Важен процесс, а не результат
статья по рисованию (подготовительная группа)
Я работаю воспитателем в детском саду более шести лет. Приоритетным направлением моей работы с дошкольниками является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности (рисование тычками из поролона, ватными палочками, восковыми мелками и акварелью, солью, печатание листьями и многое др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Важен процесс, а не результат | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Важен процесс, а не результат»
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» В.Л.Сухомлинский «Процесс творчества – это настоящее чудо. Наблюдайте, как дети раскрывают свои способности и радуются созиданию». Мэри-Энн Кол |
Я работаю воспитателем в детском саду более шести лет. Приоритетным направлением моей работы с дошкольниками является использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности (рисование тычками из поролона, ватными палочками, восковыми мелками и акварелью, солью, печатание листьями и многое др.)
Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Зачастую взрослые по незнанию убеждают детей, что результат есть самый важный аспект искусства. Так ли это?
Опытнейший педагог Мэри-Энн Кол в своей книге «Дошкольное творчество» дает ответ на этот вопрос. «Маленькие дети «творят» ради опыта, познания, исследования, экспериментирования. В процессе творчества они открывают тайны созидания, испытывают радость и разочарование. Конечный результат, будь то липкий шар или чудесная картина, для ребенка является всего лишь результатом, а не поводом для творчества. Искусство позволяет детям изучать и познавать собственный мир. Иногда творчество – ощущение влажной краски на пальцах. Иногда удивление от смешения цветов. Искусство для них – это способ «Превратить гусеницу в бабочку» или вылепить из глины некий предмет».
Важно поощрять действие и познание, обсуждая с ребенком его творения.
Как же разговаривать с ребенком о его творчестве?
Первое и самое главное в разговоре с ребенком — принять то, что он создал, будь то каракули или осмысленное изображение. При этом неважно, понимаете вы его работу или нет. Не спрашивайте, что это. Вопрос «Что это такое?», заданный о каракулях, для ребенка не имеет никакого смысла, хотя он может пойти вам навстречу и сказать, что это, даже если еще не умеет называть свои рисунки. К тому же, если ребенок рисовал или лепил что-то конкретное и предполагает, что вы это сразу увидите, такой вопрос может его разочаровать и даже огорчить.
Не пытайтесь угадать. Вы хотите быть отзывчивыми родителями и понять, что вам показывают? Это нормально. Для вас. Но гадать, что нарисовал ребенок, будь то общее («Это дом!») или конкретное («Это бабушкин дом!»), не совсем хорошо. Взрослые часто оказываются неспособными «прочитать» рисунок.
Поддерживайте. Если вы хотите повысить уверенность ребенка в себе и укрепить его желание показывать вам свои работы, приветствуйте его попытки сделать это. Скажите ему, как вам нравится то, что он нарисовал или вылепил, если ваши эмоции искренни.
Мэри-Энн Кол предлагает следующую схему обсуждения с ребенком его творения.
- Расскажи мне о своем рисунке.
- Что тебе в нем нравится больше всего?
- Ты использовал так много цветов!
- Тебе понравилась эта работа?
- Желтый цвет выглядит таким ярким рядом с лиловым!
- Как тебе удалось нарисовать такую большую картину?
- Я вижу коричневый рисунок. Какие цвета ты использовал?
Предлагая ребенку интересный материал и наблюдая за его работой, можно добиться огромных результатов, чем если бы просто дали указания: «Нарисуй разноцветную бабочку в голубом небе». Гораздо увлекательнее рисовать на мокрой бумаге или еще на чем-нибудь необычном, совершенно не представляя, что из этого выйдет.
Существуют ли правильные или неправильные способы воплощения предложенных идей?
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, дает возможность ребенку исследовать любые художественные материалы и экспериментировать с ними. Совсем не нужно пытаться соорудить то же, что смастерил товарищ. Ребенок художник! Он обязательно находит свой неповторимый способ. А результат всегда получается неожиданным, радостным и неповторимым!
Из собственного опыта, могу сказать, что становлюсь счастливее и получаю громадное удовольствие именно в процессе деятельности. И порой искренне удивляюсь полученному результату.
Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИСОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОЦЕСС ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имующему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка разви...
Результаты мониторинга образовательного процесса (Таблицы для 2-ой младшей)
Таблицы для проведения мониторинга во второй младшей группе...
Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"
Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...
Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности
Данная Технология рассматривает аспекты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...
Применение результатов работы муниципальной экспериментальной площадки с целью повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ
Выступление из опыта работы по патриотическому воспитанию...
Подготовительная группа. Результаты итогового мониторинга образовательного процесса.
редактируемый текст...
Результаты мониторинга образовательного процесса Во 2-й младшей группе №1
Результаты мониторинга образовательного процесса...