Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя ДОО
статья на тему
Материал для выступления на семинаре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaharova_a_rol_i_mesto_tvorcheskih_proektov_v_praktike_raboty_vospitatelya_doo.docx | 27.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Захарова А.Я., музыкальный руководитель
ГБОУ начальная школа-детский сад №662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
«Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации»
ФГОС требуют от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.
Проектная деятельность стала ярким, развивающим, интересным методом в работе педагогов. Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность в совместную деятельность, позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей достигать поставленных целей, задач. Этот метод, как никакой другой, предусматривает сотрудничество детей и взрослых, что положительно сказывается на детской психике ребенка, позволяет ему чувствовать себя увереннее, гармоничнее в обществе. Проектов, которые можно применять и использовать в детском саду, много: это и тематические проекты, информационные, творческие, игровые, исследовательские.
В реализации всех этих проектов принимать участие может разное количество воспитанников. В некоторых проектах участвуют несколько детей, а какие-то требуют участия всей группы детей.
Все проекты разные по объему и требуют разные сроки для реализации.
Главное при использовании проектной деятельности – это результат. Его можно оформить и преподнести разными способами: это и праздник, и оформление газет, альбомов, выставок, а также проведение игры, например, обыграть персонажей сказки, войти в образ. Такие итоговые мероприятия позволяют детям искать пути решения поставленных задач, решать их по-своему, в доступной форме.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Поэтому работа по проектной деятельности строится с учетом этих требований.
В младшем дошкольном возрасте – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт разработки проектного метода, можно определить следующие этапы реализации проектов:
Технологический
- определение возраста,
- постановка проблемы,
- чёткое формулирование цели и задач,
- определение основных шагов (этапы) по достижению поставленной цели,
- состав участников (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты)
- ответственные,
- составление плана – схемы проекта
- вид проекта:
- творческий:
после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде праздника,
- исследовательский:
дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок,
- игровой:
с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,
- информационный:
дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы
(оформление группы, уголков и т. д.)
Классификация
по характеру контактов:
внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями
по характеру содержания:
ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир, ребёнок, общество и его культурные ценности
по характеру участия:
ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата
по срокам реализации:
краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности
Исследовательский
- совершенствование навыков сбора и обработки информации,
- развитие экспертно-аналитических умений,
- развитие прогностических умений,
- выбор средств, методов, приёмов.
Заключительный
- презентация проекта,
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов,
- предоставление продукта проектной деятельности,
- оценка реализации проекта,
- принятие решения о его распространении или закрытии.
Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, музыкальные развлечения, спортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке; рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, музыкально-ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломация, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.
Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов. Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное» управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования.
Начиная работу над проектами, педагог старается вызвать интерес детей к заданной теме, предлагает совместно с родителями найти нужную информацию и оформить её. В определенных случаях педагог не даёт детям готовых ответов на их вопросы, предлагает найти их самостоятельно. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.
Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием. Так продуктом проекта «Знакомство с народным творчеством» было выступление перед детьми младшей группы в виде развлечения «Ложки расписные»; продуктом проекта «Космос» - развлечение «Юные знатоки космоса», продуктом проекта «Новогодние игрушки и традиции» - выставка, организованная совместно с родителями «Украшения на ёлку» и Новогодние праздники, продуктом проекта «Детские музыкальные инструменты» - выставка «Делаем музыкальные инструменты сами» и развлечение «Наш детский оркестр».
Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии.
В работе над данным проектом мы знакомим детей с историей, культурой, традициями нашего народа, воспитываем патриотические чувства относительно своей Родины; приобщаем к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств - смелость, ловкость, сила. Он включает в себя:
- рисование на тему «Мой папа, самый, самый»;
- выпуск стенгазеты в группе;
- составление исторического альбома «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
Заключительный этап проекта - праздничное развлечение «Вместе с папой».
При работе над проектом «Масленица», дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности:
- разучивание хороводных игр, песен, масленичных закличек;
- приготовление теста для блинов;
- лакомство блинами;
- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы;
- игры-эстафеты «Перетягивание каната». «Снежный тир», «катание на лошадях»;
На каждом этапе проекта от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями являются активными участниками проекта. Основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
и задачами развития музыкальных способностей:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух);
- развитие музыкальной памяти, музыкального мышления;
- развитие координации слуха и голоса;
- развитие координации движений.
Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители, которые получают информацию от педагогов в форме:
- индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу,
- печатных консультаций по теме проекта
- привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Приложение к выступлению:
- Примерное комплексно-тематическое планирование по теме «Космос».
- Сценарий тематического досуга для детей 6-7 лет «Юные знатоки космоса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.О...
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,выдающ...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?...
Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...