Декоративное рисование в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Яркина Евгения Васильевна

Знакомимся с народными промыслами, попадаем в сказку, и самостоятельно расписываем деревянные тарелочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zolotaya_hohloma.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                            детский сад №16 с.Дуван муниципального района Дуванский район                             Республики Башкортостан

Конспект ООД на районный конкурс                                                           «Лучший по профессии – 2018 года»                                                                       по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

декоративное рисование в подготовительной группе

Тема: «Золотая Хохлома»

                                                                                          Выполнила: педагог-психолог

        Яркина  Евгения Васильевна

2018г.

Цель: знакомство детей с традиционными видами народно-прикладного искусства.

Программные задачи:

1.Образовательные

• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Хохлома;

2.Развивающие

  • развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
  • развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте
  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;

3.Воспитательные

• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;

• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательная», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

 Предварительная работа: рассказ  об истории русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Хохлома; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.

Методические приемы:

- Словесный: вопросы, объяснения, сказка, поощрения, анализ.

- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Хохлома», иллюстративный материал, плакаты.

 Демонстрационный материал: выставка хохломских изделий, и изделий с хохломским орнаментом;  презентация «Сказка о Марье Искуснице»; аудиозаписи «Русские народные мелодии».

Раздаточный материал: готовые заготовки из фанеры, палитры, кисти «белка» № 2 (№3), краски гуашь, емкости для воды, салфетки мягкие для промакивания кисти, салфетки влажные для рук, листы бумаги для пробы линии, палочка «тычок», штампы «ягодка» и «лепесток».

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов.

 2.Учить детей рисовать элементы хохломской росписи «завиток», «цветок», «ягода», «травка», «капелька».

3.Учить составлять композицию в круге.

 4.Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

5.Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.

Ход:  

П. - Ребята, меня зовут Евгения Васильевна. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.

А теперь подойдите ко мне, дайте друг другу руку, сделаем большой круг:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем,

Что будет потом, мы не знаем.

Думаем только о том, что сейчас

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самое лучшее, что есть на свете.

Глаза открываем, здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

П.- Сегодня мы встретились на занятии «Золотая Хохлома». Ребята, а вы любите сказки? Какие волшебные сказки вы знаете?

(ответы детей)

 Хотите послушать новую сказку?

Повторите за мной волшебные слова:                                                                   Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи!

Рассаживайтесь на стульчики, внимание на экран!

Рассказывание сказки «Марья - искусница». (Презентация)

1 слайд: Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница.

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.

Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость прославлявшие мастеров на весь мир.

2 слайд: Одно перышко упало в село Дымково. 

А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера?

Ответы детей: Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.

3 слайд: Другое перышко упало в городе Городец. 

Кто знает, чем прославились городецкие мастера?

Ответы детей: Городецкие мастера расписывают деревянные изделия разными красками. Это посуда, прялки, мебель.

4 слайд: А еще одно перышко упало в нижегородском  селе под названием Хохлома. И появились там мастера на все руки.

Чем же так знамениты хохломские мастера?

Ответы детей: Хохломские мастера делают из дерева посуду и игрушки и расписывают их красной, черной и золотой краской.

Увидев это, рассердился Кощей и задумал сделать так, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы, и даже память об их мастерстве стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.

Ребята, вы хотите, чтобы сбылось заклятье Кощея?

Дети: Нет!

П. – А что же делать?

Дети: Самим мастерами стать!

П. - А поможет нам в этом волшебное перо Жар-Птицы. Встанем в круг, я произнесу волшебные слова, а вы передавайте перо друг другу:  

Педагог произносит слова, дети передают перо из рук в руки по кругу:

«Наше волшебное перо, много знаешь ты дорог, быстро, весело лети, к мастерам нас приведи!

Вот и мы с вами теперь мастера!

Дети и педагог попадают в мастерскую хохломских мастеров:

П.- Что мы видим! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

П. - Проходите, да поглядите, какие замечательные предметы здесь собраны. Что же тут есть?

Дети: миска, блюдо, стакан, ложки, солонка, чаша птица (если не скажут, самой обратить внимание)

П. – Как эти предметы называются одним словом?

Дети: Посуда!

 П. - И посуда не простая! Ее сделали мастера-умельцы из Хохломы. Походите по мастерской, посмотрите, что тут есть.

Дети рассматривают посуду, альбомы, трогают предметы.

П. – Посмотрите, ребята, на эту чашу. Скажите, какие краски использовали хохломские мастера?

Дети: Красную, черную, золотую (желтую), немного зеленой.

П. – Верно! В росписи Хохломы мы не увидим синюю, голубую, фиолетовую краски.

А посмотрите, вся ли посуда на выставке яркая и красочная?

Дети: Нет, не вся! На столе лежит посуда не расписанная!

П. – Да, дети, наверное, мастера не успевают расписать изделия к Масленичной ярмарке! Может, мы сможем помочь им закончить работу? Распишем посуду?

Дети: Да, поможем!

П. – Но, прежде, чем вы начнете расписывать, давайте хорошенько рассмотрим образец! Проходите к экрану, рассаживайтесь на стульчики.

Дети снова рассаживаются на стульчики у экрана, педагог показывает готовую тарелочку, обращает внимание детей на элементы росписи: «кайма», «цветок», «ягода», «завиток», «травка».

П.- А теперь, мои мастера, проходите за столы! Перед каждым лежит заготовка тарелочки. Что на ней уже есть?

Дети: Фон и кайма.

П. – Верно! Фон и кайма на рисунке уже есть. Что вы будете рисовать?

Дети: ягодки и цветок. И травку.

Педагог предлагает посмотреть алгоритм работы и технику печати и рисования.

Работа со штампом: аккуратно обмакиваем штамп в краску, снимаем, если необходимо, лишнюю краску о бортик палитры, пробуем сделать отпечаток на бумаге, затем аккуратно прикладываем к выбранному месту в общей композиции и легонько прижимаем, после чего штамп возвращаем на место. Мыть штамп не нужно!

Работа кисточкой: обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом), кисточку держим тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти, протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление – полосочка становится шире, снова протягиваем и и аккуратно приподнимаем кисточку и продолжаем закручивать «завиток», тоненькой полосочкой (на кисть не давим!).

(После моего показа, дети пробуют самостоятельно на бумаге рисовать «завиток».  Помогаю, если нужна индивидуальная помощь.)

Этапы выполнения вывешиваются на магнитную доску-мольберт, находящийся перед столами детей.

Дети приступают к рисованию. После работы со штампами я приглашаю ребят на физминутку: 

Физминутка «Хохлома»

Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны)

Крыльями махала, злато рассыпала (Встряхиваем кисти рук)

Головой кивала, в стороны качала (Наклоны головы)

Да с землицы Русской травы собирала (Наклоны в пол, «собираем»)

Травы собирала, чаши украшала (Руки к груди, вперёд).

Мастерство с любовью (ладошки прижать к сердцу)

Нам передавала (руки в стороны).

П. – Вот и отдохнули, а теперь пора снова приниматься за работу! Пройдите к своему рабочему месту. Узоры на тарелочках просохли, и вы можете украсить их «травкой», «капелькой». «Ягоды» украшаем точками. Работая кисточкой, следите, чтобы воды не было слишком много! Не забывайте промакивать кисть на салфетке! Прежде, чем наносить линии на рисунке, попробуйте на бумаге!

Дети продолжают работу. Педагог следит за выполнением работы, затрудняющимся показывает еще раз на своем листочке.

Завершенные работы размещаем на отдельном столе.

П. – Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока работы сохнут, подойдите ко мне и посмотрите, что у нас получилось?

Анализ детских работ:

- Как вы считаете, мы справились, помогли мастерам? Было трудно?

-Кому понравилось работать в мастерской, положите в чашечку жетон с красным узором, а если нет – с черным.

Итог занятия: 

Посмотрите, как красиво, Сделано здесь всё на диво! И не кем-нибудь, детьми! Глаз порой не отвести!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок:

Мастерами, увы, не рождаются,

И становятся ими не все!

Ведь к таланту и труд полагается,

Чтоб достигнуть вершин в мастерстве.

Замечательные у нас получились хохломские тарелочки для недели Масленицы! Круглые, как блины, яркие, как солнышко!

Хочется сказать вам спасибо - за ваше умение, за ваше старание. Посмотрите, ребята, в этот сундучок Марья-искусница положила подарки для детей, которым нравится дарить красоту и радость!

Дети получают памятный сувенир.

П. - На этом наше занятие окончено, мне было очень приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе " По - щучьему велению"

Закрепление с детьми знаний полученных ранее о городецкой росписи , ее самобытности, колорите и основных элементах....

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе "Тарелочка"(гжельская роспись)

Декоративное рисование "Тарелочка" (гжельская роспись).Задачи: Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и распологать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять ...

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе "Тарелочка"(гжельская роспись)

Декоративное рисование "Тарелочка" (гжельская роспись).Задачи: Закрепить умение составлять узор по мотивам гжельской росписи и распологать его на круге, заполняя середину и края тарелочки. Закреплять ...

Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе

Програмное содержание:Закреплять знания детей городецкой росписи: элементы, калорит, композиция. Воспитывать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русско...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ : « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ НА ТЕМУ : «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»....

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»

(За основу взято Грибовская с.107) Программное содержание: Познакомить детей с жостовской росписью, ее основным мотивом — букет на черном фоне, композиционным решением, колоритом. Учить видеть мн...