Программа кружка "Волшебные краски" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Алдошина Людмила Георгиевна

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_starshaya.docx57.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Связь с уже существующими программами по данному направлению:

В основу настоящей программы легла программа М.Г. Смоляковой «Разноцветный мир»

Вид программы: модифицированная программа.

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы: 

Развивающие:

 развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

 развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные 

 воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности

Образовательные:

 Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

 Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

 Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

 Формировать умение оценивать созданные изображения.

 Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

 Развивать творческие способности детей.

 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

 Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Основные принципы:

1.Принцип поэтапности

2. Принцип динамичности

3. Принцип сравнений

4. Принцип выбора

Методы, используемые при организации занятий с детьми: 

 тычок жесткой полусухой кистью,

 рисование пальчиками,

 рисование ладошкой, оттиск пробкой,

 оттиск печатками из картофеля,

 обрывание бумаги, скатывание бумаги,

 оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,

 восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,

 набрызг, отпечатки листьев.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • репродуктивная;
  • коммуникативная;
  • позновательно-исследовательская;
  • игровая;
  • трудовая;
  • двигательная.

Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно -эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения

  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Структура занятий:

- Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

- Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.

- Художественно-изобразительная деятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи – Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

- Презентация работ

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Отличительные особенности данной образовательной программы

Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 32 занятия по темам.

Возрастные особенности детей

Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

Цель занятий:

1. Усложнение композиций детских рисунков, создание многофигурных повествовательных иллюстративных работ.

2. Освоение новых видов изображения: граттаж, витраж, мозаика.

3. Продолжение знакомства с городом и пригородами Петербурга.

Задачи изобразительной деятельности детей 6-7 лет.

Предметное рисование: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

 Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по – разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.

 Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

 Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

 Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

 Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

 Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно – зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков.

Блоки:

Растения, явления природы.

Задачи:

1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.

2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.

3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.

4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.

5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.

Животные.

Задачи:

1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.

2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.

3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.

4. Развивать посредством осязания ощущение формы.

5.Научить воплощаться в образ формы.

6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.

7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах.

Человек.

Задачи:

1.Дать представления о модульном изображении человека

2.Научить изображать человека в длинной одежде.

3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.

4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.

5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.

Натюрморт.

Задачи:

1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.

2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.

3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в одном направлении.

Графика. Стилистический рисунок.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми видами стилистического рисунка. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.

3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.

Уроки раскрепощения.

Задачи:

1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.

2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.

3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.

4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Работа кружка «Волшебные краски» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.

Условия реализации программы

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

 акварельные краски, гуашь;

 простые карандаши, ластик;

 печатки из различных материалов;

 наборы разнофактурной бумаги;

 восковые и масляные мелки, свеча;

 ватные палочки;

 поролоновые печатки, губки;

 коктельные трубочки;

 палочки или старые стержни для процарапывания;

 матерчатые салфетки;

 стаканы для воды;

 подставки под кисти; кисти;

 демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;

 различные игрушки;

 наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

Сентябрь.

№ п.п

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Программное содержание

1.

«Летний луг»

Восковые мелки + акварель, печать по трафарету.

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

2

«Летние цветы»

Рисов мыльными пузырями

Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать воображение, фантазию, цветовосприятие.

3

«Бабочки которых я видел летом»

Монотипия, обведения ладошкой и кулачка

Познакомить детей с техникой монотипия. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать чувство композиции.

4

« В садах созрели яблоки»

Рисование методом тычка

Учить детей рисовать яблоки на веете, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания о фруктах. Пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям.

5

«Ёжики»

Оттиск смятой бумагой

Закрепить умения пользоваться техникой печать смятой бумагой. Учить рисовать рисунок тело ёжика (овал) смятой бумагой, без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

6

«Ветка рябины»

Скатывание бумаги + отпечатки листьями

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Познакомить с новой техникой «скатывание бумаги» закрепить приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовоспириятие.

7

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

 

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.   Развивать чувство композиции, цветовоспириятие.

8

«Мой маленький друг»

Рисование методом тычка

Учить рисовать собак передавая части тела, окрас. Расширять знания о домашних животных. Воспитывать аккуратность.

 

Октябрь.

9

« Осенние листья» (первое занятие)

тиснение

Познакомить с техникой тиснение. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев). Развивать чувство композиции, цветовоспириятие.

10

« Осенние листья» (второе занятие)

тиснение

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём тычкование – учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции.

11

«Астры или георгины в вазе»

Пастель, масленые карандаши

Учить анализировать натуру, выделять её особенности( форму вазы, вид и величину цвету, форму листьев). Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

12

« Утята на пруду»

Рисование методом тычка

Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе. Воспитывать аккуратность.

13

«Я шагаю по ковру из осенних листьев»

Печатание листьями, набрызг по трафарету

Продолжать детей знакомить с техникой печатание листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать цветовосприятие.

14

«Роспись дымковского коня»

Рисование пальчиками, ватными палочками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигуру. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

15

« Моё любимое платье или свитер»

Оттиск печатками из картофеля, моркови

Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором используя технику печатание картофелем и морковью, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор. Воспитывать аккуратность.

16

По замыслу

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Ноябрь.

17

«Моё любимое дерево осенью»

Монотипия, методом тычка

Учить отображать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре – листьев много они жёлто-зелёные, в ноябре – листьев мало зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. 

18

« Я люблю пушистое, я люблю колючее»

Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

19

Узор на разделочной доске (городецкая роспись)

Рисование пальчиками, ватными палочками

Закрепить знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

20

«Чашка в точках»

Рисование ватными палочками

Учит детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всём листе . учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью. Упражнять в образовании множественного числа имени существительных.

21

По замыслу

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

22

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила» (с натуры)

Рисование пастелью

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции.

23

« Узор на тарелочки» (городецкая роспись)

 

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Воспитывать аккуратность.

24

«Первый снег»

Монотипия, рисование ватными палочками

Учить рисовать дерево без листьев в техники монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умения изображать снег, используя рисование ватными палочками. Развивать чувство композиции.

 


Декабрь.

25

«Животные, которых я сам придумал»

Кляксография, знакомая форма – новый образ, обрывание бумаги

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой, как кляксография, знакомая форма – новый образ, обрывание бумаги, закрепить умения детей работать в данной технике. Развивать воображения.

26

«Зимняя ночь»

Чёрно – белый граттаж

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой чёрно – белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия штрих.

27

«Мои любимые снежинки» (декоративные)

 

Учит украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с  синей, фиолетовой. Развивать воображение чувство композиции.

28

По замыслу

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

29

«Снежная семья»

Рисование методом тычка

Учить рисовать снеговиков разных размеров. Закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком.

30

«Птицы волшебного сада» (городецкая роспись)

 

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приёмами изображения городецких птиц.  Учить рисовать птицу в волшебном саду ( из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции.

31

«Ёлочка нарядная» (первое занятие)

Обрывание бумаги.

 Коллективная работа с детьми, с помощью техники обрывание бумаги составить ёлочку на большом листе бумаги , а затем приклеить её. Воспитывать аккуратность.

32

«Ёлочка нарядная» (второе занятие)

Восковые мелки + акварель, рисование пальчиками

Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в техники восковые мелки + акварель), для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

 

 

Январь.

33

«Шишки на ветке»

Рисование методом тычка

Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками, совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Развивать чувство композиции.

34

«Я в волшебном ёлочном лесу»

Чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

35

«Обои в моей комнате»

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Закрепить умение составлять простые  узоры(полоска, клетка) Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

36

По замыслу

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

37

«Филин»

Рисование методом тычка

Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графика. Закрепить навыки работы с данными материалами.

38

«Мой портрет»

Чёрно – белый граттаж, восковые мелки + акварель

Дать знания о портрете, как о жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности. Развивать чувство композиции.

39

«Растения в нашей группе»

Пастель художественная

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму цветов, форму и расположения листьев. Закрепить приёмы работы с постелью.

40

«Сказочные цветы»

Масленые карандаши + акварель

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы с маслеными карандашами. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

 

Февраль.

41

«Я в подводном мире»

Печатание ластикам, ватными палочками.

Совершенствовать в умении нетрадиционной изобразительной технике печатание ластиком и ватными палочками. Закреплять умение рисовать различных рыб разной величины и обитателей подводного мира. Развивать чувство композиции, воображение.

42

« Пингвины на льдинах»

(первое занятие – снег, лёд полярная ночь)

гуашь

Учить изображать снег, лёд, полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на листе бумаги. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

43

« Пингвины на льдинах»

(второе занятие – пингвины)

гуашь

Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разнице в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

44

«Открытка для папы»

Любые по усмотрению техники

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

45

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой) первое занятие.

 

Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины.

46

«Семёновские матрёшки» (мама с дочкой) второе занятие.

Рисование пальчиками

Продолжить знакомить с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие.

47

«Чудесные платки»

Художественная пастель, масленая пастель, гуашь

Познакомить с павлово – посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узоров. Учить рисовать несложные цветочные орнаменты по мотивам павлово – пасадских платков. Развивать чувство ритма и цветовосприятие.

48

По замыслу

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Март.

49

«Моя мама»

сангина

Продолжить знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисование сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции.

50

«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы)

Печать по трафарету, рисование пальчиками.

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по разному.

51

«Мимоза»

Рисование жёсткой кистью

Учить рисовать цветы, расширять знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

52

По замыслу

различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

53

«Подснежники»

Акварель + восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную голову цветов. Учить с помощью акварели передавать колорит. Развивать цветовосприятие.

54

«Чудесные платки рисуем вместе»

гуашь

Продолжать учить знакомить детей с павлово – посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой узор будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции.

55

«Фрукты на блюде» (с натуры)

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов. Создание созвучного тона с помощью акварели.

56

По замыслу

различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Апрель.

57

«Моя воспитательница»

сангина

Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной.

58

«Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос)

Пастель или гуашь

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

59

«Полёт в космос»

Чёрно – белый граттаж

Продолжать знакомить с техникой чёрно – белый граттаж. Использовать свои знания о космосе, которые были получены ранее в своих рисунках. Воспитывать аккуратность.

60

«Звёздное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить составлять образ звёздного неба, используя смешивание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

61

«Мы гуляем» первое занятие

Художественная и масленая пастель

Учить создавать большую коллективную работу, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции.

62

«Мы гуляем» второе занятие

тиснение

Продолжать знакомить с техникой теснение. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснения карандашами зелённого цвета разных оттенков. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу.

63

«Чудесный букет»

монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипия.

64

По замыслу

различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

 

Май.

65

«Наши черепахи на прогулке»

Восковые мелки + акварель, чёрный маркер + акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

66

«Ежата на поляне»

Рисование жёсткой полусухой кистью

Учить рисовать ёжей в движении, формировать умение создавать выразительный образ. Расширять знания о животных

67

«Как я люблю одуванчики»

Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

68

«Берёзовая роща»

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

69

«Цыплята»

Рисование жёсткой полусухой кистью

Закреплять умение детей рисовать птиц в движении. Формировать представления о жанрах литературных произведений. Развивать цветовосприятие.

70

«Вишня в цвету»

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисования пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

71

«Черешня»

Рисование жёсткой полусухой кистью

Учить рисовать ягоды, совершенствовать технику рисования. Развивать цветовосприятие.

72

По замыслу

различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999 г.

2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.

3. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.

4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.

5. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.

6. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007 г.

7. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г

8. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.

9. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.

10. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.

11. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.

12. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.

13. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.

14. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. М., 1992 г.

15. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.

16. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.

17. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.

18. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.

19. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М. 2007 г.

20. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, 2007 г.

21. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000 г.

22. Игрушки из ладошки. Аппликация. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.

23. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.

24. Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.

25 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006 г.

26. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008 г.

27. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008 г.

28. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008 г.

29. Рисование с детьми 3-4 лет, Д. Н. Колдина, М, 2008 г.

30. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...

КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)

Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...