"Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Ольга Николаевна Перевозникова

Изобразительное творчество является одним из древнейших напрвлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце доброту и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_krasok.docx342.79 КБ

Предварительный просмотр:

F:\скан\готовые\img20200326_17114955.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка        3
  2. Планируемые результаты освоения программы        4
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Особенности организации и содержания образовательной деятельности        5
  2. Перспективный план образовательной деятельности        8
  3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        15
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Программное обеспечение программы        16
  2. Непосредственно образовательная деятельность        17
  3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        18

ПРИЛОЖЕНИЕ        19

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

          В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Изобразительное искусство одно из ярких и эффективных средств раскрытия в ребенке светлых, чистых чувств отношения к окружающему миру.

          Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое» развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

           Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы  с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, выявилась возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

           Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Содержание занятий по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей.                            Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных  материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

    В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.          Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы: «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью; тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; ниткография. Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

                                                                   

                                                               «Все дети любят рисовать.

                                                               Все вызывает интерес:

                                                      Далекий космос, ближний лес,

                                                       Цветы, машины, сказки, пляски…

                                                         Все нарисуют: были б краски,

                                                          Да лист бумаги на столе,

                                                          Да мир в семье и на земле»

                                                                                                        В.Берестов

Цель:        развитие        у        детей        изобразительных        творческих        способностей        средствами нетрадиционного рисования.

Задачи: 1. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

  1. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  2. Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
  3. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели. Программа «Радуга красок» разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Ребёнок среднего дошкольного возраста может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги. Увеличивается устойчивость внимания, ребенку оказывается доступной сосредоточенная интересная деятельность в течение 15-20 минут. Дети в возрасте 4-5 лет оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. На этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Срок реализации программы – с сентября 2017 года по май 2018 года.

  1. Планируемые результаты освоения программы

  • У ребенка развита мелкая моторика рук;
  • Сформировано цветовосприятие;
  • Ребенок обладает концентрацией внимания;
  • Проявляется способность к волевым усилиям;
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
  • Имеет достаточный запас художественного опыта;
  • Способен сотрудничать, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • Использует в самостоятельном творчестве разнообразные художественные, природные и бросовые материалы.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению объектов окружающего мира, которые изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Особенности организации и содержания образовательной деятельности

Новизной и отличительной особенностью программы «Радуга красок» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Содержание программы направлено на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

В течение реализации содержания программы предполагается изучение и овладение нетрадиционными способами рисования в художественной деятельности:

Оттиск поролоном

Материалы: лист бумаги, поролон, салфетки, гуашь.

Способ получения изображения: Познакомить с техникой печатания поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка.

Рисование ладошкой

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Кляксография с трубочкой

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Оттиск пробкой

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка.

Ниткография

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Монотипия

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется рисунок, на другой получается его отражение. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,  протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Восковые мелки и акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Граттаж

Материалы: кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка.

Способ получения изображения: Плотный лист белого картона натереть свечой. Нанести с помощью широкой кисти слой черной краски. На засохшей краске наносить рисунок стеком или зубочисткой.

Рисование манкой

Материалы: манная крупа, клей, краски.

Способ получения изображения: Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) и раскрашивает получившийся рисунок.

Все содержание образовательной деятельности предполагает изучение и внедрение в практическую деятельность детей нетрадиционных техник рисования, в связи с этим в  программе предлагается определенная последовательность изучения нетрадиционных техник рисования от простого занятия к более сложным. Реализация программы осуществляется ежемесячно с сентября по май - 2 раза в неделю, где 1 занятие – изучение техники рисования, 2 – закрепление практических навыков.

Используемые методы образовательной деятельности дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Наглядные методы и приёмы обучения: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приёмов.

Словесные методы и приемы обучения: беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа, изображения, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Игровые приёмы обучения: использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приёмам обучения. Чем меньше ребёнок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приёмы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

Форма образовательной деятельности - тематическая совместная творческая деятельность педагога и детей.

Формы подведения итогов:

  • Проведение выставок детских работ
  • Проведение открытого мероприятия
  • Проведение мастер-класса для педагогов, родителей воспитанников.

  1. Перспективный план организации образовательной деятельности

Месяц

Номер ОД

Тема занятий

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Литература

Сентябрь

Диагностика

Различные

Свободная творческая деятельность детей посредством экспериментирования с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Диагностика (свободное экспериментирова ние с материалами)

Различные

Свободная творческая деятельность детей посредством экспериментирования с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

1-2

Рисование

«Растения в нашей группе»

Оттиск поролоном

Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.стр.77

3-4

Рисование

«Грибы в корзинке»

Рисунки ладошками

Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью

ладошки

Никитина А.В

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Стр.25

Октябрь

5-6

Рисование

«Мое любимое дерево осенью»

Кляксография трубочкой, рисование пальчиками

Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники

воображение.

рисования в детском саду.стр.37

7-8

Рисование

«Осень на опушке краски разводила»

Печать листьев

Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр.5

9-10

Рисование «Зачем человеку зонт»

Работа с трафаретом.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду. стр. 27

11-12

Рисование

«Мой любимый свитер»

Оттиск печатками, рисование ластиками

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Стр.31

Ноябрь

13-14

Рисование

«Улетаем на юг»

Кляксография

Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Стр. 29

15-16

«Необычная посуда»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету,

«знакомая форма

– новый образ».

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство

композиции, колорита, образные представления о предметах.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми

дошкольного возраста.стр.

120, 122

17-18

Рисование

Оттиск

Совершенствовать

Никитина

«Обои в моей комнате»

печатками + поролон

умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

А.В.

Нетрадиционн ые техники рисования в

детском саду.стр.51

19-20

Рисование

«Первый снег»

Рисование пеной для бритья

Учить изображать снег.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.стр.39

Декабрь

21-22

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызги

Развивать у детей интерес к изобразительной

деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр.5

23-24

Рисование

«Дымковская игрушка» (конь)

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку.

Развивать умение передавать колорит узора.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду Стр. 45

25-26

Рисование

«Елочка нарядная»

Рисование пальчиками, оттиск поролоном

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

Никитина А.В.

Нетрадиционн ые техники рисования в

детском саду.стр.47

27-28

Рисование солью

«Дед Мороз»

Гуашь + соль

Научить новому приему оформления

изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в

изображения.

детском саду.

Часть 2. стр.38

Январь

29-30

Рисование

«Музыкальный рисунок»

Различные

Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Часть 2. стр.30

31-21

Рисование

«Зимний лес»

Рисунки из ладошки

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Стр. 49

33-34

Рисование

«Морозный узор»

Восковые мелки

+ акварель

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в

окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Часть 1. стр.43

35-36

Узор на тарелочке

– городецкая роспись «Посуда»

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Стр. 55

Февраль

37-38

Рисование

«Необычные машины»

Оттиск пробкой и печатками,

черный маркер + акварель,

«знакомая форма

– новый образ»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма,

творчество, воображение.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми

дошкольного возраста. стр.124

39-40

Рисование

«Галстук для папы»

Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету,

«знакомая форма

– новый образ».

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Часть 1. стр.73

41-42

Рисование

«Зимние напевы»

Набрызг

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

Обогащать речь эстетическими терминами.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду. Часть 2. стр.5

43-44

Рисование

«Семеновские матрешки»

Оттиск печатками

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду стр.65

Март

45-46

Открытка для мамы

«8 Марта»

Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

Учить украшать цветами открытку для мамы.

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду стр. 63

47-48

Рисование + аппликация

«Моя семья»

По выбору

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми

дошкольного возраста. стр.

125

49-50

Рисование

«Веселые человечки»

Волшебные веревочки

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники

Передать силуэт человека в движении.

рисования в детском саду.стр.35

51-52

Рисование

«Ранняя весна»

Монотипия пейзажная

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Половину листа протирать губкой.

Лыкова И. А. Изобразитель ная

деятельность в детском саду.

Стр. 56

Апрель

53-54

Рисование

«Космический пейзаж»

Граттаж

Научить новому способу получения изображения – граттажу.

Комарова Т.С.

Изобразитель ная

деятельность.

Стр. 27

55-56

Рисование

«Грачи прилетели»

Печать ластиком

Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.стр.79

57-58

Рисование гуашью с манкой «Ворона»

Гуашь + манка

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять

представления о форме, размере и цвете

предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.

Цквитария Т.А.

Нетрадицион ные техники рисования.

Стр.33

59-60

Рисование

«Аквариум»

Рисунки из ладошки

Учить обводить растопыренные пальчики

простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.стр.75

Май

61-62

Рисование

«Праздничный салют над городом»

Восковые мелки

+ акварель

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

Давыдова Г.Н.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.

Часть 1. стр.48

63-64

Рисование

«Красивый пейзаж»

Рисование песком

Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.

Никитина А.В.

Нетрадицион ные техники рисования в детском саду.стр.87

Диагностика

Свободная творческая деятельность детей посредством экспериментирования с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Диагностика

Свободная творческая деятельность детей посредством экспериментирования с материалами, необходимыми для

работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи взаимодействия с родителями (законными представителями):

  • Содействовать восстановлению и укреплению внутрисемейных связей путём вовлечения членов семьи в совместную творческую деятельность.
  • Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
  • Знакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми среднего возраста.
  • Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.

Основные направления взаимодействия с родителями:

  • Оформление папок-передвижек, буклетов с рекомендациями
  • Оформление информационных стендов
  • Выставки детских работ
  • Тематические родительские собрания
  • Рекомендации, фотоотчеты на сайте детского сада
  • Анкетирование родителей
  • Мастер-класс для родителей

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Программное обеспечение программы Материально-техническое обеспечение

Перечень

Количество

1

Кисти

30 шт.

2

Клей-карандаш

30 шт.

3

Гуашь

30шт.

4

Восковые мелки

5 уп.

5

Бумажные салфетки

3 уп.

6

Ластики

30 шт.

7

Штампы, печати

30 шт.

Список использованной литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18 с.-91
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство

«Скрипторий 2003,2013».

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство

«Скрипторий 2003»,2013.

  1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007-с.-25
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.с.-27
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО,2010.с.-85
  5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. с.-33
  6. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.с.45

  1. Непосредственно образовательная деятельность

В процессе реализации программы предполагается совершенствование художественно- творческих умений и навыков воспитанников и их оценивание проводится в ходе наблюдений за самостоятельной творческой активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Все содержание образовательной деятельности предполагает изучение и внедрение в практическую деятельность детей нетрадиционных техник рисования, в связи с этим в  программе предлагается определенная последовательность изучения нетрадиционных техник рисования от простого занятия к более сложным. Реализация программы осуществляется ежемесячно с сентября по май - 2 раза в неделю, где 1 занятие – изучение техники рисования, 2 – закрепление практических навыков. Продолжительность образовательной деятельности - 15-20 минут.

В начале сентября и последние две недели мая проводится педагогическая диагностика. Цель диагностики – изучить и пронаблюдать сформированные умения и навыки детей в свободной изобразительной деятельности, для этого в центре рисования в свободном доступе материалы для нетрадиционного рисования (мелки, нитки, печати, свечи и т.д.). На основе полученных данных организуется корректировка содержания образовательной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики разработан на основе методики Урунтаевой Г.А. (таблица 1).

Таблица 1

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Техниче ские навыки

Точность движений

Средства выразитель ности (цвет, форма и др.)

Наличие замысла

Проявл ение

самост оятель

ности

Отношени е к  рисовани ю

Речь в процессе рисования

Итог

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К

Н.

К.

Н.

К

Н.

К.

Н.

К.

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н. – данные в сентябре К. – данные в мае

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Зимний лес»

Цель: знакомство с нетрадиционными техниками рисования ладошками.

Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за окружающим, красотой зимних деревьев, наблюдение снегопада.
  • Чтение стихов о зиме и ёлке.
  • Рассматривание картинок о зиме
  • Игры детей со снегом на прогулке.
  • Занятие по рисованию на тему: «Снег идет», «Деревья в лесу».

Оборудование: гуашевые краски белая, зелёная, стаканчик с водой, кисть, лист картона синего цвета, салфетки. Иллюстрации на тему «Зимний лес» (фотографии, картинки).

Ход НОД:

Беседа о зиме - создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

  • Ребята, какого цвета зима? (Дети перечисляют краски, присущие зиме)
  • А теперь отгадайте загадку:

Я расту в лесу дремучем На опушке леса

Вся стою в иголках колких В платьице зеленом. (Ёлка)

Давайте и мы сегодня с вами вспомним зиму, хотя вы уже с нетерпением ждете тёплое лето и нарисуем зимнюю ёлку.

  • Вы хотите её нарисовать? Тогда занимайте места
  • Скажите ребята! А чем можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)
  • А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).
  • Скажите, а, чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).
  • Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять, Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вместе весело играть, Вращение кистей рук.

Повернулись, Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук Улыбнулись, “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

В кулачек вот так свернулись. Пальцы рук сжаты несильно в кулачки. Вот такие молодцы! Стучат кулачок о кулачок.

Ход работы:

Педагог: Сегодня я предлагаю вам новый способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали.

  1. Приготовить материалы, необходимые для работы
  2. Раскрашиваем ладонь краской.
  3. Прикладываем к листу бумаги, а затем аккуратно поднимаем руку, придерживая лист. Сделайте несколько отпечатков ладошек в три ряда. Вверху листа первый ряд — одна ладошка, далее - две и внизу — три.
  4. Получаем ёлочку. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Педагог: Ребята, поиграем пальчиками:

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Педагог: Что нужно дорисовать, чтобы получился зимний лес? Дети: Снег.

Педагог: Что нужно дорисовать, чтобы получились снежные сугробы? Дети: Снег.

Педагог: Ребята, посмотрите на этот зимний лес. (Рассматривание иллюстраций зимнего леса). Снег лежит повсюду: и на веточках, и на земле. А вот здесь настоящий снегопад!

Давайте вспомним, как мы рисовали снег. Когда снег падает - рисуем точки (концом кисти).

Если снег ложится на веточки ёлки, на землю – рисуем линии на веточках, на земле.

Ребята давайте нарисуем много-много снега. Начинаем рисовать. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь, показ.

  1. Кистью рисуем снежные сугробы.
  2. Кистью рисуем падающий снег.
  3. Вот такая ёлочка получилась

Педагог: Молодцы, ребята! Посмотрите, мы с вами постарались, и у нас получились красивые рисунки. Ребятки, вам понравилось рисовать ладошкой? (Ответы детей). Сегодня мы устроим выставку для того, чтобы родители тоже могли полюбоваться на ваши работы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Грибы в корзине»

Материалы. Простой и цветные карандаши; иллюстрации с изображением различных грибов, корзинка.

Предварительная работа.

  1. Предложите ребёнку приложить ладошку к листу, представить, что каждый пальчик превратился в гриб.
  2. Попросить ребёнка определить последовательность создания рисунка.

Рисунок. Растопырив пальчики, ребёнок прикладывает ладошку к листу, обвести простым карандашом. Используя различные линии, дорисовать каждый гриб. Основание пальчика- ножка. Шляпка гриба – круг или овал. Дугой дорисовать ручку и основание корзины. Узоры для корзины дорисовать прямыми, волнистыми линиями.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: "Космический пейзаж"

Граттаж - это способ выполнения рисунка путем процарапывания эскиза острым предметом.

Задачи: образовательные: -познакомить детей с техникой "граттаж";

-закрепить умение детей владеть различными приемами изображения предметов;

-закрепить знания детей о космосе.

развивающие: -продолжать формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Интеграция        областей:        познавательное        развитие,        речевое        развитие,        художественно- эстетическое развитие.

Материал к занятию: аудиозапись космической музыки, иллюстрации с изображением космоса, космических кораблей, планет, подготовленная бумага, ручки.

Ход занятия

Для выполнения работ в технике "граттаж" бумагу надо подготовить. Белый лист бумаги промазывается восковой свечой или восковыми мелками. Для нашей работы я закрашивала листы бумаги восковыми мелками двух цветов.

После того как лист бумаги был полностью заштрихован я наносила на лист черную гуашь, предварительно добавив в нее немного жидкого мыла (чтобы гуашь лучше ложилась на воск)

-Ребята, вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели бы отправиться? (ответы детей)

-А не хотели бы вы полететь в космос? (ответы детей) Как называются люди, которые покоряют космос?

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей)

-Конечно, космонавт должен быть сильным, смелым, много знать и уметь.

-Кто первый полетел в космос?

-На чем в космос летают космонавты?

-Какие космические тела можно увидеть в космосе?

-Какие планеты вы знаете?

-Молодцы ребята. Вы много знаете о космосе. Давайте нарисуем с вами космический пейзаж. Только перед тем как мы будем рисовать, давайте не много разомнемся.

Музыкальная пауза.

-Давайте сядем за столы. Рисовать наш пейзаж мы будем необычным способом. Я вам приготовила специальные листы бумаги. Рисунок на эти листы мы будем наносить с помощью ручки. Называется такой способ изображения предметов - граттаж (царапины). Чтобы процарапать рисунок надо подумать, что вы хотите изобразить. Нажимая на ручку, начинаем работать.

Во время рисования тем детям, которые затрудняются в выполнении работы показываю приемы работы на своем листе.

-Ну вот наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим, какие работы получились и сделаем выставку для родителей.

Задачи художественно-эстетического развития по основной образовательной программе дошкольного образования

Задачи художественно-эстетического развития по программе кружка

«Радуга красок»

Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы.

Закреплять представления о величине,

расположении частей.

Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования.

Развивать        цветовое        восприятие.

Закреплять навыки закрашивания.

Прививать        интерес        к        работе                с нетрадиционными        материалами        для

рисования.

Учить        самостоятельно        определять

содержание        рисунка        и        изображать задуманное.

Способствовать        развитию        мелкой моторики рук.

Развивать умение удачно располагать

изображение на листе.

Развивать фантазию, воображение.

Вызывать        положительное эмоциональное отношение к созданным

рисункам.

Расширение        и        обогащение художественного опыта.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть.

Развивать        умение        находить        новые способы        для                художественного

изображения.

Формировать        умение        создавать декоративные композиции.

Развивать        детское   художественно        –

творческие        способности,        научить        их создавать изображения по замыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

авторская программа кружка по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во 2 мл.гр " Радуга красок"

программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование...

. Конспекты занятий к авторской программе "Радуга красок"

Используемые нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошкой, рисование манкой, скатывание салфеток, оттиск печаткой....

Программа кружка "Радуга красок"

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...

Презентация "Радуга красок"

Презентация к авторской программе кружковой работы  с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе....

Тематический план коррекционно – развивающих занятий «Радуга красок»

Тематический план коррекционно – развивающих занятий по программе  «Радуга красок»...