Программа "Цветные ладошки"
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Максемьюк Ирина Львовна

Учебная рабочая программа по реализации образовательной программы дополнительного образования (на бесплатной основе): рисование "Цветные ладошки" для детей младшего дошкольного возраста.

Приказ об открытии кружка на бесплатной основе: рисование "Цветные ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_ladoshki.docx88.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  № 34 «Дюймовочка»

                                                                                                   

Принята:  

на педагогическом совете

от  ___________________

                         Утверждаю:    

                         Заведующий МАДОУ ДС№ 34

                         __________И.В.Щербинина

                         приказ №______ от ___________

Программа кружка пальчиковой живописи

для детей 3-4 лет «Цветные ладошки»

Составили:

        воспитатель высшей категории

                                                                                                                                                   Максемьюк И.Л.

г. Нижневартовск

Оглавление

Содержание:

Паспорт программы

2

Пояснительная записка

3

1.

Содержание программы

7

1.1

Календарно-тематическое планирование с детьми

8

1. 2.

Перспективный план работы с родителями

13

1.3.

Требования к уровню подготовки воспитанников

14

2.    

Контроль за реализацией программы

30

3.    

Механизм реализации программы

32

4.    

Педагогическая диагностика

Список литературы

34

Приложение

35

Паспорт программы

Наименование Программы

Программа кружка пальчиковой живописи группы общеразвивающей направленности для детей  3-4 лет  на 2015-2016год.

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании» от 29.12. №273-ФЗ

Санитарно эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1 3049 -13)

Приказ Министерства образования России от   17.10. 2013 г. «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта».

Программа «Развития МАДОУ ДС № 34»

Программа «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А.- ООО

Программа “Детство»;

Образовательная программа МАДОУ ДС №34 «Дюймовочка»

Организация исполнитель программы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №34 «Дюймовочка»

Заказчики Программы

Педагогический совет, родители.

Составители

программы

Воспитатель: Максемьюк И.Л.

Мамедова.Л.А

Цель Программы

Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования  и желание действовать с ними.

Создание условий для целостного развития ребенка

Задачи Программы

1. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.

2. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

3. Приобщать к изобразительному искусству

4. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов

Ожидаемые результаты реализации программы

1.Развита инициатива, выдумка и творчество детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

2. Проявляют желание и интерес к художественной деятельности;

3.Могут выполнять изображение с помощью отпечатков пальчиков, ладошек, проявляя выдумку и фантазию.

4.Знают и называют материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться;

5.Знают и называют цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный, серый, белый);

6.Знают нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошкой;

Сроки реализации

1 год

Пояснительная записка

Программа кружка пальчиковой живописи для детей 3-4лет разработана на основании авторской программы «Цветные ладошки» И.А.Лыковой ( Лыкова И.А Программа художественного воспитания, обучения и развитиядетей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.-144 с.) О.А. Таришная « Я рисую ладошками», которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по рисованию пальчиками. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.

Занятия кружка «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов. Пальчиковая живопись - интересный вид изобразительной деятельности, позволяющий наряду с развитием творчества, фантазии и воображения у детей младшего дошкольного возраста обучение техническим навыкам и умениям, необходимым для декоративного и предметного рисования, дети используют при рисовании подушечки пальцев, фаланги, кулачки, ладошки.

Пальчиковая живопись и рисование детей относятся к развивающим занятиям, так как  задействуют все органы чувств ребёнка: зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Причём, вплоть до школы (до 7-ми лет) осязательные и зрительные ощущения у детей остаются ведущими, что в полной мере учитывается на занятиях по пальчиковой живописи. Сейчас написано множество хороших исследований о пользе подобных занятий и их влиянии на развитие  личности ребёнка. Ускоряется эмоциональное и телесное (физическое) развитие детей, устраняются последствия родовых стрессов и болезней, прекрасно развивается мелкая моторика обеих рук, ускоряется и усложняется развитие речи, воспитываются трудовые и волевые качества, взращиваются чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира и многое другое.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества, самодельные инструменты из природного и бросового материала. В программу вносятся региональные особенности содержания, методические приемы и технологии (экскурсионный метод, моделирование, экспериментирование, оценка качества). Начиная с младшего возраста и с усложнением в старшем и подготовительном возрасте.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности.

Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира,

формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:

— развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;

- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);

развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов и приемов РТВ.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе

Изобразительная деятельность ребенка направлена  не только на отражение впечатлений, но и на выражение его отношения к изображаемому. Рисунок становится предметным и детализированным. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности

Так как дети от 3 до 4 лет, только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием пальчиками и ладошками

Группа общеразвивающей направленности детей младшего возраста «А»

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4 года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Цели и задачи дополнительной образовательной программы.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Цель: Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через изобразительную и прикладную деятельность, развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи 

Развивающие: 

-  развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;

- развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами

- развивать у детей интерес к пальчиковой живописи;

Образовательные:

- учить рисованию примакиванием подушечками пальцев, фалангами, кулачком;

- учить рисовать подушечкой указательного пальца прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, соединять прямые и кривые линии, а также замыкать их; научить детей изображать предметы круглой, прямоугольной и треугольной формы;

- учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке;

- учить рисовать густыми красками 7 цветов;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

- воспитывать аккуратность в работе, учить доводить начатое дело до конца;

- воспитывать внимание, наблюдательность и эстетическое отношение к действительности;

-учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки:

Продолжительность реализации программы – 1 год

Основные принципы

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями)

Ожидаемый результат:

- проявляют желание и интерес к художественной деятельности;

- могут выполнять изображение с помощью отпечатков пальчиков, ладошек, проявляя выдумку и фантазию.

-знают и называют материалы, которыми можно рисовать, и умеет ими правильно пользоваться;

-знают и называют цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, черный, серый, белый);

-знают нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошкой;

1.    Содержание программы

Этапы программы: подготовительный, диагностический, основной, итоговый.

1этап: подготовительный. - определение целей и содержания работы с воспитанниками, разработка программы и подбор инструментария для мониторинга по выявлению уровня сформированности навыков детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

2 этап: Педагогическая диагностика развития ребенка.

3 этап: Основной. - организация игровой деятельности согласно перспективному тематическому плану; работа с родителями по данному направлению: беседы, консультации, памятки.

 4 этап: итоговый. - отслеживание динамики развития ребенка.

Учебный план

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

Сентябрь

1

1

Рисование пальчиками «Осеннее дерево»

1

2

2

«Ягоды и яблочки»

1

3

3

«Веселый мухомор»

1

4

4

«Жили у бабуси два веселых гуся»

1

Октябрь

1

5

«В нашем саду листопад»

1

2

6

«Солнышко»

1

3

7

«Рябина»

1

4

8

«Мой любимый дождик»

1

 Ноябрь

1

9

«Разноцветные шарики»

1

2

10

«Ладошка правая, ладошка левая»

1

3

11

«Свитер для друзей»

1

4

12

«Волшебные превращения»

Декабрь

1

13

«Снежок порхает, кружиться»

1

2

14

«Дружные снеговики»

1

3

15

«Маленькой елочке холодно зимой»

1

4

16

«Здравствуй, Дедушка Мороз!»

1

Январь

1

17

«Мои рукавички»

1

2

18

«Как к нам синички прилетали»

1

3

19

«Снежок для Елочки»

1

4

20

«Овечка»

1

Февраль

1

21

«Салфетка»

1

2

22

«Цветные чудо ладошки»

1

3

23

«Салют для папы»

1

4

24

«Закат»

1

Март

1

25

«Цветы для мамы»

1

2

26

«Золотая рыбка»

1

3

27

«Тюльпаны в подарок»

1

4

28

«Волшебная осьминожька»

1

Апрель

1

29

«Первый цветок-подснежник»

1

2

30

«Виноград»

1

3

31

«Бежит кораблик по волнам»

1

4

32

«Бежит кораблик по волнам»

1

Май

1

33

«Божьи коровки на лужайке»

1

2

34

«Травка»

1

3

35

«Бабочка»

1

4

36

«Цветы для пчелки»

1

Всего

36

36

36

Расписание занятий

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

15минут

1 раз

 среда 15.00-15.15

1 час

36 часов

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Формы проведения занятий: 1 раз в неделю во 2-ой половине дня продолжительностью 10-15 минут по подгруппам

 Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка работ.

Методы:

1. Наглядные (показ взрослого, образцы).

2. Словесные (объяснения, художественное слово, поощрение).

3. Игровые (сюрпризный момент, приход сказочного персонажа).

4. Практические.

Способы:

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает всю ладонь в мисочку с гуашью, разведенной водой, и делает отпечаток на бумаге внутренней стороной ладони.

1.1. Календарно-тематическое планирование с детьми

Неделя

Тема

(техника рисования, методы и приёмы)

Программное содержание

Материал к занятию

Сентябрь

1

Рисование пальчиками

«Осеннее дерево»

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования « рисование ладошкой» Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности

тонированные альбомные листы;

гуашь в тарелочках - жёлтого, красного, оранжевого цветов

2

 «Ягоды и яблочки» Рисование пальчиками

Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, различной печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

3

 «Веселый мухомор»

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерное точки на всю поверхность бумаги.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красная, алая, кисточки; белая гуашь в тарелочке (мисочке), салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

4

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Рисование ладошкой

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями

Листы бумаги А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. Иллюстрации с птицами.

Октябрь

1

«В нашем саду листопад»

Рисование пальчиками

 Познакомить с нетрадиционной   изобразительной техникой рисования пальчиками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность

Искусственные ветки с листьями; тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями;

гуашь в тарелочках - жёлтого, красного, оранжевого цветов;

2

«Солнышко»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовоспитания

Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого цветов, тарелочки с краской.

3

«Рябина»

Рисование пальчиками

Закреплять умение нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, закреплять умение равномерно наносить точку (ягодки) и примакивать пальчик к листу бумаги (листочек)

Квадратный лист цветной бумаги  с нарисованной веточкой, зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках (мисочка), салфетки, ветка рябины. Или иллюстрация

4

«Мой любимый дождик»

Упражнять в нетрадиционной технике рисования пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, сильный, ливень), используя точку и линию как средство выразительности (проводя линию сверху-вниз)

Листы А4 на каждого ребенка, с наклейными  тучками разной величины, синяя гуашь в тарелочках (мисочках), салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы

Ноябрь

1

«Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках)

2

«Ладошка правая, ладошка левая»

Рисование пальчиками

Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа

Альбомы, на листе 2 «окошка», пальчиковые краски (по 2 цвета для каждого ребёнка), салфетки

3

«Свитер для друзей»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

Вырезанные из бумаги  силуэты свитера, пальчиковые краски, салфетки.

4

«Волшебные превращения»

Рисование ладошками

Стимулировать желание довести рисунок до конца, участвовать в дорисовывании. Развивать фантазию, воображение, речь.

Декабрь

1

«Снежок порхает, кружиться»

Закрепление приемов печатания и рисование пальчиками, создание образа снегопада. Развивать чувство цвета и ритма.

Тонированные листы формата А4, белая гуашь в тарелочке, салфетки, поролон на палочке, картинки с изображением снегопада.

2

«Дружные снеговики»

Рисование ладошками

Закреплять умение наносить краску на

Стимулировать желание довести рисунок до конца, участвовать в дорисовывании. Развивать фантазию, воображение, речь.

Листы-заготовки, белая гуашь, акварель для дорисовывания деталей, тонкая и широкая кисти, стаканчик с водой, салфетки

3

«Маленькой елочке холодно зимой»

Рисование ладошками

Закреплять умение наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки), закреплять умение рисовать пальчиками. Закреплять навыки наклеивания елочки.  Воспитывать аккуратность

Белый лист с контурным изображением елочки. Гуашь зеленого цвета, салфетки, палитра

4

«Здравствуй, Дедушка Мороз!»

Ладошку любой руки намазывает белой краской и прижимает к альбомному листу в центре. Может это Дед Мороз? Дорисуйте недостающие детали для создания образа. Поощряем фантазию.

Краски: белая, красная, чёрная. Палитра. Гель с блёстками. Альбомный лист, тонированный. Ватные палочки. Салфетки.

Январь

1

 «Мои рукавички»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Составлять узор, развивать фантазию ,воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги  рукавички, пальчиковые краски, салфетки.

2

«Как к нам синички прилетали»

Рисование пальчиками

Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность

Голубой лист бумаги А4, гуашь коричневого, красного, черного и белого цветов, салфетки, палитра

3

«Снежок для Елочки»

Закрепить умение рисовать  пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные

комочки)

Тонированные листы бумаги (синие,

фиолетовые) с изображенными

елочками, белая пальчиковая краска в

мисочке, салфетки, иллюстрации

зимнего леса

4

«Овечка»

Закреплять умение детей наносить ритмичные мазки указательным пальчиком. Учить соблюдать границы изображения.

Стимулировать желание закончить рисунок, дополнив его деталями

Листы-заготовки, белая гуашь, салфетки, вырезанные мордочки и ножки для овечек.

Февраль

1

«Салфетка»

Рисование пальчиками

Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции

2

«Цветные чудо ладошки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

Половинка альбомного листа, гуашь, вода, салфетки

3

«Салют для папы»

Упражнять в рисовании пальчиками Стимулировать самостоятельность в передаче искр салюта. знание основных цветов. Прививать аккуратность при работе с краской.

Листы А4 бледно голубого цвета, палитра, гуашь основных цветов, иллюстрация салюта, салфетки

4

«Закат»

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие

Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

Март

1

«Цветы для мамы»

Учить делать отпечатки в разных направлениях. Заполнять середину цветка тычинками, используя кончики пальцев. Листочки рисуем тремя пальчиками, передвигая их сверху вниз с наклоном к стебельку

Пальчиковые краски: алый, красный, зелёный. Альбомы. Салфетки

2

«Золотая рыбка»

Рисование ладошкой, пальчиками

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Краски: желтая, зелёная, красная, синяя. Лист альбома тонированный синим цветом. Ватные палочки. Салфетки.

3

«Тюльпаны в подарок»

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.  Развивать цветовосприятие

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

4

«Волшебная осьминожька» (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Тонированные листы бумаги (светло-голубые), гуашь, салфетка, иллюстрации

Апрель

1

 «Первый цветок-подснежник»

Рисование пальчиками и ватными палочками

Учить смешивать голубой цвет и изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».. Развивать цветовосприятие, моторику рук, речь, умение пользоваться салфетками, ватными палочками, создавать композицию на листе, ориентируясь по подготовленным деталям. Обогащать словарь названиями цветов. Воспитывать чувство красоты, желание порадовать солнышко.

Персонаж – солнышко, салфетки, гуашь (белая, синяя, жёлтая), образец, картинка, ватные палочки, палитра, кисть, вода, альбомный лист с «солнечным светом»

2

Коллективная работа «Весенняя полянка»

закрепить умение детей использовать различные техники для составления композиции.

спросить детей как они хотели бы изобразить деревья, солнышко, цветочки, травку на полянке

Листы белой бумаги, гуашь, салфетки

3

«Виноград»

Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость

Половинка альбомного листа, гуашь, вода, салфетки

4

«Бежит кораблик по волнам»

Продолжать учить детей рисовать с помощью пальчиков. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Развивать эмоциональность – умение радоваться результату.

Листы А4 бледно голубого цвета, рисунки кораблика, гуашь основных цветов, салфетки, штампы – облака, кораблик

Май

1

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность.

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, черная гуашь в тарелочках (мисочках).

2

«Травка»

Рисование ладошкой, рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. Упражнять в технике рисования пальчиками.

Листы А4, гуашь темно- и светло-зеленая гуашь в тарелочке, салфетки, иллюстрации

3

«Бабочка»

Рисование пальчиком

Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

4

«Цветы для пчелки»

Рисование ладошкой и пальчиком

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность

1.2. Перспективный план работы с родителями

месяц

мероприятия

Сентябрь

Анкетирование на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

Консультация «Как научить вашего малыша рисовать»

Презентация кружка «Цветные ладошки»

Октябрь

Консультация «Изобразительная деятельность в семейном  воспитании».

 Папка-передвижка в родительский уголок «Игры с красками».

 Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования

Ноябрь

Консультация   «Приобщение к нетрадиционной технике рисования»

Индивидуальные беседы: Побеседовать с родителями   об организации уголка творчества дома.

Декабрь

Консультация «Как организовать домашнее занятие по рисованию»

Папка-передвижка в родительский уголок «Рисуем дома».

Январь

Консультация «Ребенок и рисование».

Индивидуальные беседы:  Побеседовать с родителями о том, как  создать детский шедевр в домашних условиях                                                

Февраль

Консультация  «Использование различного материала в изодеятелъности»

Папка-передвижка в родительский уголок «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания»

Март

Консультация «Нетрадиционные методы рисования».

Индивидуальные беседы: Побеседовать с родителями о том, какие методы и приемы нетрадиционного рисования можно использовать в детском творчестве дома.                                         

Апрель

Консультация «Игры на листе бумаге или открой в себе художника» 

Выставка детских работ

Май

Консультация «Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят». 

Совместное занятие с родителями и детьми «Волшебные превращения»

1.3. Требования к уровню подготовки воспитанников

Высокий уровень развития

Средний уровень развития

Низкий уровень развития

Знает и самостоятельно:

- применяет разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек;

- создает индивидуальные и коллективные рисунки;

- смешивает краски, подбирает цвета;

-применяет фантазию в изображениях.

Проявляет устойчивый интерес к деятельности.

Знает и с незначительными

подсказками воспитателя:

 - применяет разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек;

- создает индивидуальные и коллективные рисунки;

- смешивает краски, подбирает цвета;

-применяет фантазию в изображениях.

Проявляет неустойчивый интерес к деятельности.

 Только с подсказками воспитателя:

- применяет разные способы выполнения отпечатков пальчиков, ладошек;

- создает индивидуальные и коллективные рисунки;

- смешивает краски, подбирает цвета.

Не проявляет интереса к деятельности.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Ожидаемый результат

1. Образовательная деятельность с воспитанниками.

Развитие художественных качеств

Количество воспитанников с высоким, средним, низким уровнем развития физических качеств

Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой

Сентябрь

Май 

Уровень сформированности представлений и практических умений

Количество воспитанников с высоким уровнем усвоения задач.

Методика проведения диагностики Т.С. Комаровой

Сентябрь

Май

2.     Контроль за реализацией программы

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации, который необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, а также используется для стимулирования успешной деятельности.

Контроль позволяет выявить проблемы и скорректировать образовательную деятельность в группе кратковременного пребывания детей от 3 до 4 лет.

Мероприятия контроля

Сроки

Ответственные

1

Тематический контроль «Готовность образовательного учреждения к новому учебному году»

Сентябрь

(1 неделя)

Административный аппарат, комиссия ДОУ

2

Тематический контроль «состояние работы по реализации программы по организации группа кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет «Малыши- - карандаши»

Октябрь

(4 неделя)

Зам. зав. по ВМР

3

Предупредительный контроль качества предоставления дополнительных услуг в условиях консультативного пункта.

Ноябрь

(2 неделя)

Зам. зав. по ВМР

4

Инспекционный (тематический) контроль за соблюдением требований к организации образовательного процесса, соответствие учебного плана реализуемой программы, СанПиНа в группе кратковременного пребывания детей от 2 до 3 лет.

Февраль

(1, 2 неделя)

Заведующий ДОУ

Зам. зав. по ВМР

5

Контроль за состоянием программно – методического обеспечения ДОУ в соответствии с реализуемой программой

Май

(2 неделя)

Заведующий ДОУ

Зам. зав. по ВМР

Зам. зав. по АХР

3.     Механизм реализации программы

  Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

 Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

 Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

 Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

 Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

Программа предлагает инновационные формы организации занятий в системе дополнительного образования детей, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, игры-путешествия, выставка-праздник, занятия-практикумы, выставка работ.

Средства, необходимые для реализации программы

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

 - разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация

-.использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.

Технические средства, необходимые для пальчиковой живописи: густые краски основных цветов, тряпка, старая чайная ложка, старые тарелки или пластмассовые крышки, белая и тонированная бумага.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: Краска наливается в блюдечко. Обмакнём всю ладонь или её часть в краску, оставляем отпечаток на бумаге (можно раскрасить ладонь в разные цвета). Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Пальчиковые краски можно приготовить в бытовых условиях, вот несколько рецептов:

Рецепт пальчиковых красок №1. 0.5 кг муки, 5 ст.ложек соли, 2 ст.ложки раст. масла, добавить воды – до консистенции густой сметаны.
Все это перемешиваем миксером, затем полученную массу разливаем в отдельные баночки, добавляем пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант – пасхальные наборы), перемешиваем до однородной массы.

Рецепт пальчиковых красок №2. В мисочке смешать 1/3 чашки крахмала и 2 ложки сахара. Добавить 2 стакана холодной воды и поставить на маленький огонь. Варить 5 минут постоянно помешивая, пока смесь не станет полупрозрачной гелеподобной массой. Когда эта масса остынет, в нее добавить 1/4 кружки жидкого средства для мытья посуды (это сделает краски легко смываемыми с одежды и других поверхностей.) Затем массу следует разделить на несколько порций и в каждую порцию добавить либо пищевую краску, либо нетоксичную гуашь.

Рецепт пальчиковых красок №3. Смешайте 1,5 стакана крахмала и 0,5 стакана холодной воды, до получения однородной массы. Добавьте туда литр кипятка, непрерывно помешивая до получения прозрачной массы. Продолжая помешивать всыпьте 0,5 стакана талька. Когда смесь остынет, добавьте 1,5 стакана мыльной стружки и хорошенько размешайте. Разлейте в баночки, подкрасьте порошковой темперой и немного охладите.

4.     Педагогическая диагностика

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью через нетрадиционные приёмы рисования, необходимый продуктивный раздел работы. С этой целью используются индивидуальные диагностические задания, где определяется уровень овладения изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники.

Для диагностирования определены критерии и показатели уровня овладения изобразительной деятельностью нетрадиционными методами.

Для проведения психолого-педагогического обследования детей используются следующие методики

 1) Методика «Нарисуй что-нибудь»

Целью является выявление уровня развития продуктивного воображения.

Данная методика заключается в том, что, ребенку дается лист бумаги (формат А4), краски и предлагается придумать и нарисовать то, что он любит больше всего. Ребенку дается инструкция «вместо кисточек нужно рисовать пальчиками», затем показывается как это нужно делать. Время проведения – 5 минут. Повторы рисунка оцениваются одним баллом.

2) Методика «Неполные фигуры»

Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующими элементами, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез

относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков. Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребёнок воспринимает предлагаемые тест фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Этот метод состоит в том, что ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) и предлагают на сновании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как, внутри контура фигуры, так и за ее пределами в любом удобном для ребенка повороте листа изображении фигуры, т.е.можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Время не ограничено.

3) Методика - «Бусы для мамы»

Данная методика заключается в том, что, нарисовать отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и предложите

ребенку «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. В результате данной методики выявляется развитие творческого воображения. Время не ограничено. С целью получения объективных данных об уровне развития воображения младших дошкольников в процессе занятий пальчиковой живописью нами проводилось диагностическое обследование с помощью вышеописанных методик. Ответы детей заносились в протоколы.

Список литературы

  1. Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «Истоки» / Под ред. Л.А.Парамоновой – ИЗДАТЕЛЬСТВО «СФЕРА»,2011г.
  2. Программа  «Цвет творчества» Н.В.Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.
  3. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой - Москва 2005
  4. «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова – Москва, 2010
  5. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева -  Академия развития, 2006
  6. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская - «Детство-пресс», 2004
  7. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская  - «Детство-пресс», 2003

Приложение

Конспект занятия  по художественному творчеству

нетрадиционное рисование  на тему: «Лебедь»

                                         

 Цель: Продолжить формирование художественных умений и навыков ,творческого подхода к изобразительному искусству.

Задачи: Приобщать   детей   к   нетрадиционной   технике   рисования.  Развивать  у детей  эстетическое   восприятия,  любовь  к  птицам ,  желание передать её красоту. Закреплять технические приёмы рисования ладошкой, пальчиками, кисточкой.

Материалы к занятию: Бумага белая, голубая, гуашь,  акварель  кисти, стаканчики для воды , салфетки, подставки для кисточек, тазик с водой.

Ход занятия:

Рассмотреть вместе с детьми картинку лебедя.

- Посмотрите, это красивая, гордая и величественная птица. Лебеди обитают на озёрах. У лебедя тело покрыто перьями, под перьями пух. Длинная красивая шея, красный яркий клюв. Лебедь может летать и плавать. Лебедю одному очень скучно ,давайте поможем. –А как помочь нашему лебедю?                                                                                                          Нарисуем ему друзей (ответы детей). Рисовать будем ладошкой, обмакиваем ладонь  в гуашь, прикладываем к листу бумаги,2-3 раза, голову и шею рисуем пальцем или кистью  в виде ,вопросительного знака. Красной краской дорисовываем клюв приманиванием,   черной краской глаз- концом кисти, синей краской волны, проводим волнистую линию в нижний части листа , которая прикасалась бы к телу лебедя, кистью или пальцем.

Предлагаю детям выбрать цвет бумаги, если будут рисовать белого лебедя бумагу берут голубую , если черного белый лист  бумаги.

Работа детей.

В процессе занятия , прохожу и даю словесные указания, после того , как нарисовали  тело и шею , моем руки и протираем их на сухо полотенцем пока работы просыхают , проводим физ.минутку.

                         Руки подняли и покачали.

                         Это деревья в лесу.

                         Локти согнули , кисти встряхнули

                         Ветер сбивает росу.

                         В сторону руки и плавно помашем

                         Это к нам птицы летят.

                         Как они сели , тоже покажем.

                         Крылья сложили назад.

(Выполняем движения, соответственно тексту  2-3 раза.)  Садимся за столы, продолжаем рисовать. По окончанию занятия рассмотреть все работы их    поместить в «озеро» к одинокому лебедю.

Конспект занятия  по художественному творчеству

нетрадиционное рисование  на тему: «Мухоморчик»

Цель:

-  продолжать знакомить детей с нетрадиционной  художественно-изобразительной техникой – рисование пальчиками;

- учить наносить пальчиками ритмично и равномерно точки на поверхности бумаги;

- напомнить приемы рисования пальчиками точек (пятнышки на шляпке гриба);

- показать приемы рисования пальчиками  вертикальных прямых линий ( травка);

- развивать в детях желание рисовать, воспитывать аккуратность.

Материал:

- кукла Карандашкин;

- бумажные шаблоны грибов для раскрашивания;

- листы бумаги формата А4 голубого цвета;

- мисочки с гуашью белого, красного  и зеленого цветов;

- кисть с мягким ворсом;

- салфетки;

Ход занятия:

 Дети сидят на стульчиках вокруг воспитателя. В руках воспитателя кукла, игровой персонаж.

ВОСПИТАТЕЛЬ:     Ребята! К нам в гости пришел наш друг. Он – художник,

                                   Зовут его Карандашкин, он будет помогать вам учиться

                                   рисовать, лепить и делать различные поделки. Давайте

                                   поздороваемся с ним

ДЕТИ:                       Здравствуй, Карандашкин!                                                      

КАРАНДАШКИН:  Здравствуйте, дети!. Мне нужна Ваша помощь: собрался

 я в лес за грибами, но боюсь набрать ядовитых, не знаю как они выглядят…

А Вы знаете как они называются?    

Д:  Мухоморы!  

К:  А Вы сможете их нарисовать?

Д:  Да!

К:  Садитесь поскорее на свои места за столами.

            (Воспитатель показывает картинку с изображением мухомора).

В: Ребята, Вы узнали этот гриб? Как он называется?

Д: Это мухомор!

В: А какого цвета у него шляпка?

Д: Красная, с белыми точечками.

В: А что у мухомора еще есть, посмотрите внимательно?

Д: Юбочка на ножке!

В:  А можно ли его собирать и съедобный ли он?

Д: Нет, нельзя, мухомор - ядовитый гриб!

В:     Правильно, дети! Вот, Карандашкин, посмотри, как мухомор выглядит, его нельзя есть, он ядовитый.

К:   Спасибо, теперь я знаю как выглядит ядовитый гриб мухомор! Давайте его теперь нарисуем!

        (Воспитатель раздает детям шаблоны мухомора из белой бумаги).

В:Берем правильно кисточку с мягким ворсом и набираем  красную краску, чтобы раскрасить шляпки  мухомор. Проводим линию кисточкой слева направо - вот так.  

В: Замечательные красные шляпки получились у Вас. Но чего-то на них не хватает..

Д: Пятнышек белых!

В: Правильно, мы их нарисуем попозже, а пока сохнет краска я приглашаю Вас немножко поиграть!                                

Вставайте со своих мест и идите на ковер: будем играть в игру  « Собери грибочки» - кто больше соберет?

(Воспитатель раскладывает на ковре бумажные шаблоны съедобных грибов  и мухоморов. Цель игры: собрать как можно больше съедобных грибов).

В: Молодцы! Никто мухоморов не набрал! А теперь приглашаю всех сесть на свои места и дорисовать свои мухоморчики.

                      (Дети садятся на свои места).

В: Дорисуем пятнышки на шляпках. Какого они цвета?

Д: Белого!

В: Да. Давайте нарисуем пятнышки пальчиками. Обмакните пальчик в белую краску и аккуратно нарисуйте пятнышко на шляпке грибочка. Обмакивайте для каждого следующего пятнышка пальчик в краску. (Дети рисуют пальчиками белые пятнышки на красной шляпке мухомора).

В: Какие красивые шляпки у мухоморчиков  получились! Пальчики Ваши устали, вытрите  их от краски салфеточками пальчики и  давайте сделаем для них зарядку:

(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем, сжимая и разжимая пальцы рук):

 «Рисовали, рисовали!

 Наши пальчики устали!

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем снова рисовать!»

В: Отдохнули Ваши пальчики, могут опять рисовать.                

  Ребята, а кто мне скажет, откуда грибочки появляются?

Д: Из земли!

В: А что вокруг грибочков растет?

Д: Травка!

В: Правильно! Сейчас мы нарисуем травку для нашего гриба.

В: А теперь, ребята, приготовьте свои пальчики. Опустите их в зеленую краску и проведите прямую линию как я.

Для каждой новой травинки опускайте свои пальчики в краску.

( Дети рисуют «травку» пальчиками в виде прямых вертикальных линий).

В: Вот, Карандашкин, посмотри какая у ребят красивая и густая травка получилась! А теперь, ребята, возьмите свои мухоморчики и «посадите» их в травку вот так!

В: Молодцы! Все правильно сделали! Потом мы приклеим мухоморчики на лист с травкой.

КАРАНДАШКИН: Спасибо, ребята! Теперь я знаю как ядовитый и несъедобный гриб мухомор выглядит и пойду в лес загрибами! До свидания!

ДЕТИ: До свидания, Карандашкин!

Конспект занятия  

«Незабываемые цветочки – подснежники!» 

Программное содержание: 
Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование пальчиками и ладошками ». 
Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики и ладошки. 
Учить передавать образ цветка, строение и форму используя губку, ладошки и пальчики. 
Продолжать учить детей проводить прямые линии. 
Оборудование: лист бумаги формат А4, желтая, зеленая пальчиковая краска, иллюстрации цветов – подснежников, салфетки (влажные, бумажные). 
Предварительная работа: Рассматривание травы и цветов на прогулке. Рассматривание иллюстраций цветов в группе. 

Ход занятия. 
Воспитатель: Ребята, за окном наступило прекрасное время года Весна. 
Вся природа просыпается после зимы, все деревья и кустарники начинают зеленеть, появляются первые зимние цветы! 
Показать детям иллюстрации с изображением подснежников. 
Воспитатель Ребята посмотрите на него, он такой красивый, яркий. Какого он цвета? 
Дети: Желтый 
Воспитатель: А кто из вас знает, что это за цветы? 
Воспитатель: Вот это стебелек - его ножка. Вот листики. Какого цвета они? 
Дети: Зеленого. 
Воспитатель: Я прочитаю вам красивый стишок: 
На поляне вырос подснежник, 
На поляне подснежник расцвел, 
Но зима на подснежник злится 
И мороз на подснежник зол. 
А подснежник не замечает, 
Над поляной головкой качает. 
Так весну наш подснежник 
Встречает. 
И мы сегодня будем с вами рисовать этот небывалой красоты цветок, но сначала поиграем нашими пальчиками. 
Пальчиковая игра « Наши цветки» 
Наши желтые цветки раскрывают лепестки. 
Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются 
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. 
Пальцы плавно наклоняются, влево - вправо 
Наши желтые цветки закрывают лепестки 
Пальцы медленно складываются в кулачек 
Головками качают, тихо засыпают. 
Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону. 
Упражнение повторить несколько раз. 
Воспитатель: А теперь мы все с вами будем волшебниками и будем рисовать нашими ручками, т.е. пальчиками и ладошками. 
Наберем на пальчик желтую краску, поставим на листе яркую точку., а потом вокруг нее точки по кругу. 
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось на листе бумаги? 
Дети: Цветок 
Воспитатель: Ребята, а чего не хватает у нашего цветка? На чем растет цветок? 
Дети: Стебелька и листочков 
Воспитатель: Давайте с вами нарисуем стебелёк и листики нашему цветочку. 
Обмакиваем пальчик в зеленой краске и рисуем от цветочка сверху вниз прямую зеленую линию, это и есть наш стебель - ножка цветка. 
А дальше мы опускаем ладошку в краску и прикладываем к стебельку наши ладошки, получаются зеленые листочки. 
(В процессе работы помогаю детям). 
Воспитатель: Вот и получились незабываемые цветочки – подснежники! Теперь сложим наши подснежники вместе – получилась поляна подснежников. Молодцы, ребята. Хорошо постарались. 
Ребята, а теперь посмотрите на свои ладошки, грязные, что нужно сделать? 
Дети: вымыть. 
Воспитатель: Правильно, сначала вытрем свои ручки влажной салфеткой ипойдем мыть наши ручки, чтоб они были чистые. 

Конспект занятия  «Свитер для моих друзей»

Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.

Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.

Ход занятия: Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.
Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.

Конспект занятия  на тему: «Солнышко»

   

Нетрадиционные техники: рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками.

Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.

Ход занятия: Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.

Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.
Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.

Конспект занятия  на тему: «Ветка мимозы»

Нетрадиционные техники: рисование пальчиками, скатывание бумажной салфетки.

Цель: учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы. Величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.
Оборудование: ветки мимозы по количеству детей, ваза, красная материя для драпировки; гуашь жёлтого цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумажных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребёнка, изображения солнышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы; музыкальный материал: П.Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года».

Ход занятия: Под музыку П.Чайковского дети встречают солнышко. Им в подарок оно принесло большой букет мимозы. Педагог просит детей повторить название. Обследуется ветка мимозы. Предлагается внимательно рассмотреть, понюхать, аккуратно потрогать ветки мимозы. Воспитатель спрашивает, какого цвета цветки, сколько их, какой они формы, на что похожи. Показывает иллюстрации с изображением круглых жёлтых шариков, летящих по небу, и пушистых цыплят. Дети находят сходство с цветками мимозы.
Солнышко предлагает детям «одеть» голые веточки мимозы. Лежащие у них на столах. Педагог называет материал, необходимый для выполнения данного задания. Показывает, как получить цветки мимозы: бумажные шарики нужно наклеивать на ветки в разных местах. Замечает, что цветки мимозы можно также изобразить с помощью пальчиков и гуаши, для этого следует обмакнуть пальчик в краску и сделать отпечаток на листе бумаги.
Внимание детей стоит обратить на аккуратность выполнения задания. Напомнить, что при необходимости следует пользоваться салфетками.
Занятие заканчивается словами одобрения всем детям. Отмечается красота получившихся веток мимозы. Определяется их сходство с живыми объектами. Каждому ребёнку предлагается показать свою мимозу солнышку.

Конспект занятия на тему: «Ягодки и яблочки на тарелочке»

Нетрадиционные техники: оттиск отпечатками из картофеля, оттиск пробкой или рисование пальчиками.

Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.

Оборудование: ягоды и яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 30 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, пробки, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе, в корзине и т.д.

Ход занятия: Рассматриваются ягоды и яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), цвет (красный, синий, жёлтый, оранжевый).
Читает стихотворение Е.Седовой:

Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.

Яблочки румяные,
Круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас!
Мы такие сладкие!»

Дети изучают педагогические эскизы, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Воспитатель помогает определить, с помощью каких печаток можно сделать яблоки, ягодки. Кто-то из ребят показывает способ получения изображения. Уточняется, что ягодки и яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке. Дети выбирают, будут ли они печатать ягодки пробкой или рисовать пальчиками, пробуют разные краски. В это время повторяется стихотворение.
Воспитатель беседует с каждым ребёнком, выполнившим рисунок. Спрашивает, какие он выбрал краски, каким способом рисовал. Называется самая полная тарелочка, самые яркие яблочки, самые разноцветные ягодки и т.д. Особо отмечаются работы, на которых выбраны для рисования не похожие друг на другие тарелка, поднос или корзина.

Конспект занятия на тему: «Рыбка в аквариуме»

Цель: Создать для детей условия для наиболее полного и свободного раскрытия их творческих способностей с помощью средств нетрадиционного рисования; активизировать коммуникативные умения и навыки детей;.

Задачи: Познакомить детей с техникой печатания ладошкой.

Закрепить умения учить дополнять изображения, рисуя пальчиком

Развивать воображение, творческие способности

Развить чувство композиции и цвета

Материал: Цветная бумага голубого цвета ,широкие мисочки с разведенной водой гуашью красного, коричневого и зелёного цветов, тряпочки (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
– Кто это?
- Рыба
- Правильно рыба. 
А где у нас в группе живут рыбки?
- В аквариуме.
Дети подходят к аквариуму, рассматривают его обитателей, грунт, водоросли. 
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что находится в аквариуме, куда может спрятаться рыбка, где может спать (грунт, камешки, водоросли).   Ребята, а что такое водоросли?/травка, которая растет в воде/. А для чего нужны рыбкам водоросли? /чтобы дышать/ Правильно, люди дышат воздухом, а в воде воздуха мало, рыбкам дышать трудно. Травка-водоросль дарит этот воздух рыбкам. А еще травку можно кушать, можно в травке выводить маленьких деток. Очень полезная водоросль-трава, без нее рыбки погибнут. Посмотрите, как растут водоросли, снизу вверх. Какого они цвета?/зеленого/.
Воспитатель читает детям стихотворения М.Красева « Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Дети проходят и садятся за столы
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе краски разного цвета, давайте назовём эти цвета (красный, зелёный, коричневый). Сейчас я покажу вам, как мы будем рисовать рыбку. Рыбок мы будем рисовать ладошкой; Для этого вам нужно набрать краску красного цвета и отпечатать свою ладошку на листе бумаги. 
Воспитатель показывает, как печатать. Дети поочередно повторяют. После работы руки вытираются салфеткой
Воспитатель: Для того, чтобы рыбкам комфортно жилось в нашем аквариуме, нам нужно создать для них условия. Сначала мы

нарисуем камни. Камни у нас будут коричневого цвета. А нарисуем мы их пальчиком. Опускаем пальчик в коричневую краску, и ставим точки. 
Воспитатель: Но для жизни рыбкам нужны еще и водоросли. Это травка, которая растет в аквариуме. Давайте нарисуем пальчиком водоросли. Нужно обмакнуть указательный пальчик в зеленую краску и поставить его на бумагу рядом' с камешком, а потом вести его вверх, не отрывая. Если краска закончится, нужно набрать ее снова, поставить пальчик у следующего камешка и снова вести его вверх, пока у рыбок не станет много водорослей. /Рисуют снизу вверх зеленой краской/. Молодцы, ребята, посмотрите, мы все вместе нарисовали такой замечательный аквариум. 
Итог занятия: Дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки. Идут мыть ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....