Открытое занятие по декоративному рисованию "Украсим дымковского коня"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
Сценарий образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
(рисованию)
для воспитанников средней группы (4-5 лет)
Тема: «Роспись дымковского коня»
(Изобразительная деятельность в детском саду- Т.С Комарова)
Разработала: Кощеева Н.В,
воспитатель средней группы.
р.п Сухобезводное- 2020г.
Форма организации: игровая.
Тема: «Роспись дымковского коня».
Цель: закреплять умение украшать игрушку по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, используя образец);
- Побуждать самостоятельно выбирать цвета для узора;
- Побуждать употреблять в речи названий элементов дымковской росписи;
Развивающие:
- Развивать умения использовать в работе разнообразные приемы рисования кистью, в том числе нетрадиционные- ватной палочкой, в изображении знакомых элементов;
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
- Развивать эстетические чувства;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать образное восприятия, воображение, творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца;
- Воспитывать бережное отношение к материалам;
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
Способы:
Словесные: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия
Наглядные: использование наглядного материала
Практические: самостоятельное выполнение детьми работы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика
Приемы: мотивационный сюрпризный момент.
Средства:
Демонстрационный материал:
- Ковер;
- Компьютерные презентации: «История игрушки в Дымково», «Веселая ярмарка игрушек», стол, кукла в народном костюме;
- силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
- мольберт.
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
- силуэт коня;
- изобразительные материалы: (гуашь разложенная на палитре, ватная палочка, кисть, вода, клеенка, подставка, салфетка).
Длительность: 20-25 минут.
Предварительная работа: Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке, Дидактические игры: «Подбери краски для дымковских игрушек», «Сложи узор», «Составь узор», «Укрась барышню» и т.д, рисование в свободной деятельности кругов, колец, точек рядами.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_dekorativnomu_risovaniyu.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Сухобезводниниский детский сад «Звездочка»
Сценарий образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
(рисованию)
для воспитанников средней группы (4-5 лет)
Тема: «Роспись дымковского коня»
(Изобразительная деятельность в детском саду- Т.С Комарова)
Разработала: Кощеева Н.В,
воспитатель средней группы.
р.п Сухобезводное- 2020г.
Форма организации: игровая.
Тема: «Роспись дымковского коня».
Цель: закреплять умение украшать игрушку по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение составлять узор из знакомых элементов (кругов, точек, используя образец);
- Побуждать самостоятельно выбирать цвета для узора;
- Побуждать употреблять в речи названий элементов дымковской росписи;
Развивающие:
- Развивать умения использовать в работе разнообразные приемы рисования кистью, в том числе нетрадиционные- ватной палочкой, в изображении знакомых элементов;
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
- Развивать эстетические чувства;
- Развивать мелкую моторику, глазомер;
- Развивать образное восприятия, воображение, творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно-прикладному искусству;
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца;
- Воспитывать бережное отношение к материалам;
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
Способы:
Словесные: беседа, вопросы и ответы, анализ занятия
Наглядные: использование наглядного материала
Практические: самостоятельное выполнение детьми работы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика
Приемы: мотивационный сюрпризный момент.
Средства:
Демонстрационный материал:
- Ковер;
- Компьютерные презентации: «История игрушки в Дымково», «Веселая ярмарка игрушек», стол, кукла в народном костюме;
- силуэт коня (в расписном варианте и в белом);
- мольберт.
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
- силуэт коня;
- изобразительные материалы: (гуашь разложенная на палитре, ватная палочка, кисть, вода, клеенка, подставка, салфетка).
Длительность: 20-25 минут.
Предварительная работа: Просмотр видеофильма о «Народных промыслах»: Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке, Дидактические игры: «Подбери краски для дымковских игрушек», «Сложи узор», «Составь узор», «Укрась барышню» и т.д, рисование в свободной деятельности кругов, колец, точек рядами.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое.
Ход НОД
1 часть- Вводная. Организационный момент.
воспитатель и дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Что нужно сделать? (ответы детей- «Поздороваться!»)
-«Доброе утро»
Дети становятся в круг, берутся за руки.
Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на волшебном ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Воспитатель: А куда отправимся - будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель выставляет декорации)
2 часть- Основная.
Воспитатель: Ребята открывайте глаза, мы прилетели с вами на берег реки, где расположилось старинное село под названием Дымково. Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково. (иллюстрация с. Дымково)
Жили в том селе люди, люди веселые, творческие. Раньше не было такого количества игрушек, как сейчас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. Летом, набирали они на берегу реки глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, что бы они были крепкими, белили мелом и расписывали красками.
(Иллюстрации) Разные фигурки делали, а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.
- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (предполагаемые ответы детей)
-Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить. Вот сегодня как раз в селе началась ярмарка!
-Я так хочу сходить на ярмарку, посмотреть, что же там есть интересного. А вы хотите со мной пойти?
Дети: -Да!
Проводится показ презентации «Веселая Ярмарка игрушек!»
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлики, барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?
Воспитатель: Ребята, ой как много тут красивых игрушек! И барышни есть, и кони, и петушки и свистульки. Такие все яркие, нарядные, красочные! Пойдемте дальше посмотрим!
(подходят к пустому столу, за столом сидит кукла в народном костюме)
Воспитатель: -Ой, ребята, а тут стол совсем пустой! Посмотрите, и девочка сидит какая грустная! Надо спросить у нее что случилось, может ей помощь нужна!
Воспитатель: -Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? Почему ты такая грустная?
Кукла Варварушка: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варварушка! Да, как же мне не грустить! Налепили мы с сестрицами лошадок красивых, расписали их красками яркими, послала матушка меня продавать на ярмарку игрушки, я так торопилась, что упала и все игрушки разбила!
Воспитатель: -Не грусти, Варварушка! Наши ребятки такие талантливые и добрые, они тебе обязательно помогут сделать новых лошадок! Поможем, ребятки?
Дети: -Да!
Воспитатель: -Тогда нам нужно с вами превратится в настоящих мастеров!
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров! (дети проходят за столы)
Воспитатель: Ребята, раз мы с вами сегодня мастера, то и распишем мы вот такого дымковского коня. Посмотрите на него внимательно. Какие части закрашены у коня полностью? (указательный жест) (предполагаемые ответы детей: хвост, грива, копыта, уши) Какого цвета хвост, грива, копыта? (предполагаемый ответ -черного) А посмотрите каким ярким цветом мастера расписывают уши!
А где располагается узор? (предполагаемый ответ-вдоль ног, туловище) Ребята, посмотрите внимательно, мы у коня расписываем только ноги и туловище. Скажите мне пожалуйста, а какими узорами украшен конь? (предполагаемый ответ- точки и горошины)
Ребята, мы уже знаем, что обозначали мастера горошинами и точками.
Горошинами обозначали что? (предполагаемый ответ детей-солнце). Правильно, солнышко, тепло. А что обозначали точками? (предполагаемый ответ детей-зерно). Правильно, ребятки- обозначали зерно, из которого делали хлеб, связь с природой.
-А на какую геометрическую фигуру похожи и горошина и точка? (предполагаемый ответ - круг) А что больше горошина или точка? (предполагаемый ответ) Правильно, горошина больше чем точка. А какого цвета горошины? Точки?
Воспитатель: Ребята, узор на дымковскую игрушку наносят сверху вниз. А наносить узор на нашего коня мы будем не кисточками, а ватными палочками. Посмотрите внимательно на ватную палочку: с одной стороны ваты много накручено, этой стороной мы что будем наносить? (предполагаемый ответ детей- горошины). Правильно, этой стороной мы будем делать горошины, а с другой стороны – почти нет ваты, ей какой что будем наносить? (предполагаемый ответ детей-точки). Правильно, этой стороной мы будем делать точки.
Смотрите внимательно, как мы наносим узор на коня. Сначала опускаем в баночку с краску ту сторону ватной палочки, на которой ваты много накручено. У меня гуашь красного цвета, а вас может быть любого другого яркого цвета.
Затем находим место, где заканчивается грива и начинается туловище и начинаем плотно прижимать ватную палочку, делая горошинки на небольшом расстоянии друг от друга, сверху вниз.
Воспитатель: -Посмотрите, горошины я нанесла, остались точки. Теперь я переворачиваю ватную полочку, и опускаю в баночку уже с другой краской ту сторону палочки, где ваты мало накручено. У меня краска желтого цвета, у вас может быть любого другого. Теперь я начиная точки наносить с того место где заканчивается грива и начинается туловище по одной точки между горошинами, сверху вниз, легким прикосновением палочкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот такой яркий конь у меня получился. Теперь я могу взять кисть и раскрасить гриву, хвост, копыта своему коню черным цветом. А уши я раскрашу каким-нибудь ярким цветом!
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла ваша очередь игрушек к ярмарке расписывать. Надо подготовить наши ручки к рисованию, и сделаем пальчиковую гимнастику!
Одной рукой я травку рву,
Другой рукой я тоже рву. (Хватательные движения левой и правой рукой поочередно)
Я травкой накормлю коня.
Вот сколько пальцев у меня! (руки вытягиваются вперед ладонями вверх, показываются пальцы)
(самостоятельная деятельность детей)
Воспитатель направляет ход работы, оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Воспитатель: Кто закончил, несем свои работы на стол к Варварушке! Посмотрим, какие у нас получились игрушки!
3 часть. Заключительная. Вопросы к детям:
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Какие яркие и красивые у нас получились кони!
- Ребята, а найдите мне такого коня, у которого самые ровные, самые круглые горошины? Точки?
- Ребята, а теперь найдите мне такого коня, который больше всего похож на коня, которого я расписывала, найдем ему брата близнеца?
- Ребята, а где такой конь, у которого очень много горошин и точек?
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли Варварушке, выручили ее, расписали таких ярких, веселых, цветных игрушек – коней. Тебе нравится, Варварушка?
Кукла Варварушка: -Очень нравится, ребятки! Спасибо вам большое! Очень вы меня выручили!
Воспитатель: Да не за что, Варварушка! Мы рады были помочь! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. До, свидания!
Дети:- До, свидания!
Воспитатель:- Садитесь на наш волшебный ковер-самолет, берите друг друга за руки, крепко закрывайте глаза. Полетели!
Воспитетель: -Вот мы и прилетели в наш детский сад! Понравилось наше путешествие?
Дети: -Да!
Воспитатель: -Мне тоже очень понравилось! Вы большие молодцы! Ребята, вы не забыли, что у нас были гости? Давайте попрощаемся с ними! До, свидания, до новых встреч!
(Дети прощаются с гостями, уходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская барышня»
Закрепить знания о промысле.Формировать умение лепить полые формы(юбка барышни),соблюдать пропорции фигуры,сглаживать поверхность для последующей росписи.Передавать характерные признаки дымковской игр...
Занятие по декоративному рисованию "Дымковская слобода"
Приобщение детей к истокам народной культуры посредством декоративного рисования...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковская ярмарка-свистунья" в подготовительной логопедической группе
Открытое занятие по декоративно-прикладному творчеству "Дымковская ярмарка-свистунья" в подготовительной логопедической группе...
Конспект занятия по декоративному рисованию (Дымковская игрушка «Лошадка») для детей 4–5 лет
Конспект занятия по рисованию "Дымковская игрушка" для детей 4-5 лет...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» (СТАРШАЯ ГРУППА)
Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских барышень.2. Закреплять умение детей рисовать линии, точки, ...
Конспект открытого занятия по декоративной лепке "Красивая птичка"по мотивам дымковской игрушки. Группа №11 "Солнышко"
План-конспект по лепке в старшей группе №11...