Статья
статья по рисованию (средняя группа)

Рахматуллина Юлия Витальевна

Воспитательно-образовательный процесс предоставляется на сегодняшний день как целостный, системный, постоянно развивающийся, целенаправленный процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на усовершенствование качеств воспитанников, на достижение социально-значимых результатов и носящий личностно-ориентированный характер. Для реализации воспитательно-образовательного процесса необходимо сочетание научности и практичности, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса (что не является новшеством).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Цель: внедрение ФГОС в систему образовательного процесса.

Задачи:

1. Обогатить жизнь ребенка интересным содержанием.

2. Обеспечить творческий подход к выбору интересного содержания, на основе интеграции, с использованием различных приемов и методов.

3. Обеспечить обширное внедрение в образовательный процесс различных игр, игровых приемов и игровых ситуаций.

4. Обеспечить список вариантов в выборе новых и разнообразных тем, форм, средств, методов.

5. Исключение формальных подходов, стереотипности, излишнего назидательства.

6. Внимательное, воспитанное отношение к ребенку, его возможностям.

Подготовительная работа: изучение документации нормативно правовой базы.

Наглядный материал: икт, проектор.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Описание хода мероприятия.

Дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования с вступлением в силу Ф З от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Особую актуальность приобретает стандартизация дошкольного образования. Совокупность обязательных требований к дошкольному образованию представляет собой ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Основополагающими документами нормативной правовой базы являются:

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013) ;

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Воспитательно-образовательный процесс предоставляется на сегодняшний день как целостный, системный, постоянно развивающийся, целенаправленный процесс взаимодействия детей и взрослых, направленный на усовершенствование качеств воспитанников, на достижение социально-значимых результатов и носящий личностно-ориентированный характер. Для реализации воспитательно-образовательного процесса необходимо сочетание научности и практичности, соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образовательного процесса (что не является новшеством). Образовательный процесс должен включать в себя образовательные области, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей по основным направлениям (по ФГОС ДО их пять - познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному и физическому) в которые включены следующие функции:

- воспитательная - развитие ценностных отношений;

- образовательная  - воспитание интереса к получению знаний, которые выступают в качестве средств, способствующих развитию новых качеств ребенка;

- развивающая - развитие познавательных и психических процессов;

- социализирующая - овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно-профилактическая - привитие навыков здорового образа жизни.

Для организации образовательного процесса необходимо планирование, которое придает ему содержательность, определенность и управляемость.

У воспитателя должны быть следующие личностные качества такие, как: непрерывное изучение индивидуальных особенностей, привычек, темперамента, черт характера, взглядов детей; объединение воспитания с самовоспитанием; умения диагностировать, знать уровень сформированности  интересов, личностных качеств и мотивов детей; обеспечивать основную опору на активность, самостоятельность и развитие инициативы детей.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего время пребывания ребенка в дошкольном учреждении (самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в режимных моментах, организованная образовательная область и совместная деятельность воспитателя с детьми). Для решения педагогических задач воспитатель использует разнообразные формы работы с детьми - экспериментирование, чтение, наблюдение, игры, решение проблемных ситуаций, беседы).

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная,

- познавательно-исследовательская,

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная,

- двигательная.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

-с одним ребенком;

-с подгруппой детей;

-с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

-возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

-их интереса к данному занятию;

-сложности материала;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;

• открытый временной конец деятельности.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности). В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Таким образом, внедряя в практику новые формы организации педагогического процесса в ДОУ можно сделать вывод, что обязательно должен повысится:

1. интерес педагогического коллектива к образовательно-воспитательному процессу;

2. уровень профессионального мастерства педагогов;

3. уровень образованности воспитанников;

4. повысится стремление родителей участвовать во всех видах деятельности детского сада;

5. интерес социума к деятельности дошкольного образовательного учреждения, если будут созданы все условия как со стороны ДОУ, так и со стороны родителей и, конечно же, государства.

В заключение хочется отметить, что в настоящем Федеральном государственном образовательном стандарте, на самом деле не так много нового, только образовательные области, а интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо, все это делалось и до внедрения ФГОС, только немного в другой форме.


Список литературы:

  1. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды [Текст] / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
  2. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.        

3. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


Приложение 1

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию "Дымковская игрушка"

Подготовительная работа: рассматривание картин, альбомов, знакомство с дымковской игрушкой, знакомство и рисование элементов росписи, занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительная деятельность, разнообразные дидактические игры, связанные с народной игрушкой и народными промыслами.

Наглядный материал: картинки, на которых изображены дымковские игрушки, образец рисунка, за ранее нарисованный воспитателем.

Возраст воспитанников: 4-5 лет.

Описание хода мероприятия.

Организационный момент.

Воспитатель переодетый в русский народный костюм заходит в группу. Воспитатель: - Здравствуйте, родные мои, а я сегодня пригласила к нам в гости наших с вами общих друзей.

Вводная часть.

Подходите все сюда

Картинки я вам принесла,

А какие именно

Посмотрите все внимательно!

(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором расположены картинки с изображением народных игрушек)

Основная часть. Ба-а-а, ребята посмотрите, что же здесь такое нарисовано?

(Ребята рассматривают картинки, лежащие на столе)

Дети: Картинки, с нарисованными дымковские игрушками.

Воспитатель: Правда? Как интересно. А может быть мне кто-нибудь расскажет кто именно нарисован на этих картинках? И каким образом они расписаны?

(По очереди несколько воспитанников выходят, берут по картинке и рассказывают про нее). Ой, как интересно, а про цвета мне может, расскажите? Уж очень хочется побольше обо всем узнать.

Дети: Мастерами использовались такие цвета как, красный, желтый, черный, коричневый, синий и оранжевый.

Воспитатель: А может, перевоплотимся в мастеров и попробуем сами расписать силуэты игрушек? А потом отправимся на ярмарку, чтобы показать наших игрушек.

Дети: Ура, конечно хотим.

Воспитатель: Но перед тем как начать работать, нам необходимо немного отдохнуть.

Звучит русская народная музыка.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз. (глазки на ладошке показать)

Воспитатель: Вот немного отдохнули, а теперь нам пора поработать. Мои мастера выбирайте, что вам необходимо и начнем работать.

Дети выбирают материал и подготавливают свое рабочее место.

Воспитатель снова показывает детям картинки и выбирают иллюстрацию, которую они хотят нарисовать. (Дети же в свою очередь выбирают коня).

Воспитатель: А давайте-ка получше рассмотрим коня? Так-так-так, из каких же частей он состоит?

Дети: Голова, грива, туловище, ножки и хвост.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ой, посмотрите, а что это такое? (показывая на узор)

Дети: Знаем-знаем что это такое, это узор, а точнее лепестки и точки.

Воспитатель: Зачем нужен тычок?

Дети: Чтобы рисовать кружочки.

Воспитатель: Так хорошо. Может сначала я покажу вам, как мы будем украшать коня, а потом вы приступите к работе?

По завершению рисования воспитатель говорит:

- Так ребята не зевайте, к работе скорее приступайте.

Воспитатель: А кто сможет мне показать на доске, как мы рисуем мазки и точки? (два ребенка по очереди выходят и показывают технику рисования).

Воспитатель: А теперь давайте все вместе возьмем кисточки и в воздухе нарисуем эти элементы.

Практическая деятельность детей.

Хорошо, а теперь будем украшать наших коней.

Во время рисования дети вспоминают элементы рисования. Для того чтобы рисование было интересным можно использовать игровые приемы. Например такие как: посмотри у цветочка не хватает еще одного тычочка (кружочка); посмотри сколько места волнистая линия так и просит дальше побежать. При затруднениях ребенку необходимо посмотреть на образец.

Заключительная часть.

Рефлексия.

После того, как дети закончили работу, воспитатель размещает коней на столе.

- Ребята, посмотрите, какие красивые кони у нас получились!

Какой узор мы сегодня рисовали? А с какими игрушками мы с вами познакомились?

Вот теперь мы сможем ехать на ярмарку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...