Проекты, консультации и мастер- классы по развитию речи с использованием нетрадиционных техник рисования
консультация по рисованию (младшая группа)

Корюкина Анна Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Мой материал поможет вам более подробно изучить данную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс.

Тема: «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

«Вся природа открывается чувству зрения

                         посредством цвета»

И.В.Гёте.

                                             

                                             «Для ребёнка, вместе с ребёнком,

                                               исходя из возможностей ребёнка».

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, рамки для работ по временам года, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», бумажки для подписания работ, клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, пластмассовые вилки, кусочки поролона, стаканы с водой.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

        Содержание.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

       

      Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи.  Знакомство с цветом помогает им полнее и  тоньше воспринимать предметы и явления окружающего  мира.  

     Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.

     Многие хотят жизни творческой, делать  что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно.  Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.

     Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые  предлагаются детям  дошкольного возраста (способы нетрадиционного рисования по группам).

-  Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из четырёх человек. Пожалуйста, желающие!  (ВЫХОДЯТ)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение.  Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)

- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежит карточки, поделенный на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ)

-  Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью воздуха: это выдувание и рисование мыльными пузырями (образцы рисунков).

- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:

 гуашь,  жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.

- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ  ЖЕТОНЫ:  ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА) (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Взять мелкую баночку, приготовить в  ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки.
  • Опустить в смесь трубочку для коктейля, дунуть таким образом, чтобы получились мыльные пузыри.
  • Взять лист бумаги, осторожно опустить его на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа педагогов

- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора  из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.

Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.

Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).

Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.

- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.

- Следующий способ рисования воздухом: ВЫДУВАНИЕ (образцы рисунков).

Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах:

- Если выдувание сверху, то капля  разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы).

- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование лёгкими

ВОЗРАСТ

С 5 лет

ВИД

Рисование мыльными пузырями

МАТЕРИАЛ

Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Опустить шариковую ручку в баночку с раствором набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги.
  • Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед)  или сверху.
  • ПРИМЕЧАНИЕ:

- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т.п.)

- если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и.т.п.)

- конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, цвет.

Практическая работа педагогов.

При  рисовании  этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе  могут возникнуть трудности при выдувании.

- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).  

- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.

- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок(технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование печаткой

ВОЗРАСТ

С 3 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка,  гуашь.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Овощ разрезать пополам (вдоль или поперек, зависит от необходимого формата)
  • Нанести рисунок на срез.
  • Вырезать ножом по контуру, чтобы он возвышался на 1 – 1,5см.
  • Вставить одноразовую вилку вместо рукоятки.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Как вы думаете, какие трудности  могут  возникнут при использовании данной техники при работе с детьми?

 

- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ (образцы рисунков).

- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.

 Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Этим способом я предлагаю завершить ваши работы (технологическая карта).

СПОСОБ

Рисование поролоном

ВОЗРАСТ

С 4 лет

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

  • Прижать поролон к штемпельной подушке с краской
  • Нанесите оттиск на бумагу
  • Примечание: для изменения цвета берутся другие цвета, поролон, и штемпельная подушка

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура, цвет.

Практическая работа педагогов.

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)

- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.

К   АУДИТОРИИ:

 - Уважаемые коллеги,  пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими непредставленными способами Вы хотели бы познакомиться?

- Спасибо за ответы!

- Уважаемые женщины, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены на мастер классе.

- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем ...

 

Карточки для рефлексии.

Какие способы рисования я знаю?

Какие способы рисования я использую в работе?

Какие новые способы рисования я узнала?

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.

Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца!

Пробуйте, и у вас обязательно всё получится!

   Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?

(Ответы)

Нетрадиционно-

Не основываясь на традиции.

Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.

Не придерживаясь традиций.

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно,  нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

(Словарь синонимов).

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы)

Нетрадиционное рисование –

    Искусство изображать  не основываясь на традиции.

   Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Чайная пауза.

 

( Всем участникам мастер-класса предлагается выпить стаканчик яблочного сока.)

- Какой сок Вы сейчас выпили ?

- Что почувствовали в данный момент ?

- Скажите, в повседневной жизни информация лучше запоминается в форме простого сообщения или с переживанием чувств, эмоций, каких-либо событий, встреч ?

Таким образом, традиционные методы работы и обучения, в которых всё ещё главное место отводится докладам, утрачивают своё значение    из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.

 

Всё шире в практике современных педагогов используется учебно-познавательная деятельность с применением приёмов и методов, получивших название «активные методы обучения» (методы арт-педагогики).

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формирует познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие :

- внимания

- познавательной активности

- мыслительных процессов

- творческих способностей

- рефлексии

- креативности

- формирование определённой жизненной позиции

- развитие наглядно-образного мышления средствами сенсорного развития ребёнка.

Традиционная и активная форма, попробуем увидеть разницу.

 

исование манкой в детском саду

Рисование манной крупой. Мастер-класс

Мастер – класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Мастер-класс: «Чудеса из манной крупы»

Автор: Чукмарёва  Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2

Мастер – класс рассчитан для родителей и  воспитателей, а также детей от 3 до 6 лет.

Назначение мастер - класса: Рисование манной крупой – интересное  и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно  не только в детском саду, но и дома всей семьёй. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Девиз мастер – класса: «Будет терпенье, придет и уменье!»

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Задачи:

- продолжать учить детей работать с красками,

- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;

- воспитывать интерес к творчеству.

- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

С нетрадиционной техникой рисования, манной крупой,  я познакомилась 16 лет тому назад – в педагогическом училище. Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с подобными материалами полезны для малышей - они развивают детскую моторику и фантазию.

Материалы для работы

• Поднос;

• Цветные мелки;

• Лак для волос;

• Копировальная бумага;

•  картон или плотный ватман;

• клей ПВА;

• кисти разных размеров;

• простой карандаш;

• ластик;

• гуашь, краски;

• манная крупа;

• банка с водой.

http://ped-kopilka.ru/images/1%28525%29.jpg

Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги  дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг  послышался  тоненький шелестящий  голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа.  Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы  людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна  для каши, меня  съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась  в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и   незабываемые   рисунки!  Смотри!

1 способ.  Рисование на подносе (для детей раннего возраста).  Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изоб зобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

http://ped-kopilka.ru/images/2%28525%29.jpg 2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок http://ped-kopilka.ru/images/3%28504%29.jpg

С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.

http://ped-kopilka.ru/images/4%28490%29.jpg

Главная → Обучение малышей → Уроки рисования 

Рисование манкой в детском саду

Рисование манной крупой. Мастер-класс

Мастер – класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста)

Мастер-класс: «Чудеса из манной крупы»

Автор: Чукмарёва  Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2

Мастер – класс рассчитан для родителей и  воспитателей, а также детей от 3 до 6 лет.

Назначение мастер - класса: Рисование манной крупой – интересное  и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно  не только в детском саду, но и дома всей семьёй. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Девиз мастер – класса: «Будет терпенье, придет и уменье!»

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.

Задачи:

- продолжать учить детей работать с красками,

- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;

- воспитывать интерес к творчеству.

- воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

С нетрадиционной техникой рисования, манной крупой,  я познакомилась 16 лет тому назад – в педагогическом училище. Данный вид рисования завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с подобными материалами полезны для малышей - они развивают детскую моторику и фантазию.

Материалы для работы

• Поднос;

• Цветные мелки;

• Лак для волос;

• Копировальная бумага;

•  картон или плотный ватман;

• клей ПВА;

• кисти разных размеров;

• простой карандаш;

• ластик;

• гуашь, краски;

• манная крупа;

• банка с водой.

http://ped-kopilka.ru/images/1%28525%29.jpg

Рассказать об этом виде рисования и показать, мне поможет удивительная история.

«Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги  дружные. Эти вещи нужные!»

Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг  послышался  тоненький шелестящий  голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа.  Она все больше начинала ворчать и возмущаться:

- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы  людям помогаете выполнять серьёзную работу!

А я! Я только крупа, нужна  для каши, меня  съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!

Как вы думаете, что мне оставалось делать? Я, конечно же, вмешалась  в этот разговор и постаралась объяснить Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше.

- Ты не поверишь, Манная крупа, но с помощью тебя можно рисовать яркие и   незабываемые   рисунки!  Смотри!

1 способ.  Рисование на подносе (для детей раннего возраста).  Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.

http://ped-kopilka.ru/images/2%28525%29.jpg

2 способ. Следующий способ рисования манной крупой предполагает использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью белого карандаша нарисовать рисунок

http://ped-kopilka.ru/images/3%28504%29.jpg

С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка.

http://ped-kopilka.ru/images/4%28490%29.jpg

Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем http://ped-kopilka.ru/images/6%28463%29.jpg Печать листьев

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Пример техники печать листами:

  • Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.
  • Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.
  • Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх  постепенно отклеить его с альбомного листа.
  • Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.
  • Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.
  • 9. Набрызг.
  • Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

http://ped-kopilka.ru/images/1%28525%29.jpg



Предварительный просмотр:

КМО для  педагогов

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи»

- Добрый день, уважаемые коллеги! рада приветствовать вас на нашем мастер-классе..

Слайд 1. Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Я в детстве часто рисовала

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало-

Я рисовала на стекле.

А мой ребенок рисовал

Помадой на своем лице.

И не успела я сказать: не надо!

Как он ее потом еще и съел.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово,что столько есть возможностей!

Как здорово,что столько есть идей!

  Слайд 2. - Мой мастер-класс называется «Нетрадиционные техники рисования как средство развития речи детей».
   Слайд 3. - Начать свой мастер-класс мне хотелось бы со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чем больше мастерства в  детской руке, тем умнее ребенок».
     Слайд 4.  - Сегодня все больше детей приходят в детский сад с плохо развитой речью. Зачастую это от того, что родителям проще включить телевизор, компьютер, дать в руки телефон или планшет. Ребенок развивается в «своем» мире сам, перестает фантазировать, мыслить.  А в формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребенок отражает реальный мир. Более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники, так как они способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук;

- пространственной ориентировки и зрительного восприятия;

- способствует снятию детских страхов, развивают уверенность в своих силах;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

- развивают творческие способности, полет фантазии и воображение.

И конечно же речь.

     Слайд 5. Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Во время рисования решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

    Слайд 6. - Как вы думаете, что может обозначать слово «нетрадиционное»?

     Нетрадиционное по «Толковому словарю» Т,Ф,Ефремовой – значит «не основываясь на традиции. Следовательно, нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции».
    Чаще всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Еще известный художник В.А. Фаворский отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы.
 Слайд 7.   Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; ватным тампончиком, получая пушистых зверьков, губкой, зубочистками; пальцем, ладошкой,  нитками, ватными палочками, мелом, восковыми мелками, гуашью с разными добавками (соль, манная крупа). Чем богаче материалы для работы детям, тем больше свободы для их творчества.

     Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том,что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

      Давайте вспомним некоторые нетрадиционные техники. По описанию нужно догадаться о какой нетрадиционной технике рисования идёт речь.

Слайд 8.    1. Эта нетрадиционная техника ассоциируется с осенью, потому что гуляя с детьми на участке детского сада, можно не только наблюдать за осенней природой, но и запастись материалом для рисования на целый год.

(Печать листьев, когда листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения.)

Слайд 9.    2. Эта техника позволяет создать объект интересной, неоднородной фактуры. Достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку или клеевую кисть, опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз.

(Рисование методом тычка)

Слайд 10.   3. В понимании многих основа этой техники ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. В школе из-за неё поставили бы "двойку".А здесь она помогает нетрадиционной технике являться обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей.

(Кляксография. Если сложить лист пополам, на одну половину накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли.)

Слайд 11.     4. Послушайте стихотворение.

В лужах картинки: на первой - дом.

Как настоящий, только вверх дном.

Вторая картинка - небо на ней.

Как настоящее, даже синей.

Третья картинка - ветка на ней.

Как на настоящая, но зеленей.

В. Берестов.

Какая нетрадиционная техника используется для изображения отражения объектов на водной глади?

(Монотипия , когда на одной половинке рисуются подетально объекты будущего пейзажа, лист складывается пополам и проглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половине. Затем рисунки объекта оживляются красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на"водной глади"водоёма.

Слайд 12.    5. Для этой техники мы сминаем кусочек бумаги, промакиваем в краску, затем примакиванием наносим рисунок (облака, сугробы, лепестки цветов).

(«мятая бумага»).

Слайд 13.     6. Данная техника выполняется при помощи материала, который очень бы нам пригодился, если бы вдруг вечером отключили свет.

(Фотокопия - рисование свечой. Рисунок наносится при помощи водоотталкивающего материала - свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотоплёнки)

Слайд 14.    7. Вы купили себе новую зубную щётку? Не выбрасывайте старую. Зубная щётка, блюдечко с водой, краска, карандаш и лист бумаги-всё это используется в этой нетрадиционной технике.

(Набрызги.)

Слайд 15.   8. Благодаря этой нетрадиционной технике получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению. А всему виной простая поваренная. соль.

(Рисование солью.)

Слайд 16.     9. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки. Но для этой техники потребуется не бумага, а лоскуток накрахмаленной ткани.

(Батик.)

     - Спасибо за ответы. Это конечно же не все техники нетрадиционного рисования, а только лишь малая часть.

     - Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Сегодня покажу, как с детьми использовать смешанные нетрадиционные техники рисования в одной работе.

     Слайд 17.   Все мы знаем, что 21 марта празднуется «Всемирный День Земли»-день напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе. В этот день в разных странах звучит Колокол Мира, призывающих людей беречь мир и жизнь на Планете, способствовать дружбе и взаимопониманию всех народов.

    Слайд 18.  - Мы предлагаем Вам нарисовать плакат к Дню Земли с использованием нетрадиционных техник рисования. Назовем наш плакат «Земля у нас одна-другой не будет никогда».

    Слайд 19. В этом нам помогут: одноразовые вилки, ватные палочки, зубные щетки, губки и «мятая» бумага, а также наши пальчики.

    Слайд 20. Предлагаю рассмотреть пошагово:

-губкой мы рисуем радугу. Наносим цвета: «каждый охотник желает знать,где сидит фазан»  и растягиваем дугой;

    Слайд 21. 

- облака предлагаем нарисовать «мятой» бумагой. Сминаем бумагу, окунаем в краску и прикладываем к листку;

    Слайд 22.

- стебли цветов можно нарисовать ватной палочкой.

   Слайд 23.

 -  листья рисуем отпечатком листьев;

   Слайд 24.

 - цветы можем нарисовать отпечатком пальца

    Слайд 25.

- и  вилкой.

   Слайд 26.

-траву легко нарисовать зубной щеткой.

   Слайд 27. Предлагаю Вам приступить к работе.

Прощание.

    - В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.   Очень хотелось бы, чтобы этот плакат помог вам 21 марта в напоминании детям об этом Всемирном празднике, о том, что нужно беречь свою Планету.

                        Давайте будем беречь планету!

                        Во всей вселенной похожей нету.

                        Во всей вселенной только одна,

                        Для жизни и дружбы она нам дана!


Слайд 28. - Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

Всего вам доброго. До новых встреч!
 



Предварительный просмотр:

  Здравствуйте, уважаемые родители! Мы хотели бы еще немного затронуть вопрос о сенсорном воспитании детей, так как именно наш возраст (3-4 года) наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание влияет и на умственное, эстетическое и нравственное развитие, развитие всех видов памяти, логического мышления. Здесь происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е. сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях. /

       Мы сейчас ведем посильную работу над изготовлением дидактических игр на сенсорное развитие и предлагаем Вам тоже принять участие в их изготовлении для обогащения предметно-развивающей среды нашей группы. 

         Вот некоторые из игр;

  1. «Ежик» -иголки из прищепок. ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.

   Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек,

Звать его, конечно… (ёжик)

    Отгадав загадку, дети с удовольствием прикрепляют прищепки по периметру ежика.

   По такой же схеме можно сделать хвост павлину, плавники рыбке, лучики к солнышку, дождик к тучке, ботву к овощам. Например,

    Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Овощи узнаем.

Дети прикрепляют прищепки к шаблонам.

  1. «Соотнеси форму».
  2. «Бизиборд»-способствует всестороннему развитию детей раннего возраста:

- мелкая моторика;

- координация движений (двер.цепочки, защелки, шнуровки)

- усидчивость;

-логику;

- цветовосприятие(пуговицы, шнурки, ленточки)

- воображение и память.

    4. Мы уже изготовили одну из игр, в которую хотелось бы с вами поиграть.

«Это волшебная корзинка, в которой живут геометрические фигуры и игрушки. И сейчас я предлагаю с ними познакомиться, но все не так просто, потому что корзинка обросла паутиной. Нужно будет постараться, чтобы добраться до них. Давайте попробуем…»

      А как мы можем способствовать сенсорному воспитанию с помощью подручных средств? Например;

- мы пришиваем пуговицу к кофточке и рядом с нами много разноцветных пуговиц – предложите ребенку рассортировать пуговицы по цветам. Если пуговицы однотонные – по размеру.

- вы полетели отдыхать или просматриваете фотографии с отдыха, предложите собрать в 1 баночку все маленькие ракушки, в другую-большие. (то же самое камни);

- гуляем на улице. Предложить собрать осенние листочки и рассортировать по размеру, форме или цвету;

- дома. Предложить осмотреть комнату и найти все предметы определенного цвета или определенной формы.

  • Мы познакомили вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. 

    Спасибо Вам, дорогие родители за внимание. 
    Посмотрите на жизнь Вы глазами детей, 
    Сколько радостей ,сколько открытий. 
    Шаг за шагом с ребёнком смелей 
    Вы по этой планете идите. 
    Расскажите о звёздах, о синих морях, 
    Вместе пойте, творите, мечтайте. Как прекрасная фея в чистых детских сердцах Огоньки доброты зажигайте.


Предварительный просмотр:

Консультация

на тему: «Наглядные формы работы с родителями и требования к ним»

     Цель: расширить знания педагогов о наглядных формах работы с родителями детей дошкольного возраста.

     Задачи:

- познакомить с наглядными формами работы с родителями и требованиями к ним;

- повысить уровень мастерства педагогов;

- сподвигнуть педагогов к обновлению уголков для родителей в группе.

     Оборудование: компьютер, презентация.

     Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Содержание

     - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема консультации: «Наглядные формы работы с родителями и требования к ним».

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые  они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка.  Но это должна быть не 1 большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.

Следует обратить внимание на эстетичность оформления папки. Если компьютера в ДОУ нет, то, наверное, кто-нибудь из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае у воспитателя есть гарантия того, что хотя бы один из родителей представленный материал прочтет.

Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Традиционные уголки для родителей, папки–передвижки необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на них. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле. В оформлении необходимо использовать разнообразные материалы: паралон, пенопласт, пластик, ткань, оракал и т.д.                                                

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным  печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.

Уголки для родителей могут отличаться тем, что информацию в окошках можно забирать домой (это игры и стихи с пальчиками, игры на внимание, на развитие памяти, артикуляционные гимнастики и т.д.)/

  • Cодержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет. содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

     - В работе с родителями каждый из нас использует информационные стенды.

На стенде могут быть представлены:

  • фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке;
  • режим дня;
  • расписание занятий;
  • план мероприятий на месяц;
  • объявления;
  • условия проведения конкурсов;
  • меню на день;
  • словарь добрых слов и выражений;
  • адреса   сайтов   в   Интернете,   посвященных  дошкольному детству.

      - Я предлагаю вам познакомиться еще с некоторыми видами информационных стендов, которые позволят нам приблизить родителей к участию в жизни группы.

Рубрика «Вести с занятий» знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек. Не рекомендуется перечислять сразу  много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада (за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске оборудования). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Фотоуголок «С вашими детьми работают». В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

Оформление уголков детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков         по рисованию и аппликации можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны.

       Музыкально- поэтический уголок. Сюда можно поместить стихотворения и песни, которые дети учат на занятиях в детском саду. Иногда можно давать на дом «хитрые» задания всем родителям, такие, как нарисовать картинки к куплетам песни, строкам стихотворения.

       Фотовыставка « Мир вокруг меня». Выставка рассказывает о ярких моментах жизни детей: вот они отдыхают на море  на речке, в горах. Родители с удовольствием описывают поездки, экскурсии со своим ребенком. В  центре фотовыставки можно поместить небольшой очерк, написанный родителями. Очерк оформляется ярко, печатается крупным шрифтом. Под каждой фотографией – интересная подпись 

       Выставка « Сделай вместе с детьми». Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье. На специальных полочках выставляются совместные работы детей и родителей. Для  большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу или организовать выставку « Папины руки, мамины ручки и мои ручонки».

     Уголок  забытых вещей.  Наша задача - обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей. Карман Чебурашки, кувшин журавля, фартук лисы могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках – призывы или просьбы заглянуть в их карманы. Надписи должны быть безобидными. Сделать это надо тактичнее. Например: на грибе- мухоморе , шляпка которого приподнимается, написано: «Чей платочек, чей носочек?»

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.

     - С помощью чего мы еще можем привлечь внимание родителей?

Буклеты, листовки, памятки. Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.        

Листовки — это короткая информация о конкретном мероприятии, например о проведении конкурса, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.

Газета для родителей. Родители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов.

Стенгазета - выпуск тематических стенгазет, которые помогут привлечь внимание родителей к вопросам воспитания. Оформление стенгазет должно быть ярким, эстетичным, с рисунками, детскими фотографиями. Можно выпустить стенгазету специально к родительскому собранию, празднику, по результатам конкурса, мероприятия.

     - Благодарю за внимание! Творческих всем успехов!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект  «Маленькие искатели»

по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

в поисково-исследовательской деятельности.

Автор проекта: Кузнецова Е.И., воспитатель

Исполнители: воспитатели группы

База работы  МБДОУ  «Детский сад №72 г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Цель: Ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей младшего дошкольного возраста является  сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Гипотеза: Если у детей не сформировано полноценное восприятие окружающей действительности, то невозможно нормальное умственное развитие.

Участники проекта:

  • Дети группы 3-4 лет,
  • воспитатели,
  • родители.

Тип проекта: Творческо-исследовательский

По времени проведения: длительный (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.), реализованный.

Цель:

  • Создание условий для развития полноценного восприятия окружающей действительности, для ознакомления детей с цветом, формой, величиной предметов по принципу последовательности (сенсорных эталонов), предусматривающий постепенное усложнение заданий, с использованием поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
  • Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
  • Закрепить умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.
  • Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
  • Напомнить детям название форм (круглая, треугольная и тд.).
  • Обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи.
  • Совершенствование восприятия (активно включая все органы чувств).
  • Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся:

  • группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: по цвету, форме, величине;
  • соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
  • устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
  • разным способам обследования предметов.
  • У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.


Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, исследовательская

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Словесные;
Беседы;
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности;
Загадывание и отгадывание загадок;
Указание, пояснение, объяснение, разъяснение.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение; похвала);
Наглядные;
Демонстрация наглядных пособий;
Показ способа действий;
Показ образца;
Рассматривание иллюстраций;
Практические
Игровые действия;
Внезапное появление объектов;
Художественное творчество;
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Опыты, эксперименты

Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки игр и игровых упражнений, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Этапы проекта:

1. Организационно-подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Этап реализации проекта

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

I  Этап

подготовительный

Анализ состояния

проблемы

-Изучить игровые технологии: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»  Нищева Н.В.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»  Венгер Л.А.

Ребенок в мире поиска:

Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Дыбина О.В.

Сентябрь 2019

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

-Изучить  мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование

Октябрь - ноябрь 2018

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.

Провести мониторинг педагогических действий для оценки индивидуального развития детей, индивидуализации образования и оптимизации работы с детьми;

сентябрь 2018 года

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения

Обогащение предметно-пространственной среды  по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

-Обновить и пополнить следующие центры развития детей:

• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);

• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);

• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);

• центр познавательно-исследовательской деятельности:

а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);

б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);

• центр продуктивной деятельности:

а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);

б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);

Октябрь - ноябрь 2019

Обогатиться предметно-пространственная среды и повысится активность детей в игровой  и поисково-исследовательской деятельности по сенсорному развитию детей

II этап -

Практический

Повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

Для педагогов:

  • Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»
  • «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

сентябрь 2019

январь 2019

Повышено профессиональное мастерство педагогов в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечь их в развитие сенсорное развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

Провести родительские собрания по темам:

  •  «Маленькие почемучки»;
  • «Современная игровая среда и её влияние на развитие самостоятельности и инициативности ребенка»

Провести консультации для родителей:

 «Современная игровая среда»;

- консультации: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников»

январь 2019

май 2019

Октябрь 2018г

Ноябрь 2018г

Активизируемо сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

Совместная деятельность педагогов-родителей-детей

Привлечь  родителей:

к участию  в Семейном конкурсе проектов «Хочу всё знать»

 

ноябрь 2018

Родители участвуют:

-разработке проектов вместе с детьми

-проявляют интерес к участию в совместных мероприятиях.

Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности

 - Организовать работу с детьми по сенсорному развитию возраста в поисково-исследовательской деятельности (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной  деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

- Организовать игровую, поисково-исследовательскую деятельность детей в центре сюжетно-ролевой и дидактической игры и опытно-экспериментальных центрах;

по плану сентябрь 2018 – май 2019

Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, способны самостоятельно действовать, принимают живое заинтересованное участие
в образовательном процессе

Дети активно используют  в совместной и самостоятельной деятельности игры и пособия, центры активности

Воспринимают познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;

Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;

Умеют соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;

III   Этап

итоговый, обобщающий

Апробация и проверка конечного продукта

-Провести выступление для педагогов по теме исследования

май 2019

Выявлен уровень успешности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности 

Презентация развивающей среды для родителей;

май 2019

Родители видят результат успешного развития детей

Перспективный план по сенсорному воспитанию детей через дидактические игры на 2018-2019 учебный год в группе «Карапузики»

Месяц

Дидактические игры  и опытно-экспериментальная деятельность

Сентябрь

1. «Найди окошко» определение формы, размера предмета.

2. «Угадай, на что похоже» Нахождение сходства геометрических фигур с реальными предметами.

3.  «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Выложи дорожку для машин» Определение величины.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. Знакомство.

6. «Чудо – цветик» №1

7. Опыты с цветом

Октябрь

1. «Катится – не катится» Определение формы.

2. «Собери пирамидку» Зрительное определение величины.

3. «Цветок для бабочки» Восприятие цвета.

4. «Составь цепочку» Чередование геометрических фигур.

 5. Чудо – цветик» №1«Птичка»

6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Домик».

7. Опыты с формами

Ноябрь.

1. «Дорисуй картинку» Определение цвета, формы геометрических фигур.

2. «Привяжи ленточки к бабочкам» Восприятие цвета.

3. «Собери целое» Умение выделять части, соединять в целое.

4. «На что похоже» Определение формы предметов.

5.Чудо – крестик» №1

6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича.

«Конверт»

7. Опыты с песком и водой

Декабрь

1. «Найди пару» Определение цвета, формы, величины.

2. «Хлоп- хлоп» Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.

3. «Разрезные картинки» Развитие зрительного восприятия.

4. «Раскрась предмет» На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.

5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс»

6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича

«Конфета»

7. Опыты со свойствами снега

Январь

1. «Сделай елочку» Зрительное определение величины.

2. «Лото» Нахождение формы.

3. «Цветные кубики» Восприятие цвета.

4. «Чудо – соты»

5. «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс»

6. Корабль «Плюх-плюх»

7. Опыты со свойствами льда

Февраль

1. «Забывчивый художник» развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.

2. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

3. «Лото вкладыш» На формирование целостного образа предмета, умение находить недостающий элемент.

4. «Холодно-тепло-горячо» На формирование различных тактильных свойств.

5. «Чудо – цветик» №1

6. Опыты «Прозрачный квадрат», или «Нетающие льдинки озера Айс». «Домик»

Март

1. «Найди форму в предмете» Определение геометрических форм.

2. «Матрешки» Зрительное определение величины.

3. «Подарим кукле бусы» Чередование цвета по заданному образцу.

4. «Красивая салфетка» Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.

5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича. «Летучая мышь» 6. «Чудо – крестик» №1

6. Корабль «Плюх-плюх»

7. Опыты с воздухом

Апрель

1. «Три медведя» Умение соотносить величину предметов.

2. «Что нарисовано» Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.

3 «Цветные автомобили» Ориентировка на цветовой сигнал.

4. «Чудесный мешочек» На развитие тактильных ощущений.

 5. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича.

«Ёжик»

6. «Чудо – соты»

Конструирование предметов по рисункам пчелки Жужи.

Май

1. «Строим по описанию» Умение соотносить объекты по величине.

2. «Светофор» Ориентировка на цветовой сигнал.

3. «Рисование палочками» Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.

4. «Где лежит кубик» Ориентировка в пространстве.

 5. Чудо – цветик» №1

6. Двухцветный квадрат В.В.Воскобовича.«Мышка»

Ожидаемые результаты:

  • Дети активно используют  в совместной и самостоятельной деятельности игры и пособия;
  • Воспринимают познаваемые предметы и их свойства, устанавливать сходства и различия предметов по их признакам;
  • Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим признакам;
  • Соотносить, сравнивать свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами;
  • Проводят простейшие опыты, интересуются новым.

Создана предметно-развивающая среда

В группе оборудованы следующие центры развития детей:

• дидактический центр (пособия, игры, конструкторы и другое модульное оборудование);

• зона быта (посуда и другие предметы быта различных цветов);

• зона движения (оборудование преимущественно основных цветов, т.е. мячи разных размеров, флажки, ленточки, сухой бассейн и др.);

• центр познавательно-исследовательской деятельности:

а) лоток с песком (разнообразный материал основных цветов);

б) настольный бассейн для игр с водой (плавающие игрушки, сачки др. основных цветов);

в) тазы для стирки белья и мытья игрушек;

• центр продуктивной деятельности:

а) для рисования (кисти, краски, салфетки, баночки-непроливайки и др.);

б) для лепки (разный лепной материал основных цветов, стеки и др.);

Вывод

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Одним из важных условий сенсорного развития детей второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей.

Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр по сенсорному развитию в развитии восприятии формы, цвета, величины, а также конструирования будет очень велика при условии последовательного, целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю.

Список использованной литературы:

1.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб.мет» 1996;

2.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;

4.Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;

5. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист.изд. Центр ВЛАДОС, 2002; 6. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;

6. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей». СпБ.: «Детство-Пресс», 2005. Саду» №3-2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием нетрадиционной техники рисования ниткографии во 2 младшей группе

В данном конспекте предоставлен материал для проведения интересного интегрированного занятия по развитию речи для малышей с использованием нетрадиционной техники рисования "ниткографии"...

Мастер-класс среди педагогов на тему: «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании на примере дымковской игрушки»

В данный материал направлен на создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с педагогами, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования....

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения детей.В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анали...