Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Горбатова Екатерина Николаевна

Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников «Сказка» Кемеровского муниципального района

СОГЛАСОВАНО:

Заведующая

МДОУ детский сад «Сказка»

________________Михайлова С.М.

«_____»__________2013г.

Экспериментальная деятельность

как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста

(Методические рекомендации)

Составитель:

Горбатова Екатерина Николаевна

Кемеровский район 2013

Содержание

Введение ………………………………………………………………… ……...  3

  1. Особенности познавательного развития дошкольников. …..…………….. 5
  2. Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей……………………………………………………………………………8
  3. Развитие творческих способностей посредством экспериментальной деятельности…………………………………............................................... 18
  4. Мониторинг познавательного интереса у детей дошкольного возраста...21

Заключение……………………………………………………………………...  24

Список литературы……………………………………………………………... 26

Приложения…………………………………………………………………...…27

Введение

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка.

Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения[1].

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Познавательная активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

С введением Федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников[2]. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать следующие задачи:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и уметь проверить правильность своих предположений.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски задач, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка [4].

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми была определена цель:  

интеллектуально-личностное и творческое развитие детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. создание условий для развития экспериментальной деятельности в группе -  экологического центра и  детской экспериментальной лаборатории;
  2. планирование экспериментальной деятельности   с учетом времени года;
  3. разработка методических пособий  по  экспериментированию  и  проведению занимательных опытов;
  4. организация работы кружка «Юные исследователи»;
  5. создание и  реализация  проектов детской  экспериментальной  деятельности.

  1.  Особенности познавательного развития дошкольников

        Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжения многих лет занимает одно из ведущих мест в психологических и педагогических исследованиях.

        Познание - то сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента:

  1. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений фактов событий нашего мира и мыслительные процессы необходимые для получения и переработки информации.
  2. Вторым компонентом познания является отношением человека к информации. Иными словами информация, дойдя до человека, став его достоянием оставляет в душе определенный чувственный эмоциональный след, который мы называем “отношением”.

         У взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение – первично, а информация вторична.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе, для того чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать атмосферу общей привлекательности являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

          Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность [Приложение 1]. Линии развития познавательных интересов дошкольников:

 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника.

      2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

      В 5-6 лет старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели.
        Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять з
акономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
       К 6 годам накопленные сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации. Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений.
Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и пр
еобразования мира через освоение умений:

  1. постановка цепи и планирование;
  2. прогнозирование возможных эффектов действия;
  3. контроль выполнения действий;
  4. оценка результатов и их коррекция.

   К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи.  У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.        

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

        Исследуя интеллектуальное развитие дошкольников, Н.Н. Поддъяков писал: "Одна из общих задач исследования проблемы интеллектуального воспитания дошкольников заключается в разработке такого содержания обучения, овладение которым позволило бы детям в доступных им пределах успешно ориентироваться в тех областях окружающей действительности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни"

         Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что при создании благоприятных условий для познавательного развития детей, возможно достичь их, высокое потенциальное развитие.

  1. Экспериментирование, как средство развития познавательной       активности детей

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы[3].

       Реализуя Основную образовательную программу дошкольного учреждения, изучая современную методическую литературу, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство по ознакомлению дошкольников с окружающим миром — детское экспериментирование.

С самого рождения детей окружают явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой- предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений [7].

И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, я провожу работу по экспериментальной деятельности. Основной   задачей при изучении отдельных тем, проведении наблюдений является умение сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире [Приложение 2].

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия[8].

Исходя из запросов детей, были разработаны и собраны занимательные опыты, в которых объекты экспериментальной деятельности были поделены на пять разделов: живая природа, неживая природа, физические явления, человек.

Планирование экспериментальной деятельности я спланировала по месяцам, для эффективности в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы, используя благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание по разделу «живая природа» изучаются в осенние месяцы, разделы «неживая природа», «физические явления», «человек» запланированы на зимние, весенние месяцы, а преобразовательная деятельность сопровождает ребенка на всех этапах экспериментирования.  

 Для практической экспериментальной деятельности детей была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, кроме традиционного экологического центра в группе была оборудована и постоянно оснащается детская экспериментальная лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. 

Оснащение детской экспериментальной лаборатории:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

  1. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  3. бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  4. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
  5. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  6. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  7. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  8. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.

Опыты используются как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.  Это подтверждают многочисленные примеры:

Опыты с молоком.  Наверное, многие из вас сталкивались с такой проблемой: дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему нам помогли сами ребята, создав вместе с Веселым Молочником замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, желе. «Здоровячок», «Витаминный» — такие замечательные названия придумали ребята этим напиткам.

Опыты с объектами неживой природы.  Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. На прогулке, юные исследователи, решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить в ладошку и как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать” [5].

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, светом, магнитом.

Обычно на вопрос: «Как можно увидеть и почувствовать воздух?», дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов.

Опыты «Как можно увидеть и почувствовать воздух»:

  1. мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки);
  2.  у нас есть вдох и выдох;
  3.  сколько весит воздух?;
  4. можно ли поймать воздух?;
  5.  бывает ли воздуху холодно?;
  6.  вдунь шарик в бутылку;        
  7. может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжая знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком.

Опыты с песком:

  1. песчаный конус (течение песка);
  2.  свойство мокрого песка;
  3. песочные часы;
  4. своды и тоннели.

Дети рассуждают, из какого песка можно лепить, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз детям предоставляется возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды происходит знакомство детей со свойствами жидкостей[6].

Вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много, а суша   занимает одну треть её поверхности.

Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду. 

Опыты с водой.

  1. “Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)
  2. “Испаряется ли вода?”. Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ).
  3. “Делаем облако”. Наливаем в банку горячей воды, 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако.

Кружок «Юные исследователи».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. 

 Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. И моей задачей, как педагога, является помощь детям в проведении этих исследований, сделать результаты их исследований полезными. В этом мне помогают занятия с детьми на кружке «Юные исследователи», где дети закрепляют умения задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно придумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. 

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. 

Проектная деятельность.  

Для развития поисково- познавательного интереса у детей в группе реализовывался   проект: «Наш веселый огород» в работе над которым у детей формировались навыки выращивания овощей и ароматических растений на окне; изучались условия выращивания и потребности растений.

Проделанная работа была продолжена в проекте «Осень в гости к нам пришла» в ходе работы дети убирали урожай овощей первоначально выращенных рассадой в контейнерах. На рождественских каникулах дети нашей группы посетили воспитанников старшей группы и показали опыты с кока-колой в рамках реализации проекта «Чудеса кока-колы».        

Для нас важно, что данная деятельность позволяет детям планировать эксперименты самостоятельно. Это показывает, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. 

Мои отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети в процессе совместной деятельности учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Мотивация интереса к экспериментированию.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Ёж и большой знаток проблем природы Лягушка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. А Мудрый ЁЖ вместе с детьми составил правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.

Приятно, что эти   герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которым можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.

Работа с родителями.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся различные консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условия», «Опыты с водой», даются рекомендации по вопросам: что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; какие можно провести эксперименты дома с детьми. Родители принимали активное участие в конкурсе Уголков экспериментирования, помогали в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Была разработана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. 

Для успешной работы в этом направлении я нахожу ответы на свои вопросы в разных источниках, опираюсь на опыт других педагогов.

Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

  1. Развитие творческих способностей детей

посредством экспериментальной деятельности

Процесс развития детей важно направлять по творческому руслу - руслу созидания, самостоятельности, гибкости и оригинальности мышления, чтобы, по словам М Монтеля, ребенок «чувствовал себя тверже, чтобы обратил и украсил себя изнутри». Поэтому особого внимания заслуживает преобразовательная деятельность. Здесь важно положение о том, что личность не может развиваться только в рамках потребления, что ее развитие предполагает созидание и преобразование, которые не знают границ. Только то, что созидается человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляют для него интерес, который, связан с другими людьми, так как в акте творчества заключен всеобщий результат, значимый для всех, а не только для его созидателя, преобразователя.

      В своей работе с детьми я широко используется конструирование из бросового, природного материала, как на занятиях, свободной деятельности, так и в совместной деятельности детей и родителей. Для этого в группе организовываются тематические выставки поделок продуктов совместного творчества детей и родителей («Осенняя фантазия», «Новогодняя игрушка своими руками» и т.д.). Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в действенной форме, ею могут быть художественная, конструктивная деятельность, ручной труд. Выбор зависит от особенностей деятельности. Она должна быть продуктивной, преобразовательной, отражающей реальную действительность. Эти особенности дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с объектами (или предметами), проявлять инициативу, способности, творчество. Вовлечение детей в процесс изготовления макетов и сбор материалов для экспериментального центра помогает в процессе совместной работы закрепить знания детей об изготавливаемом объекте, так же реализовать творческие планы, умения детей.

Преобразовательная деятельность человека представляет собой ту систему, внутри которой возникают и осуществляются психические процессы, сами выступающие в виде особых форм деятельности (в данном случае- творческие проявления). Активность тесно связанна с потребностями, которые служат ее внутренними источниками. Характер и содержание потребностей изменяется под влиянием мотивов. Они побуждают человека к деятельности, объясняют, почему выбрана та или иная цель, делают процесс достижения результата реальным и результативным [Приложение 3].

   Механизмом преобразовательной деятельности служит неудовлетворенность потребности в предмете, которая требует его изменения. [3]. Так в оборудовании спортивного уголка появляется новое игровое оборудование изготовленное из бросового материала, музыкальные инструменты сделанные из подручного материала совместно с родителями.

    Формирование творчества может осуществляться не только после этапа накопления определенных знаний, умений и навыков, которые составляют основу творческого процесса, оно необходимо на всех этапах воспитания и обучения детей. А это возможно лишь при создании для детей условий, в которых они имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Мои наблюдения за экспериментированием дошкольников показали, что у большинства детей манипуляции находятся на примитивном уровне и могут оставаться на нем длительное время. Через некоторое время дети теряют интерес к материалу и действиям с ним. Поэтому, до того как интерес у детей угаснет, я предлагаю им решить какую-либо изобразительную задачу путем использования выявленных ими свойств материалов и предметов. Дети решают проблемную задачу, например, как изобразить оперение утенка, выбирают найденные в процессе экспериментирования приемы графического изображения: рисование по сырому, на натертой воском бумаге или тычком жесткой полусухой кистью, оттиск поролоном, пенопластом, смятой бумагой, рисование штрихом и т.д.

Поэтому нужно иметь в своем арсенале необходимые материалы и средства рисования и вовремя ввести их для исследования детьми в свободное время. Экспериментирование не ограничивается рамками рисования, дети с удовольствием вводят реальные детали в лепные изображения (хвою сосны в лепке ежика, бусинки — глаза у человека, и т.д.), используют в аппликационных и коллажных работах. Особую выразительность аппликационным работам придают нетрадиционные для нее материалы. Одним из наиболее популярных у детей вариантов является использование клеевого фона и мелкого природного или бросового материала (опилки, высушенные чаинки, семена растений, чешуйки еловых шишек, нарезанные нитки из распущенных трикотажных изделий и т.д.).

Следует помнить, что необходимо предоставить детям максимально разнообразный материал в свободное пользование. Для этого в центре экспериментирования группы собран богатый материал бросового, природного материала, образцы различных материалов, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия или кружка.     Все это помогает детям создавать работы, изделия для удовлетворения своих творческих потребностей и умений.

 Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру. Такие качества необходимы для развития творческих способностей детей, которые, несомненно, необходимы им не только в изобразительной и других видах деятельности, но и для становления творческой личности в целом.

  1. Мониторинг познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

        Было проведено исследование познавательного интереса у детей. Целью исследования является установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательной, творческой активности детей. Были определены показатели и подобраны диагностические методики.

        Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. Были выделены структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как «ряд навыков деятельности». 
Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
        Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае выделяются такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимости исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления. Во взаимодействии человека с окружающим миром [Приложение 4].

Разработанная методика «Маленький исследователь», предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой) [5].

        Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?»  Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый -1 балл [Приложение 5].

 На начальном этапе работы 45% детей отдали предпочтение игровой деятельности, 30% детей предпочли занятие художественным творчеством и 25% детей выбрали чтение художественной литературы, экспериментирование не было выделено ни одним воспитанником.

Анализ рисунка  показывает, что после проведенной работы интерес к

экспериментальной деятельности возрос до 18%.

С целью выявления у детей сформированности навыков экспериментальной деятельности и отношения к экспериментальной деятельности были разработаны показатели уровня

овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. [Приложение 6].

На первом этапе исследования 25% детей имели низкий уровень сформированности экспериментальной деятельности, 50% детей средний уровень и 25% детей высокий уровень. Второй этап исследования выявил рост показателя сформированности и интереса к экспериментальной деятельности у детей. Так количество детей с низким уровнем сформированности сократилось до 12,5%, средний уровень был определен у 45,9% детей, а количество детей с высоким уровнем сформированности и интереса к экспериментальной деятельности возрос до 41,6% детей.

Так же на втором этапе мониторинга было проведено исследование          

уровня познавательной активности. Исследование проводилось на основе анкеты заполняемой на каждого ребенка, в которой педагог отвечал на вопросы [Приложение 7] и по окончанию суммировал балы, полученные в ходе ответов на вопросы [Приложение 8].

Анализ результатов свидетельствует, что у 61,9 % детей – познавательная потребность выражена сильно, у 14 % детей – познавательная потребность выражена умеренно и у 23,8 % детей – познавательная потребность выражена слабо.

Таким образом результаты мониторинга познавательного интереса у детей показали, что интерес к экспериментальной деятельности детей возрос с 0% до 18%.

Дети стали активнее, проявляли инициативу, творческий интерес, увлеченность исследовательской деятельностью, желание искать способ решения проблемы, научились видеть, мир в системе взаимосвязей и взаимозависимостей все это говорит о том, что у детей появилась мотивационно - творческая активность, которая является основой успешной творческой деятельности.

Заключение

Экспериментальная деятельность способствует интеллектуально-личностному, творческому развитию детей. В ходе проделанной работы было выполнено следующее:

  1. Разработано планирование экспериментальной
  2. Созданы условия для развития экспериментальной деятельности в группе -  экологический центр и детская экспериментальная лаборатория, которая была оснащена измерительными приборами, лупами, весами воронками, градусниками, образцами семян растений, образцами различных материалов, колбами, пробирками, различными емкостями для проведения экспериментов, собран природный, бросовый материал; образцы различных тканей и т.д.
  3. Разработаны методические пособия по экспериментированию и проведению занимательных опытов. Для закрепления знаний детей о растениях, природных явлениях созданы альбомы, гербарии собраны дидактические, настольно-печатные игры, макеты природных зон.
  4. Организована работа кружка «Юные исследователи».
  5. Созданы и реализованы проекты детской экспериментальной деятельности «Наш веселый огород», «Осень в гости к нам пришла», «Чудеса кока-колы».

Мониторинг познавательного интереса у детей дошкольного возраста показал, что в процессе деятельности у детей совершенствовались способности сравнивать, анализировать, формулировать определения понятий, дети научились использовать различные эталоны, символы. Дети научились составлять схемы, карты и использовать свои знания и умения в самостоятельной деятельности.

 Результаты исследования сформированности экспериментальной деятельности показали, что уровень сформированности изменился:

-количество детей с высоким уровнем возрос с 25% до 41,6%

-количество детей со средним уровнем уменьшился с 50% до 45,9%

-количество детей с низким уровнем уменьшился с 25% до 12,5%

Дошкольники стали внимательнее друг к другу и к себе, проявляли сотрудничество, пытались находить причину своих удач или ошибок.

Дети стали проявлять большую самостоятельность при проведении эксперимента, могут рассуждать по поводу перспектив своей деятельности и предполагаемых результатов.

Список литературы

  1. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». [Текст]: Дошкольное образование, для специалистов ДОУ- СПб. Детство-Пресс, 2003. -304 с.
  2. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. -80с.
  3. Горбашева Г.Б., Н.В. Кузнецова, Т.А. Балакшина. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред.Л.Н. Прохоровой. -3-е изд., испр.и доп.-М.: АРКТИ, 2010. -64 с.
  4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения [текст]: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду[текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
  7. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 79с.
  8. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1. - С.6.

Приложение 1

Средства и способы познания действительности детьми 4-7 лет.

Группа

Средства

Способы


Средняя.

Разнообразие предметов одного вида. 
Предметы и явления, находящиеся за пределами непосредственного восприятия детей. Слова-понятия, слова-обобщения. Познавательные сказки, рассказы. 
Сенсорные эталоны.
Комментирование своих игровых и бытовых действий.

Упорядочивание накопленных представлений (последовательность, смысловые ценности). 
Сериация по системе выраженности качества.
Анализ свойств предметов (форма, цвет, величина, качества, свойства).
Классификация по существенным признакам.

Старшая

Системные представления об окружающем мире.
Сенсорные эталоны различных мер.
Знаково - символическая деятельность (активное включение знаков, моделей, схем, планов, чертежей).
Слова-понятия.
Познавательные вопросы.
Информация о мире.

Наблюдение.
Обследование объектов.
Сравнение и сопоставление по признакам, функциям (различие, сходство).
Классификация по нескольким признакам.
Обобщение на основе выделяемых признаков.
Сериация (по скорости, твердости и т.д.)
Анализ и синтез.
Измерения.
Умозаключения и оценка.
Экспериментирование с предметами, их образцами и моделями.
Установление причинно-следственных связей.


Подготовительная

Навык работы с информацией: получать из различных источников, анализировать, использовать, классифицировать ее, представлять (эффективная речь).
Поисково-практическая деятельность.
Познавательная литература.

Анализ различных явлений, событий.
Обобщения и сопоставления.
Умозаключения.
Предвидение возможного развития событий.


Приложение 2

Модель обучения детей организации экспериментирования

Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности

Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

1 этап

Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве.

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов.

2 этап

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент.

- проблемные вопросы;

- пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приемы межличностного общения и сотрудничества

Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3 этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

Приложение 3

Компоненты преобразовательной деятельности

        

Приложение 4


Показатели


Диагностические методики


Отношение детей к экспериментальной деятельности


Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. 


Уровни сформированности экспериментальной деятельностью


Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).


Уровень развития любознательности, познавательной активности


Анкета для воспитателя «Изучение познавательных интересов». 

Таблица показателей и диагностических методик для исследования уровня сформированности

познавательно-исследовательского интереса у дошкольников.

        

Фамилия, имя ребенка

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21

Приложение 5

Данные по методике "Маленький исследователь"

   

«К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?"

4б.-экспериментирование

3б.-чтение книг

2б.-изодеятельность

1б.-игровой уголок

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в группе распределились следующим образом:

1 место – _____________________________________________

2 место – _____________________________________________

3 место – _____________________________________________

4 место - _____________________________________________

Т.е. экспериментирование заняло ______________ место

Приложение 6

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельность


уровни

Отношение к экспериментальной деятельности 

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия


Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.


Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. 

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.


низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательгостей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

Приложение 7

"Изучение познавательной активности"

Анкета для педагога

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Приложение 8

Изучение познавательной активности


Фамилия, имя ребенка

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Из вышеприведенных результатов мы видим, что:

______% детей – познавательная потребность выражена сильно.

______% детей – познавательная потребность выражена умеренно.

______% детей – познавательная потребность выражена слабо.

             

  2   этап

  1   этап

Преобразовательная деятельность

1.Принятие цели и ее осознание (либо постановка проблемы детьми вместе со взрослым или на основе определенной мотивации)

2.Прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа, планирование последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем, рисунков)

3. Реализация замысла

4.Получение продукта деятельности (оригинального, нестандартного, значимого для ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умстве...

«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»

В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы....

Публичная лекция: «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектно-экспериментальную деятельность»

Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только соз...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность – как метод познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и познавательно-исследовательской деятельности детей. Педагог, использующий экс...

«Познавательно-творческое развитие детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Методическая разработка, нацеленная на совершенствование образовательной деятельности  посредством системного внедрения в работу  с обучающимися эффективных педагогических технологий и метод...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...