Статья "Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе"
статья по рисованию (средняя группа)

Асташенко Оксана Петровна

В этой статье описывается методика обучения изобразительной деятельности (Рисование, лепка, аппликация) в средней группе детского сада. Все виды деятельности взаимосвязаны., поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. При этом следует иметь ввиду, что каждый вид деятельности имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы в объеме, рисунок- плоскостно в цвете, пространстве, аппликация-в цвете, силуэтно. При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединятьв течении какого-то времени занятия, связанные программнымизадачами и тематикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodika_obucheniya_izobr_deyatel_v_sr_gr.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе.

      К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети учатся различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета.

В обучении изодеятельности добавляются новые программные задачи:

Рисование:

 - учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки;

 - аккуратного закрашивать в одном направлении, используя  разные материалы;

- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Лепка:

- учить прищипыванию с легким  оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички).

  - учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки.

Аппликация:

 - формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

Все занятия делятся на три части:

1. Объяснение задания.

2. Процесс выполнения задания.

3. Совместный анализ выполненной работы.

Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу.

Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку,  но и педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение.

Постепенно детей нужно приучать  преодолевать трудности, самостоятельно искать решения, а не поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу. Если кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше .

В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному. Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
        В средней группе можно устроить выставку всех рисунков после занятия и затем провести анализ отдельных работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и в младшей группе, показывать не следует, чтобы не снижать интереса и настроения ребенка. Но с авторами слабых работ воспитатель может заниматься индивидуально в свободное от занятий время, когда ребенок захотел рисовать. Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее.

Главным принципом обучения изодеятельности детей любого возраста является наглядность.

В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
             При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения.  Перечисление всех этих признаков предмета должно идти в том порядке, какими они даются в изображении.                           Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части.

При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям. Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.

Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д. Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где? Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок. При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.  

В декоративном же рисовании показ особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. Для закрепления этого умения детям дается задание нарисовать тот же узор на цветных полосках бумаги, но другими красками. На таких повторных занятиях воспитатель помогает тем детям, которые не смогли справиться с заданием. 

Лепка в средней группе

На пятом году жизни дети учатся точнее передавать форму и структуру предметов. Кроме того, они знакомятся с изображением человека и животного. Воспитатель может вылепить снегурочку, снеговика, девочку в шубке, птичку, кролика, ежа, рыбку, поросенка. Все эти предметы требуют соблюдения формы, пропорций, но могут быть изображены пока упрощенно. Например, для того чтобы выполнить девочку в шубке, дети лепят столбик, придают ему коническую форму, затем раскатывают маленький шарик для головы и удлиненную цилиндрическую форму для рук, которую делят пополам. В результате плотного соединения частей получается фигурка в несложном исполнении. При изображении птички ребята знакомятся с новым техническим приемом - оттягиванием пластилина от общей формы для получения таких деталей, как клюв, лапки, но вначале от детей еще не требуют усвоения этого приема.

Воспитатель должен научить детей защипывать края формы кончиками пальцев, заострять и закруглять конец столбика. В качестве упражнений дети лепят морковь, угощение для кукол (пирожки, печенье, ватрушки).

Ребята средней группы знакомятся с новыми изобразительными и техническими умениями. Например, учатся оттягивать от формы мелкие детали при изображении цыплят и птиц, вдавливать пальцами округлую форму, чтобы получить полую, загибать края расплющенной формы. Тематика, предлагаемая программой, помогает закрепить приобретенные навыки. Дети могут вылепить посуду для кукол: миски, тарелки, чашки с блюдцами. При изображении птиц они учатся плотно скреплять части, прижимая их одну к другой и замазывая пальцем места скреплений.

Аппликация в средней группе

Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.

Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.

 Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.

Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома — окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.

Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. Дети учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см, чтобы результат достигался после 1 — 2 движений лезвий. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.).

Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.

Вырезание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы — гриб, самолет, башенку, снеговика.

При планировании НОД по видам ИЗО следует помнить: все виды изобразительной деятельности взаимосвязаны, поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. При этом следует иметь в виду, что каждый вид деятельности имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме; рисунок — плоскостно, в цвете, в пространстве; аппликация — в цвете, силуэтно. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени занятия, связанные программными задачами и тематикой (например, изображение человека, животных в рисунке, лепке, аппликации).

 


ГБДОУ детский сад №91 Красносельского района Санкт - Петербурга

Методика обучения изобразительной деятельности

 в средней группе

Подготовила: воспитатель Асташенко О.П.

2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе "Цветы весной".

Конспект НОД для детей средней группы с использованием нетрадиционной техники рисования "тычок жёсткой кистью"....

презентация "Методика обучения изобразительной деятельности в старшей группе"

quot;Методика обучения изобразительной деятельности в старшей группе"...

Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе.

К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретает внимание, уточняется зрительное, слуховое, осязательно...

Конспект по изобразительной деятельности в средней группе Тема: " Пришла Весна" (нетрадиционной изобразительная техника)

расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять в умении дорисовывать листья, используя метод «примакивания»  с помощью ватных палочек к листу бумаги;- у...

"Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе"

Методические рекомендации по обучению изобразительной деятельности...

Презентация "Задачи обучения изобразительной деятельности по возрастным группам"

В соответствии с ФГОС художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.), р...

Статья. Методика обучения изобразительной деятельности в средней группе.

В статье описана методика поэтапного обучения изобразительной деятельности в средней группе детского сада....