Хохломская роспись
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Конспект НОД "Хохломская роспись" с использованием ИКТ
Цели
• Дать начальные сведения о народном промысле России – хохломской росписи;
• Понятие о стилизации;
• Освоить декоративную роспись характерную для хохломской росписи, творчески и разнообразно применять приемы кистевой росписи;
• Закрепить полученные знания;
• Развивать творческие способности детей
Оборудование:
· модель для раскрашивания "Блюдце"
· краски
· кисти
· «ляпушки»
· баночка для воды
· лист бумаги
· салфетка
Оборудование для показа
· изделия с хохломской росписью,
· раздаточный материал
· плакаты "Хохломская роспись"
· презентации "Хохломская роспись"
ХОД УРОКА
1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА
Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр - крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.
(Далее просмотрт презентации "Золотая хохлома")
2. Вопросы детям, закрепление знаний после просмотра презентации
Вопрос: Какие цвета используют мастера?
Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.
Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?
Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.
Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?
Ответ: У природы - веточки, листки, травка.
Воспитатель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.
Самый любимый у хохломских художников это травный узор или травка. Часто среди травки изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются кудрина: травка, превращается в крупные кудри - завитки.
Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.
Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широс учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каж-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.
Из таких элементов можно составить узор.
Мир волшебной хохломы
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.
(Б. Дубровский)
И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним травный узор. Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.
3. Самостоятельная работа детей.
В процессе самостоятельной работы детямпредоставляется творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование. Хохломская роспись.
Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Хохломская роспись. Завиток.
Познакомить с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвет, фон, материал). Дать представления об основных элементах, используемых художниками. Активизировать словарь: централь...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)
Задачи:Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.Образовательная область «Познание»: уточнять предста...
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)
«Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись) .Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1) Предшествующая работа:· Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).
Конспект занятия по изо деятельности в подготовительной группе «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись).Программное содержание: Познакомить с росписью на изделиях Хохломы...