"Рисование народного костюма. Иван да Марья"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Дементьева Ольга Вячеславовна

На занятии дети знакомятся с особенностями русского народного костюма его историей. С крестьянским бытом и жизнью людей прошлых лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnyy_kostyum.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №17

комбинированного вида Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

Тема: «Иван да Марья. Рисование русского народного костюма»

Подготовила и провела:

Воспитатель Дементьева О. В

Санкт-Петербург

2019

Задачи:

Образовательные: познакомить с русским народным костюмом.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус

Развивающие: развивать творческие способности в изобразительной, речевой и театрально-игровой деятельности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с бытом крестьян. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла»

Ход занятия.

Под русскую народную музыку в зал входят дети. Их встречает ведущая в русском народном костюме.

Ведущая:

Добрый день, гости званные, желанные.

Рады мы всем гостям, как добрым вестям!

Всех примечаем, душевно встречаем,

Присесть приглашаем.

Дети проходят в зал и рассаживаются. В зале создана мини-горница, в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей в старину.

Ведущая: собрались мы с вами сегодня, чтобы узнать какую одежду носили наши предки. В музее мы видели с вами ткацкий станок, на котором ткали ткань, из рассказа К.Д. Ушинского «Как в поле рубашка выросла», узнали, как нелегко было получить льняное полотно, чтобы сшить рубашку. А вот теперь в нашей горнице мы увидели прялку. А для чего она была нужна?

(Дети отвечают).

Ведущая: да, ребята. Крестьянская жизнь была нелегкой. Все надо было сделать своими руками и вырастить лен, и наткать ткани и спрясть пряжу и сшить одежду. А как назывались люди, которые шили одежду? (Портные)

В старину вся одежда называлась порты или портище. Так называли всю одежду и мужскую, и женскую. Отсюда и идет слово портной. Слово платье появилось позже А как вы считаете, кто раньше чаше были портными мужчины или женщины. (Дети отвечают) Многие столетья портными были только мужчины. К мастерам портным на ученье отдавали мальчиков, для этого их даже привозили в Москву из других городов. А в деревнях, как правило, одежду шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых-служанки. До нашего времени даже дошла поговорка «Всяк портной на свой раскрой». До нашего времени подлинной повседневной одежды почти не осталось, ее донашивали, перешивали, латали до полной ветхости

«Не поносишь старого – не носить и нового» -говорили в старину

А как вы думаете, где хранилась одежда? (Дети отвечают – в сундуке)

Ведущая: вот и у нас тоже в нашей горнице стоит сундук. Давайте его откроем и посмотрим, что лежит там.

   Дети подходят к сундуку, звучит народная музыка и ведущий достает из сундука двух кукол Ивана и Марью в русских народных костюмах.

Ведущая:

Куклы к празднику готовы,

Посмотрите на обновы –

Сарафаны расписные

Да рубашечки льняные

Мальчика зовут Иван

А на Марье сарафан.

Хотят с вами подружиться,

Вместе петь и веселиться.

Ребята, а во что нарядились наши куклы? Во что одета Марья? (Дети отвечают сарафан, кокошник, рубаха, сапожки). А Иван? (Штаны, рубашка, сапоги)

А чем украшены костюмы? (Дети отвечают – рубашка и сарафан украшены вышивкой, отделаны тесьмой. На кокошнике вышит узор. На шее у Марьи бусы)

Ведущая: 

Марья гостей ждала, наряжалася
Бусы красны надевала - украшалася.

Когда бусы одевала –

Нитку шелкову порвала.

Люди добры – помогите,

Марье бусы соберите.

Организуется ИГРА «Собери бусы». На ковре рассыпаются бусины. Команда девочек собирает их в корзинку с розовым бантом, команда мальчиков с синим. Играет веселая народная музыка. Дети собирают бусинки.

Ведущая: Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Вы увидели сегодня как старались украсить свою одежду простые люди. Ими было придумано много способов окраски ткани. Краску делали, используя разные растения -зверобой, василек, листья бузины, березы, шелуху лука. Краски умело смешивали, получая разные цветовые оттенки. В каждом регионе жители имели свои пристрастия в выборе цвета одежды. Назовите пожалуйста любимые цвета Корчевских крестьянок (Дети отвечают – красный и синий)

  У русской рубахи был своеобразный покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Поєтому она называлась косовороткой. Белая косоворотка часто украшалась по вороту , подолу и низу рукавов вышивкой. На груди делалась вставка другого цвета. Мужские брюки были обычно синего , или черного цвета. Выходные штаны иногда шили из ткани в полоску.

Посмотрите на Марью. А какие места в женской одежде чаще всего украшались? ( Дети отвечают – рукава, горловина рубахи, верх и подол сарафана).

Ведущая: Ребятки, а у наших Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда не могут они вместе с ними веселиться, потому что не украшены их наряды.

Не танцует, не поет

Наш игрушечный народ.

Сарафан у них простой-

Белый, а не расписной.

Не украшена рубашка –

Нет и вышивки на ней.

Все исправить, все украсить

Просят куколки детей

Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину наши предки.

Дети соглашаются и украшают силуэтные изображения кукол.

Ведущая: (После выполнения детьми задания). А теперь ребятки, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Куклы Иван и Марья благодарят детей за работу и прощаются с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование "Русский народный костюм"

Конспект занятия из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В ходе этого занятия закрепляются знания детей о русском костюме. Развиваются творческие способности в изобразительно...

Легенда об растении Иван-да-Мария

Легенда об растении Иван-да-Мария...

Сценарий спортивного праздника "Иван да Марья" с использованием русских народных игр

Сценарий для работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствует эмоциональному и двигательному раскрепощению, проявлению чувства радости и удовольствия в воде....

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»

Иван-да-Марья, конспект занятия по  природе в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»Программное содержание:Познакомить детей с цветком (...

"Иван да Марья"

Занятие по краеведению....

Перспективно-тематический план кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Иван да Марья»

Актуальность программы:Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мир...