"Пальчиковая палитра"
статья по рисованию

Фофонова Марина Ильинична

Через творчество ребенок адаптируется, «примеряет» себя к окружающему миру. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычайной для всех остальных форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_palitra.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

"Пальчиковая палитра"

Не беда, что нет кисточки. Палец можно опустить в краску и нарисовать, другой в другую краску, третий - в третью. "Чем не палитра?"
Игры для детей младших групп
1. "Рассыпались мамины бусы" или
2. "Посыпался весёлый горох". Падают они, подпрыгивают. Вот так высоко и весело! (Знакомим детей с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве).
3. "Кто здесь прошёл"
Надеть на тыльную сторону ладони мордочку котёнка, и два пальца ноги, которые умеют ходить. На пути цветная лужица (краска в розетке или на поролоне). Пройдут ноги по лужице, а потом по дорожке. Что за смешные следы появились на ней? (Продолжать знакомить с цветом, ритмом, учить рисовать сразу двумя пальцами).
4. "Разноцветный дождик".
5. "Одуванчики".
6. "Падает пушистый снег".
7. "Украсить ёлку к Новому году".
Учили рисовать разноцветные пятна, уверенно использовать этот приём, рисовать 2-3 пальчиками.
8. "Весёлые цыплята" 
У наседки появилось много пушистых, весёлых, озорных цыплят. Приложим большой палец- это туловище, а теперь указательный- это голова. Возьмём фломастер или кисть и нарисуем глаза, лапки, клювы. Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!

"Печать от руки"
Обмакнём ладонь или её часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно "раскрасить" ладонь разной краской. Что получилось? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом всё смелее и смелее.
Игры:
1. "Потеряли котятки свои перчатки"
Приложим руку к листу бумаги - одна перчатка нашлась! А теперь левая рука будет рисовать - вторая нашлась.
2. "Кузька (или Гном) заблудились"
Отпечаток ладони (без пальцев) похож на часть лица, осталось взять кисточку и добавить необходимые детали. 
3. Плывёт "Утка" ("Лебедь", "Гадкий утёнок")
Четыре пальца и ладонь - туловище, отставленный в сторону большой палец-шея. Подрисовывай, фантазируй.

"Печатка"
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки. Печатки есть стандартные - фабричные, а можно сделать из ластика. Надо нарисовать на нём задуманное и срезать всё ненужное. Можно использовать любые предметы: пуговицы, кубики, стаканы, мыльницы, кусочки поролона и т.д. Печатка прижимается к подушечке с красками, а затем к листу бумаги. Получается ровный, чёткий отпечаток, затем его можно закрасить карандашами, фломастерами или дополнить изображение недостающими деталями.
1. "Идёт телепередача"
2. "Зайцы гуляют по лесу"
3. "Красивая поляна"

"Тампонирование"
Увлекательное занятие. Надо только сделать тампоны из поролона. Штемпельная подушечка будет палитрой. Наберём краски, и лёгким прикосновением к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, прозрачное, лёгкое - воздушное (облака, сугробы, пушистых цыплят, снеговиков). Дети с удовольствием используют эту технику с техникой "Трафарет".
Трафарет прижимается к листу бумаги, обводится по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимается. Чудо! Чёткий и пушистый остался на бумаге зайчик, лиса, медведь и т.д. 

"Монотипия"
Для этого нужна гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисовать что-нибудь (кляксу) на одной стороне листа, другую прижать к правой и разгладить. Откроем лист. Что получилось, угадай?
Вначале эту технику надо использовать для развития фантазии, воображения, чувства цвета, получения другого цвета при смешивании красок. Знакомство с этой техникой во второй младшей группе проводим на занятиях на тему:
1. "Шары Вини Пуха"
2. "Высокий забор"
3. "Самолёты летят"

"Кляксография"
Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на неё (или наклонять лист в разные стороны). Побежала она, оставляя за собой след. Можно добавить кляксу другого цвета. Пусть встретятся. На что это всё похоже? Подумай!

"Рисование по сырой бумаге"
Для рисования этой техникой нужна влажная салфетка и ёмкость с водой.
Намочим бумагу и поместим её на влажную салфетку (чтобы бумага не высохла), возьмём акварельный мелок или краску и нарисуем всё. Что угодно. Изображение получается расплывчатым, не имеет чётких границ.
1. "По небу поплыли облака"
Проведи по небу линию - и она волшебным образом превратилась в пушистого зверька, большую птицу и т.д.
2. "Аквариумные рыбки"
Встретились две дуги, а получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
А теперь проведём вертикальные линии, в воде заколыхались водоросли.
3. "Зайцы на поляне"
Провёл несколько линий, а увидел серенькую, пушистую шубку непоседы.

"Рисование восковыми мелками или свечой"
Такой способ издавна использовался мастерами. Суть его состоит в том, что краска скатывается с поверхности, на которой провели мелком или свечой. Берём большую кисть или тампон и наносим краску на лист. На цветном фоне появляется рисунок.
1. "Нальём воду в аквариум, где спрячется рыбка"
2. "Найдём мышку в норке"
3. "Солнце улыбается"
4. "Ёлочки в лесу"
Пошёл снег и спрятал лесных красавиц под снег, а мы их найдём. Проведём по листу кистью с краской любого цвета. Вот они стройные пушистые ёлочки стоят на поляне.
"Купаем картину"
Дети рисуют картину. "Желательно чтобы рисунок был крупным", когда гуашь подсохнет, его покрывают чёрной тушью. Делать это надо осторожно, чтобы не повредить рисунок, широкой кистью или мягким тампоном "слой туши не должен быть толстым". Когда тушь высохнет, картинку надо осторожно искупать в тазике с водой. После этого на бумаге останется светлый рисунок на тёмном фоне, и он выглядит очень нарядно. Контуры его слегка размыты "картина получилась, похожа на то, что рисуют художники"- сообщает педагог. Важно помнить, что для такой игры с краской подходит не любая бумага, а толстые кусочки ватмана. Она не должна рваться в воде, иначе играть станет не интересно. Тушь смывается тряпкой или кусочком мягкого поролона.
"Пушистая картинка"
В эту игру особенно интересно играть перед новым годом. Для этого надо вырезать любые фигурки (ёлка, снеговик, снежинки и т.д.) Затем аккуратно разместить их на листе бумаги, слега смоченной влажной рукой, каждую фигурку монеткой, пуговицей, чтобы она не съехала. И теперь самое интересное, надо взять старую зубную щётку чуть, чуть смочить её водой , затем провести ею по сухой краске. А затем энергично натри щётку карандашом или ложкой. При этом надо проследить, чтобы брызги которые стряхиваются с щётки, падали прямо на листок. И так брызгать до тех пор, пока листок не станет пушистым, от краски. Затем надо убрать все трафареты и картина готова. Так можно делать новогоднюю открытку.

Вывод. Игры с красками - это увлекательный процесс, эксперимент. В результате, которого дети узнают многое о красках, цветах и его оттенках.
У детей развивается воображение и неординарное мышление, а самое главное дети получают огромный, положительный и эмоциональный заряд и желание что-то сделать своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа."Пальчиковая палитра".

laquo; Творчество - это не удел только гениев,...

"Пальчиковая палитра"

Консультация для воспитателей...

Кружок по рисованию в средней группе " Пальчиковая палитра"

Кружковая  работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности....

Консультация для родителей "Пальчиковая палитра"

Нетрадиционные техники рисования...

"Пальчиковая палитра"

Консультация для воспитателей и родителей ДОУ...

консультация «Пальчиковая палитра»

консультация «Пальчиковая палитра»...

Консультация для родителей "Пальчиковая палитра"

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том...