рисование кусочком текстиля на бумаге». Воспитатель: Калинина Л.Н.МБДОУ детский сад № 33....
Мастер-класс для родителей "Искусство Эбру - рисование на воде".
Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены ...
Мастер класс для родителей «Искусство Эбру – рисование на воде»
Цель: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».Задачи:Показать родителям основной способ рисования красками на воде -мраморирование, с элементами цветочного декора....
Мастер-класс на тему: «Нетрадиционная техника рисования на воде как средство психолого-педагогической коррекции при помощи искусства и творчества»
Цель: диссеминация педагогического опыта работы с применением арт-педагогических технологий. Задачи:представить педагогам ДОУ интегрированную образовательную деятельность с использова...
Дистанционный мастер - класс для родителей «Искусство Эбру – рисование на воде»
Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены...
мастер- класс с детьми на тему: "Рисование на воде в технике ЭБРУ"
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования «ЭБРУ» и провести мастер - класс. Еще в древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисовани...