Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР
статья по рисованию (старшая группа)
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Доказано, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_s_2.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей с ТНР
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Доказано, что выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Я работаю в логопедической группе с детьми в возрасте 5-6 лет, имеющих диагноз общее недоразвитие речи. У детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Применяю в своей работе с детьми подобранные по теме физкультурные минутки и паузы, гимнастику для кистей рук и пальчиков. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, развиваю речь детей.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности.
Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.
Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. У пластилинографии цель - не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики.
Мною была изучена литература по данной теме, из которой я узнала, какой бывает пластилин, его разновидности, меры предосторожности в работе с ним. Узнала, какие нужны инструменты, и как правильно подготовить место для работы с пластилином. Своими знаниями я поделилась с родителями, проведя несколько консультаций и бесед.
Мой небольшой, пока еще, опыт по работе над данной темой уже показывает, что одним из наиболее важных условий развития художественного творчества является разнообразие и вариантность, новизна обстановки, а также необычное начало работы и возможность выбора. Все это обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Исходя из этого, я выделила себе основные цели и задачи обучения детей пластилинографии:
● Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
● Освоение новых приемов (скатывание, надавливание, размазывание и создание с помощью различных приемов сюжетных картин).
● Обучение умению ориентироваться на бумаге.
● Развитие мелкой моторики рук.
● Ознакомление с окружающим миром.
● Развитие эмоций и фантазий.
В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала обучение с наиболее простых, таких как:
● рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;
● рисование мазками;
● заполнение фрагментов картинки пластилиновыми шариками.
Более трудоёмкие и требующие усидчивости занятия:
● процарапывание по пластилину
● вырезание отдельных заранее картин, дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимательности и усидчивости, поэтому в середине занятия мы проводим физкультминутку. Дети с удовольствием занимаются, но еще больше удовольствие получают от выполненной своими собственными руками поделки. В своей работе я стараюсь тесно сотрудничать с другими педагогами, занимающимися обучением детей нетрадиционному рисованию. В решении некоторых вопросов мне помогают заведующая и воспитатели других групп нашего детского сада.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы: придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединение частей; развивается творческое воображение и целостное восприятие, повышается двигательная активность, звукопроизношение. Возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.
Список использованной литературы
1. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография / Н.С.Голицына, О.А.Скоролупова, Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2006. – 110 с.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2003. - 80 с.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н.Давыдова. – М.: Скрипторий, 2008. - 48 с.
4. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий / Д.Н.Колдина. – М.: Мозаика – синтез, 2009. – 56 с.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа / И.А.Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 144 с.
6. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В.Тюфанова. - СПб: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.
7. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А.Янушко. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Пластилинография – как средство развития мелкой моторики рук у детей»
Консультация для родителей о нетрадиционной технике в изобразительной деятельности - пластилинографии, как средства разития мелкой моторики рук у детей....
" Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста "...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Статья "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"
В данной статье вы познакомитесь о технике пластилинография и с ее основными приемами, о значимости развития мелкой моторики рук детей....
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позв...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Консультация для воспитателей по пластилинографии "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей по пластилинографии"Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...