Развитие творческих способностей у дошкольников
консультация по рисованию

Чимита Бато-Мункоевна Лобсанова

"Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

 

И в десять лет, и в семь, и в пять,

Все дети любят рисовать.

И каждый  смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

                   

Валентин Берестов

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» Подготовила Воспитатель Лобсанова Ч.Б-М. МБДОУ д/с «Росинка» С. Сужа

Слайд 2

И в десять лет, и в семь, и в пять, Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес, Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле. Валентин Берестов

Слайд 3

Цель: развитие творческих способностей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Слайд 4

Задачи: Развивающие: Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные : Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. С пособствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Слайд 5

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: • способствует снятию детских страхов; • развивает уверенность в своих силах; • развивает пространственное мышление; • учит детей свободно выражать свой замысел; • побуждает детей к творческим поискам и решениям; • учит детей работать с разнообразным материалом; • развивает чувство композиции, ритма, колорита, цвето восприятия; чувство фактурности и объёмности; • развивает мелкую моторику рук; • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Слайд 6

Распределение техники по возрастным группам: С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; рисование ладошками. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; кляксография с трубочкой. А в старшем дошкольном возрасте дети уже могут освоить еще более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография .

Слайд 7

Содержание работы При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На пальчик набирается краска .После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд 8

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.

Слайд 9

Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд 10

Кляксография . Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Слайд 11

Набрызг является достаточно сложной техникой является. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Слайд 12

Точечный рисунок. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Слайд 13

Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Слайд 14

Метод волшебного рисунка. Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.

Слайд 15

Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Слайд 16

Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.



Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

И в десять лет, и в семь, и в пять,

Все дети любят рисовать.

И каждый  смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

Валентин Берестов - Русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь. Писал для взрослых и детей. Член Союза писателей СССР.

________________________________________________________________________

Цель: развитие творческих способностей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности

_______________________________________________________________________

Задачи:

Развивающие: 

Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

 Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.

Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

________________________________________________________________________

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

•   способствует снятию детских страхов;

•   развивает уверенность в своих силах;

•   развивает пространственное мышление;

•   учит детей свободно выражать свой замысел;

•   побуждает детей к творческим поискам и решениям;

•   учит детей работать с разнообразным материалом;

•   развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цвето восприятия; чувство фактурности и объёмности;

•   развивает мелкую моторику рук;

•   развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

•   во время работы дети получают эстетическое удовольствие. 

________________________________________________________________________

Распределение техники по возрастным группам:

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

рисование ладошками.

 Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

 тычок жесткой полусухой кистью.

 печать поролоном

 печать пробками;

восковые мелки + акварель;

 свеча + акварель;

 отпечатки листьев;

 рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

кляксография с трубочкой.

 А в старшем дошкольном возрасте дети уже  могут освоить еще более трудные методы и техники:

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

________________________________________________________________________

Методы и приёмы, которые я использую на занятиях по нетрадиционному рисованию:

Создание игровой ситуации.

Путешествия

(На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми.)

Художественное слово.

(«Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.»)

Эмоциональный настрой.

(Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее)

 Показ воспитателя.

 Использование движения руки.

 Сравнение двух техник.

 Выбор детьми материала для рисования (бумага, краски и т.д.)

________________________________________________________________________

Содержание работы

При рисовании пальчиками ребенок сначала опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На  пальчик набирается краска .После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.

В старшей группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться жираф, птица, кошка, петушок, слоненок.

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 

Кляксография   Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

 После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Набрызг  является  достаточно сложной техникой является. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Точечный рисунок Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Отпечатки листьев Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. 

Метод волшебного рисунка   Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.

Рисование на мокрой бумаге  До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. 

Коллаж Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Художественный труд - как способ развития творческих способностей старших дошкольников

Совершенствование художественно-творческих способностей детей, познание свойств материалов, желание эксперементировать с ними. Развитие умений создавать художественные образы. Развитие глазомера, ловк...

Методическая рекомендация. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у дошкольников" (область «Художественно – эстетическое развитие в соответствии с ФГОС ДО)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем приобретая жизненный опыт, – все это помогает ос...

Самообразование "Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изодеятельности и ее влияние на развитие мелкой моторики

Тема: Развитие творческих способностей детей дошкольников с ОНР в нетрадиционной изобразительной деятельности и ее влияние на развитие мелкой моторикиЦели:- Формировать умение выполнять полученные зна...