Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гости в село Дымково»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Дерябина Оксана Геннадьевна

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гости в село Дымково.

Тема«В гости  в село  Дымково»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.

Программное содержание:

Равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;

• Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

• Развивать композиционные умения, чувства цвета при составлении узоров из элементов дымковской росписи.

• Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование и материал: силуэты дымковских игрушек, цветик- семицветик, карусель с дымковскими игрушками, акварель, кисти, ватные палочки, салфетки, аудиозапись с р. н. песнями.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Зал оформлен каруселью и дымковскими игрушками.

Дети входят в зал под музыку, их встречает 2-й воспитатель здоровается, приветствуют гостей, звучит музыка входит воспитатель  одетый в дымковском  костюме.

В-ль: Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.

Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом. ( в руках дымковская игрушка)

Я хочу пригласить вас в село Дымково.

Играет р. н музыка.

В-ль: Давайте мы сейчас  расскажем нашим гостям чем знаменито село Дымково!

 

Чтение стихов.

1 ребёнок:

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

2 ребёнок:

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

3 ребёнок:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

4 ребёнок:

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительное чудо!

2. Беседа.

В-ль: Приглашаю на стулья, «Посидим рядком, да поговорим ладком!»

В- ль: Почему же село это назвали Дымково?

Дети: Когда на улице было очень холодно, в домах затапливали печь. Дыма на улице было так много, что ничего не было видно. Один дым. А летом в пасмурную погоду, возле реки стоял густой туман и казалось, что село стоит как-будто в дымке. Вот и назвали то село Дымково.

В- ль: В те времена у детей игрушек не было. Вот взрослые и начали лепить для них разные игрушки. А из чего мастера лепили дымковскую игрушку?

Дети: Из глины.

В-ль: А где же мастера брали глину?

Дети: На берегу реки Вятке, которая протекала рядом с селом.

В-ль: Как же игрушки получились такие веселые, нарядные? Ведь глина красная не красивая.

Дети: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали мелом, разведенным на молоке, а потом уже  расписывали.

В-ль: Да, ребята, так и появились дымковские игрушки.

В-ль: В какое время года взрослые лепили игрушки?

Дети: В зимнее время года.

В-ль: Да, именно в зимнее время года мастера занимались дымковской игрушкой, так как весной, летом и осенью у них было много работы в огороде, дома, на скотном дворе. Ребята, а какие вы пословицы знаете о труде?

Дети:

1.        Терпение и труд - все перетрут.

  1. Дело мастера боится.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.      Труд человека кормит, а лень портит.

5.       Какие труды – такие и плоды.

В-ль: Ребята, а село то у нас не простое, а волшебное и есть там волшебный цветик - семицветик (вкл. запись песни «Есть на свете цветок алый-алый...)

 

Яркий цветик - семицветик

Принесла, ребята, вам

Каждый лепесток секретик

Разгадать поможет вам.

Давайте оторвем лепестки и посмотрим, что же за секретки они хранят. (дети отрывают и строятся в ряд)

В-ль:Что же это? Какие то кружочки, полоски, сеточки. Я не понимаю, может вы мне поможете?

Дети: Это элементы дымковской росписи.

В-ль: Ах, вот какие секретики хранил наш цветик-семицветик. Давайте назовём элементы дымковской росписи. (дети называют элементы, которые нарисованы на лепестках) .

Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

В-ль: Что означает круг в дымковской росписи? Волнистая линия, клеточки.

Дети: Солнце, вода, земля.

В-ль: Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.

 

3. Рассматривание дымковских игрушек.

В-ль: Хорошо живется в Дымково, весело, а игрушек там видимо-невидимо, а карусель то какая веселая.

В-ль: Ребята, я вас приглашаю на ярмарку, посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Они радуют нас своей красотой.

В-ль:

Карусель, карусель

Пред тобой мелькает быстро

Ряд игрушек расписной!

В-ль: Как называются эти игрушки?

Дети: дымковские.

В- ль: Правильно. А почему их так назвали?

Дети: Потому что их сделали в селе Дымково, которое расположено на берегу реки Вятки.

В- ль: Какой фон у игрушек? Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

В- ль: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Дети: Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

В-ль: Обратите внимание, какие узоры нарисованы на игрушках. Какие элементы росписи чаще встречаются на игрушках? (обратить внимание на точки, что они расположены между кругами, на круге, по краю колец и т.д.)

Дети читают стихи.

  1. В Дымково, вблизи от Вятки,
    Лет четыреста назад
    К празднику весны «Свистунье»,
    Их лепили стар и млад.

    2.   Эти вятские игрушки,
    Словно радуга весной:
    Посмотрите, вот индюшка,
    Хвост, как веер расписной,
    Удлинённая бородка,
    Как султанчик, гребешок,
    Крылья с яркою подводкой –
    Вся игрушка, как цветок!

    3.  Рядом барышня – красотка,
    Подбоченившись, стоит;
    Фартук, юбка и кокошник:
    Всё сверкает и горит.
    Брови чёрные дугою,
    Глазки, щёчки, алый рот –
    Кажется, взмахнёт рукою
    И немедля в пляс пойдёт.

    4.  Скоморохи, водоноски,
    Барыни и петухи –
    Украшают их полоски,
    Клетки, точки и круги.
    Красный, жёлтый и зелёный,
    Алый, синий, голубой –
    Все цвета на белом фоне
    Этой дымки расписной.

    5.   Знает промысел народный
    Вся страна и целый мир;
    Мы увидели сегодня
    Этот русский сувенир

.В- ль: Мне очень понравилось, как вы рассказали о дымковской игрушке.  А сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и стать дымковскими мастерами.

 

Физминутка.

Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!

(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
 

В-ль:  Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Давайте вспомним с чего начинаем расписывать игрушки? (закрашиваем основные части, затем из кругов, колечек, точек составляем узор. Наносим круги, точки с помощью тычков, а волнистые и прямые линии концом кисточки.) 1,2,3-закроем глазки мы и каждый из вас придумает свои узоры, используя элементы дымковской росписи.

 

4. Самостоятельная работа детей.

В-ль: После такой работы мастера отдыхали. «Делу-время, а потехе-час» Вот и я пока работы сохнут приглашаю вас поиграть в игру.

Игра «Карусель»

 

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра, 

 

В-ль: Все ребята молодцы, потрудились от души.

Ну, что ж, за такую работу полагается награда, каждый мастер заслужил, потому что поработал на славу (раздаются петушки на палочке).

Вам пора возвращаться обратно в детский сад, жду вас еще раз в гости…

(Дети возвращаются обратно в группу). Играет русская народная песня. Дымковская барышня уходит. Детей встречает воспитатель.

5. Итог работы.

Анализ детских работ

- Ребята, где вы были? Чем занимались?

- Посмотрите на свои расписные игрушки. Какие они красивые!

- А вам нравятся ваши работы?

- Расскажите чем рисовали узор? Какие элементы росписи использовали для составления узора?

- Какие краски использовали?

  

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе.

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе....

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в младшей группе «В гостях у Карлсона

Конспект открытого занятия  по познавательно-речевому развитию в младшей группе «В гостях у Карлсона»...

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Лаборатория профессора Пробиркина»

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе.Образовательные области:Коммуникация, познание, безопасность, здоровье.Цель: формирование начальных представлений о здоро...

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Солнце дружбы»

Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе. Задачи: 1.  Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); конкретизировать знания детей послови...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «В гостях в Дымково»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке. Программное содержание:      - Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (исто...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сей...