"Нетрадиционные техники рисования Батик и Эбру"
методическая разработка по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Нетрадиционные техники рисования Батик и Эбру" | 886.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дар»
_________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Нетрадиционные техники рисования Батик и Эбру»
Воспитатель: Игнатенко Анастасия Леонидовна
Группа: старшая, подготовительная
Санкт-Петербург
2020
Содержание программы дополнительного образования
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка:
1.2 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематическое планирование на учебный год
2.2 Описание форм, способов. Методов и средств реализации Программы
2.3 Особенности взаимодействия с родителями
3. Организационный раздел
3.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы и способы поддержки
детской инициативы
3.2 Расписание непрерывной образовательной деятельности
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.4 Методические материалы и средства обучения
3.5 Материально-техническое обеспечение
4. Краткая презентация программы
5. Литература
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жизни.
«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:
- от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;
- переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;
- существует ещё слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т. д.
На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники или специальную одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Так же нельзя оставлять краску открытой и во все перерывы, закрывать крышкой. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Учитывая его стоимость можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань.
Основными цветами в батике являются красный, жёлтый, синий. Составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый. Остальные цвета образуются полутонами от этих цветов, необходимо только добавить чёрный или белый. Экспериментировать с цветами можно в баночках с водой. Самое лёгкое работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска. Если мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. Например, если мы на красной ткани нарисуем зелёные листья, то они выйдут коричневыми. Если нам всё же нужно зелёное на красном, нужно сделать подложку из белой краски, просушить и рисовать уже по ней.
Если изделие сделано при помощи акриловых красок, его после сушки нужно прогладить утюгом. Поверьте, процесс очень завораживает, а результат стоит ожидания. Такое изделие приятно подарить своим близким. Кто откажется от красочного парео, шёлкового шарфа или платка на шею.
Эбру (рисование по водной глади) – древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования. Рисование на воде такое древнее, что никто не знает, когда оно возникло, но можно точно сказать, что эта техника зародилась в Азии (Туркестан, Индия, Турция), а потом постепенно появилось и в Европе. В переводе слово «эбру» — «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли «турецкая бумага» или «мраморная бумага»
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная, шероховатая; простая бумага не подойдёт, т. к. она быстро впитывает жидкость).
Суть техники «эбру» сводится к тому, что у жидкостей разная плотность, нерастворяющиеся краски не тонут, а удерживаются на воде, создавая тонкую пленку.
В работе с дошкольниками техника «эбру» используется с целью развития художественного творчества, воображения, фантазии, интереса к изобразительной деятельности.
Программа художественно-эстетической направленности «Батик» и «Эбру» является структурной частью системы дополнительного образования, учреждения которой становятся центрами развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его образа мира, развитие мотивации и способностей. Программа представляет собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом учащихся, разнообразием и свободой выбора деятельности, что является отличительной особенностью от других программ данного направления. Программа дает возможность развития творческой личности ребенка, ее самореализации и самосовершенствования.
Основное направление программы – реализация интересов и потребностей детей в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь своими руками, подчеркивая свою индивиду. Программа позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани и рисованию на воде, художественными традициями в этих областях искусства, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.
Новизна Программы:
- предоставляются широкие возможности для развития способов умственной деятельности, инициативы, самостоятельности воспитанников, огромный выбор разнообразного материала (краски, гуашь, восковые мелки, резервирующий клей т.д.), которые прослеживаются во время творческих заданий по созданию собственных эскизов и различных изделий;
- индивидуальность и занимательность содержания образовательного процесса;
- использование в образовательной деятельности проектной и исследовательской деятельности
- результативная совместная творческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Отличительная особенность Программы:
- роспись по ткани – «батик» и рисование на воде – «эбру», как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства (композиция, цветоведение и др.), но естественно, имеет свою специфику, требующую изучения. Для обучения воспитанников были выбраны техники узелкового, холодного, свободного батика. Это сочетание даёт оптимальное освоение начальных профессиональных навыков. У каждой техники есть своя особенность выполнения, которая позволяет изучить направление по принципу «от простого – к сложному».
- программа по содержанию является интегрированной. Комплексность выражается через триединство задач обучения, воспитания и развития.
- техника «эбру» развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, галстук, элемент одежды, и т.д.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года);
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в обновленной редакции от 30.12.2015);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Уставом ЧДОУ «Детский сад «Дар».
Программа разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе методических пособий: «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет» (Л. Ковалицкая), «Батик. Все о картинах на ткани» (С.К. Кожохина), «Искусство батика для детей 5-7 лет» Абрамова О. А.
Срок реализации программы – 2 года. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю, второго года – 2 раза в неделю.
Цель программы – развитие творческих способностей ребенка посредством приобщения их к художественной росписи по ткани и рисованию на воде, как одним из видов декоративно-прикладного творчества.
Программа позволяет решить следующие задачи:
− развить творческое мышление;
− углубить теоретические знания и практические навыки в работе с декоративно-прикладной композицией;
− развить чувства пропорции;
− научить навыкам росписи по ткани и рисования на воде, наглядно, в мельчайших подробностях, показать все этапы с использованием не обходимых материалов и инструментов;
− познакомить детей с основами декоративной композиции.
1.2 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Настоящая программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Рекомендуемый возраст для обучения от 5 до 7 лет. В связи со спецификой технологии росписи, рекомендуемое количество детей в группе не должно превышать 5 - 8 человек.
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
К концу курса обучения воспитанник должны знать:
- историю художественной росписи тканей и рисования на воде;
- законы композиции;
- основы цветоведения;
- некоторые понятия, термины изобразительного искусства батик и эбру;
- способы, приемы и различные технологии росписи ткани и рисования на воде;
- материалы, инструменты и оборудование, необходимые для росписи;
- технику безопасности при работе с различными материалами и инструментами.
Уметь:
- правильно пользоваться инструментом для росписи;
- выполнять различные техники росписи;
- организовать свое рабочее место;
- сознательно выбирать расположение и формат работы в зависимости от содержания, составить композицию;
- передавать фактуру, создавать несложные орнаменты;
- активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.
Система мониторинга динамики развития детей и их образовательных достижений
Контроль за знаниями, умениями, и навыками воспитанников:
- вводный;
- текущий;
- периодичный;
- итоговой.
Формы контроля:
- рейтинг готового изделия;
- наблюдение;
- беседа;
- объяснения детей;
- практический контроль.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Основными показателями развития детского изобразительного творчества будут выступать следующие критерии:
- передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не
удалась);
- строение предмета: части предмета расположены, верно; их местоположение немного
искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано
неверно);
- передача пропорций предмета в изображении (верно, передано, с изменением,
неверно);
- композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии);
- цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски);
- уровень самостоятельности выполнения работы рисунка;
- оригинальность изображения (необычность; отступления от стандартов; шаблонность);
- устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса; периодически
пропадает; интерес отсутствует);
- обогащение замысла;
- передача движения.
Согласно диагностической методике Комаровой Т. С., основанной на анализе продуктов детской деятельности, уровень развития изобразительного творчества оценивается по по трех-балльной системе. 1 балл - низкий уровень; 2 балла - средний уровень; 3 балла - высокий уровень.
Особенности изображения. Передача формы | ||
3 балла | 2 балла | 1 балл |
Форма передана точно | Есть незначительные искажения формы | Искажения значительные, форма не удалась |
Строение предметов | ||
Части расположены, верно | Есть незначительные отклонения | Части и предметы расположены неверно |
Передача пропорций предмета | ||
Пропорции предмета соблюдены | Есть незначительные искажения | Пропорции предмета переданы неверно |
Композиция. Расположение на листе | ||
По всему листу | На половину листа или на одной линии | Расположение на листе не продумано |
Цвет. Цветовое решение изображения | ||
Реальный цвет предметов | Есть отступления от реальной окраски | Цвет предметов передан неверно |
Самостоятельность замысла | ||
Полная самостоятельность в выборе замысла | Замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих | Замысел является копией чужой идеи |
Оригинальность изображения | ||
Необычность, неординарность | Отмечаются некоторые отступления от стандартов | Шаблонность изображения |
Устойчивость интереса | ||
Интерес сохраняется в течение всего процесса деятельности | Интерес к деятельности периодически пропадает, возобновляется использованием игровых приемов | Интерес к процессу деятельности отсутствует |
Обогащение замысла | ||
В процессе работы появляются новые детали, дополняющие и углубляющие содержание | Изображение дополняется, но не существенно | Обогащение замысла не происходит |
Передача изображения | ||
Статично | Передано | Не передано |
В соответствии с вышеперечисленными критериями охарактеризованы уровни развития детского изобразительного творчества.
Низкий уровень 10-17 баллов: Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности. Технические умения и навыки развиты слабо, наблюдаются значительные ошибки при передаче формы, строения предмета, расположения частей, величины. Дети безразличны к использованию цвета, не замечают выразительности формы, не используют в работах средства для создания выразительного образа. В творческих заданиях выбирают для изображения более простые и знакомые образы. В процессе деятельности не проявляется самостоятельность, необходима постоянная поддержка.
Средний уровень 18-24 балла: У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале работы, при возникновении требований, дети становятся пассивными. Дошкольники закомплексованы, внимание неустойчиво. Сформированность технических умений и навыков формальна. Имеются незначительные отклонения при передаче формы, строения, величины. Дети знают цвета, но не всегда используют их для создания выразительного образ. В процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий. Рисунки, поделки менее оригинальны, не отличаются наличием выразительных средств. Творческое воображение прослеживается не всегда. Для раскрытия творческого замысла дети применяют тот способ, которым хорошо владеют.
Высокий уровень: 25-30 баллов: У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети активны, обладают высоким уровнем технических умений и навыков в рисовании. Дети замечают выразительность формы, сочетание красок, знают правило работы с красками, правильно передают в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, величину. Дошкольники используют выразительные средства в работе (цвет, ритм, линия, композиция). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого задания дети довольно полно и оригинально раскрывают замысле.
2. Содержательный раздел
2.1 Учебно-тематическое планирование на учебный год
Месяц | Неделя | № п/п | Способ росписи ткани | Тема занятия | Кол. занятий по теме |
Октябрь | 1 | 1 | Свободная роспись + цветной контур | Волшебная ткань (знакомство с тканью) | 2 |
2 | 2 | Печать листьями + цветной контур | Листопад | 2 | |
3 | 3 | Холодный батик + прозрачный контур | Что нам осень принесла? (грибы) | 2 | |
4 | 4 | Холодный батик + прозрачный контур | Что нам осень принесла? (овощи/фрукты) | 2 | |
Ноябрь | 1 | 5 | Холодный батик + прозрачный контур | Наши комнатные растения | 2 |
2 | 6 | Холодный батик + цветной контур | Чудо-птица | 2 | |
3 | 7 | ||||
4 | 8 | ||||
Декабрь | 1 | 9 | |||
2 | 10 | Холодный батик + соль + декоративные элементы | Праздничный кот | 2 | |
3 | 11 | Холодный батик + цветной контур + декоративный клей | Новогодняя открытка | 4 | |
4 | |||||
Январь | 1 | 12 | Холодный батик + декорирование | Вкусный натюрморт | 2 |
2 | 13 | Холодный батик + соль + цветной контур | Подводный мир | 2 | |
3 | 14 | ||||
4 | 15 | ||||
Февраль | 1 | 16 | Холодный батик + акрил + цветной контур | Галстук для папы | 4 |
2 | |||||
3 | 17 | Холодный батик + акрил + цветной контур | Платок или шарфик для мамы | 4 | |
4 | |||||
Март | 1 | 18 | Холодный батик + декоративные элементы | Открытка к 8 марта | 2 |
2 | 19 | Холодный батик | Образы весенних деревьев | 2 | |
3 | 20 | Акварельная роспись + декоративный контур | Букет цветов | 2 | |
4 | 21 | Акварельная роспись + декоративный контур | Птицы прилетели | 2 | |
Апрель | 1 | 22 | Узелковый батик | Древняя роспись (шелковый платок) | 4 |
2 | |||||
3 | 23 | ||||
4 | 24 | Холодный батик + декоративные элементы | Открытка к 9 мая | 2 | |
Май | 1 | 25 | Свободная роспись | Сказочные цветы | 2 |
2 | 26 | Свободная роспись с применением солевого раствора | Животный мир | 2 | |
3 | 27 | Трафаретная роспись на ткани | Насекомые | 2 | |
4 | 28 | Свободная техника | Рисование по замыслу | 2 | |
2.2 Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Организация педагогического процесса предполагает создание для воспитанников такой среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствует комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Основными формами образовательного процесса являются: практические учебные занятия, выставки, праздники. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение проектов.
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их. При объяснении нового материала или задании, в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.
Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому индивидуальная работа очень важна.
От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Таким образом, контроль педагога необходим только на стадии репродуктивного уровня, когда оттачиваются умения, закрепляются основные знания. На стадии же творческих занятий контроль педагога становится неуместным и должен перейти в наблюдение. По мере необходимости проводятся обсуждения и советы.
Алгоритм учебного занятия
Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение изделия. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. В практическую часть входит составление эскиза и работа в материале.
Как правило, занятие состоит из 4-х частей:
- вводная часть (беседа или игра).
- теоретическая часть (технологический процесс).
- практическая часть.
- закрепление изученного материала и подведение итогов занятия.
Вводная часть проходит в виде беседы по технике безопасности во время работы с красителями, материалами и инструментами, рассказ об истории возникновения батика, основных способов росписи по ткани, показ наглядного материала.
Теоретическая часть включает показ руководителем технических приемов работы с материалом в действии. Для этого могут использоваться схемы, таблицы, где четко прослеживается последовательность и порядок этапов в работе.
Практическая часть может проводиться как совместно со всем детским коллективом, так и с разделением детей на подгруппы. Необходимо для каждого ребенка сохранять момент индивидуальности творчества. Каждый творит свою неповторимую поделку. Теоретическое и практическое обучение детей производится одновременно, при некотором опережении в изучении теоретического материала.
Закрепление изученного материала и подведение итогов осуществляется в конце занятия.
2.3 Особенности взаимодействия с родителями
Одной из основных задач является обеспечение заинтересованности и вовлечения родителей в процесс творческого развития детей и создания единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Данная задача реализуется при помощи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- индивидуальные беседы, консультации родителей, передача необходимой информации
по тому или иному вопросу.
Необходимо постоянно поддерживать контакт с семьей, узнавать особенности, привычки воспитанника и учитывать их в работе. Это в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса и позволяет родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей.
3. Организационный раздел
3.1 Психолого-педагогические условия реализации Программы и способы поддержки детской инициативы
Исходя из психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, отобраны методы и формы работы, которые отвечают принципам развивающей педагогики:
- освоение знаний, умений и навыков идет с помощью активизации эмоциональной
сферы – интереса, вызванного желанием освоить технологию понравившегося изделия;
- нацеленность на конечный результат – изделие, позволяет мобилизоваться,
сконцентрировать усилия, развивать способность к самостоятельности;
- построение обучения от простого к сложному, что способствует созданию для каждого
учащегося ситуации успеха;
- использование проблемного обучения, подразумевающего творческое индивидуальное
решение посильных художественных задач.
3.2 Расписание непрерывной образовательной деятельности
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для успешной реализации образовательной программы место для занятий должно соответствовать следующим требованиям:
- место для занятий должно быть хорошо освещено;
- материалы для занятий должны быть доступными для детей, и иметь удобное расположение;
- обеспечение наличия разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- наличие соответствующих декоративных элементов.
3.4 Методические материалы и средства обучения
Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых при работе над батиком, относятся:
- таблицы с графическим изображением последовательности выполнения той или иной
техники росписи;
- образцы росписи по ткани, выполненные в различных техниках;
- различные иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о художественной росписи по ткани, ее истории, о декоративно-прикладном искусстве.
Хорошим наглядным пособием служат ранее выполненные работы
3.5 Материально-техническое обеспечение
Для техники «батик»:
- пяльцы или деревянная рамка;
- простой карандаш;
- ткань (шелк, хлопчатобумажная ткань, шифон, сатин, атлас);
- кисти №4-8 (белка, щетина);
- губка поролоновая;
- краски (акварель, краски для ткани – «батик», акриловые краски – «батик-акрил», цветная и черная тушь)
- резервирующие составы (клей ПВА в тюбике с острой насадкой, контур по ткани на основе водной акриловой дисперсии, восковые мелки, декоративный клей – флуоресцентный, с блестками, перламутровый);
- нити синтетические и натуральные;
- соль поваренная или для ванн;
- палитра;
- стакан для воды;
- газета или бумага;
- фломастеры для ткани.
Для техники «Эбру»
- пластмассовый лоток прямоугольной формы (чтобы в него мог поместится лист бумаги формата А4);
- бумага для изобразительной деятельности (плотная и шероховатоя);
- краски для рисования по воде;
- кисти для рисования (белка);
- веерная кисть;
- гребенка и слегка заостренная пластмассовая палочка;
- вода.
4. Краткая презентация программы
«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Происхождение слова «батик» в разных источниках разное:
- от названия племени Батик в Индонезии, которое занималось росписью ткани;
- переводят слово «батик» как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань;
- существует ещё слово «амбатик», что в переводе обозначает «писать», «рисовать» и т. д.
Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник — это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка-дошкольника и занимает особое место в его жизни.
На сегодняшний день такой вид росписи ткани стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань. В работе по батику используются акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Их почти невозможно удалить с ткани, если краска проглажена утюгом. Для дошкольников можно так же использовать гуашь или акварель. При работе с красками необходимо одевать передники или специальную одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал. Так же нельзя оставлять краску открытой и во все перерывы, закрывать крышкой. Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Учитывая его стоимость можно ограничиться синтетическим материалом или взять простую хлопчатобумажную ткань.
Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости). В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.
Эбру - действительно фантастическая изобразительная техника. Ведь с её помощью даже человек, не умеющий рисовать, может создать красивые образы. В детском саду такие занятия имеют большое значение в силу ряда причин:
- нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность.
- рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Дети раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников. Манипуляции с водой завораживают ребят, они учатся концентрировать своё внимание.
Основное направление программы – реализация интересов и потребностей детей в сфере свободного времени, обучение умению создать красивую вещь своими руками, подчеркивая свою индивиду. Программа позволяет детям познакомиться с искусством росписи ткани и рисования на воде, а также реализовать свои индивидуальные образовательные и творческие художественно-эстетические потребности.
Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, галстук, элемент одежды, и т.д.
Программа позволяет решить следующие задачи:
− развить творческое мышление;
− углубить теоретические знания и практические навыки в работе с декоративно-прикладной композицией;
− развить чувства пропорции;
− научить навыкам росписи по ткани, наглядно, в мельчайших подробностях, показать все этапы с использованием не обходимых материалов и инструментов;
− познакомить детей с основами декоративной композиции.
5. Литература
1. «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет» Ковалицкая Л. А.
2. «Батик. Все о картинах на ткани». Кожохина С.К
3. «Искусство батика для детей 5-7 лет» Абрамова О. А.
4. «Роспись по шелку для начинающих» Брита Хансен
5. «Батик. Практическое руководство» Сузи Стоку
6. «Волшебный батик. Искусство росписи по ткани» Шилкова Е. А.
7. «Подарки из батика» Жолобчук А. Я.
8. «Роспись по шелку» Терешина Г.
9. «Батик своими руками» Терешина Г.
10. Журнал «Роспись по шелку» №1
11. «Батик» Синеглазова М. О.
12. «Искусство батика. Техника и образцы» Рози Робенсон
13. «Батик. Техника, приемы, изделия» Давыдов С.
14. «Шелковые картины в технике холодного батика» Скребцова Т. О.
15. «Батик. 100 уникальных примеров» Эм А.
16. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» Цквитария Т. А.
17. «Нетрадиционная техника рисования эбру» Окульская Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ
Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ...
Нетрадиционные техники рисования. Батик.
Презентация о рисовании в технике "батик"...
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-батик»
Актуальность проблемы. -Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней...
"Нетрадиционная техника рисования - батик"
Консультация для родителей«Нетрадиционная техника рисования – батик» Одной из основных задач детского сада является раскрытие в ребёнке его творческого начала, ведь дошкольник ...
"Нетрадиционные техники рисования Батик и Эбру"
"Нетрадиционные техники рисования Батик и Эбру"...
Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования (батик): "Белоствольная берёза-символ Родины моей"
Познакомить детей с обычаями русского народа, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре.Познакомить с картинами русских художников; воспитывать чувство прекрасного; продолжать ...
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста . Конспект занятия тема: Салфетка «Зимний лес».
Использование нетрадиционной техники рисования «батик» как средство развития творческого воображения в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста .Конспект занятия по изобразит...