Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
материал по рисованию (средняя группа)

Фокина Маргарита Викторовна

В данной работе рассказаны основные  техники нетрадиционного рисования с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25  «Белоснежка»

Отчет по теме самообразования

 «Использование нетрадиционной техники рисования у детей младшего дошкольного возраста"  

 

Подготовила: воспитатель средней группы

                                                             Фокина М. В.

Вельяминово, 2019 г.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…»

(Э. Успенский)

        Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

        Бывает так, что некоторые дети боятся, что они не справятся с каким либо заданием по-этому отказываются рисовать, объясняя это словами «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления.

         Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изобразительной деятельности в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом.

        Нетрадиционное рисование играет важную роль и в общем психическом развитии ребенка, ведь важен здесь не продукт-рисунок или поделка, а процесс развития личности, формирование уверенности в своих способностях.

        Я определила цель своей работы: определить, оценить и показать значение применения нетрадиционных техник рисования в формировании и развитии успешной творческой личности детей младшего дошкольного возраста.

        И поставила перед собой следующие задачи:

•  Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования, подготовки и организации занятий

•  Раскрыть понятие «нетрадиционные техники рисования».

•  Рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.

•  Формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

•  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

•  Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.

•  Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

•  Совершенствовать навыки рисования.

•  Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

•  Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.

•  Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке рабочее место.

•  Повышать уровень самооценки детей.

        Работу проводила поэтапно:

        На первом этапе подобрала и изучила литературу по теме самообразования, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

        На втором этапе велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

        В работе использовала следующие средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

        Применяла такие методы:

-словесные,  -наглядные,

-практические, -игровые;

         Конечно нетрадиционных техник рисования очень много и овладть ими сразу не возможно, но можно подобрать на каждый возраст, определенную технику.

                Рисование ладошками.

        В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. В первой и второй младших группах дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг. Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.

Так с помощью детских ладошек можно нарисовать курочку, уточку, лягушку и много других простых животных и птиц.

        Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидеть какой именно персонаж смотрит на вас.

        Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада участвует в одной общей художественной работе.  Например, на большом листе бумаги нарисовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по цетру наклеить само тело павлина.

        Рисование вилками.

        Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.

        Вот образец такой работы для детей в детском саду. На листе бумаги педагог рисует пенек.  От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.

        В такой нетрадиционной технике вы можете нарисовать любые "колючие" элементы рисунка – например, ежик или кактус. Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например, желтого пушистого цыпленка, или котенка, или медвежонка.

        Рисование ватными палочками.

        Маленьким детям лучше всего в технике "тыка" использовать ватные палочки, здесь можно предложить нарисовать лишь некоторые элементы персонажей например, только хвост у лисы, только иголки у ежика. А можно совместить работу по рисованию ватной палочкой с аппликацией. Например, сначала на листе бумаги ребенок делает аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) и  шкурки-спинки ежика (из белой бумаги). И потом эту шкурку-спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Веселое детское занятие по рисованию и наклеиванию.

        Можно использовать рисование ватной палочкой в технике зонального заполнения. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силуэт) персонажа – например, морской конек. Ребенок должен заполнить всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Это сложно, ребенок не всегда видит где у него густо, а где пусто. Воспитателю нужно все время повторять ищем пустые дырки, заполняем дырки разными цветами точек, а  не точками одного цвета.

        Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Ведь нужно чувствовать, как ты распределяешь цвет по зоне – равномерно или вверху все желтое, а внизу все синее.

        Такое задание можно начинать давать в младшей группе и потом в старшей –и даже взрослый надет чему поучится в такой тренировке на чувство цвета и композиции.

        В технике отпечатка.

        Многие дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины

        В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.

Вариант 1 – комочек мятой бумаги.

        Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних  (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.

Вариант  2 – гофрокартон.

        Упаковочный серый гофрированный картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка.  Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования . Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.

Вариант 3 – втулка от туалетной бумаги.

        Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.

        Также вы можете край рулонкика нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.

        Итак, я рассказала о самых простых техниках нетрадиционного рисования, но их великое множество, которые могут быть использованы в других возрастных группах детского сада.

        При работе использовала следующую литературу:

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1 и 2, 2007г.

2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб.: Детство-пресс, 2011г.

3. Иванова О. Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.

4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.

6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.

7. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.

8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития. 2007г.

9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: Творческий центр, 2011г.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М.:Владос, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные техники рисования –это способы рисования различными  материалами: поролоном, комканой бумагой , трубочками , ниточками , пенопластом , парафиновой свечой , восковыми мелками , сухи...

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области « Художественное творчество» с учетом ФГТ

Использование нетрадиционной техники            рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста...

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческ...