Программа кружка "Волшебные краски" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_starshaya.docx | 57.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Связь с уже существующими программами по данному направлению:
В основу настоящей программы легла программа М.Г. Смоляковой «Разноцветный мир»
Вид программы: модифицированная программа.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
∙ развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
∙ развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
∙ воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
∙ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
∙ Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
∙ Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
∙ Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
∙ Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
∙ Формировать умение оценивать созданные изображения.
∙ Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
∙ Развивать творческие способности детей.
∙ Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
∙ Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Основные принципы:
1.Принцип поэтапности
2. Принцип динамичности
3. Принцип сравнений
4. Принцип выбора
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
∙ тычок жесткой полусухой кистью,
∙ рисование пальчиками,
∙ рисование ладошкой, оттиск пробкой,
∙ оттиск печатками из картофеля,
∙ обрывание бумаги, скатывание бумаги,
∙ оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
∙ восковые мелки + акварель, свеча + акварель, печать по трафарету,
∙ набрызг, отпечатки листьев.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
- репродуктивная;
- коммуникативная;
- позновательно-исследовательская;
- игровая;
- трудовая;
- двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий, дидактических игр и художественных произведений.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно -эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
- договариваться о совместной работе, ее содержании;
- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Структура занятий:
- Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи – Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей – 7 человек. Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 32 занятия по темам.
Возрастные особенности детей
Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Цель занятий:
1. Усложнение композиций детских рисунков, создание многофигурных повествовательных иллюстративных работ.
2. Освоение новых видов изображения: граттаж, витраж, мозаика.
3. Продолжение знакомства с городом и пригородами Петербурга.
Задачи изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
Предметное рисование: Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
∙ Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по – разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.). Учить передавать движения фигур.
∙ Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
∙ Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
∙ Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
∙ Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
∙ Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно – зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех оттенков.
Блоки:
Растения, явления природы.
Задачи:
1.Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах его изображения.
2.Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных рисунках.
3.Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять приемы вертикального мазка.
4.Учить передавать существенные различия в величине предметов.
5.Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки одного цвета. Формировать первоначальные представления о колорите ясного и пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.
Животные.
Задачи:
1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.
2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.
3.Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой, жесткой кистью.
4. Развивать посредством осязания ощущение формы.
5.Научить воплощаться в образ формы.
6.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц.
7.Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления о животных и сказочных персонажах.
Человек.
Задачи:
1.Дать представления о модульном изображении человека
2.Научить изображать человека в длинной одежде.
3.Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
4.Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
5.Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
Натюрморт.
Задачи:
1.Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной формы и изображать их в рисунках.
2.Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и предметов.
3.Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками в одном направлении.
Графика. Стилистический рисунок.
Задачи:
1.Познакомить детей с некоторыми видами стилистического рисунка. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
2.Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.
3. Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора, самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в зависимости от цвета изделия.
Уроки раскрепощения.
Задачи:
1.Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
2. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий, пятен на лист.
3. Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках.
4. Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРОГРАММЕ «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Волшебные краски» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
∙ акварельные краски, гуашь;
∙ простые карандаши, ластик;
∙ печатки из различных материалов;
∙ наборы разнофактурной бумаги;
∙ восковые и масляные мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки, губки;
∙ коктельные трубочки;
∙ палочки или старые стержни для процарапывания;
∙ матерчатые салфетки;
∙ стаканы для воды;
∙ подставки под кисти; кисти;
∙ демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
∙ различные игрушки;
∙ наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
Сентябрь.
№ п.п | Тема занятий | Нетрадиционные техники | Программное содержание |
1. | «Летний луг» | Восковые мелки + акварель, печать по трафарету. | Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
2 | «Летние цветы» | Рисов мыльными пузырями | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать воображение, фантазию, цветовосприятие. |
3 | «Бабочки которых я видел летом» | Монотипия, обведения ладошкой и кулачка | Познакомить детей с техникой монотипия. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» ( ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать чувство композиции. |
4 | « В садах созрели яблоки» | Рисование методом тычка | Учить детей рисовать яблоки на веете, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Расширять знания о фруктах. Пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. |
5 | «Ёжики» | Оттиск смятой бумагой | Закрепить умения пользоваться техникой печать смятой бумагой. Учить рисовать рисунок тело ёжика (овал) смятой бумагой, без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
6 | «Ветка рябины» | Скатывание бумаги + отпечатки листьями | Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Познакомить с новой техникой «скатывание бумаги» закрепить приём примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовоспириятие. |
7 | Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек |
| Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовоспириятие. |
8 | «Мой маленький друг» | Рисование методом тычка | Учить рисовать собак передавая части тела, окрас. Расширять знания о домашних животных. Воспитывать аккуратность. |
Октябрь.
9 | « Осенние листья» (первое занятие) | тиснение | Познакомить с техникой тиснение. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев). Развивать чувство композиции, цветовоспириятие. |
10 | « Осенние листья» (второе занятие) | тиснение | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём тычкование – учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. |
11 | «Астры или георгины в вазе» | Пастель, масленые карандаши | Учить анализировать натуру, выделять её особенности( форму вазы, вид и величину цвету, форму листьев). Закрепить приёмы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. |
12 | « Утята на пруду» | Рисование методом тычка | Учить рисовать утят, плавающих на воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе. Воспитывать аккуратность. |
13 | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Печатание листьями, набрызг по трафарету | Продолжать детей знакомить с техникой печатание листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Развивать цветовосприятие. |
14 | «Роспись дымковского коня» | Рисование пальчиками, ватными палочками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигуру. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность. |
15 | « Моё любимое платье или свитер» | Оттиск печатками из картофеля, моркови | Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором используя технику печатание картофелем и морковью, используя в центре крупное одиночное украшение, а по вороту – мелкий узор. Воспитывать аккуратность. |
16 | По замыслу |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Ноябрь.
17 | «Моё любимое дерево осенью» | Монотипия, методом тычка | Учить отображать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре – листьев много они жёлто-зелёные, в ноябре – листьев мало зелёных нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. |
18 | « Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
19 | Узор на разделочной доске (городецкая роспись) | Рисование пальчиками, ватными палочками | Закрепить знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. |
20 | «Чашка в точках» | Рисование ватными палочками | Учит детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всём листе . учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью. Упражнять в образовании множественного числа имени существительных. |
21 | По замыслу |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
22 | Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила» (с натуры) | Рисование пастелью | Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции. |
23 | « Узор на тарелочки» (городецкая роспись) |
| Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Воспитывать аккуратность. |
24 | «Первый снег» | Монотипия, рисование ватными палочками | Учить рисовать дерево без листьев в техники монотипия, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умения изображать снег, используя рисование ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Декабрь.
25 | «Животные, которых я сам придумал» | Кляксография, знакомая форма – новый образ, обрывание бумаги | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой, как кляксография, знакомая форма – новый образ, обрывание бумаги, закрепить умения детей работать в данной технике. Развивать воображения. |
26 | «Зимняя ночь» | Чёрно – белый граттаж | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой чёрно – белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия штрих. |
27 | «Мои любимые снежинки» (декоративные) |
| Учит украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение чувство композиции. |
28 | По замыслу |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
29 | «Снежная семья» | Рисование методом тычка | Учить рисовать снеговиков разных размеров. Закреплять приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях. Совершенствовать технику рисования тычком. |
30 | «Птицы волшебного сада» (городецкая роспись) |
| Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приёмами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду ( из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции. |
31 | «Ёлочка нарядная» (первое занятие) | Обрывание бумаги. | Коллективная работа с детьми, с помощью техники обрывание бумаги составить ёлочку на большом листе бумаги , а затем приклеить её. Воспитывать аккуратность. |
32 | «Ёлочка нарядная» (второе занятие) | Восковые мелки + акварель, рисование пальчиками | Учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки (в техники восковые мелки + акварель), для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. |
Январь.
33 | «Шишки на ветке» | Рисование методом тычка | Учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками, совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания о природе, о хвойных деревьях. Развивать чувство композиции. |
34 | «Я в волшебном ёлочном лесу» | Чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету | Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
35 | «Обои в моей комнате» | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Закрепить умение составлять простые узоры(полоска, клетка) Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
36 | По замыслу |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
37 | «Филин» | Рисование методом тычка | Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графика. Закрепить навыки работы с данными материалами. |
38 | «Мой портрет» | Чёрно – белый граттаж, восковые мелки + акварель | Дать знания о портрете, как о жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке своё настроение, особенности внешности. Развивать чувство композиции. |
39 | «Растения в нашей группе» | Пастель художественная | Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму цветов, форму и расположения листьев. Закрепить приёмы работы с постелью. |
40 | «Сказочные цветы» | Масленые карандаши + акварель | Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приёмы работы с маслеными карандашами. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Февраль.
41 | «Я в подводном мире» | Печатание ластикам, ватными палочками. | Совершенствовать в умении нетрадиционной изобразительной технике печатание ластиком и ватными палочками. Закреплять умение рисовать различных рыб разной величины и обитателей подводного мира. Развивать чувство композиции, воображение. |
42 | « Пингвины на льдинах» (первое занятие – снег, лёд полярная ночь) | гуашь | Учить изображать снег, лёд, полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на листе бумаги. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. |
43 | « Пингвины на льдинах» (второе занятие – пингвины) | гуашь | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разнице в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
44 | «Открытка для папы» | Любые по усмотрению техники | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
45 | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой) первое занятие. |
| Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. |
46 | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой) второе занятие. | Рисование пальчиками | Продолжить знакомить с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. |
47 | «Чудесные платки» | Художественная пастель, масленая пастель, гуашь | Познакомить с павлово – посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узоров. Учить рисовать несложные цветочные орнаменты по мотивам павлово – пасадских платков. Развивать чувство ритма и цветовосприятие. |
48 | По замыслу |
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Март.
49 | «Моя мама» | сангина | Продолжить знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисование сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих). Развивать чувство композиции. |
50 | «Открытка для мамы» (мамины любимые цветы) | Печать по трафарету, рисование пальчиками. | Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по разному. |
51 | «Мимоза» | Рисование жёсткой кистью | Учить рисовать цветы, расширять знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. |
52 | По замыслу | различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
53 | «Подснежники» | Акварель + восковые мелки | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную голову цветов. Учить с помощью акварели передавать колорит. Развивать цветовосприятие. |
54 | «Чудесные платки рисуем вместе» | гуашь | Продолжать учить знакомить детей с павлово – посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой узор будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции. |
55 | «Фрукты на блюде» (с натуры) | Восковые мелки + акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов. Создание созвучного тона с помощью акварели. |
56 | По замыслу | различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Апрель.
57 | «Моя воспитательница» | сангина | Продолжать учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приёмами рисования сангиной. |
58 | «Расцвели чудесные цветы» (жостовский поднос) | Пастель или гуашь | Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. |
59 | «Полёт в космос» | Чёрно – белый граттаж | Продолжать знакомить с техникой чёрно – белый граттаж. Использовать свои знания о космосе, которые были получены ранее в своих рисунках. Воспитывать аккуратность. |
60 | «Звёздное небо» | Набрызг, печать поролоном по трафарету | Учить составлять образ звёздного неба, используя смешивание красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
61 | «Мы гуляем» первое занятие | Художественная и масленая пастель | Учить создавать большую коллективную работу, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции. |
62 | «Мы гуляем» второе занятие | тиснение | Продолжать знакомить с техникой теснение. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснения карандашами зелённого цвета разных оттенков. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу. |
63 | «Чудесный букет» | монотипия | Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипия. |
64 | По замыслу | различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
Май.
65 | «Наши черепахи на прогулке» | Восковые мелки + акварель, чёрный маркер + акварель | Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
66 | «Ежата на поляне» | Рисование жёсткой полусухой кистью | Учить рисовать ёжей в движении, формировать умение создавать выразительный образ. Расширять знания о животных |
67 | «Как я люблю одуванчики» | Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. |
68 | «Берёзовая роща» | Рисование свечой | Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. |
69 | «Цыплята» | Рисование жёсткой полусухой кистью | Закреплять умение детей рисовать птиц в движении. Формировать представления о жанрах литературных произведений. Развивать цветовосприятие. |
70 | «Вишня в цвету» | Рисование пальчиками, тычками | Закрепить умение продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисования пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка. |
71 | «Черешня» | Рисование жёсткой полусухой кистью | Учить рисовать ягоды, совершенствовать технику рисования. Развивать цветовосприятие. |
72 | По замыслу | различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Разноцветный мир, М.Г. Смолякова, СПб, 1999 г.
2. И учеба, и игра изобразительное искусство. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. Ярославль. 1987 г.
3. Дошкольникам о живописи. Р. М. Чумичева, М., 1992 г.
4. Обучение детей технике рисования. Т. С. Комарова, М., 1976 г.
5. Русское народное творчество в детском саду. А.П. Усова, М.,1961 г.
6. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А. Легкова. М. 2007 г.
7. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. З.А. Богатеева 1992 г
8. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
9. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т. Н. Доронова, М., 1991 г.
10. Поэтический образ природы в детском рисунке. Л.В. Компанцева, М., 1985 г.
11. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Т.С. Комарова, 1991 г.
12. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Г. С. Швайко, 2002 г.
13. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. К. К. Утробина, М., 2000 г.
14. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. М., 1992 г.
15. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. О.А. Скоролупова. М. 2003 г.
16. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.
17. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.
18. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М, 2007 г.
19. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М. 2007 г.
20. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, 2007 г.
21. Энциклопедия рисования , В. Запаренко, СПб, 2000 г.
22. Игрушки из ладошки. Аппликация. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.
23. Яркие ладошки. Рисунки - аппликации. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.
24. Рисунки из ладошки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Н.В. Дубровская, 2004 г.
25 Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 1, Пищикова Н.Г., М, 2006 г.
26. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2, Пищикова Н.Г., М, 2008 г.
27. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3, Пищикова Н.Г., М, 2008 г.
28. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М, 2008 г.
29. Рисование с детьми 3-4 лет, Д. Н. Колдина, М, 2008 г.
30. Семицветик. Игры на восприятие цвета. В.П. Матвеев, СПб, 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)
Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обус...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...