Самообразование "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста"
материал по рисованию (младшая группа)
В данной работе представлен краткий отчет по самообразовинию воспитателя, по теме " Нетрадиционная техника рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 «Белоснежка»
Отчет по теме самообразования
«Использование нетрадиционной техники рисования у детей младшего дошкольного возраста"
Подготовила: воспитатель средней группы
Фокина М. В.
Вельяминово, 2019 г.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.
Бывает так, что некоторые дети боятся, что они не справятся с каким либо заданием по-этому отказываются рисовать, объясняя это словами «я не умею», я заинтересовалась возможностью применения в работе с дошкольниками нетрадиционных приемов рисования для развития их творческой активности, воображения и творческого мышления.
Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по изобразительной деятельности в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом.
Нетрадиционное рисование играет важную роль и в общем психическом развитии ребенка, ведь важен здесь не продукт-рисунок или поделка, а процесс развития личности, формирование уверенности в своих способностях.
Я определила цель своей работы: определить, оценить и показать значение применения нетрадиционных техник рисования в формировании и развитии успешной творческой личности детей младшего дошкольного возраста.
И поставила перед собой следующие задачи:
• Повышать собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования, подготовки и организации занятий
• Раскрыть понятие «нетрадиционные техники рисования».
• Рассмотреть различные способы и приемы нетрадиционного рисования и применять их в работе с детьми.
• Формировать эстетическое отношение детей к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Формировать умение использовать на выбор сочетание различных материалов в рисунке, создавать свой неповторимый образ.
• Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
• Совершенствовать навыки рисования.
• Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
• Воспитывать интерес к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений к прекрасному.
• Воспитывать аккуратность, умение содержать в порядке рабочее место.
• Повышать уровень самооценки детей.
Работу проводила поэтапно:
На первом этапе подобрала и изучила литературу по теме самообразования, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На втором этапе велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
В работе использовала следующие средства:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные, -наглядные,
-практические, -игровые;
Конечно нетрадиционных техник рисования очень много и овладть ими сразу не возможно, но можно подобрать на каждый возраст, определенную технику.
Рисование ладошками.
В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. В первой и второй младших группах дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг. Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.
Так с помощью детских ладошек можно нарисовать курочку, уточку, лягушку и много других простых животных и птиц.
Ладошка выступает как шаблон – сначала эскиз, обводите ладошку на листочке бумаги, а потом пытаетесь там или сям нарисовать глазик. И всмотреться, увидеть какой именно персонаж смотрит на вас.
Также маленькие дети очень любят коллективные поделки. Где вся группа детского сада участвует в одной общей художественной работе. Например, на большом листе бумаги нарисовать очертания будущего тела павлина – и вокруг него выстроить отпечатки перьев его пышного хвоста. И потом когда хвост высохнет – можно по цетру наклеить само тело павлина.
Рисование вилками.
Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.
Вот образец такой работы для детей в детском саду. На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.
В такой нетрадиционной технике вы можете нарисовать любые "колючие" элементы рисунка – например, ежик или кактус. Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например, желтого пушистого цыпленка, или котенка, или медвежонка.
Рисование ватными палочками.
Маленьким детям лучше всего в технике "тыка" использовать ватные палочки, здесь можно предложить нарисовать лишь некоторые элементы персонажей например, только хвост у лисы, только иголки у ежика. А можно совместить работу по рисованию ватной палочкой с аппликацией. Например, сначала на листе бумаги ребенок делает аппликацию мордочки ежика (из коричневой бумаги) и шкурки-спинки ежика (из белой бумаги). И потом эту шкурку-спинку нужно полностью утыкать разноцветными отпечатками ватной палочки. Веселое детское занятие по рисованию и наклеиванию.
Можно использовать рисование ватной палочкой в технике зонального заполнения. На листе бумаги рисуются карандашом очертания (силуэт) персонажа – например, морской конек. Ребенок должен заполнить всю эту зону, не оставляя пустых мест и не вылезая за карандашную границу. Это сложно, ребенок не всегда видит где у него густо, а где пусто. Воспитателю нужно все время повторять ищем пустые дырки, заполняем дырки разными цветами точек, а не точками одного цвета.
Тут работает и мозг, и внимательность, и мелкая моторика рук, и чувство цвета. Ведь нужно чувствовать, как ты распределяешь цвет по зоне – равномерно или вверху все желтое, а внизу все синее.
Такое задание можно начинать давать в младшей группе и потом в старшей –и даже взрослый надет чему поучится в такой тренировке на чувство цвета и композиции.
В технике отпечатка.
Многие дети любят эту технику рисования. Потому что она дает быстрый и красивый результат у каждого ребенка. Даже у самого неумелого художника получаются красивые картины. Дети воспринимают весь процесс как волшебство, увлекательную игру с магическим эффектом возникновения картины
В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.
Вариант 1 – комочек мятой бумаги.
Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования кроны деревьев весенних (желто-зеленых или розовый) и осенних (оранжево-багряных). Краска берется их баночек или акварельки, капается на мисочку (крышку от банки). В это каплю макаем салфетку, пробуем отпечаток на черновом листе и если нравится переносим на бумагу.
Вариант 2 – гофрокартон.
Упаковочный серый гофрированный картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования . Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Штамп для зеленого листика делаем из рулончика от туалетной бумаги.
Вариант 3 – втулка от туалетной бумаги.
Тут масса вариантов, потому что трубочке-втулке можно придать разную форму. Можно втулку разрезать пополам ВДОЛЬ, и мы получим штамп полу-кольца – идеальный трафарет для рисования чешуи рыбы или ярусов хвойных лапок елки.
Также вы можете край рулонкика нарезать в фигурные лепестки – и получится готовые лепестки для картин. Такие штампы просто находка для быстрого рисования букетов и клумбы для детей младшей группы. И даже для самых маленьких малышей в яслях.
Итак, я рассказала о самых простых техниках нетрадиционного рисования, но их великое множество, которые могут быть использованы в других возрастных группах детского сада.
При работе использовала следующую литературу:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1 и 2, 2007г.
2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. –СПб.: Детство-пресс, 2011г.
3. Иванова О. Л., Васильева И. И. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005г.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность. Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2.
5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки». -М.: Карапуз-дидактика, 2007г.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -Каро, 2007г.
7. Погодина С. Художественные техники- классические и неклассические. //Дошкольное воспитание. 2009, №10.
8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития. 2007г.
9. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: Творческий центр, 2011г.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. –М.:Владос, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: "Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования –это способы рисования различными материалами: поролоном, комканой бумагой , трубочками , ниточками , пенопластом , парафиновой свечой , восковыми мелками , сухи...
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Художественное творчество» с учетом ФГТ
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста в рамках образовательной области« Худо...
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...
Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста
Инновационный педагогический опыт...
Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми....
Мастер - класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческ...