«Рисование шерстью – один из приемов работы по развитию творческих способностей дошкольников»
методическая разработка по рисованию
Одним из увлекательных и интересных направлений в декоративно – прикладном творчестве является работа с непряденой шерстью.
В отличии от рисования привычными изобразительными материалами шерсть дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Знакомство с новой уникальной техникой дарит ребенку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками, ребёнок получает возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Также рисование шерстью –это прекрасная цветотерапия, ведь в процессе используется цветная шерсть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya2019.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №1»
303140 г. Болхов Орловской области ул. Ленина, д. 77; тел. 8 (486 40) 2-43-32
Выступление по теме самообразования
«Рисование шерстью – один из приемов работы
по развитию творческих способностей дошкольников»
Подготовила и провела: 8.11.2019
Моисеева Н.Н., воспитатель
г. Болхов, 2019
Развитие человеческих способностей вызывало огромный интерес во все времена.
Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Существуют природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.
В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.
В наше время жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу из развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Работая в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности, я уверена в том, что дошкольный возраст – это «фундамент» для развития у детей творческих способностей.
В век информационных технологий возникает желание идти в ногу со временем. Именно поэтому я увлекаюсь новыми направлениями, ищу новые техники, включаю их в работу с детьми. Одним из увлекательных и интересных направлений в декоративно – прикладном творчестве является работа с непряденой шерстью.
Историческая справка об использовании шерсти
Более 8000 лет назад люди обнаружили, что шерсть может сваливаться. Из нее делали дома, ковры, одежду, предметы обихода.
Из множества войлочных изделий в России наиболее прижились валенки. Интересно, что войлочные шапки, которые азиатские народы используют как от жары, так и от холода, у славян стали любимым банным аксессуаром, защищающим голову от перегрева.
С появлением в ХVI веке мастерских по изготовлению войлока и с изобретением в ХIХ веке валяльных прессов и валяльных машин данный процесс значительно упростился и ускорился.
Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии. Его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал. Зная особенности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин.
В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус.
Вариантов или техник создания живописных картин из шерсти можно назвать три основных:
*Картины, выложенные из сухой непряденной шерсти на основу. Волокна выкладываются на основу – слой за слоем и обязательно оформляются под стекло.
*Картины, созданные из шерсти мокрым способом, при помощи воды и мыла. Это валяные картины, представляющие собой полотно. Шерсть при этом сваливается (свойлачивается), то есть волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.
*Картины, созданные смешанным способом. Сначала формируется в технике мокрого валяния полотно, затем на него наносится с помощью специальной иглы рисунок. То есть на первом этапе задаются основные цветовые пятна картины, на втором этапе сюжет прорисовывается иглой, уточняется.
В этом учебном году в старшей группе я организовала кружок «Удивительная шерсть».
В отличии от рисования привычными изобразительными материалами шерсть дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Знакомство с новой уникальной техникой дарит ребенку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками, ребёнок получает возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Также рисование шерстью –это прекрасная цветотерапия, ведь в процессе используется цветная шерсть.
Овечья шерсть гипоаллергенна, так как проходит механическую очистку и не содержит микроорганизмов, способных негативно повлиять даже на чувствительную кожу. А ланолин, входящий в её состав, способен уберечь от кожных заболеваний. Работа с овечьей шерстью и изделия повышают циркуляцию крови, что способствует быстрой регенерации кожи. Волокна шерсти обладают уникальной способностью выравнивать электрический потенциал, а это, в свою очередь, укрепляет иммунную систему.
Создание картин из теплого и очень уютного материала, шерсти, благотворно влияет на эмоциональное и физическое состояние ребенка, а работа с ней успокаивает и пробуждает творческое начало.
Работа с шерстью очень полезна и позволяет решать следующие образовательные задачи:
*обучающие:
- способствует формированию определённых трудовых навыков и умений (умение компоновать на плоскости задуманный художественный образ из шерстяных волокон);
- способствует формированию умений планировать и находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
- способствует формированию умений применять в художественно – творческой деятельности основы цветоведения;
*развивающие:
- развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, художественный вкус, мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию;
- способствует развитию познавательной сферы, произвольного внимания, эмоциональной и образной памяти, творческих способностей;
*воспитательные:
- воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление доводить начатое до конца.
Рисование шерстью является хорошим средством для профилактики и коррекции страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки). Снимает страх, что что-то не получится, ведь шерстяные пряди можно всегда откорректировать (убрать, поменять, переложить, сдвинуть…).
Ознакомившись с методическими разработками педагогов дополнительного образования, воспитателей, я разработала свою программу кружка «Удивительная шерсть».
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 учебный год.
Для работы были приобретены следующие материалы:
- шерсть разных цветов;
- фоторамки (разных размеров);
- бархатная бумага;
- флизелин.
Картины из шерсти могут использоваться в оформлении групп, для участия в тематических выставках, в качестве подарков родителям.
Выкладывание картин из шерсти подразумевает под собой процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем. Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, то есть сначала фон, затем уже предметы переднего плана. Волокна при этом никак не скреплены между собой. Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключённый в жёсткий каркас с двух сторон (стекло и задник).
Техника послойного выкладывания картин из цветной непряденой шерсти
1. Подготовительный этап: вырезать кусок флизелина, равный рамке (подложку для картины); приклеить его к основе рамки.
2. Задний план – основа картины. Выкладывать слои необходимо горизонтальными прядями, сочетая различные цвета и делая плавные переходы (на заднем плане изображения предметов расплывчатые, не имеют четких контуров).
3. Передний план - изображения предметов четкие, видны мелкие детали.
4. Завершающий этап: накладывание стекла на картину и обрезание излишек шерсти; оформление картины в рамку.
Основные приёмы работы с шерстью при выкладывании картин
*Вытягивание Из гребной ленты можно вытягивать пряди разной толщины: тонкие, сквозь которые будет просвечиваться предыдущий слой, или более плотные, с хорошей кроющей способностью. Реализуется вытягивание так: в левой руке гребная лента, правой рукой вытягиваем из гребной ленты прядь нужного размера.
*Щипание Реализуется щипание таким образом: в левой руке держим гребную ленту так, чтобы образовался сгиб, пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребной ленты (на сгибе) поверхностные волоски. В результате щипания получаются пушистые комочки – паутинки, в которых все волокна спутаны (спутаны и направлены в разные стороны). Такими «пушистиками» легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки (без петелек).
*Настригание Часто при выкладывании картины шерсть приходится стричь. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть настригается прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму. Из настрига, например, хорошо формировать крону дерева. Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать это придаст объём картине.
Шерсть – это удивительный материал, она может заменять художникам краски, модельерам – ткани, дизайнерам интерьеров – скульптуру и текстиль.
Работа с шерстью, как и любое рукоделие, - это трудотерапия.
Говоря о проблеме развития творческих способностей, необходимо помнить о том, что творчество невозможно без деятельности, причём продуктивной деятельности. Именно об этом сказал великий учёный Лев Семёнович Выготский: «Творчество – на деле существует не только там, где создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что – либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Импровизация - как один из приемов развития творческих способностей дошкольников на занятиях по хореографии"
Импровизация в хореографии - это танец в настоящем!...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников»
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы развития творческих способностей дошкольников» с использованием методов арт - терапии для достижения лучших результатов на занятиях по ху...
Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования
Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисования...
Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"
мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....
Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Мой Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...
нетрадиционные приемы и средства развития творческих способностей дошкольников
Мастер-класс для педагогов...
Проект по развитию творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования
Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисованияЗадачи:Развивающие:- Формировать творч...