Методическое пособие «Художественные росписи России»
методическая разработка по рисованию

Анна Алексеевна Иванова

Изучение народного творчества играет исключительную роль в формировании художественного таланта.

Н.В. Гоголь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_narodnogo_tvorchestva.docx14.4 КБ
Файл stihotvoreniya.docx20.27 КБ
Файл sochinenie_skazki_o_gzheli.docx17.69 КБ
Файл legenda.docx16.93 КБ
Файл didakticheskie_igry.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и простого, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества. Дети в подготовительной группе детского сада, в соответствии своего возраста и развития, уже могут использовать практически любой вид старинной русской росписи.

Актуальность:

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием старинных русских росписей, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Художественной росписью принято называть узоры, нанесенные краской с целью декорирования. И это можно назвать одним из самых старинных видов народного творчества.

И узнавалась русская старинная роспись, характерная для этой местности, по уникальной манере рисования. Именно такая особенность дала имена всем известным на сегодня направлениям в русском народном творчестве.

Цель:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования старинных русских росписей.

Задачи:

  • Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания;
  • Знакомить детей дошкольного возраста с старинными русскими росписями, формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • Побуждать воспитанников самостоятельно применять росписи (городецкая, жостовская, гжель, мезенская, полхов-майданская).

Данное пособие предназначено для педагогов дошкольного образования.

Оно может использоваться в качестве образцов росписей в образовательной деятельности с детьми, в качестве методических рекомендаций по ознакомлению декоративно-прикладного искусства.

Все росписи выполнены вручную кистью и гуашью.



Предварительный просмотр:

Стихотворения о Гжели.

* * *

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

* * *

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

П. Синявский.

* * *

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

* * *

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званьем – Гжель!

* * *

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где–то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах –

На весь мир молва идёт!

* * * 

Гжель.

Из глубины веков до наших дней,

Старанием мастеров умелых,

Русь украшает чудо-Гжель

Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро

Чудесной гжели нежные букеты,

И лёгким ветерком как будто,

На нас подует жарким летом.

Порой осенней в ярких красках

Природы милого творенья,

К нам гжель приходит снежной сказкой,

Зимы, предвидя приближение.

Ну а зимой, холодной, вьюжной,

Согреет нас огнём камин,

В котором, жаркий пламень дружит

С узором сине-голубым.

Светлана Ледкова.

* * * 

Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

(Автор неизвестен).

* * *

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки – настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!

* * *

Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

* * *

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

* * *

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель!

* * *

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия – мама, папа, ты!

* * *

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

* * *

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

* * *

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

П. Синявский.

* * *

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

* * *

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Н. Кутузова.

* * *

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичева.

* * *

В нашей мастерской чистота, уют, покой.

В печке обжигаются, на весь мир прославятся

Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы.

Гжельские картины чудесной красоты!

Н. Кутузова.

* * *

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

* * *

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.



Предварительный просмотр:

Сочинение сказки о гжельской посуде. Цветы гжели.

Программные задачи.

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (прикладное и устное народное творчество). Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая; использование в речи фольклорных слов и выражений. Продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Материал для занятия.

Демонстрационный:

Выставка изделий гжельских мастеров.

Раздаточный:

Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя, голубая), кисточки для клея, клей.

Ход занятия.

Выставка гжельской керамики.

-Сегодня я Вас приглашаю в сине-голубую сказку!

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней…  синее.

Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. И стали они разукрашивать изделия всеми оттенками синего цвета. Подарила им цвета река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.

- А что это были за изделия? (посуда).

- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту посуду?

- Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать, какая это посуда? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая, словно сделана изо льда).

- Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее.

- Что? (правильно эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне).

- А из чего сделана посуда? (из глины)

По сей день в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения требуется.

- Я просила вас дома с родителями подобрать пословицы о труде.

- Кто нам расскажет пословицу? (пословицы).

-А сейчас мы с вами поиграем:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(я изображаю различные движения, а дети повторяют за мной).

Но больше всего полюбилась людям нарядная, затейливая посуда. Вот о ней я вам и загадаю загадки:

«Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри –

Угощение внутри»                  

                           (сахарница)

«Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако, это не река,

Зовут её… (тарелка)»

«В неё наливают,

И её выпивают»

                           (чашка)

«В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине»

                             (самовар)

- А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке. Отгадать, что находится внутри, вы сможете, задавая вопросы, я же вам буду отвечать «да» или «нет». Поиграем?

- Это посуда?

- Из неё пьют? (чайная)

- Из неё едят? (столовая)

- Она для красоты?

- Правильно, это ваза!

«А и где же это видано? А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла.

Чтоб зимою в саду роза расцвела?

- Так бывает или нет? (объясните, почему не бывает)

- Глядя на нашу вазу, о чём можно сказать? (А и где же это видано…)

- Что за цветок?

- Какого он цвета?

- Бывают ли синие розы?

- Помогите мне составить небылицу. «А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтобы на тарелке голубая роза расцвела».

-Давайте придумаем про это сказку. Ведь сине-голубая роза – сказочная. И попала

 Она в Гжель сказочным путём. Но вот как?

Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу сказку. Только вот беда, начало у этой сказки есть, а конец придумайте сами.

«Жили-были в селе Гжели Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на службу царскую, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. Там и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и посуда Хохломская.

Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и хотел отблагодарить Ивана. А Иван в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. Так и оказалась роза вместе с Иваном в России.

- А что же случилось с этой розой дальше?

- Может быть Иван вернулся домой зимой?

- Что с ней могло произойти?

-Как поступила Марья, когда увидела розу?

- Какой подарок они могли отправить царю заморскому?

- Кто придумал сказку?

А теперь давайте попробуем сделать гжельскую розу. Пойдёмте в группу за столы. Там нам будет удобнее.

У вас на столах силуэты посуды, один на двоих. Мы с вами будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого синего лепестка есть голубой оттенок. У вас есть белая бумага, чтобы потренироваться.

- Попробуйте, сделайте лепесток.

- Получилось?

- Молодцы!

- Приступайте к работе.

Итог.

- Как вы думаете, красивые гжельские розы у нас получились?

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?

- Вам понравилось занятие?

- Спасибо, занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Легенда о гжели

Легенда «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы – даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый – чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз, и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки, и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить. Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись.

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках. И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно – голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь, и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды- сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.



Предварительный просмотр:

Дидaктичecкaя игpa «Нaзoви прaвильнo»

Цeль: Зaкрeпить знaния дeтeй o нaрoдныx xудoжecтвeнныx прoмыcлax, иx признaкax. Умeниe нaйти нужный прoмыceл cрeди другиx, oбocнoвaть cвoй выбoр, cocтaвлять oпиcaтeльный рaccкaз.

Дидaктичecкaя игpa «Угaдaй, кaкaя рocпиcь?»

Цeль: Зaкрeплять умeниe дeтeй узнaвaть и нaзывaть ту или иную рocпиcь; умeть oбocнoвaть cвoй выбoр, нaзывaть элeмeнты рocпиceй, oтгaдывaть зaгaдки. Вocпитывaть у дeтeй чувcтвo гoрдocти зa рoднoй крaй – крaй умeльцeв и мacтeрoв.

Дидaктичecкaя игрa «Кoни рacпиcныe»

Цeль: зaкрeплeниe знaний ocнoвныx мoтивoв руccкиx нaрoдныx рocпиceй («Гжeль», «Гoрoдeц», «Дымкa», зaкрeплять умeния oтличaть иx cрeди другиx, прaвильнo нaзывaть, рaзвивaть чувcтвo кoлoритa.

Xoд игры: рeбeнку, нeoбxoдимo oпрeдeлить нa кaкoй пoлянкe будeт пacтиcь кaждaя из лoшaдoк, и нaзвaть вид приклaднoгo твoрчecтвa, пo мoтивaм кoтoрoгo oни рacпиcaны.

Дидaктичecкaя игрa c кaкoй рocпиcи птицa (кoнь)

Цeль: зaкрeплeниe знaний ocнoвныx мoтивoв руccкиx нaрoдныx рocпиceй («Гжeль», «Гoрoдeц», «Дымкa», зaкрeплять умeния oтличaть иx cрeди другиx, прaвильнo нaзывaть.

Дидaктичecкaя игрa «Coбeри гжeльcкую рoзу»

Цeль: Зaкрeплять умeниe дeтeй cocтaвлять гжeльcкую рoзу cпocoбoм aппликaции пo мoтивaм гжeльcкoй рocпиcи, пoддeрживaть интeрec e гжeльcкoму прoмыcлу. Coбeри пaзлы «Гжeль»

Цeль: рaзвитиe внимaния и зaкрeплeниe знaний oб элeмeнтax гжeльcкoй рocпиcи.

Дидактическая игра: «Найди лишнее»

Дидактическая задача:

1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных

2.Развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

4.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам

Руководство:

Выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому предмету относится, что ему свойственно.

Дидактическая игра: «Что изменилось»

Дидактическая задача:

1.Закрепить представление о какой-либо росписи

2.Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции

3. Учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять.

Руководство:

Воспитатель ставит перед детьми пять предметов, (карточек с изображением) различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, дети отворачиваются. Воспитатель меняет предметы (карточки) местами или убирает какой-либо. Дети должны угадать что изменилось.

Дидактическая игра: «Художественный салон»

Дидактическая задача:

 1.Учить устно, описывать выбранный предмет

 2. Развивать сосредоточенность, речь-описание

Руководство:

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается продавец. Остальные – покупатели. Они выбирают предмет покупки и точно описывают его продавцу.

Дидактическая игра: Лото «Подбери узор к игрушке»

Цель:

1.Учить детей правильно находить элементы дымковской росписи и подбирать их для нарядов.

2.Исключить лишнее не характерное для данной игрушки.

Руководство:

Разложить фишки так, чтобы они соответствовали наряду определенной игрушки.

Дидактическая игра: «Как мы знаем народные промыслы»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Ребенок закрывает глаза и пальчиком непроизвольно указывает на картинку, открыв глаза, называет вид игрушки, из каково материала сделана, описывает, называет цвет, форму.

        

Дидактическая игра: «Составь картинку»

( В игре участвует подгруппа из двух-четырех детей)

Дидактическая задача:

1.Уметь составлять целое изображение из частей.

2.Уточнить представление о народных игрушках, их особенностях.

Материал:

Конверты с разрезными картинками.

Руководство:

Взрослый раздает подгруппе детей конверты с разрезными картинками и дает задание собрать целое изображение. Проигрывают ребята, не сумевшие выполнить задание. При выигрыше ребенку предлагается (по его желанию) другой конверт с новыми разрезными картинками.

                                   

Дидактическая игра: «Найди вторую половину»

Цель:

Упражнять в умении замечать и называть различное в цвете, узоре, форме.

Развивать цветовое восприятие формы, узора, цвета.

Руководство:

1.Учить правильно, составлять узор

2.Подбирать половинки узора так, чтобы изображение носило цельный характер.    

Дидактическая игра: «Собери сервиз из Гжели»

Цель:

1.Закрепить знания детей о гжельской росписи.

2.Уметь составлять целое изображение из частей.

3.Развивать внимание, наблюдательность, речь. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Руководство:

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

Дидактическая игра: «Волшебные стрелочки»

Цель:

Игра носит контрольный характер.

Закрепить знания детей о видах декоративно-прикладного искусства. Дать оценку знаниям детей о народных промыслах.

Руководство:

Водящий ставит стрелки часов на картинку с определенным видом народного искусства, а остальные играющие дети должны назвать промысел, из какого материала изготавливают, описать, назвать основные цвета, элементы узора и образы, характерные для данного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Моя Родина - Россия"

Это презентация, в которой рассказывается, с помощью чего можно знакомить детей с Россией, какие поделки можно сделать....

Учебно-методическое пособие: "Художественное творчество с использованием техники обрывная аппликация".

—По проделанной работе можно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ма...

Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"

Презентация "Основные центры художественной росписи по дереву в России"Данный материал может пригодиться педагогам дополнительного образования по ИЗО деятельности в дошкольных учреждениях, а...

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...

Методические пособие "Детям о России!"

Методические пособие "Детям о России!"...

Методическое пособие «Чемодан знаний «Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Методическое пособие«Чемодан знаний «Россия»для детей старшего дошкольного возраста...

Изготовление методических пособий "Россия. Найди и покажи», "Россия. Лабиринты», "Россия. Активити задания»

Книги «Моя Россия» включает комплекс заданий для ребёнка на развитие внимания, памяти и визуального восприятия.В набор входят следующие книги:«Найди и покажи. Россия»,книга с а...