"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»
консультация по рисованию
Рекомендации для воспитателей по ознакомлению детей с жанрами живописи для разных возрастных групп.
Методы и приемы при ознакомлении детей с живописью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –
детский сад №23
Красносельского района Санкт- Петербурга
Консультация на тему:
«Ознакомление дошкольников с жанрами живописи
в разных возрастных группах»
Подготовила:
воспитатель Шилова Е.А.
Санкт - Петербург
2019 г.
Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Программные задачи по ознакомления дошкольников с живописью на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду можно условно разделить на четыре группы.
Первая группа - содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.
Вторая группа - изобразительно - выразительная, реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа - эмоционально- личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы : «Что вам понравилось в картине? Что в ней заинтересовало? Какое она вызывает настроение?»
Четвёртая группа - воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы воспитывать у детей чувства в процессе обучения восприятию искусства.
Жанр - это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания.
В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи.
Жанры могут различаться по:
Предмету изображения
-природы- ПЕЙЗАЖ
сельский
городской
индустриальный
-вещей- НАТЮРМОРТ
цветочный
со снедью
с бытовыми вещами
-человека- ПОРТРЕТ
парадный
интимный
групповой
Событий жизни (сюжетно-тематическая картина)
-исторический
-батальный
-бытовой
-анималистический
-интерьер
В работе с детьми дошкольного возраста используются такие жанры живописи как натюрморт, пейзаж, портрет, сказочно-былинный жанр.
I. 1 вид живописи – это натюрморт, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы.
НАТЮРМОРТ - это изображение различных предметов, вещей, объединённых группу конкретным сюжетом. В переводе с французского слово « натюрморт» означает «мертвая натура»
Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).
Виды натюрмортов.
Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее.
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.
В изображениях, если есть некоторый сюжет, мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.
Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже со 2 младшей группы.
Основная задача педагога на этом этапе - вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на узнанные в изображении знакомые им предметы, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот - резкость и конструктивность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, и т.д.).
Детям этого возраста предлагаются одновидовые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один - два крупные, а остальные дополняют изображение.
Задачи ознакомления детей среднего дошкольного возраста с натюрмортом несколько усложняются.
Продолжаем вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, но уже подбираем для них натюрморты разного вида. Формируем у детей представление о натюрморте как особом жанре живописи, его видах - разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные натюрморты.
II. Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как ПЕЙЗАЖ.
Пейзаж – это «портрет» природы.
Французское слово «пейзаж» означает «природа».
Она становится как бы «героем» произведения.
Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы.
Знакомство детей c жанром пейзаж способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.
Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй.
За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3-4 картины.
В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени следует устраивать выставки репродукций с картин, иллюстраций в книгах. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины , которые больше понравились, заинтересовали их.
После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-нибудь времени года. "Осень золотая", "Поздняя осень", "Снежная зима", "Ранняя весна", "Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве".
Исходя из возможностей детей 4-5 лет, можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж).
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например: начало осени, золотая осень, поздняя осень). Можно познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи - колорите, композиции, рисунке.
В 6-7 лет знакомим детей с такими видами пейзажа, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым "секретам" использования художниками живописного языка пейзажа. Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога - определить эти возможности.
III. Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета.
ПОРТРЕТ - это изображение человека, либо группы людей, существующих в реальной действительности.
Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.
Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи.
Дети 5-6 лет знакомятся с костюмированным, семейным портретом, автопортретом. Здесь особое внимание обращается на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета.
В подготовительной группе 6-7 лет дети знакомятся с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач).
- осваивают особенности таких типов портрета, как парадный, исторический.
Обращать внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа.
Портрет - сложный жанр живописи. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления
Первое направление - это формирование представлений о человеке, его чувствах, эмоциях, нравственном отношении к явлениям жизни, внутреннем и внешнем проявлении этого отношения.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета.
Работа по первому направлению будет проходить на различных занятиях, в играх, в повседневной деятельности;
- по второму направлению - на специальных занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
IV. Со старшей группы знакомим детей СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫМ ЖАНРОМ.
Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.
Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:
1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.
2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.
3. Проведение художественно-развивающих игр.
4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.
5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.
6. Анализ цветовой гаммы картины.
7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.
8. Анализ заднего плана (фона) картины.
9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.
Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью.
Пояснение– широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.
Сравнение– повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
Акцентирование деталей– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.
Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том, что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.
Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
Ознакомление дошкольников с живописью проходят поэтапно.
Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога
Структура искусствоведческого рассказа:
1. Сообщение названия картины
2. Сообщение фамилии художника
3. О чём написана картина
4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)
6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.
7. Что красивого показал своим произведение художник
8. О чём думается, что вспоминается
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.
Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?.
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»
Второй этап
Задачи:
1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
2. Выделять выразительные средства,
3. Формировать умения «читать» картины,
4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению. Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.
Например:
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.
Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.
Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Например:
1. «Что изменилось на картине между людьми и предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)
2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»
3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»
Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Например:
– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.
Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения
Структура постановки вопросов:
- Что понравилось на картине?
- Почему она понравилась?
- Чем она понравилась?
Третий этап:
Задачи:
1. Формирование творческого восприятия картины.
2. Сравнение изображенного с личным опытом.
3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.
Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.
Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли.
Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.
– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?
– Что будет написано вокруг главного, какими красками на каком фоне?
– Что будет особенно красивым?
– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?
Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»
Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.
Требования к отбору картин.
Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.
* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления.
* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе.
* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств. выразительности (как выражено содержание)
* колористическое решение (цветовой контраст).
* композиционное решение.
* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины
художников на темы:
БЫТ ДЕТЕЙ: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора».
ПЕЙЗАЖИ: А.К. Саврасова («Грачи прилетели», «Радуга», «Берег реки» и пр.), И.И. Левитана («Плес», «После дождя», «Золотая осень» и пр.), И.И. Шишкина («Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» и др.),И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; К. Юона, В. Бялыницкого- Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима»; морские пейзажи И. Айвазовского;
Картины со СКАЗОЧНЫМ сюжетом: В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Былинные В .Серова «Богатыри»
Для старших дошкольников ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника».
НАТЮРМОРТЫ :И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.«Художественный салон»
-Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне»
репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила. Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести, а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное?
Почему картина тебе понравилась?».
Купивший большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
2.«Выставка картин»
- Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по
содержанию и жанру,оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в
своем произведении и каким образом?
Правила: Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
3.«Найди ошибку»
.-Педагог в рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины.
Перед началом игры детям дается установка:
–смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила: Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре –составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Дидактические игры и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЕЙЗАЖОМ.
1. «Из чего состоит пейзаж»
Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.
Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.
2. «Собери пейзаж»
Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.
По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету (осенний, летний, и т.д.)
Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
3. «Жанр живописи»
Цель: Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)
4. «Части суток»
Цель: Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част с уток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).
5. «Времена года»
Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.
Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов
Используйте в игре художественные тексты о временах года
ЗИМА
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога….
ВЕСНА
У второго – синее
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки – кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
ЛЕТО
На картине третьего
Красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть…
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
ОСЕНЬ
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
6. «Перспектива»
Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)
7. «Картина»
Цель: Учить общению, выбору партнёра по симпатии.
Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи , кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.
8. «Найди ошибку»
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.
Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»
Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).
9.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.
Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.
10. «Подзорная труба»
Цель: учить дошкольников выделять объекты, изображённые на картине.
Материал: репродукция картины, альбомный лист.
Описание игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Дети должны навести глазок подзорной трубы на один объект, назвать и описать его.
11..«Да – нет» Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство) .
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
12.«Что было, что будет? »
Цель: учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине Времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАТЮРМОРТОМ
1. «Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.
Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.
2. «Составь натюрморт»
1вариант
Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.
(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)
Материал: силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)
2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)
3. «Жанр натюрморт»
Цель: Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.
Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.
Материал: репродукции картин по разным жанрам.
4. «Симметричные предметы»
Цель: Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов,
разрезанные пополам.
5. «Мозаика – натюрморт»
Цель: Собрать натюрморт из разрезанных частей.
6. «Натюрморт»
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.
Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.
7. «Говорящие предметы»
Цель: Освоение детьми навыков общения.
Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.
Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»
8. «Дострой изображение»
Цель: развитие воображение у детей
Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.
9. «Измени и посмотри»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Материал: репродукция картины (натюрморт) .
Описание игры: При рассматривании натюрморта воспитатель изменяет цветовое сочетание предметов путём наложения цветовых пластин идентичной с ними формой. Дети отмечают наиболее красивое сочетание цвета и объясняют, какие чувства возникают от различного сочетания красок в натюрморте.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОРТРЕТОМ
1. «Составь портрет сказочного героя»
Цель: Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под. Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.
2. «Определи и найди жанр портрета»
Цель: закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.
Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).
3. «Узнай по профилю»
Цель: Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.
Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.
4. «Семейный портрет»
Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.
Материал: 6 портретов , разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
5. «Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.
6. «Найди недостаток в портрете»
Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.
Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.
7. «Выставка картин»
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:
– почему эти произведения размещены таким образом
– какое произведение понравилось и почему
– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом
8. «Художественный салон»
Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.
Правила: Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.
Г.Гладков
ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.
Нарисованным быть может или север, или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем
ПОРТРЕТ
Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,
Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,
Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.
В нарисованной картине это главное лицо.
Может, пап или мам, может, дедушка и я
Нарисованы в картине. может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно, неуверенности нет,
Что красивая картина называется портрет!
НАТЮРМОРТ
Если видишь на картине чудо вазу на столе,
В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.
А ещё и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим спелых персиков и слив.
А ещё в картине может нарисованным быть торт.
И поэтому картина называется – натюрморт!
Структура рассказа воспитателя по картине:
1. Сообщение названия картины
2. Сообщение фамилии художника
3. О чём написана картина
4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)
6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали.
Вопросы для рассказа детьми
- О чём картина?
- Почему думаете так, расскажите?
- Как бы вы назвали картину?
- Почему именно так?
- Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
- Как он изобразил это в картине?
- Какое настроение вызывает картина?
- Отчего возникает такое настроение?
- Что хотел сказать художник своей картиной?
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:
1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.
2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.
3. Проведение художественно-развивающих игр.
4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.
5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.
6. Анализ цветовой гаммы картины.
7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.
8. Анализ заднего плана (фона) картины.
9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с жанром живописи пейзаж.
В статье раскрывается опыт работы по ознакомлению дошкольников с пейзажем. ...
«Ознакомление дошкольников с жанром живописи «пейзаж»
Каждая встреча с природой впечатляет нас комплексом ощущений пространства, тепла, прохлады, запахов, звуков, цветовых отношений, освещения. В природе все пребывает в бесконечном движении: облака плыву...
Деловая игра «Особенности ознакомления дошкольников с жанрами живописи»
«Живопись учит смотреть и видеть....
Подборка дидактического материала по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями в разных возрастных группах.
(темы,занятия,игры,упражнения,труд,опыты,литературный материал)...
"Ознакомление дошкольников с жанрами живописи в разных возрастных группах»
2 слайд. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.3 слайд. Программные задачи по ознако...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи (натюрморт) с использованием деятельностного подхода.
Занятие по ознакомлению с искусствомв средней группе «Натюрморт – тихая жизнь»...
Семинар-практикум для воспитателей «Ознакомление дошкольников с жанрами живописи»
laquo;В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…Эмоциональная насыщенность восприятия – это ду...