Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
учебно - методическое пособие для воспитателей детских садов. по программе "От рождения до школы", ориентировано на старший возраст (5 - 6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud-estet.razv_.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 136
УТВЕРЖАЮ
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 136
_____________________И.Н. Львова
Приказ _________________№______
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Разработчик:
Зырянова О.Г., воспитатель
Рассмотрено членами методического объединения МАДОУ ЦРР д/с № 136.
Рекомендовано к использованию.
Заседание МО от _______протокол №___
Калининград 2020
2. Целевой раздел
2.1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МАДОУ ЦРР д/с № 136, написанный на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с № 136.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 6 лет (старшая группа).
Программа включает в себя образовательную часть и содержание программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М.
Цель реализации программы - усвоение дошкольниками предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)
Задачи реализации программы:
- Развитие эстетического восприятия и эстетического чувства
- Развитие детского творчества и способностей
- Совершенствование имеющихся и формирование новых технических навыков рисования, лепки, конструирования
В данной рабочей программе представлены занятия, разработанные на основе следующих положений:
• Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием с игрой. Такая разносторонняя связь повышает интерес детей к изобразительной деятельности и к игре.
• Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие, от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включая в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление образовательной области; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагогу к каждому ребенку; эмоционально – положительная атмосфера занятий; уважительное отношение взрослого к детским рисункам.
• Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разные предметы и явления окружающего мира. Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которая развивается и в процессе художественного творчества, воспитатель должен помнить о необходимости их развития.
• На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей, следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
• Каждое занятие в рабочей программе заканчивается коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей.
Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:
• принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи);
• принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника;
• принцип интеграции образовательных областей:
➢ «Художественно – эстетическое развитие» Использование детских рисунков в оформлении зала к праздникам и занятиям; прослушивание музыки для создания настроения и лучшего понимания образа. Изготовление пригласительных билетов; моделирование театральных костюмов; создание декораций.
➢ «Физическое развитие» Оформление детьми спортивных праздников, развитие мелкой и крупной моторики.
➢ «Речевое развитие» Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ, работ своих товарищей; обогащение словаря художественными терминами.
➢ «Познавательное развитие» Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий; знакомство со строением и свойствами предметов, объектов.
➢ «Социально – коммуникативное развитие» Формирование гражданской принадлежности к мировому сообществу, патриотических чувств к родной стране, краю. Закрепление навыков творческой деятельности в коллективе, выработка норм поведения. Развитие всех компонентов устной речи дошкольников в различных видах творческой деятельности. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
• принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основная форма реализации программы – непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 72 занятия.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Возрастные особенности детей старшей группы
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения
2.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы
В результате освоения программы достижения ребёнка 5 – 6 лет выражаются в следующем:
Ребёнок знает – названия сложных геометрических форм: трапеция, многоугольники, прямоугольники; цвета и оттенки окружающих предметов и объектов природы; различные виды искусства (книжная графика, живопись, народное декоративно - прикладное искусство); дымковские и филимоновские игрушки и элементы их росписи.
Ребёнок умеет - создавать изображение предметов по воображению и с натуры, передавать их образы различных по форме, величине, пропорциям частей и их расположения по отношению друг к другу; создавать вертикальные или горизонтальные сюжетные композиции на тему окружающей жизни и литературных произведений, передавать простые движения (сидит, бежит, лежит, наклонилось); видеть цветовое разнообразие сезонных изменений в природе; смешивать три краски в палитре для получения сложных оттенков цвета; передавать цветом сезонные особенности природы; рисовать коллективные произведения; анализировать (сравнивать, обобщать, уподоблять) свои работы, работы своих товарищей и произведения художников; пользоваться представленными художественными материалами и комбинировать их.
Ребёнок имеет представление - о жанрах искусства, натюрморт, пейзаж, портрет; о городецкой и хохломской росписи, сюжетах, цвете, элементах; о наброске, этапах и материалах его выполнения; о художественном материале профессионального художника (масляные краски, сангина, уголь); об особенностях изобразительных художественных материалов.
3. Содержательный раздел
Программа включает в себя образовательную часть и содержание программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой Э.М
Интерес к изобразительной деятельности, изобразительным материалам и инструментам, стремление заниматься изобразительной деятельностью по собственному желанию. Развитие умений принимать замысел будущей работы, предложенный педагогом или поставленной самостоятельно. Развитие умений выделять общие, типичные, характерные признаки предметов и явлений природы, человека; сенсорных, эстетический свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между свойствами предметов, деталями конструктора и образами. Развитие умений создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно- структурные особенности постройки. Освоение детьми обобщенных способов изображения (дугой, на основе овала и т. п.).
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Цель | Средства реализации | К-во занятий | Месяц |
1 2 | Рисование «Картинка про лето» Лепка «Грибы» | Продолжать развивать образное восприятие, учить рисовать различные деревья Учить передавать некоторые характерные признаки : углубление, загнутые края шляпок и т.д. | Гуашь, иллюстрации книг, цветные фото, репродукции картин Картинки с изображением грибов, муляжи, пластилин. | 2 | сентябрь |
3 4 | Рисование «Укрась платочек ромашками» Аппликация «Огурцы и помидоры на тарелке» | Учить составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приёмы примакивания, рисования концом кисти Отрабатывать умения вырезывать предметы округлой и овальной формы из квадрата и прямоугольника | Гуашь, дид. игра «Составь узор», рассматривание декоративных изделий. Муляжи овощей, цветная бумага | 2 | сентябрь |
5 6 | Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» Конструирование «Дома» | Учить создавать сказочный образ, передавать образ разветвлённости кроны Упражнять в плоскостном моделировании, уточнять представления о деталях конструктора | Гуашь, иллюстрации урожаев Любой конструктор, иллюстрации «геометрические фигуры», «карта Формандии» | 2 | сентябрь |
7 8 | Рисование «Что ты больше всего любишь рисовать» Лепка «Овощи и фрукты» | Учить задумывать содержание своего рисунка, воспитывать стремление доводить задуманное до конца Закреплять умение передавать форму разных овощей, использовать приёмы – раскатывания, прищипывания, оттягивания. | Цветные карандаши, беседы о том, что видели необычное, интересное. Пластилин, муляжи и картинки овощей. | 2 | сентябрь |
9 10 | Рисование «Осенний лес» Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа) | Учить отображать осенние впечатления, по-разному отображать листву, деревья Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, формировать навыки коллективной работы | Акварель, иллюстрации, репродукции картин, стихотворения об осени Цветная бумага, ватман, беседы о сборе урожая | 2 | сентябрь октябрь |
11 12 | Рисование «Весёлые игрушки» Конструирование «Машины» | Знакомство с деревянной резной богородской игрушкой, воспитывать интерес к народному творчеству Упражнять в плоскостном моделировании, формировать представления о способах крепления. | Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, богородские игрушки или их изображения Игра «Из волшебных полосок», фломастеры, ножницы, строительный материал | 2 | октябрь |
13 14 | Рисование «Дымковская слобода» (коллективная работа) Лепка «Козлик» | Закреплять знания о дымковской росписи, продолжать развивать навыки коллективной работы Продолжать учить лепить фигуру по мотивам народного творчества: использовать приём раскатывания столбика, его сгибания и разрезания. | Силуэты дымковских игрушек из бумаги, гуашь, альбомы ДПИ Пластилин, дымковские игрушки, альбом ДПИ | 2 | октябрь |
15 16 | Рисование «Знакомство с городецкой росписью» Аппликация «Наш любимый мишка и его друзья» | Учить выделять яркий колорит росписи, композицию узора, учить рисовать их кистью Учить создавать изображение из отдельных частей, красиво располагать его на листе | Экскурсия в музей ДПИ, альбомы ДПИ, гуашь Цветная бумага, чтение сказок «Три медведя», «медведь и девочка» | 2 | октябрь |
17 18 | Рисование «Девочка в нарядном платье» Конструирование «Самолёты, вертолёты, космические станции» | Учить рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и положения частей Упражнять в создании схем будущих построек, расширять представления о различных летательных аппаратах | Акварель, игры с куклами, дидактическая игра «Одень куклу» Геометрические фигуры, строительный материал, карандаш простой | 2 | октябрь |
20 21 | Рисование «Сказочные домики» Лепка «Олешек» | Учить создавать сказочный домик: передавать его форму, строение, части Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания | Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, рассматривание иллюстраций необычных домов Пластилин, альбом ДПИ (дымковской игрушки) | 2 | ноябрь |
22 23 | Рисование «Моя любимая сказка» Аппликация «Троллейбус» | Учить рисовать несколько персонажей в определённой обстановке Закреплять умения разрезать полоску на одинаковые прямоугольники – окна, дополнять изображение характерными деталями | Акварель, игры – драматизации, чтение сказок, просмотр мультфильмов Цветная бумага, изображение троллейбуса, игрушка. | 2 | ноябрь |
24 25 | Рисование «Грузовая машина» Конструирование «Роботы» | Учить рисовать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы, закреплять навык правильно закрашивать Упражнять в создании схем и чертежей, формировать представления об объёмных телах, их формах, размерах, количествах | Цветные карандаши, игрушки и изображения грузовых машин Геометрические фигуры, строительный материал, карандаш простой | 2 | ноябрь |
26 27 | Рисование по замыслу Лепка «Вылепи свою любимую игрушку» | Развивать умение задумывать содержание своего рисунка, доводить замысел до конца Учить создавать в лепке образ игрушки, закреплять разнообразные приёмы лепки ладошками и пальцами | Акварель, чтение сказок, досуги, развлечения. Пластилин, игры с игрушками | 2 | ноябрь |
28 | Рисование «Большие и маленькие ели» | Учить располагать изображение на широкой полосе (расположение близких деревьев ниже), передавать различие по высоте старых и молодых деревьев | Гуашь, наблюдения природы, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций | 2 | декабрь |
29 | Аппликация «Большой и маленький бокальчик» | Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску | Бокальчики разных размеров, бумага | ||
30 31 | Рисование «Синие и красные птицы» Конструирование «Микрорайон города» | Учить красиво располагать птиц на листе, правильно пользоваться кистью и красками Учить воплощать задуманное в строительстве, развивать глазомер | Гуашь, изображения птиц Строительный материал, конструктор | 2 | декабрь |
32 33 | Рисование «Усатый – полосатый» Лепка «Котёнок» | Учить передавать в рисунке образ котёнка, развивать образное восприятие и воображение Учить создавать в лепке образ животного, закреплять умение лепить фигуру по частям, передавать позу | Гуашь, восковые мелки, чтение С. Я. Маршака «Усатый – полосатый», рассматривание иллюстраций Пластилин, игрушка котёнок, рассматривание иллюстраций | 2 | декабрь |
34 35 | Рисование «Наша нарядная ёлка» Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка» | Учить создавать образ нарядной ёлки, смешивать краски на палитре Учить делать открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение, вырезывать части из бумаги, сложенной гармошкой, вдвое. | Акварель, участие в утреннике, рассматривание новогодних открыток Цветная бумага, элементы декора, рассматривание ёлочных украшений, организация выставки новогодних открыток | 2 | декабрь |
36 37 | Рисование «дети гуляют зимой на участке» Конструирование «Мосты» | Учить передавать несложный сюжет, закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать пропорции, движения рук и ног Упражнять в конструировании мостов, способность к экспериментированию | Цветные карандаши, рассматривание иллюстраций, наблюдения на улице Строительный материал, конструктор, фломастер | 2 | январь |
38 39 | Рисование «Снежинка» Лепка «Снегурочка» | Учить рисовать узор на бумаге, в форме розетты, закреплять умения рисовать концом кисти Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение, величину частей | Гуашь, образцы снежинок, рассматривание иллюстраций, узоров на окне Пластилин, игрушка Снегурочка, лепка из снега на прогулке | 2 | январь |
40 41 | Рисование «Машины нашего города» Аппликация «Петрушка на Елке» | Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы, передавать пропорции частей, характерные особенности машин Закреплять умения вырезывать на глаз мелкие детали, симметричных частей одежды из бумаги/, сложенной вдвое | Цветные карандаши, игры с машинами Цветная бумага, рассматривание иллюстраций, ёлочных игрушек | 2 | январь |
42 43 | Рисование «Нарисуй своё любимое животное» Конструирование «Метро» | Учить выразительно передавать образ животного, закреплять технические навыки и умения в рисовании Упражнять в построении схем, развивать пространственное мышление, воображение, фантазию | Цветные карандаши, восковые мелки, рассматривание иллюстраций, беседы «Мои животные» Простые карандаши, конструктор | 2 | январь |
44 45 | Рисование «Красивое развесистое дерево зимой» Лепка «Щенок» | Учить находить красивое композиционное решение (одно дерево на всём листе), использовать линии разной интенсивности как средство выразительности Учить изображать собак, закреплять приёмы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание, соединение частей приёмом прижимания | Цветные карандаши, репродукции Шишкина, Репина Пластилин, игрушка щенок, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений | 2 | февраль |
46 47 | Рисование «Солдат на посту» Аппликация «Пароход» | Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности формы, оружия Учить создавать образную картину, применяя навыки: срезание углов у прямоугольника, вырезывании частей корабля | Цветные карандаши, беседы о Российской Армии Цветная бумага, рассматривание иллюстраций, макет парохода | 2 | февраль |
48 49 | Рисование «Пограничник с собакой» Конструирование «Суда» | Упражнять в изображении человека и животных, в передаче характерных особенностей, относительной величины фигуры и частей Расширять обобщённые представления о разных видах судов, упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним | Цветные карандаши, восковые мелки, подготовка ко Дню защитника Отечества, чтение художественной литературы Простой карандаш, строительный материал, конструктор | 2 | февраль |
50 | Рисование «Домики трёх поросят» Лепка по замыслу | Учить рисовать картинку по сказке, используя разные технические средства и способы рисования Развивать умение самостоятельно задумывать содержание своей работы, используя разнообразные приёмы лепки | Цветные карандаши, восковые мелки, чтение сказки «Три поросёнка», рассматривание иллюстраций, игры – драматизации Пластилин, беседы о предметах и явлениях | 2 | февраль |
51 | |||||
52 53 | Рисование «Дети делают зарядку» Аппликация «Сказочная птица» | Учить определять и передавать величину частей тела, изменение положения рук во время физических упражнений Закреплять умения вырезывать части разной формы и составлять из них композицию, учить передавать образ сказочной птицы | Цветные карандаши, занятия физкультурой Цветная бумага, рассматривания альбома ДПИ, иллюстрации птиц | 2 | март |
54 55 | Рисование «Картинка маме к празднику 8 марта» Конструирование «Архитектура и дизайн» | Закреплять умения располагать фигуры на листе, вызвать желание сделать сюрприз для любимой мамы Развивать творческие способности, фантазию, учить самостоятельно находить способы выполнения задания | Гуашь, рассматривание открыток Конструкторы, геометрические фигуры | 2 | март |
56 57 | Рисование (с элементами аппликации) Панно «Красивые цветы» Лепка «Птицы на кормушке» | Развивать воображения, умение использовать усвоенные приёмы рисования, закреплять навыки коллективной работы Учить лепить птицу по частям, передавая форму и относительную величину туловища, различие в величине птиц разных пород | Гуашь, цветная бумага Пластилин, наблюдение за птицами, рассматривание картинок, беседы о птицах | 2 | март |
58 59 | Рисование «Была у зайчика избушка» Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь игрушку» | Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию Учить задумывать несложный сюжет, закреплять усвоенные ранее приёмы вырезывания | Гуашь, чтение сказки, наблюдение за природой, рассматривание иллюстраций Цветная бумага, рассматривание иллюстраций, игры с игрушками | 2 | март |
60 61 | Рисование «Это он, это он, ленинградский почтальон» Конструирование «Архитектура и дизайн» | Развивать восприятие образа человека, закреплять умения рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием Развивать творчество, фантазию, учить самостоятельно находить способы выполнения задания | Цветные карандаши, чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта», беседы о профессиях, рассматривание иллюстраций Конструкторы, геометрические фигуры | 2 | апрель |
62 63 | Рисование «Как я с мамой иду из детского сада» Лепка «Белочка грызёт орешки» | Закреплять умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка Закреплять умения лепить зверька, передавая его характерные особенности, позу, отрабатывать приёмы лепки | Цветные карандаши, восковые мелки, рассматривание иллюстраций, сравнение фигуры взрослого и ребёнка Пластилин, игрушка белка, рассматривание иллюстраций, чтение отрывка «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина | 2 | апрель |
64 65 | Рисование «Спасская башня Кремля» Аппликация «Наша новая кукла» | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей, развивать глазомер Закреплять умения создавать образ куклы, вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое | Гуашь, изображение кремля, Красной площади Цветная бумага, кукла в платье, описание куклы | 2 | апрель |
66 67 | Рисование «Красивые цветы» Конструирование «Суда» | Закреплять представления и знания о разных видах ДПИ, технические навыки рисования Расширять обобщённые представления о разных видах судов, упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним | Гуашь, рассматривание узоров на посуде, альбом ДПИ Конструкторы, карандаш простой | 2 | апрель |
68 69 | Рисование «Салют над городом в честь праздника Победы» Лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы» | Учить создавать композицию, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие Учить создавать сказочных героев, упражнять в использовании разных приёмов лепки | Гуашь, рассматривание картин, беседа о празднике Победы Пластилин, чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка», просмотр мультфильма | 2 | май |
70 71 | Рисование «Цветут сады» Аппликация «Весенний ковёр» | Закреплять умения изображать природу, передавая её характерные особенности, учить располагать изображение по всему листу Закреплять умения создавать части коллективной работы, | Акварель, наблюдения на прогулках, экскурсии, рассматривание иллюстраций Цветная бумага, рассматривание живых цветов, декоративных композиций ковров | 2 | май |
72 73 | Рисование «Бабочки летают над лугом» Конструирование «Роботы» | Учить передавать контуры бабочек, развивать цветовое восприятие Упражнять в создании схем и чертежей, формировать представления об объёмных телах, их формах, размерах, количествах | Акварель, рассматривание иллюстраций, изображений бабочек, беседа об обитателях луга Конструктор, геометрические фигуры | 2 | май |
74 | Рисование «Цветные страницы» | Учить задумывать содержание своего рисунка, закреплять технические приёмы рисования | Акварель, чтение С. Я. Маршака «Цветные страницы» | 1 | май |
4. Организационный раздел
Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и художественная литература, аудио – видео пособия, наглядный материал, игры художественной направленности. Выполнение содержания программы обеспечено за счёт материально – технических средств и особенностей организации развивающей предметно – пространственной среды.
4.1. Методическая литература
№ п/п | авторы | заглавие | Город, издательство, год издания | Вид издания |
1 | Алёхин А.Д. | Когда начинается художник | Москва, 1993 | Методическое пособие |
2 | Бакушинский А. В. | Художественное творчество и воспитание | Москва, 1925 | |
3 | Борев Ю. Б. | Эстетика | Москва, 1998 | |
4 | Венгер Л. А. | Воспитание сенсорной культуры ребёнка | Москва, 1988 | Учебно – методическое пособие |
5 | Ветлугина Н. А. | Художественное творчество и ребёнок | Москва, 1972 | |
6 | Ветлугина Н. А. | Система эстетического воспитания в детском саду | Москва, 1962 | Учебно – методическое пособие |
7 | Волков Н. Н. | Цвет в живописи | Москва, 1977 | |
8 | Гербова В. В. | Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада | Москва, 2006 | Учебно – методическое пособие |
9 | Дронова Т. Н. | Дошкольникам о художниках детской книги | Москва, 1991 | Методическое пособие |
10 | Комарова Т. С. | Изобразительная деятельность в детском саду | Москва, 1996 | Методическое пособие |
11 | Комарова Т. С. | Детское художественное творчество | Москва, 2006 | Учебно – методическое пособие |
12 | Комарова Т. С. | Обучение дошкольников технике рисования | Москва, 2005 | Методическое пособие |
13 | Комарова Т. С. | Народное искусство в воспитании детей | Москва, 2005 | Методическое пособие |
14 | Комарова Т. С., Васильева М. А. | Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Москва, 2015 | Методическое пособие |
15 | Сакулина Н. П. | Сенсорное воспитание в процессе изобразительной деятельности | Москва, 1965 | Методическое пособие |
16 | Савенков А. И. | Детская одарённость: развитие средствами искусства | Москва, 1999 | Методическое пособие |
17 | Усова А. П. | Русское народное творчество в детском саду | Москва, 1961 | Методическое пособие |
18 | Флёрина Е. А. | Эстетическое воспитание дошкольника | Москва, 1961 | Методическое пособие |
19 | Чумичёва Р. М. | Дошкольникам о живописи | Москва, 1992 | Методическое пособие |
20 | Якобсон П. М. | Психология художественного восприятия | Москва, 1947 | Учебно – методическое пособие |
4.2. Наглядный материал
Картины | Литература для детей, муляжи |
Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям» - «Филимоновская игрушка» - «Городецкая роспись» - «Хохломская роспись» - «Дымковская игрушка» - «Волшебный пластилин» - «Простые узоры и орнаменты» - «Сказочная гжель» - «Смешные игрушки из пластмассы» - «Тайны бумажного листа» - «Секреты бумажного листа» | Альбомы ДПИ, энциклопедия народного творчества, статуэтки, игрушки, фигурки |
Серия наглядно – дидактических пособий «Мир в картинка» - «Животные жарких стран» - «Животные средней полосы» - «Птицы средней полосы» - «Насекомые» - «Высоко в горах» - «Арктика и Антарктика» - «Деревья и листья» - «Овощи» - «Фрукты» - «Цветы» - «Морские обитатели» - «Ягоды» - «Грибы» -«Домашние птицы» - «Домашние животные» - «Собаки – друзья и помощники» - «Животные – домашние питомцы» | Детские энциклопедии, детская художественная литература о природе.Муляжи овощей, фруктов, насекомых, игрушки, статуэтки, фигурки |
Открытки о Москве,к праздникам 8 марта, 23 февраля, Новый год, День победы |
4.3. Перечень произведений детской художественной литературы
№ п/п | Автор | Название |
1 | Маршак С. | «Почта» |
2 | Маршак С. | «Усатый – полосатый» |
3 | Маршак С. | «Разноцветная книга» |
4 | Маяковский В. | «Кем быть» |
5 | Перро Ш. | «Красная шапочка» |
6 | Пушкин А. С. | «Сказка о царе Салтане» |
7 | Родари Дж. | «Голубая стрела» |
8 | Русская народная сказка | «Лиса и заяц» |
9 | Русская народная сказка | «Медведь и девочка» |
10 | Русская народная сказка | «Три медведя» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»
Рабочая программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 2-3лет. Календарно-тематическое планирование на весь учебный год....
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством"
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных ...
Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста (2-7 лет) раздел «Музыка» на 2022- 2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо художественно- эстетическому развитиюдетей дошкольного возраста (2-7 лет)раздел «Музыка»на 2022- 2023 учебный год...
Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора
Методические рекомендациипо составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка»)на основе русского народного фольклора...
Презентация Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора
Методические рекомендации по составлению программы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста (раздел «Музыка») на основе русского народного фольклора...