Методическое пособие «Художественные росписи России»
методическая разработка по рисованию
Изучение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.
Н.В. Гоголь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_narodnogo_tvorchestva.docx | 14.4 КБ |
stihotvoreniya.docx | 20.27 КБ |
sochinenie_skazki_o_gzheli.docx | 17.69 КБ |
legenda.docx | 16.93 КБ |
didakticheskie_igry.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и простого, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества. Дети в подготовительной группе детского сада, в соответствии своего возраста и развития, уже могут использовать практически любой вид старинной русской росписи.
Актуальность:
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием старинных русских росписей, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества.
И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования старинных русских росписей.
Задачи:
- Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания;
- Знакомить детей дошкольного возраста с старинными русскими росписями, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять росписи (городецкая, жостовская, гжель, мезенская, полхов-майданская).
Данное пособие предназначено для педагогов дошкольного образования.
Оно может использоваться в качестве образцов росписей в образовательной деятельности с детьми, в качестве методических рекомендаций по ознакомлению декоративно-прикладного искусства.
Все росписи выполнены вручную кистью и гуашью.
Предварительный просмотр:
Стихотворения о Гжели.
* * *
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
* * *
Здесь рисуют девицы
Белые картинки,
Голубой узор на них,
Словно паутинка.
Эти синие цветы
Мы в узоры заплели.
Синих красок карусель
Называют всюду Гжель!
П. Синявский.
* * *
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья на синих рябинках
Синие зори и синие птицы –
С этой красою ничто не сравнится
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льётся узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не мог повториться!
П. Синявский.
* * *
Взял мастер в руки кисть
И в синь небес макнул.
Взамен холста взял белизну
Просторов наших русских
И полились узоры, вензеля,
Вспорхнули птицы, зацвели сады…
Вдруг зазвенела синяя капель,
Явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем – Гжель!
* * *
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где–то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем есть!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идёт!
* * *
Гжель.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
Светлана Ледкова.
* * *
Гжель.
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
(Автор неизвестен).
* * *
Далеко до лета, за окном метель,
Но не пугает это жителей посёлка Гжель.
Любы им просторы, укрытые в снега,
Да бескрайность неба цвета василька.
Мастера-умельцы делают посуду:
Чашки и тарелки – настоящим чудом!
На фарфоре белом, как среди снегов
Распустились синие облака цветов.
Словно белый иней их припорошил,
От морозов лютых спрятать поспешил.
Голубая роза расцвела зимой!
Вместе с чашкой розу принесу домой.
В жаркий летний полдень чашку я возьму -
Непременно в зиму сразу попаду!
Почувствую прохладу заснеженных равнин,
Да увижу неба чарующую синь,
И услышу снова, как поёт метель
Вот какое чудо мне подарит Гжель!
* * *
Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
* * *
Чудо с синими цветками,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка,
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
* * *
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка -
Глазам загляденье,
Словно, весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье -
Русская, звонкая Гжель!
* * *
За столом сидели бабушка и дед,
Пили чай из Гжели часто, много лет.
Чайник, чашки, кружки согревали нас,
Милые зверушки радовали глаз.
Но пришёл с подружкой внук к себе домой.
Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…
Может, и дичают где-то там вдали,
Только в Гжель он чаю для неё налил.
Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!
* * *
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая:
Её трава шелковая, её цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!
* * *
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.
* * *
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки растут
Умельцы в той деревне живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
П. Синявский.
* * *
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель!
* * *
Что может быть прекрасней Гжели?
Её фарфоровых изделий
И чайников, и самоваров, кружек,
И блюд, забавнейших игрушек?
Лепных побелок расписных
Горшочков, чашечек чудных?
Своими мы руками
Готовили их сами!
Н. Кутузова.
* * *
Кто придумал это слово,
Это слово немудрено?
Жгелью раньше Гжель звалась,
Была пёстрой, а сейчас -
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки.
В. Горичева.
* * *
В нашей мастерской чистота, уют, покой.
В печке обжигаются, на весь мир прославятся
Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…
Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки разноцветных птиц.
Машут лепестками волшебные цветы.
Гжельские картины чудесной красоты!
Н. Кутузова.
* * *
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
* * *
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись…Гжель.
Предварительный просмотр:
Сочинение сказки о гжельской посуде. Цветы гжели.
Программные задачи.
Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (прикладное и устное народное творчество). Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая; использование в речи фольклорных слов и выражений. Продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Материал для занятия.
Демонстрационный:
Выставка изделий гжельских мастеров.
Раздаточный:
Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя, голубая), кисточки для клея, клей.
Ход занятия.
Выставка гжельской керамики.
-Сегодня я Вас приглашаю в сине-голубую сказку!
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.
Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней… синее.
Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. И стали они разукрашивать изделия всеми оттенками синего цвета. Подарила им цвета река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.
- А что это были за изделия? (посуда).
- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту посуду?
- Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать, какая это посуда? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая, словно сделана изо льда).
- Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее.
- Что? (правильно эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне).
- А из чего сделана посуда? (из глины)
По сей день в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения требуется.
- Я просила вас дома с родителями подобрать пословицы о труде.
- Кто нам расскажет пословицу? (пословицы).
-А сейчас мы с вами поиграем:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
(я изображаю различные движения, а дети повторяют за мной).
Но больше всего полюбилась людям нарядная, затейливая посуда. Вот о ней я вам и загадаю загадки:
«Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри –
Угощение внутри»
(сахарница)
«Она бывает глубока,
Она бывает мелка,
Однако, это не река,
Зовут её… (тарелка)»
«В неё наливают,
И её выпивают»
(чашка)
«В брюхе баня,
В носу решето,
На голове пупок,
Всего одна рука,
И та на спине»
(самовар)
- А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке. Отгадать, что находится внутри, вы сможете, задавая вопросы, я же вам буду отвечать «да» или «нет». Поиграем?
- Это посуда?
- Из неё пьют? (чайная)
- Из неё едят? (столовая)
- Она для красоты?
- Правильно, это ваза!
«А и где же это видано? А и где же это слыхано?
Чтоб зимою в поле травушка росла.
Чтоб зимою в саду роза расцвела?
- Так бывает или нет? (объясните, почему не бывает)
- Глядя на нашу вазу, о чём можно сказать? (А и где же это видано…)
- Что за цветок?
- Какого он цвета?
- Бывают ли синие розы?
- Помогите мне составить небылицу. «А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтобы на тарелке голубая роза расцвела».
-Давайте придумаем про это сказку. Ведь сине-голубая роза – сказочная. И попала
Она в Гжель сказочным путём. Но вот как?
Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу сказку. Только вот беда, начало у этой сказки есть, а конец придумайте сами.
«Жили-были в селе Гжели Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на службу царскую, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. Там и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и посуда Хохломская.
Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и хотел отблагодарить Ивана. А Иван в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. Так и оказалась роза вместе с Иваном в России.
- А что же случилось с этой розой дальше?
- Может быть Иван вернулся домой зимой?
- Что с ней могло произойти?
-Как поступила Марья, когда увидела розу?
- Какой подарок они могли отправить царю заморскому?
- Кто придумал сказку?
А теперь давайте попробуем сделать гжельскую розу. Пойдёмте в группу за столы. Там нам будет удобнее.
У вас на столах силуэты посуды, один на двоих. Мы с вами будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого синего лепестка есть голубой оттенок. У вас есть белая бумага, чтобы потренироваться.
- Попробуйте, сделайте лепесток.
- Получилось?
- Молодцы!
- Приступайте к работе.
Итог.
- Как вы думаете, красивые гжельские розы у нас получились?
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?
- Вам понравилось занятие?
- Спасибо, занятие окончено.
Предварительный просмотр:
Легенда о гжели
Легенда «Синее чудо Гжели».
В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.
Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.
Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.
«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.
История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»
Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.
И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.
Легенды- сказки «Откуда в Гжели синий цвет».
Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.
Предварительный просмотр:
Дидaктичecкaя игpa «Нaзoви прaвильнo»
Цeль: Зaкрeпить знaния дeтeй o нaрoдныx xудoжecтвeнныx прoмыcлax, иx признaкax. Умeниe нaйти нужный прoмыceл cрeди другиx, oбocнoвaть cвoй выбoр, cocтaвлять oпиcaтeльный рaccкaз.
Дидaктичecкaя игpa «Угaдaй, кaкaя рocпиcь?»
Цeль: Зaкрeплять умeниe дeтeй узнaвaть и нaзывaть ту или иную рocпиcь; умeть oбocнoвaть cвoй выбoр, нaзывaть элeмeнты рocпиceй, oтгaдывaть зaгaдки. Вocпитывaть у дeтeй чувcтвo гoрдocти зa рoднoй крaй – крaй умeльцeв и мacтeрoв.
Дидaктичecкaя игрa «Кoни рacпиcныe»
Цeль: зaкрeплeниe знaний ocнoвныx мoтивoв руccкиx нaрoдныx рocпиceй («Гжeль», «Гoрoдeц», «Дымкa», зaкрeплять умeния oтличaть иx cрeди другиx, прaвильнo нaзывaть, рaзвивaть чувcтвo кoлoритa.
Xoд игры: рeбeнку, нeoбxoдимo oпрeдeлить нa кaкoй пoлянкe будeт пacтиcь кaждaя из лoшaдoк, и нaзвaть вид приклaднoгo твoрчecтвa, пo мoтивaм кoтoрoгo oни рacпиcaны.
Дидaктичecкaя игрa c кaкoй рocпиcи птицa (кoнь)
Цeль: зaкрeплeниe знaний ocнoвныx мoтивoв руccкиx нaрoдныx рocпиceй («Гжeль», «Гoрoдeц», «Дымкa», зaкрeплять умeния oтличaть иx cрeди другиx, прaвильнo нaзывaть.
Дидaктичecкaя игрa «Coбeри гжeльcкую рoзу»
Цeль: Зaкрeплять умeниe дeтeй cocтaвлять гжeльcкую рoзу cпocoбoм aппликaции пo мoтивaм гжeльcкoй рocпиcи, пoддeрживaть интeрec e гжeльcкoму прoмыcлу. Coбeри пaзлы «Гжeль»
Цeль: рaзвитиe внимaния и зaкрeплeниe знaний oб элeмeнтax гжeльcкoй рocпиcи.
Дидактическая игра: «Найди лишнее»
Дидактическая задача:
1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных
2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
3.Развивать мышление, эстетическое восприятие
4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Руководство:
Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.
Дидактическая игра: «Что изменилось»
Дидактическая задача:
1.Закрепить представление о какой-либо росписи
2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции
3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.
Руководство:
Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.
Дидактическая игра: «Художественный салон»
Дидактическая задача:
1.Учить устно, описывать выбранный предмет
2. Развивать сосредоточенность, речь-описание
Руководство:
Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.
Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»
Цель:
1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.
2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.
Руководство:
Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.
Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.
Дидактическая игра: «Составь картинку»
( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)
Дидактическая задача:
1.Уметь составлять целое изображение из частей.
2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.
Материал:
Конверты с разрезными картинками.
Руководство:
Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.
Дидактическая игра: «Найди вторую половину»
Цель:
Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.
Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.
Руководство:
1.Учить правильно, составлять узор
2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.
Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»
Цель:
1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.
2.Уметь составлять целое изображение из частей.
3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.
Руководство:
Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.
Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»
Цель:
Игра носит контрольный характер.
Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.
Руководство:
Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Моя Родина - Россия"
Это презентация, в которой рассказывается, с помощью чего можно знакомить детей с Россией, какие поделки можно сделать....
Учебно-методическое пособие: "Художественное творчество с использованием техники обрывная аппликация".
По проделанной работе можно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ма...
Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"
Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"Данный материал может пригодиться педагогам дополнительного образования по ИЗО деятельности в дошкольных учреждениях, а...
Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...
Методические пособие "Детям о России!"
Методические пособие "Детям о России!"...
Методическое пособие «Чемодан знаний «Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие«Чемодан знаний «Россия»для детей старшего дошкольного возраста...
Изготовление методических пособий "Россия. Найди и покажи», "Россия. Лабиринты», "Россия. Активити задания»
Книги «Моя Россия» включает комплекс заданий для ребёнка на развитие внимания, памяти и визуального восприятия.В набор входят следующие книги:«Найди и покажи. Россия»,книга с а...