Технология художественно - творческого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию

Проплетина Татьяна Юрьевна

Актуальность темы:

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоцености, неповторимости дошкольного периода детства.

Одной из целей развития детей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.

 Ирина Александровна Лыкова   предлагает вариант реализации задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности через использование традиционных и нетрадиционных техник рисования. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 

Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например, в рисунке.

Технология  направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx80.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                               141591 М.о., г.о. Солнечногорск, д. Новая

                                                           Подготовила:

                                                           воспитатель: Проплетина Т.Ю.

Актуальность темы:

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоцености, неповторимости дошкольного периода детства.

Одной из целей развития детей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.

 Ирина Александровна Лыкова   предлагает вариант реализации задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности через использование традиционных и нетрадиционных техник рисования. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 

Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например, в рисунке.

Технология  направлена на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи

  • выявление творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;
  • организация и оформление выставок детских работ по темам, как в нутрии сада, так и участие в городских выставках;
  • проведение открытых занятий, как для сотрудников, так и родителей с согласованием администрации;
  • оформление родительских уголков с целью ознакомить родителей с работой кружка ИЗО по каким направлениям ведется работа;
  • тесное сотрудничество с театральной студией;
  • индивидуальная работа;
  • дополнительное знакомство детей с художественной живописью, художниками;
  • проектная деятельность.

Основная идея и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения) технологии:

  • Основная идея - состоит в том, что художественная деятельность на всех её уровнях - восприятие, исполнительство, творчество - организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Принципы, раскрывающие основную идею:

  • Изобразительная деятельность предстает перед детьми как искусство. Образовательный процесс строится «изнутри», в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопровождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя в свернутом виде через «эстетическое ускорение» путь развития общечеловеческой культуры.
  • Центральным в содержании становится не конкретные темы, образы, настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире.
  •  Проблемное поле культуры персонифицируется в образе человека – художника, мастера, педагога. Человек – носитель культуры - формирует у ребенка разноплановый опыт общения с искусством: восприятие, исполнительство, творчество (по принципу эстетического переживания пережитого, по вектору «от жизни к искусству»).
  • Проектирование инвариантного содержания изобразительной деятельности как идеального в условиях интеграции изобразительной и познавательной деятельности возможно при соблюдении ряда условий:

- трансформация материала, которая открывает в нем внутренние скрытые, существенные связи и отношения, в результате чего дети самостоятельно проходят путь «открытия» знания или способа действия;

- в качестве знания выступает не «застывшая информация, а процесс выведения (принцип моделирования художественного процесса. Л.В. Школяр).

- выведение, «порождение» знания протекает как творческий процесс мысленного экспериментирования с материалом с целью постижения сущности эстетического явления на уровне культурных и личностных смыслов.

Реализация технологии:

  • Организация продуктивной деятельности детей (совместной с воспитателем, самостоятельной): рисование, аппликация
  • познавательно - исследовательской: экспериментирование

Создание условий в предметно-развивающей среде для:

  • свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении мира.
  • Использование для организации деятельности детей современного демонстрационного и раздаточного материала

 (мультимедиа, демонстрационные плакаты, технологические карты).        

Формы и методы работы:

  • занятия (ООД);
  • выставки;
  • ознакомление с произведениями искусства, которые составляют эстетическую среду – рассматривание репродукций картин, иллюстраций, аудио записи;
  • экспериментирование с художественными материалами и инструментами (бумагой, красками карандашами и т.д.);
  • дидактические и развивающие игры;
  • проблемные ситуации.

Диагностика: Два раза, в начале учебного года и в конце, проводится диагностическое обследование развития художественных навыков детей.

Результат использования технологии:

Созданы условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Дети активно применяют в творческой деятельности нетрадиционные техники рисования.

В ходе реализации образовательной технологии у детей значительно увеличилась мотивационная и эмоциональная потребность в творчестве (с 27% до 69%), появилась инициатива в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, повысился уровень развития творческих способностей: умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа (33% с до 71%), воображения (65%).

Создана игровая предметно-развивающая среда для развития диалогической речи детей в игре.

У детей:

- появилось умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями;

- сформировалось умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:

+ соблюдать очередность в разговоре;

+ выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

+ не говорить с полным ртом;

+ говорить спокойно, доброжелательным тоном;

- появились уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно;

- развился интерес к игре, появилось умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместно со сверстниками);

- активизировались лексические и грамматические навыки речевого общения;

- появилось свободное общение со взрослыми и детьми;

- улучшились такие психические процессы, как мышление, память, внимание;

- развилось умение вступать в диалог (делиться впечатлениями, чувствами, мнениями);

- проявилось умение адекватно реагировать на любые инициативные реплики;

- улучшилось словесно-логическое мышление.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы.

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах городского уровня.

Методика внедрения технологии

Для реализации программы в достаточном количестве имеются все методические и наглядные пособия (программа, конспекты, тематические плакаты, технологические карты по рисованию, аппликации, лепке, книги издательства «Карапуз»).

В группе создана предметно-развивающая среда: имеются познавательная и художественная литература, открытки и тематические альбомы, настольные игры, камней, природного материала, морских обитателей и раковин.

В группе находятся коллекции открыток, альбомов, предметов декоративно-прикладного искусства, разнообразный художественный материал и инструменты, дидактические настольные игры по ознакомлению с цветом, формой, жанрами живописи, раскраски и альбомы для свободного творчества детей.

Используя вариативность интегрированного метода обучения, мною было разработано перспективное планирование взаимодействия основных видов деятельности детей. Темы блоков планируются в соответствии с временем года и сопутствующими праздниками. Работа по плану осуществляется еженедельно, темы занятий могут варьироваться, дополняться новым материалом. В таблицах представлены разнообразные техники, материалы, дополнительные элементы, обобщенные способы действий, типы и виды формирования художественного образа в рисовании, которые применяются на занятиях.

Проведение тематических занятий предусматривало большую предварительную работу: беседы, рассматривание картин и иллюстраций, проведение разнообразных игр, чтение и заучивание художественного материала, наблюдения и изучение объектов, подбор изобразительных материалов и инструментов.

Например, работая по тематическому блоку «Космос», дети сначала рассматривают иллюстрации, энциклопедии, видеофильм о планетах, кометах, космической технике, знакомятся с макетом Земли, а затем используют полученные впечатления в практической деятельности: рисуют в технике «пальцевая живопись», добавляют рисунки конструкциями из бытовых материалов, играют в различные игры. Таким образом проводится работа по каждой лексической теме.

Применяя полученные знания и умения, дети в рисовании совершенствуют технику создания сюжета, композиции. Экспериментируют с различными изобразительными материалами, используют дополнительные элементы аппликации, декорирования.

Созданный совместно с детьми игровой макет служит хорошим наглядным пособием и игровым экспонатом, позволяющим разыгрывать сюжеты, придумывать продолжение событий, вводить новых персонажей.

Работа с родителями: выступления на групповых собраниях, проводятся индивидуальные беседы, консультации, анкетирования родителей, предлагаются занимательные творческие задания для детей дома. Хорошим подспорьем родителям для занятий с детьми дома стало использование книг издательства «Карапуз»: это серии «Мастерилка»«Вырезалка»«Делаю книжку сам», художественные альбомы серии «Наш вернисаж».

Наш коллектив тоже проявляет большой интерес к данной технологии. Поэтому мною проводится ряд консультаций для педагогов по внедрению инновационной программы и технологии в продуктивных видах изобразительной деятельности детей, практический семинар.

Подводя итоги проделанной работы, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельной творческой деятельности. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в  рисовании, аппликации. Дети с нетерпением ожидают этой увлекательной деятельности, интересуются: «А что мы сегодня будем делать?»

Заключение:

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

        Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Использование технологии формирования эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Таким образом, реализовав технологию в работе детского сада по художественно – эстетическому развитию, можно с уверенностью утверждать о успешности данной технологии. Поставленная цель и задачи реализуются.

Педагогическая  диагностика

 

Показатели

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

 

Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность)
  • творческая активность
  • эмоциональность  
  • произвольность и свобода поведения
  • инициативность
  • самостоятельность и ответственность
  • способность к самооценке

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

  • субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества;
  •  нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
  • большая динамика  малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными   материалами   и инструментами;
  • индивидуальный «почерк» детской продукции;
  • самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;
  • способность к интерпретации художественных образов; » общая ручная умелость.

Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

  • восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  • осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;
  • творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
  • самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;
  • проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
  • экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

 

 3. Методика проведения   диагностики.

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми   в   естественных  условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

 

«Портрет»

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

 

 1.  Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:

2)  увлечённость;

 

4)  творческое воображение;

 

 2.  Характеристика качества способов творческой деятельности:

1)  применение известного в новых условиях;

2)  самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;

3)  нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка;

 

3.  Характеристика качества продукции:

1)   нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;

2)   соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным      художественным требованиям;

 

 Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

 

«Посмотрим в окошко»

 

Задачи. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросёнка».

Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:

На-на-на-на-на-на-на!

Смотрит кто-то из окна!

Не-не-не-не-не-не-не!

Кто же там торчит в окне

Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!

Эй, цветок не урони!

Но-но-но-но-но-но-но!

Мы отправились в кино!

Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!

Тучи спрятали луну.

Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны!

Как темно-то без луны!

На-на-на-на-на-на-на!

Машет мама из окна!

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.

Содержание занятия.

Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д. /абе:

- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.

Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним -дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.

И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.

В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.

Через раму картины ничего не видно.

Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.

Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).

Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.

Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).

Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.

Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои «картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.

В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов «Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей

ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.

После занятия.

Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов.

Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:

-     Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»

И мы кричали хором:

-      До-сви-да-ни-я! Было очень весело.

Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.

Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.

-       Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голубое небо.

-       А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.

Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всё зелё-ное-презелёное?

Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...

 

 Рисование сюжетное по замыслу (педагогическая диагностика)

 

«Улетает наше лето»

 

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.

Предварительная работа. Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»:

Мартышка тихо верещит,

Прикрыла лапкой мордочку.

Неразборчиво хрипит

В репродуктор лодочник.

Кольцами удав блестит,

Павлин колышет перья.

Под пальмой человек сидит,

По-детски в птичку веря.

Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).

Рекомендуемые учебные пособия, наглядность. Плакаты «Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи».

Содержание занятия.

Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Первая

часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У берёзы на плечах...

Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.

Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)

- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)

Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия.

Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:

«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»

«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».

 

Примерные задания

для исследования особенностей восприятия цвета в природе и произведениях искусства

 

Осенние листочки.

Дидактическая задача: Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.

Вопросы и задания.

Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание.

Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3-5 лет) или составь оттенок (5-7 лет).

Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом.

Нарисуй осенние листочки.

 

Говорящие цвета. Дидактическая задача.

Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.

Вопросы и задания.

Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по-другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать «вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.

 

 

Цвет и настроение

Дидактическая задача. Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека.

Вопросы и задания.

Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?

Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых оттенков.

Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.

Нарисуй «хорошую погоду».

 

 

 

Список репродукций и предметов искусства,

рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте

ЖИВОПИСЬ

НАТЮРМОРТЫ

Врубель М.«Сирень»; Кончаловский П.«Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»

МанеЭ. «Белая сирень»«Васильки»«Одуванчики»

Машков И.«Розы в хрустальной вазе»«Синие сливы»

Садовников В.«Цветы и фрукты»

Толстой Ф.«Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»

Хруцкий И.«Натюрморт со свечой», «Фрукты»

 

ПЕЙЗАЖИ

Айвазовский И.«Волна»«Девятый вал»«Радуга», «Чёрное море»

Бакшеев В.«Голубая весна»

Борисов-Мусатов В.«Весна»

Бродская Л.«Овёс»«Таёжный мороз»

Бродский И.«Осенние листья»

Васильев Ф.«Деревенский пейзаж»«Мокрый луг»«Оттепель»,«Перед дождём» Васнецов В.«Река Вятка»

Волков Е.«Ранний снег»

Гаврилов В.«Свежий ветер»

Грабарь И.«Иней»«Мартовский снег»

Грицай А.«Весна в городском парке»«Ледоход»

Дубовский Н.«Притихло»

Жуковский С.«Заброшенная терраса»«Зимний вечер»

Зверьков Е.«Голубой апрель»«Ледоход на Мезени»

Куинджи А.И.«Днепр утром»«Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М.«Абрамцево», «Солнечный день»

Левитан И.«Большая вода»«Весна. Большая вода»«Золотая осень»«Март»«Озеро. Русь»

Мухин А.«Последний снег»

Остроухов И.«Золотая осень»«Осень»

Поленов В.«Московский дворик»

Полюшенко А.«Май»

Рерих Н.«Небесный бой»

Ромадин Н.«Весна», «Кудинское озеро»

Рылов А.«В голубом просторе»

Саврасов А.«Грачи прилетели», «Осень»

Саврасов В.«Радуга»

Сомов К.«Радуга»

Степанов А.«Журавли летят»«Лоси»

Шишкин И.И.«Берёзовая роща»«Дебри»«Зимний лес»«Зимний лес. Иней»

«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Щербаков Б.«Тишина. Озеро Неро»

 

ПОРТРЕТЫ

Аргунов И.«Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» Боровиковский В.«Портрет Лопухиной»

Брюллов К.«Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»

Василенко В.«Юрий Гагарин»

Васнецов А.«Весна» Васнецов В.«Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»

Венецианов А.«Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»

Дейнека А.«Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»

Кипренский О.«Автопортрет», «Бедная Лиза»

Кончаловский П.«Автопортрет»

Крамской И.«Неизвестная»

Кустодиев Б.«Автопортрет», «Купчиха»

Левитан И.«Автопортрет»

Лиотар Ж.-Э.«Шоколадница»

Ломакин 0.«Портрет экскаваторщикаН. Мокина»

Маковский К.«Дети, бегущие от грозы»

Матейко Я.«Портрет детей художника»

Мурильо.«Мальчик с собакой»

Нестеров М.«Портрет В.И. Мухиной»«Портрет скульптора ИванаДмитриевича Шадра» Перов В.«Тройка»

Прянишников И.«Воробьи»

Ракша Ю.«Дети на изгороди»

Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»

Репин И.«Стрекоза»

Матвеев Ф.«Вид Рима. Колизей»

Пименов Ю.«Новая Москва»

Поленов В.«Московский дворик»

Сергеев М.«Сказание о невидимом градеКитеже»

Щербаков Б.«Ростов Великий»

Юон К.«Купола и ласточки»

 

 

  • Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного центра), в котором проживают дети
  • Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга
  • Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай)

 

ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ

  • Богородская резная игрушка:

«Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова, «Царь Додон и Звездочёт» И. Стулова

  • Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник, лошадка, козёл, баран, индюк, гусь
  • Русская матрёшка:

загорская, полхов-майданская, разновидности матрёшек -матрёшка-боярыня, матрёшка-боярин, витязь, старик-мухомор

  • Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник, медведь, козёл, петух, курица, лиса

 

ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ

  • Гжельская керамика

(например, чайная пара, чайник, самовар, маслёнка «Жар-птица»)

  • Городецкая роспись по дереву (тарелка, прялка, шкатулка)
  • Жостовская роспись

на металлических подносах (например, подносы «Розовые хризантемы», «Голубые цветы», «Букет лирический», «Жар-птицы»)

  • Лаковая миниатюра Мстёры (например, ларец «Садко», шкатулка «Чудо-юдо рыба-кит»)
  • Лаковая миниатюра Холуя

(например, шкатулка «По щучьему веленью», «Папоротников цвет»)

  • Палехская лаковая живопись (шкатулки, пудреницы)
  • Федоскинская лаковая живопись (например, шкатулки «Сказка», «Царь Салтан и белка», «Аленький цветочек», «Хоровод», «Во поле берёзка стояла», «Лель»)
  • Хохломская роспись по дереву (ложки, тарелки, утица, горшок, ковш, шкатулка)

 

ДРУГИЕ ВИДЫ ИЗДЕЛИЙ

  • Вологодское кружево
  • Павлово-посадские платки и шали

(например, платки «Царевна», «Весенние грёзы», «Карнавал»; шали «Времена года»)

  • Ростовская финифть
  • Скопинская керамика (горшок, кувшин, миска, крынка, квасник)
  • Художественные изделия из бересты (шкатулки, туеса)
  • Художественная роспись ткани (например, платки «Венок осенний», «Китайские цветы, шарф «Красные пионы», панно «Японские мотивы»)
  • Художественный текстиль
  • Клинские ёлочные украшения (шары «Мороз», «Снегурочка», «Птички», игрушки «Снегурка», «Топтыжка», «Снеговик», «Пингвин»

 

 

Примерный список   детских книг с иллюстрациями известных художников

Иллюстрации    известных художников

 

Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка»                         Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A.  Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова

Демченко 0.«Сказки-крошки»B.    Кротова, «Почему пантера чёрная, а леопард - пятнистый?»Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга

Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования«Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»

Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка Рох»

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака

Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка-потешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина

Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова)  Сутеев В«Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории».

Перспективный  тематический план по развитию лексико –грамматической стороны речи. Вторая младшая группа.

Месяц

Название темы

Сентябрь

  1. Детский сад
  2. Игрушки
  3. Осень
  4. Овощи

Октябрь

  1. Фрукты
  2. Ягоды
  3. Грибы
  4. Деревья

Ноябрь

  1. Перелётные птицы
  2. Одежда
  3. Обувь
  4. Здоровей-ка

Декабрь

  1. Зима
  2. Зимние забавы
  3. Зимующие птицы
  4. В гостях у сказки
  5. Новый год

Январь

  1. Семья
  2. Дикие животные – зимой
  3. Мебель

Февраль

  1. Азбука безопасности
  2. Транспорт
  3. Профессии наших пап
  4. День Защитника Отечества

Март

  1. Весна. День рождения весны
  2. Праздник - 8 марта
  3. Профессии наших мам
  4. Наша пища, еда

Апрель

  1. Посуда
  2. Встречаем перелётных птиц
  3. Домашние животные и их детёныши
  4. Дикие животные – весной

Май

  1. Наша страна. Мой родной край
  2. День Победы
  3. Насекомые
  4. Здравствуй лето

Перспективный  тематический план по развитию лексико –грамматической стороны речи. Средняя группа.

Месяц

Название темы

Сентябрь

  1. Осень
  2. Фрукты
  3. Овощи
  4. Лес. Деревья

Октябрь

  1. Грибы
  2. Ягоды
  3. Перелётные птицы
  4. Дом

Ноябрь

  1. Мебель
  2. Посуда
  3. Продукты питания
  4. Одежда (демисезонная одежда)

Декабрь

  1. Зима
  2. Домашние животные
  3. Дикие животные
  4. Новогодний праздник

Январь

  1. Рождество
  2. Зимние забавы
  3. Зимняя одежда
  4. Зимующие птицы

Февраль

  1. Транспорт
  2. Профессии
  3. День Защитника Отечества
  4. Женский день. Профессии мам.

Март

  1. Весна (перелётные птицы)
  2. Женский день
  3. Игрушки
  4. Домашние птицы

Апрель

  1. Космос. День космонавтики
  2. Обувь
  3. Рыбы
  4. Семья

Май

  1. Праздник День Победы
  2. Цветы
  3. Насекомые
  4. Здравствуй лето

Перспективный  тематический план по развитию лексико –грамматической стороны речи. Старшая  группа.

Месяц

Название темы

Сентябрь

  1. Детский сад
  2. Игрушки

Октябрь

  1. Осень
  2. Овощи
  3. Фрукты
  4. Сад, огород

Ноябрь

  1. Лес, грибы, ягоды, деревья
  2. Перелётные птицы
  3. Одежда
  4. Обувь, одежда, головные уборы

Декабрь

  1. Ателье
  2. Зима. Зимние забавы
  3. Мебель. Части мебели
  4. Семья
  5. Новогодний праздник

Январь

  1. Зимующие птицы
  2. Дикие животные зимой

Февраль

  1. Почта
  2. Транспорт
  3. Комнатные растения
  4. Наша армия

Март

  1. Весна. День рождения весны
  2. Праздник 8 марта
  3. Профессии
  4. Наша пища, еда

Апрель

  1. Хлеб
  2. Посуда
  3. Мой дом
  4. Домашние животные и их детёныши

Май

  1. Наша страна. Мой родной край
  2. Человек
  3. Насекомые
  4. Лето

Перспективный  тематический план по развитию лексико – грамматической стороны речи. Подготовительная к школе группа.

Месяц

Название темы

Сентябрь

  1. Урожай (овощи, фрукты)
  2. Краски осени

Октябрь

  1. Животный мир (дикие животные и их детёныши)
  2. Я человек
  3. Народные традиции (перелётные птицы)
  4. Наш быт (дом, мель) 

Ноябрь

  1. Дружба. День Народного единства (Наша страна, столица нашей Родины Москва)
  2. Транспорт
  3. Здоровейка (одежда, обувь, головные уборы)
  4. Кто, как готовится к зиме (зимующие птицы)

Декабрь

  1. Здравствуй зимушка – зима! (Зимние забавы, зимние виды спорта)
  2. Город мастеров (инструменты)
  3. Новогодний калейдоскоп (Зимующие птицы)
  4. Новогодний калейдоскоп

Январь

  1. В гостях у сказки (животные жарких стран и их детёныши)
  2. Этикет (посуда, наша пища, еда)

Февраль

  1. Моя семья
  2. Азбука безопасности (Город, мой родной край)
  3. Наши защитники
  4. Праздник бабушек и мам

Март

  1. Миром правит доброта (Комнатные растения)
  2. Быть здоровыми хотим (Спорт, виды спорта)
  3. Весна шагает по планете
  4. День смеха. Цирк. Театр (профессии)

Апрель

  1. Космос. Приведём планету в порядок.
  2. Встречаем перелётных птиц
  3. Волшебница вода (Морские, речные обитатели)
  4. Праздник весны и труда (Хлеб, откуда хлеб пришёл?)

Май

  1. День Победы
  2. Мир природы (Насекомые)
  3. До свидания детский сад (школа, школьные принадлежности)
  4. Лето

        Перспективное тематическое планирование ООД в младшей группе по изобразительной деятельности (3-4 года)

 

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Разноцветные шарики»

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

«Мышка и репка»

Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа.

«Выросла репка большая-пребольшая»

Создание сказочной композиции, рисование репки и домика .

Октябрь

«Яблоко с листочком и червячком»

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.

«Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками

«Грибная полянка»

Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).

«Падают, падают листья – в нашем саду листопад»

Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым

Ноябрь

«Град, град!»

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами.

«Полосатые полотенца

для лесных

зверушек»

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

«Сороконожка в магазине»

Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа.

«Мойдодыр»

Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)

Декабрь

«Вьюга-завирюха»

Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка.

«Снеговик-великан»

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

«Серпантин»

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки.Развитие чувства цвета и формы.

«Праздничная ёлочка»

Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

Январь

«Светлячок

(по мотивам

стихотворения

Г. Лагздынь)»

Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения

«Мышка-норушка»

Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа.

«Волшебные снежинки»

Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).

Февраль

«Катится колобок по дорожке»

          Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

«В некотором царстве»

Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы,

образов сказочных героев и средств художественно-образной

 выразительности. Развитие воображения.

«Робин Красношейка»

Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм -бумажных полосок.                  Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

«Неваляшка танцует»

Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма.

Март

«Сосульки»

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию

«Цветок для мамочки»

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги

«Большая стирка

(платочки и полотенца)»

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке.

«Бублики-баранки»

Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов.

Апрель

«Филимоновские игрушки»

Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса

«Цыплята и одуванчики»

   Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности.

«Ручеёк и кораблик»

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

«Почки и листочки»

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

Май

«Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!»

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

«Божья коровка»

   Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.

Перспективное тематическое  планирование ООД в средней группе по изобразительной деятельности ( 4-5  лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Картинки для наших шкафчиков»

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками

«Яблочко спелое»

         Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами

«Путаница»

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческой, самостоятельности, уверенности, инициативности.

«В лесу»

Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

Октябрь

«Листопад и звездопад»

Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста

«Кисть рябинки, гроздь калинки…»

         Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

«Воробьи в лужах»

Учить детей рисовать птиц; передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

«Бабушкин домик»

Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.

Ноябрь

«Мышь и воробей»

     Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

«Кошка с воздушными шариками»

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

«Зайка серенький стал беленьким»

Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской.

«Красивые салфетки»

Рисование узоров на салфетках круглой и овальной формы; нарисовать красивую салфетку, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

Декабрь

«Морозные узоры»

    Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( узоры). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

«Праздничная ёлочка»

Аппликативное изображение ёлочки из треугольников. Украшение ёлок декоративными элементами.

«Забавные животные»

Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина;  учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать

«Наша ёлочка»

Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы

художественного объекта .

Январь

«Перчатки и котятки»

Изображение и оформление перчаток по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с обведение карандашом не отрываясь от листа бумаги. Развивать воображение, творческие способности.

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

Февраль

«Мышонок - моряк»

Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства.

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

«Кто-кто в рукавичке живёт (по мотивам сказки – Рукавичка)»

Рисование по содержанию литературного произведения. Вспомнить с детьми содержание сказки Рукавичка, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность.

«Весёлый поезд»

    Рассматривание вида из окна.

Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков.

«Храбрый мышонок»

Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.

Март

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе.

«Подарим маме цветы»

Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.

«Весёлые матрёшки »

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

«Храбрый петушок»

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

Апрель

«Крючка, Злючка и Зака -Закорючка»

Создание интереса к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами. Рисование по содержанию литературного произведения. Передача в рисунке характера и настроения героев.

«Котятки и перчатки»

Изображение и оформление «перчаток»(или «рукавичек») по своим ладошкам -правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном рас-

стоянии без отрыва от бумаги.

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

    Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

«Изящные рисунки Ю.Васнецова  к книге «Шутки-прибаутки»

Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение

Май

«У солнышка в гостях»

Рисование фантазийных образов. Освоение нетрадиционных техник рисования (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография).

«Тучи по небу бежали»

      Закрепление техники аппликативной мозаики.  Освоение приёма оформления тучи (красивое расположение, украшение декоративными элементами).

Перспективное тематическое  планирование ООД в старшей группе по изобразительной деятельности ( 5-6  лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Чудесные превращения кляксы»

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

«Весёлое лето»

Рисование простых сюжетов, с передачей движений простых сюжетов между персонажами.

«Наша группа»

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

«Нарядные лошадки»

Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Октябрь

«Превращения камешков»

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы

«Осенний натюрморт»

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения

«Осенние листочки»

Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

«Золотая хохлома»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

Ноябрь

«Деревья в нашем парке»

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

«Золотые берёзы»

     Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

«Дымковская барышня»

Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

«Я рисую море»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

Декабрь

«Морская азбука»

Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

«Весело качусь я под гору в сугроб» (2 занятия)

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

«Неприбранный стол»

 Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.

«Еловые веточки»

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план.

Январь

«Волшебные снежинки»

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам

«Лиса-кумушка»

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

                            Февраль

«Жила-была конфета»

Развитие композиционных умений, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

«Сказочная гжель»

Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

«Кошка на окошке»

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

«Папин портрет»

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

Март

«Весеннее небо»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

«Милой мамочки портрет»

Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

«Весёлый клоун»

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

«Морская азбука»

Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

Апрель

«Солнечный цвет»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

«Солнышко нарядись»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам

«Радуга-дуга»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

«Кошки на окошке»

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Май

«Зелёный май»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

«Весёлое лето»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами

Перспективное тематическое  планирование ООД в подготовительной к школе группе по изобразительной деятельности (6-7  лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Улетает наше лето»

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений (самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно-выразительные средства).

«Чудесная мозаика»

Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной гармоничной композиции.

«Осенние картины»

Создание сюжетных композиций. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

«Ветка рябины»

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение веток и листьев, их цвет и оттенки. Закреплять умение красиво располагать ветки на листе бумаги. Упражнять в рисовании карандашом и гуашью. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности в изображении

Октябрь

«Белый медведь и северное сияние»

Поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

«Лес, точно терем расписной..»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раз-движение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

«Летят перелётные птицы»

(по мотивам сказки М.Гаршина)

Создание сюжетов по мотивам сказки, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.

«Деревья смотрят в озеро»

Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки

Ноябрь

«Такие разные зонтики»

Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте и парашюте).

«Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

  Отображение в рисунке впечатлений о поездках - рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия

«По горам, по долам…»

  Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

«Разговорчивый родник»

Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка

Декабрь

«Морозные узоры»

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).

«Дремлет лес под сказку сна»

Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

«Гжельская сказка»

Закреплять знания детей о холодной гамме оттенков гжельской росписи; учить получать разные оттенки. Учить создавать декоративную композицию, используя только белый и синий цвета. Продолжать знакомить с приёмами рисования элементов росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.

«Сказочная птица»

Закреплять знания детей о тёплых цветах и их оттенках; умение смешивать гуашевые краски, рисовать кистью. Учить создавать в рисунке образ сказочной птицы, рисуя необычные элементы на хохолке, хвосте, оперении с помощью узоров, оттенков цвета. Развивать чувство цвета и ритма в узоре, творческую активность.

Январь

«В рождественскую ночь»

Познакомить детей с историей праздника Рождества, его особенностями. Учить создавать композицию со свечой и ёлочной веткой. Воспитывать чувство уважения к русской культуре, её истокам.

«Баба Яга и Леший»

Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.

Февраль

«Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные явства)»

Рисование декоративной посуды по мотивам «гжели», дополнение изображениями сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).

«День и ночь»

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно-образной выразительности.

«Я и папа»

Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида,характера и настроения конкретных людей (себя и папы)

«Мы с мамой улыбаемся»

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

Март

«Букет цветов»

Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определённой точки зрения.

«Мой любимый детский сад»

Закреплять умение детей рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного оттенка. Учить представлять настроение своей картины и передавать его в цвете. Развивать творческую активность и самостоятельность

«Золотые облака» (весенний пейзаж)

Дальнейшее знакомство детей с новым художественным материалом - пастелью. Освоение приёмов передачи нежных цветовых нюансов.

«Чудо - писанки» (беседа о декоративно-прикладном искусстве)

Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Апрель

«В далёком космосе»

Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

«Весенняя гроза»

Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение

«Морские коньки играют в прятки»

Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

«Лягушонок и водяная лилия»

    Составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Май

«Золотой петушок»

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения.

«Букет с папоротником и солнечными зайчиками»

Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами (солнечными зайчиками) по представлению или с натуры. Дальнейшее знакомство с жанром натюрморта. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе

Литература

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». – М.:  2008.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Лыкова И.А. «Цветные ладошки". Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009.
  10. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
  11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...

Творческое развитие детей дошкольного возраста на занятиях ритмики

1. Основоположник ритмики Эмиль Жак-Далькроз2. Творческое развитие детей дошкольного возраста на занятиях ритмики...

Презентация "Словесно-логические игры для творческого развития детей дошкольного возраста"

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время детям особенно...

Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста

Одной из задач воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с издели...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Статья на тему "Роль и значение здоровьесберегающих технологий в процессе художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (музыкальное развитие).

Музыка, как составная часть художественно-эстетического развития – это наиболее «благоприятная почва» для разностороннего творческого развития ребенка, так как включает в себя целый ...